Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение статистического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методов статистического анализа:
 статистический анализ динамики развития явления;
 статистический анализ структуры;
 статистические графики;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов статистического анализа 6
1.1.Статистический анализ динамики развития явления 6
1.1.1.Ряд динамики: понятие и виды 6
1.1.2.Абсолютные и относительные показатели динамки 9
1.1.3.Средние показатели динамики 11
1.2.Статистический анализ структуры 13
1.3.Статистические графики и особенности их применения
в статистике 14
1.4.Финансовые показатели деятельности предприятия и
методы их анализа 17
1.4.1.Прибыль предприятия: понятие, виды, способы определения 17
1.4.2.Показатели рентабельности 23
1.4.3. Определение выработки и методы ее анализа 26
1.5.Методы статистического анализа себестоимости продукции 28
1.5.1.Понятие и виды себестоимости продукции. Основные
способы определения 28
1.5.2. Метод группировок в анализе себестоимости продукции 30
1.5.3. Индексные методы анализа себестоимости продукции 32
Глава 2. Применение статистических методов анализа на практике 35
2.1.Динамический анализ финансовых показателей
деятельности предприятия 35
2.2. Анализ структуры персонала предприятия 42
2.3. Динамический и индексный анализ себестоимости продукции 44
2.4. Анализ структуры затрат на производство 49
Заключение 55
Библиографический список 56

Файлы: 1 файл

Аршанская.docx

— 174.22 Кб (Скачать файл)

 

1.4.3. Определение выработки и методы ее анализа

 

Выработка – это количество производимой продукции  в единицу времени.

 

где q –объем выпуска;

Т – затраты  рабочего времени;

N- среднесписочное  число рабочих за определенный  период времени.

В зависимости  от единицы измерения труда различают  следующие уровни его производительности:

1. Средняя  часовая выработка - показывает  среднюю выработку рабочего 

за 1 час  его фактической работы (исключая время перерывов, внутрисменных  простоев, но учитывается сверхурочная работа):

 

2. Средняя  дневная выработка – показывает  среднюю выработку рабочего за  день, т.е. характеризует степень  производственного использования  рабочего дня:

 

3. Средняя  выработка одного рабочего –  показывает количество производимой  продукции на одного рабочего. Среднюю выработку можно определить  для каждого из рабочих.

Методы  анализа:

1.Индексный  анализ, используемый для изучения  динамики производительности труда. 

В зависимости  от метода измерения производительности труда используются следующие индексы:

  • для натуральных:

 

 

  • для трудовых:

 

 

 

  • для стоимостных единиц:

 

2. Методика  упрощенного анализа:

 

  • определение общего изменения объема продукции:

 

 

  • рассчитывается изменение объема выпуска за счет изменения производительности труда, т.е. выработки.

 

 

Анализ  относительного изменения средней  выработки под влиянием ряда факторов на основе системы индексов структурных  сдвигов:

  • индекс переменного состава:

 

 

гдеdm – доля отдельных видов продукции с разным уровнем производительности труда в общем объеме продукции в базисном году.

  • индекс постоянного состава:

 

 

  • индекс структурных сдвигов:

 

 

 

 

1.5 Методы  статистического анализа себестоимости  продукции 

1.5.1. Понятие и виды себестоимости продукции. Основные способы определения

 

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии  связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также  с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения  эти затраты постоянно возмещаются  из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного  процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к  единому показателю, представляя  для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использования  в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Виды  себестоимости продукции:

1. Индивидуальная  себестоимость - затраты на производство  одного изделия. Индивидуальная  – это себестоимость единицы  продукции (z);

2. Производственная  себестоимость охватывает только  затраты, связанные с процессом  производства продукции - начиная  с момента запуска сырья в  производство и кончая освидетельствованием  готовых изделий и сдачей их  на склад готовой продукции.  Производственная – равна сумме  прямых затрат;

3. Средняя  – это себестоимость на 1 единицу  объема выпуска:

 

4. Полная  себестоимость - это сумма расходов, связанных с производством продукции  (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Полная –  равна сумме производственной  себестоимости и сумме расходов  на реализацию;

5. Общая  себестоимость всей произведенной  продукции - общая сумма затрат, приходящихся на изготовление  продукции определенного объема  и состава. Общая себестоимость  – равна произведенной себестоимости  единицы продукции на объем  выпуска:

 

По объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:

  • цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
  • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
  • полная себестоимость, или себестоимость реализованной(отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Кроме того, различают плановую и фактическую  себестоимость.

1.Плановая  себестоимость определяется в  начале планируемого года исходя  из плановых норм расходов  и иных плановых показателей  на этот период.

2.Фактическая  себестоимость определяется в  конце отчетного периода на  основании данных бухгалтерского  учета о фактических затратах  на производство.

Плановая  себестоимость и фактическая  себестоимость определяются по одной  методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей  себестоимости.

 

1.5.2. Метод группировок в анализе себестоимости продукции

 

Необходимость изучения структуры себестоимости  диктуется тем обстоятельством, что затраты предприятия различны по своей экономической природе, играют различную роль в образовании  себестоимости, различны по своей величине, следовательно, различны и по удельному  весу в общей себестоимости. В  связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в однородные совокупности.

Группировка по видам расходов является в экономике  общепринятой и включает в себя две  классификации: по экономическим элементам  затрат и по калькуляционным статьям расходов. Первая из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

Вторая  группа затрат (по калькуляционным  статьям) используется при составлении  калькуляций (расчет себестоимости  единицы продукции), позволяющих  определить, во что обходится предприятию  единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов  работ и услуг. Необходимость  данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным  элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены  затраты, а также их характер. В  то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки  относительно конкретной единицы продукции  позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

По статьям  расходов затраты группируются в  зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся  на каждый вид изделия прямым или  косвенным методом. Эта классификация  специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются:

  • сырье и материалы;
  • основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  • отчисления на социальное страхование;
  • общепроизводственные расходы;
  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • потери от брака;
  • общехозяйственные расходы (итого - производственная стоимость);
  • коммерческие расходы (итого - полная стоимость).

 

1.5.3. Индексные методы анализа себестоимости продукции

 

В статистике под индексом понимается относительная  величина, характеризующая соотношение  значений определенного показателя во времени, пространстве, а также  сравнение фактических данных с  планом или иным нормативом. В зависимости  от базы сравнения индексы можно  подразделить на динамические (отражающие изменение явления во времени) и  территориальные (используемые для  пространственных, межрегиональных  сопоставлений различных показателей).

  • Себестоимость одной единицы продукции:
  • индекс планового задания – показывает, во сколько раз снижается или увеличивается плановая величина в прошлом периоде по сравнению с фактической себестоимостью в базисном периоде:

 

  • индекс выполнения плана - показывает, на сколько план выполнен, перевыполнен или не довыполнен:

 

 

  • Агрегатные индексы: – используют для анализа общей себестоимости по всем видам продукции на предприятии:

 

    • агрегатный индекс затрат на производство:

 

 

  • агрегатный индекс изменения объема производства:

 

 

  • Система индексов - определяет влияния отдельных факторов на изменение себестоимости по предприятию.
  • индекс переменного состава – показывает изменение среднего уровня себестоимости в текущем периоде по сравнению со средним уровнем себестоимости в базисном периоде:

 

 

  • индекс фиксированного состава – показывает, как изменяется средняя себестоимость продукции на предприятии за счет изменения самой себестоимости каждого вида продукции:

 

 

  • индекс структурных сдвигов – показывает, как изменяется средняя себестоимость на предприятии за счет изменения структуры производства:

 

 

На основе индексного метода можно: анализировать  себестоимость отдельного вида продукции, одной единицы продукции, по предприятию  в целом, анализировать и определять влияние отдельных факторов на изменение  себестоимости продукции.

 

 

 

 

Глава 2. Применение статистических методов анализа на практике

 

2.1. Динамический анализ  финансовых показателей деятельности  предприятия.

№1.Используя данные таблицы 1, проведем динамический анализ представленных показателей производства и реализации продукции A.

Таблица 1. Данные по производству продукции Aза пять лет

Показатель

Год

2002

2003

2004

2005

2006

Выручка от продаж, тыс. руб.

16163,8

13881,03

16330,66

16348,52

17024,55

Общая себестоимость, тыс. руб.

11280,61

11552,43

13591,10

13562,87

14362,40

Численность, чел.

41

38

40

40

39


Решение

Таблица 2. Показатели динамики выручки от продаж

Показатели

годы

2002

2003

2004

2005

2006

Абсолютный прирост, Δ,руб.

 

-2282,77

2449,63

17,86

676,03

Коэффициент роста, Кр

 

0,8588

1,1765

1,0011

1,0414

Темп роста, Тр,%

 

85,88

117,65

100,11

104,14

Темп прироста, Тп,%

 

-14,12

17,65

0,11

4,14

Абсолютное значение одного % прироста, А, руб.

 

161,67

138,79

162,36

163,29

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия