Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Известно, что развитая рыночная инфраструктура – необходимый атрибут товарной экономики с рыночным механизмом производства, распределения, обращения и потребления в процессе воспроизводства общественного продукта. Это – комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих общие условия воспроизводства в условиях рынка, в то числе адекватно обслуживающих систему товарного обращения средств производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Теоретическая часть. Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка....................................................... 5
Абсолютные показатели………………………………………… 5
Относительные показатели………………………………………7
Относительная величина динамики……………………………..9
Относительная величина выполнения плана…………………...10
Относительная величина структуры…………………………….12
Относительная величина координации и относительная величина наглядности……………………………………………………......13
Относительная величина интенсивности………………………..14
Общие принципы построения относительных статистических показателей………………………………………………………...16
Расчетная часть………………………………………………………...18
Аналитическая часть…………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………44
Приложение……………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

вот!!! Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка!.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

Относительные величины имеют форму коэффициентов, если они исчисляются делением сравниваемой величины на базу сравнения. Если коэффициент умножить на 100, то получим результат сопоставления в процентах. Выбор базы сравнения не редко имеет существенное значение. Так, в ряде случаев в качестве базы сравнения принимаются годы, являющиеся исторически обусловленной границей отдельных периодов времени.

Например: «Пассажиропоток  железнодорожного транспорта в России (млрд. пассажиро-километров)»

Пассажиропоток  железнодорожного транспорта в России (млрд. пасс-километров)

Год

2000

2001

2002

2003

Кол-во(млрд. пассажиро-километров)

167,1

157,9

152,9

157,6

Относительная величина динамики к 2000г (%)

100

94,5

91,5

94,3


 

1.4 Относительная величина выполнения плана

В планах предприятий  задания устанавливаются как  в абсолютных, так и в виде относительных величин, которые показывают, во сколько раз или на сколько процентов должна увеличится (уменьшится) величина показателя по плану в сравнении с его уровнем в предшествующем периоде. Степень выполнения плана оценивается с помощью относительной величины выполнения плана, которую получают отношением фактического уровня показателя в отчетном периоде к его уровню, запланированному на этот же период.

Рассмотрим, как связаны  между собой относительные величины планового задания, выполнения плана  и динамики.

Обозначим у0 – фактический уровень показателя в базисном периоде; упл – планируемый уровень показателя на отчетный период; у1 – фактический уровень показателя в отчетном периоде. Тогда в принятых обозначениях относительные величины могут быть представлены следующими соотношениями:

Относительная величина планового задания -

Относительная величина выполнения плана - .

Относительная величина динамики - .

Следовательно, относительная  величина динамики может быть получена произведением относительных величин планового задания и выполнения плана, т.е.

  .

В ряде случаев расчет относительной величины выполнения плана может выполнятся по методу нарастающего итога. Так, оценка выполнения квартального плана по объему продукции производится по данным, взятым нарастающим итогом с начала квартала, оценка выполнения годовых планов – нарастающим итогом с начала отчетного года. Расчет процента выполнения плана по объему продукции нарастающим итогом:

процент    

 выполнения плана      =                       * 100%,


по объему продукции           

где Пi1 и Пiпл – соответственно фактический и запланированный объем продукции по месяцам года;

n – число месяцев, за которые ведется расчет процента выполнения плана.

1.5 Относительная величина структуры.

Относительные величины структуры характеризуют  долю отдельных частей в общем  объеме совокупности, их рассчитывают как отношение числа единиц (или объема признака) в отдельных частях совокупности к общей численности единиц (или объему признака) по всей совокупности. Относительные величины структуры рассчитываются по сгруппированным данным. Например, в составе промышленно-производственного персонала выделяются четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и служащие. Анализ показателей доли (удельного веса) каждой категории в составе промышленно-производственного персонала позволяет сопоставлять состав работников по категориям на различных предприятиях отрасли, в различных отраслях и т.д.

Расчет относительных  величин структуры за несколько  периодов позволяет выявить структурные  сдвиги.

Например: «Удельный вес  отдельных видов транспорта в  общем грузообороте в Росси 2003 года».

Удельный вес  отдельных видов транспорта в общем грузообороте в России 2003г.

Вид транспорта

Удельный вес, %

Железнодорожный

58,8

Автомобильный

0,9

Трубопроводный

35,4

Морской

2,3

Внутренний  водный

2,5

Воздушный

0,1


 

1.6 Относительная величина координации и относительная величина наглядности

В целях анализа наряду с соотношением части и целого (показателями структуры) определяют соотношение между двумя частями одного целого. Относительные величины, характеризующие соотношение между частями одного целого, называют относительными величинами координации. К таким величинам относятся, например, показатели, характеризующие соотношение между численностью городского и сельского населения, между численностью рабочих и служащих, между численностью мужчин и женщин, между величиной заемного и собственного капитала банка и т.д. Относительные величины координации нередко характеризуются числом единиц одной части на 100 или 1000 единиц другой части.

Относительные величины наглядности отражают результаты сопоставления  одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду (или моменту) времени, но к разным объектам или территориям. Этот вид относительных величин применяется для сравнительной оценки уровня развития стран и регионов, а также при оценке результатов деятельности отдельных предприятий отрасли. Обычно их исчисляют в процентах или кратных отношениях, показывающих во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (или меньше) другой.

Относительные величины наглядности находят широкое  применение не только при международных сопоставлениях, но и при сравнительной оценке показателей деятельности предприятий и различных регионов. Так, могут сравниваться результаты работы предприятий различных форм собственности. Безусловный интерес представляет сопоставление цен на продукцию государственных и частных предприятий, средней заработной платы работников этих предприятий и т.д., принимая при этом цену и другие показатели государственных предприятий за базу сравнения.

1.7 Относительная величина интенсивности

Отношения между разноименными абсолютными величинами называют относительными величинами интенсивности. В их числе можно назвать показателями жизненного уровня населения, к которым относятся показатели потребления продуктом питания и непродовольственных товаров на душу населения, показатели обеспеченности населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования в расчете на 100 семей или на 1000 человек населения; обеспеченности населения жильем и т.д. Учитывая экономическую сущность относительных величин интенсивности, их можно было бы назвать показателями уровня экономического и социального развития.

В отличие от относительных  величин, являющихся результатом сопоставления  одноименных показателей и представляемых с помощью коэффициентов или процентов, относительные величины интенсивности являются именованными числами (число аварий на 10 тыс. человек населения, производство хлопчатобумажных тканей в квадратных метрах на душу населения и т.д.).

Итак, относительные величины – один из важнейших способов обобщения и анализа статистической информации. Цели и направления исследования определяют выбор вида относительных величин. Вместе с тем для полной характеристики различных сторон изучаемых явлений необходима система относительных величин, рассчитанных по ряду существенных признаков.

Важно отметить, что в  процессе экономико-статистического  анализа абсолютные и относительные  величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно не формально, а представлять, какая абсолютная величина скрывается за каждым относительным показателем. Особенно важно соблюдать это положение при расчете относительных величин динамики. В противном случае можно прийти к неправильным выводам. Например, при сравнении двух абсолютных статистических величин 2 тыс. и 5 тыс. руб. получили относительную – 40%, т.е. 2 : 5 * 100.

 Тот же результат  получим, сравнивая 200 тыс. и  500 тыс. руб.

  Но абсолютное  значение одного процента, например  второго показателя, в том и другом случае будет разным: в первом – оно составит 50, во втором – 5000 руб. Таким образом, лишь комплексное применение абсолютных и относительных показателей выступает как важное средство информации и анализа самых различных явлений социально – экономической жизни.

Одно из главных требований, которое предъявляется при исчислении относительных величин, заключается  в необходимости обеспечения  сопоставимости сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения. Прежде всего, должна быть обеспечена сопоставимость по методологии расчета сравниваемых показателей, по степени охвата объектов исследуемой совокупности и другим существенным обстоятельствам.

1.8 Общие принципы построения относительных статистических показателей

Построение относительных показателей – задача, требующая сочетания конкретного знания свойств объекта и общих закономерностей статистической методологии. Остановимся на общих логико-статистических принципах построения относительных показателей.

Первый принцип. Сравниваемые в относительном показателе абсолютные (или, в свою очередь, относительные) показатели должны быть чем-то связаны в реальной жизни объективно, независимо от нашего желания.

Необходимо добиваться как можно большего соответствия по смыслу сравниваемых показателей. Например, мы хотим построить относительный показатель, характеризующий степень грамотности населения. Можно разделить число грамотных на общую численность населения, но это не лучший из показателей. Ведь ясно, что дети до 6 лет, некоторые категории инвалидов с детства, душевнобольных не могут наравне со здоровыми и достигшими школьного возраста людьми быть обучены грамоте. Из всего населения эти категории лиц правильнее исключить при построении относительного показателя грамотности.

Второй принцип. При построении относительного статистического показателя сравниваемые исходные показатели могут различаться только одним атрибутом: или видом признака (при одинаковом объекте, периоде времени, плановом или фактическом характере показателей), или временем (при том же признаке, объекте и т.п.), или только фактическим, плановым или нормативным характером показателей (тот же объект, признак, время) и т.д. Нельзя сопоставлять показатели, различные по двум и более атрибутам.

Третий принцип. Необходимо знать возможные границы существования относительного показателя. Например, как будет показано в главе о вариации, относительные показатели вариации теряют смысл и не могут применяться в тех случаях, когда их знаменатели – средние значения признаков близки к нулю, потому что при стремлении знаменателя к нулю относительный показатель стремится к абсурдному бесконечному значению. Аналогично если исходные показатели в текущем и базисном периодах имеют разные знаки, то теряет смысл и не может применяться относительная величина динамики – темп роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная часть

В результате проведения выборочного обследования торговых предприятий (10-ти % выборка, механическая) получены следующие данные:

Таблица 1.

Исходные данные.

№ предприятия  п/п

торговая площадь предприятия, кв. м.

число работников, чел.

1

77

14

2

73

17

3

64

15

4

66

11

5

84

21

6

94

26

7

82

17

8

60

11

9

76

13

10

84

24

11

72

16

12

55

9

13

95

27

14

76

13

15

68

12

16

83

19

17

92

25

18

88

20

19

83

20

20

76

13

21

87

19

22

79

15

23

71

14

24

86

14

25

88

23

26

78

15

27

81

16

28

77

15

29

84

23

30

61

13

     

Информация о работе Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка