Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и переменной средних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Поэтому перед данной работой поставлена следующая цель – изучить влияние, которое оказывает сезонность на реализацию туристских услуг посредством статистических методов анализа. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ СЕЗОННОСТИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
5
1.1 Сущность понятия сезонность
5
1.2 Роль сезонности в реализации туристского продукта
9
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УЧЕТА ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ
12
2.1 Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и
переменной средних
12
2.2 Оценка сезонности методом скользящей
20
Заключение
23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кур.раб.статист.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

В России же с ее огромной территорией, жесткой региональной централизацией и концентрацией платежеспособного населения в столичном регионе, в городах-миллионниках   и сырьевых центрах, а также с ее исторически сложившейся государственной системой управления санаторно-курортной отраслью – своя специфика.  В Москве – при ее сравнительном благополучии с точки зрения притока гостей и заполняемости гостиничных номеров (средне годовой показатель для отеля категории «пять звезд» составляет  70-80%) - наблюдается ярко выраженная сезонность с периодами высокой (середина марта - середина июля, середина сентября- середина декабря) и низкой загрузки (середина июля - середина сентября, середина декабря- середина марта, выходные дни). В Санкт-Петербурге до недавнего времени зимние месяцы (декабрь и февраль) были для отельеров самыми проблемными. Сейчас на фоне растущей активности Северной столицы как центра делового туризма поток бизнес-путешественников  позволил в значительной степени исправить ситуацию.  Тем не менее сезонные колебания по-прежнему имеются: пик приходит на летние месяцы (с небольшим спадом в июле), угасание туристского потока  - на сентябрь и начало октября. Кроме того, высокий спрос на город на Неве отмечается в новогодние праздники, 8 марта, а так же в период весенних и осенних каникул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УЧЕТА ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

 

2.1 Оценка и анализ сезонности рынка

 

В процессе реализации туристских услуг часто возникает необходимость в моделировании сезонности как экономического явления для оценки существующих колебательных процессов в отрасли. В условиях постоянно меняющихся сезонов изменяется и интенсивность динамики в фирме. Это может выражаться в постоянных спадах и подъёмах следующих показателях деятельности организации: производительность труда, себестоимость туристского продукта, прибыль, объём выпускаемой продукции. Иногда деятельность компании может даже временно приостанавливаться.

Кроме того, необходимо, по возможности, исключить случайные колебания. Случайные колебания (случайные ошибки) – это компоненты, которые могут сказаться на исследуемом процессе крайне непредсказуемо. Например, случилась экстремально тёплая зима, и спрос в турфирме на горнолыжные туры был практически неощутимым. Чаще всего для сглаживания случайных колебаний используют среднемесячные (среднеквартальные) данные за несколько лет. Обычно для получения достоверной картины хватает трёх-пяти.

Для выявления и отображения сезонных колебаний можно использовать различные статистические приёмы. Простейшим способом выявления сезонных колебаний служит расчёт индекса сезонности. В литературе чаще всего рассматриваются следующие методы4 нахождения данных индексов:

- метод постоянной средней;

- метод переменной средней;

- метод нахождения взвешенных  индексов сезонности;

- метод скользящей средней.

Рассмотрим каждый из этих методов по отдельности.

Метод постоянной средней является наиболее простым для определения величины колебательных процессов. Чаще всего его используют в случае отсутствия существенной тенденции роста или убывания. В этом случае внутригодичные изменения колеблются на протяжении изучаемого периода (ряда лет) вокруг определенного постоянного уровня.

Обозначим индекс сезонности так: isi. В данном случае, индекс сезонности – это процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период5 (год или несколько лет):

isi= yi / y (1),

где y - общий средний уровень анализируемого ряда, которой является постоянной величиной и принимается за базу для сравнения.

Приведём пример, показывающий средний месячный уровень (i-того месяца) за три года. Например, в следующей таблице представлены данные некого туристского агентства об объёмах продаж спортивного тура на горнолыжный курорт Кардона (Новая Зеландия) за три месяца.

Таблица 1

объём продаж / год

2004

2005

2006

июнь

18

22

20

июль

15

24

19

август

13

19

17


 

далее определяем средние уровни одноименных внутригодовых периодов yi:

июнь:        y = (18+22+19) / 3 = 20

июль:     y = (15+24+19) / 3 = 19,3

август:  y = (13+19+17) / 3 = 16,3 

затем определяем общий средний уровень как среднюю арифметическую:

y = (20 +16,3 + 19,3) /3 = 18,5

и, наконец, рассчитываем индексы сезонности по месяцам:

июнь:         isi = 20 / 18,5 * 100% = 108,1%

июль:        isi = 19,3/ 18,5 * 100% = 104,3%

август:       isi = 16,3 / 18,5 * 100% = 88,1%

Таким образом, мы может увидеть, что в летний период времени спрос на горнолыжные туры в Кардону достаточно стабилен. Выявлена тенденция небольшого снижения продаж в августе.

В таблице 2 приведён пример расчёта индекса сезонности экскурсионного тура «Семь столиц Европы» по квартальным данным за три года.

Таблица 2

Индексы сезонности продажи товара

кварталы

годы

Сумма за три года

Среднеквартальная

Индекс сезонности

1-й

2-й

3-й

I

38

31

45

114

38

33,2

II

120

134

126

380

126,6

110,8

III

213

243

228

684

228

199,5

IV

66

72

55

193

64,3

56,2

Итого

437

480

454

1371

-

-


 

y = 1371 / 12 = 114, 25

Данный тур имеет ярко выраженную сезонность.  Её можно отразить на графике (рис.3):

рис 3. Кривая сезонности

Как мы видим, пик сезонности приходится на третий квартал года. Метод постоянной средней широко применяется в практике анализа сезонности, главным образом, благодаря простоте расчётов.

Метод переменной средней используется в том случае, если имеется в  наличии ярко выраженая тенденции развития (восходящая или нисходящая). В этом случае в качестве базы сравнения выступают теоретические уровни, представляющие собой своего рода «среднюю ось кривой», поскольку их расчет основан на положениях метода наименьших квадратов. Поэтому для рядов внутригодовой динамики, у которых тренд явно выражен, используем формулу

is = ∑ isi  / n (2)

 

Методику применения способа переменной средней при анализе сезонных колебаний поясним на следующем примере: пусть у нас есть такие данные о среднемесячной реализации тура «Каникулы в Британии» за четыре года продаж:

Таблица 3

Объёмы реализации тура «Каникулы в Британи» (в шт.)

квартал  / год

2004

2005

2006

2007

1

42

46

52

54

2

55

69

73

75

3

74

83

85

87

4

45

46

50

52

Итого по году

54

61

65

67


 

Нужно рассчитать средние индексы сезонности и построить сезонную волну продажи тура. Действуем по следующему алгоритму: cначала определяем показатели анализа ряда динамики по кварталам. 

 

 

Таблица 4 

Показатели анализа ряда динамики по кварталам

Показатели

2004

2005

2006

2007

Темп роста, в % к 2004 г.(базисному)

100

112,9

120,3

124

Темп роста, в % к 2004 г. (цепному)

-

112,9

106,5

102,7

Абсолютный прирост (цепной)

-

7

4

2

Темп наращивания

 

12,9

7,4

3,7


 

           

При анализе показателей таблицы видно, что средний базисный темп роста составил 109,1 % , т.е. существует устойчивая тенденция роста продажи тура при снижении темпов наращивания. В связи с этим можно предположить, что в данном случае тренд, с известной степенью вероятности, может быть описан следующей прямолинейной функцией yt = a0 + a1t (3)6 или (т.к. имеется тенденция затухания темпов роста по цепи) параболой второго порядка yi = a0 + a1t + a2t2 (4). То есть вышеозначенные функции могут быть использованы при расчёте теоретических уровней тренда yti.

  Использовать способ определителей, параметры первого уравнения  при ∑t = 0 (способ отсчёта от условного начала) рассчитывается как:

a0= (∑ y) / n (5),       a1 = (∑ t * y) / ∑ t2 (6),

Параметры второго уравнения при  ∑ t = 0 рассчитываются как:

a0 = (∑ t4 * ∑ y - ∑ t2 * ∑ t2 y) / (n ∑ t4 - ∑ t2 * ∑ t2)   (7),

a1 = (∑ t * y ) / ∑ t2   (8),

a2 =  (n ∑ t2y - ∑ t2 ∑ y) / (n ∑ t4 - ∑ t2 * ∑ t2)  (9),

Для определения параметров  уравнений (3) и (4) по исходным данным формируем следующую таблицу:  

Таблица 5

Расчёт параметров

Год, квартал

ti

ti2

ti4

yi

ti * y1

ti2 * yi

2004 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

2005 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

2006 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

2007 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

 

- 15

- 13

- 11

- 9

 

- 7

- 5

- 3

- 1

 

1

3

5

7

 

9

11

13

15

 

225

169

121

81

 

49

25

9

1

 

1

9

25

49

 

81

121

169

225

 

50625

28561

14641

6561

 

2401

625

81

1

 

1

81

625

2401

 

6561

14641

28561

50625

 

42

55

74

45

 

46

69

83

46

 

52

73

85

50

 

54

75

87

52

 

- 630

- 715

- 814

- 405

 

- 322

- 345

- 249

- 46

 

52

219

425

350

 

486

825

873

780

 

Итого

0

1360

206992

946

59

 

Информация о работе Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и переменной средних