Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:41, шпаргалка
1 . История возникновения радио (Маркони, Попов).
2. Радио в период гражданской войны.
3. Радио в довоенные годы.(все что нашла).
4. Радио в период ВОВ.
5.Радио 50-60х годов.
....
12. Коммерческие радиостанции (Европа+, Русское радио).
Корреспонденты и редакторы
радио способствовали формированию
нового общественного сознания, и
прежде всего активному участию
личности в политических и социальных
процессах страны. Не менее важным
было и обращение к повседневным
жизненным проблемам, волнующим
людей. Радиожурналисты стали
Наконец, обозначились существенные сдвиги в программировании: появилась новая радиоформа – каналы (информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные передачи.
Многие из перечисленных
новшеств получили развитие в дальнейшем,
как в государственном
8. Радио 90-х.
Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.
Прежде всего, подверглась
изменениям структура Гостелерадио
СССР, казавшаяся незыблемой именно потому,
что она не только соответствовала
государственным задачам в
Кроме этого, в России на
основе местных радиокомитетов, входивших
в состав Гостелерадио, создается 88
вещательных структур –
В ноябре-декабре 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую государственную телерадиокомпанию "Останкино".
Так выглядело государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное "Останкино" и набиравшее силу "Радио России" – две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту.
Надо сказать, что обе
организации в аспекте
Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания.
Более молодое, конкурирующее с "Радио-1" и другими каналами "Радио России" вступает в 1992 году в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. "Радио России" превращается в главный государственный канал информации. В его рамках создаются два подразделения: "короткое радио" – дирекция информационной службы и "длинное радио" – дирекция программного вещания. "Короткое радио" представляло собой 10-минутные выпуски новостей в начале часа и аналитические передачи. В подразделении "длинного радио" создавались литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы. "Радио России" собрало в своем коллективе лучших журналистов Всесоюзного радио, "Маяка", "Юности", иновещания (Л. Азарх, Н. Бехтина, В. Соколовская, А. Силикашвили, Д. Ушканов др.).
В основу программной концепции "Радио России" было положено деление вещательного дня на ряд так называемых "каналов".
Здесь надо сделать терминологическое уточнение. С конца 80-х и особенно в начале 90-х годов и в научно-учебной лексике, и в обиходе журналистов радио и телевидения началась большая путаница. Слова "канал", "передача", "программа" стали употребляться как синонимы одного и того же явления, одной и той же формы вещания. Появились и новые определения, вроде "передача на первой кнопке" или просто "третья кнопка", с явным желанием цифрой подчеркнуть социально-государственную значимость программы или уровень опеки и патроната властей. Это, мол, первая кнопка! А это – только третья... значит, менее важная. И уже не всегда можно сразу понять, что имеет в виду журналист или его начальники (приблизительность профессиональной терминологии стала чертой многих официальных документов), когда, скажем, употребляют слово "канал" – техническое обозначение эфирного диапазона, программу, которая идет по проводному (трехпрограммному) вещанию, или многочасовое обозрение – передачу, соединяющую разные по жанрам журналистские материалы, объединенные общей темой или адресом (об этом мы более подобно будем говорить в разделе о жанрах и формах радиовещания). Но слово прижилось, и, рассказывая о развитии отечественного радио на рубеже 80–90-х годов, мы вправе пользоваться им как профессиональным определением. Утром на радио "Радио России" звучал двухчасовой блок канала "Начало", включавший сообщения корреспондентов, музыку, новости, в основном неполитические. Дневной блок был отдан популярному каналу "Домашняя академия". В программах авторского канала "От первого лица" обсуждались проблемы политики и экономики. Поздно вечером выходили молодежный развлекательный канал "4/4", включавший ставшие быстро популярными джазовые программы А. Колосова, цикл программ "Корни и ветви" – о жизни и судьбах известных людей.
Передачи для детей
выходили в эфир утром под общим
названием "Детский остров". Для
подростков существовал "Шалтай-Болтай";
для старшеклассников –
Ряд программ создавался на основе соглашения о многостороннем сотрудничестве с организацией при Всемирной службе Британской радиовещательной корпорации ВВС-МРМ при финансовой поддержке Европейского союза TACIS, в частности образовательные программы о бизнесе, экологии, мыльная опера-сериал "Дом 7, подъезд 4" (совместно с "Эхом Москвы"). Многие из этих программ существуют и сегодня. В апреле – июне 1998 года еженедельно на волнах "Радио России" передавался вызвавший большой интерес у слушателей цикл "Коридоры четвертой власти" (о средствах массовой информации). Он был создан ВВС-МРМ совместно с "Радио России" и факультетом журналистики МГУ также при финансовой поддержке Европейского союза TACIS.
С тех пор как "Радио
России" стало главной государственной
компанией, оно постепенно теряло свой
альтернативный имидж. Его программы
перестали принципиально
Не способствовало поднятию
престижа государственных средств
массовой информации и освещение
войны в Чечне (1994–1995), где были
созданы условия жесткой
9. Современное радио.
Радио XXI века все чаще обращается к лучшим
традициям отечественного вещания. Это
касается всех направлений вещания и в
информационной деятельности радио, и
в публицистике, и в организации просветительских
и развлекательных передач.
В развитии современного российского
радиорынка можно выделить несколько
основных тенденций, которые определяют
поведение ключевых игроков.
Концентрация рынка, создание и развитие
холдингов. В условиях жесткой конкуренции
радиостанциям очень сложно выжить в одиночку.
С одной стороны, создание холдингов позволяет
снизить ряд затрат. Радиостанции одного
холдинга могут иметь объединенные отделы,
например, отделы маркетинга и рекламы.
С другой стороны, объединение в холдинги
позволяет занять большую долю на рынке
и еще больше увеличить объем привлеченных
рекламных средств. Рекламодателям предоставляется
доступ не к одной, а нескольким аудиториям,
своеобразному комплекту. Например, в
состав Русской МедиаГруппы уже входят
радиостанции «Русское Радио» «Русское
Радио-2», «Динамит FM», «Монте-Карло», «Танго».
В 2005 году эта медиагруппа купила еще радио
«Максимум» и радиостанцию «ХИТ-FM».
Необходимость все большей сегментации
радиостанций в рамках холдингов. Сегодня
уже не имеет смысла делать станции общего
формата, они становятся дублерами существующих,
отнимают деньги, а сами не зарабатывают.
Поэтому происходит все большее дробление
на ниши. В рамках одного холдинга появляются
радиостанции, ориентированные на совершенно
разные аудитории. Широкоформатная станция
привлекает большую аудиторию, но она
уязвима и может потерять рейтинг при
появлении другой успешной широкоформатной
станции. Рассчитанные на определенную
аудиторию станции, которыми чаще всего
и прирастают холдинги, - менее доходный,
но более стабильный бизнес.
10. Радио «Маяк».
К середине 60-х
количество выпусков «Последних известий»
по основным программам Всесоюзного
радио дошло до 50. Но и при этом
слушатели получали недостаточно информации
- это понимали даже радионачальники.
Нужны были новые программы передач и
новые информационные скорости. 24 июня
1964 года выходит постановление ЦК КПСС
«Об улучшении информации на радио». Так
начинается история радиостанции «Маяк»,
которая была создана для улучшения подачи
информации.
В постановлении партии
говорилось: «Программа передач радио
«Маяк» должна содержать оперативную
информацию (не реже двух выпусков в час)
о важнейших событиях экономической, политической,
культурной жизни в СССР и зарубежных
странах, краткие комментарии на тему
дня, новости спорта, репортажи, интервью,
создавать путем тщательного отбора и
продуманного повторения наиболее важных
новостей политически верную картину
событий внутренней и международной жизни.
Репертуар радиопрограммы «Маяк» должен
состоять также из коротких передач симфонической
и эстрадной музыки, народных, советских
и зарубежных песен, номеров эстрады, коротких
рассказов и композиций».
Работа радио станции
«Маяк» началась уже 1 августа. Структура
его вещания поначалу была непривычной
для советского слушателя: часовой отрезок
с двумя новостными выпусками в начале
и в середине каждого часа. Новым был и
ритм новой радиостанции, быстрый и напряженный.
Но уже очень скоро мелодия «Подмосковных
вечеров», позывные радиостанции «Маяка»,
стали ассоциироваться с радиоприемником.
Долгие годы "Маяк" был единственным оперативным средством информирования населения о самых важных событиях в стране. Обновленный формат станции сохранил основные принципы вещания. Выпуски новостей по-прежнему выходят с интервалом в полчаса. Остальное время занимают ток-шоу, познавательные программы, специальные авторские проекты, интерактивные развлекательные проекты и, конечно, музыка. Разговоры ведущих затрагивают важные и актуальные темы, ведутся на простом и понятном слушателям языке. На "Маяке" практически нет программ в записи, поэтому в любой момент радиослушатели могут высказать свою точку зрения в прямом эфире.
Одна из особенностей
насыщенного и увлекательного эфира
- интересные диалоги с гостями
станции: известными политиками, музыкантами,
деятелями культуры и спорта. Они
приходят не только чтобы обсудить
самые горячие новости, они готовы
раскрыться перед слушателями "Маяка"
совсем с неожиданных сторон - рассказать
о своем любимом хобби, забавной
коллекции или необычных
11. Радио «России».
Значительным событием этого
периода стало образование "Радио
России", которое начало вещание
10 декабря 1990 года. Его передачи регулярно
звучали в эфире по два часа
утром, днем и вечером на трех программах
Всесоюзного радио. С первых дней
существования "Радио России"
оказалось в положении
Почти вся работа новой редакции, основу которой составили журналисты, пришедшие в штат нового подразделения из "Юности", велась в прямом эфире. Сетка вещания включала выпуски информации и авторского канала "От первого лица". В основном принципы работы основывались на опыте программ "Юности", "Молодежного канала" и "Вечернего курьера", содержание каждого выпуска определялось не только набором событий, но и личностью ведущего.
Во время попытки
"Радио России" выходило
в эфир через телефонную
Сегодня Радио России обладает
уникальными возможностями