Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 20:07, курсовая работа
Поэтому перед данной работой поставлена следующая цель – изучить влияние, которое оказывает сезонность на реализацию туристских услуг посредством статистических методов анализа. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности.
Введение
3
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ СЕЗОННОСТИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
5
1.1 Сущность понятия сезонность
5
1.2 Роль сезонности в реализации туристского продукта
9
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УЧЕТА ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ
12
2.1 Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и
переменной средних
12
2.2 Оценка сезонности методом скользящей
20
Заключение
23
Список использованной литературы
В России же с ее огромной территорией, жесткой региональной централизацией и концентрацией платежеспособного населения в столичном регионе, в городах-миллионниках и сырьевых центрах, а также с ее исторически сложившейся государственной системой управления санаторно-курортной отраслью – своя специфика. В Москве – при ее сравнительном благополучии с точки зрения притока гостей и заполняемости гостиничных номеров (средне годовой показатель для отеля категории «пять звезд» составляет 70-80%) - наблюдается ярко выраженная сезонность с периодами высокой (середина марта - середина июля, середина сентября- середина декабря) и низкой загрузки (середина июля - середина сентября, середина декабря- середина марта, выходные дни). В Санкт-Петербурге до недавнего времени зимние месяцы (декабрь и февраль) были для отельеров самыми проблемными. Сейчас на фоне растущей активности Северной столицы как центра делового туризма поток бизнес-путешественников позволил в значительной степени исправить ситуацию. Тем не менее сезонные колебания по-прежнему имеются: пик приходит на летние месяцы (с небольшим спадом в июле), угасание туристского потока - на сентябрь и начало октября. Кроме того, высокий спрос на город на Неве отмечается в новогодние праздники, 8 марта, а так же в период весенних и осенних каникул.
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УЧЕТА ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
2.1 Оценка и анализ сезонности рынка
В процессе реализации туристских услуг часто возникает необходимость в моделировании сезонности как экономического явления для оценки существующих колебательных процессов в отрасли. В условиях постоянно меняющихся сезонов изменяется и интенсивность динамики в фирме. Это может выражаться в постоянных спадах и подъёмах следующих показателях деятельности организации: производительность труда, себестоимость туристского продукта, прибыль, объём выпускаемой продукции. Иногда деятельность компании может даже временно приостанавливаться.
Кроме того, необходимо, по возможности, исключить случайные колебания. Случайные колебания (случайные ошибки) – это компоненты, которые могут сказаться на исследуемом процессе крайне непредсказуемо. Например, случилась экстремально тёплая зима, и спрос в турфирме на горнолыжные туры был практически неощутимым. Чаще всего для сглаживания случайных колебаний используют среднемесячные (среднеквартальные) данные за несколько лет. Обычно для получения достоверной картины хватает трёх-пяти.
Для выявления и отображения сезонных колебаний можно использовать различные статистические приёмы. Простейшим способом выявления сезонных колебаний служит расчёт индекса сезонности. В литературе чаще всего рассматриваются следующие методы4 нахождения данных индексов:
- метод постоянной средней;
- метод переменной средней;
- метод нахождения взвешенных индексов сезонности;
- метод скользящей средней.
Рассмотрим каждый из этих методов по отдельности.
Метод постоянной средней является наиболее простым для определения величины колебательных процессов. Чаще всего его используют в случае отсутствия существенной тенденции роста или убывания. В этом случае внутригодичные изменения колеблются на протяжении изучаемого периода (ряда лет) вокруг определенного постоянного уровня.
Обозначим индекс сезонности так: isi. В данном случае, индекс сезонности – это процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период5 (год или несколько лет):
isi= yi / y (1),
где y - общий средний уровень анализируемого ряда, которой является постоянной величиной и принимается за базу для сравнения.
Приведём пример, показывающий средний месячный уровень (i-того месяца) за три года. Например, в следующей таблице представлены данные некого туристского агентства об объёмах продаж спортивного тура на горнолыжный курорт Кардона (Новая Зеландия) за три месяца.
Таблица 1
объём продаж / год |
2004 |
2005 |
2006 |
июнь |
18 |
22 |
20 |
июль |
15 |
24 |
19 |
август |
13 |
19 |
17 |
далее определяем средние уровни одноименных внутригодовых периодов yi:
июнь: y = (18+22+19) / 3 = 20
июль: y = (15+24+19) / 3 = 19,3
август: y = (13+19+17) / 3 = 16,3
затем определяем общий средний уровень как среднюю арифметическую:
y = (20 +16,3 + 19,3) /3 = 18,5
и, наконец, рассчитываем индексы сезонности по месяцам:
июнь: isi = 20 / 18,5 * 100% = 108,1%
июль: isi = 19,3/ 18,5 * 100% = 104,3%
август: isi = 16,3 / 18,5 * 100% = 88,1%
Таким образом, мы может увидеть, что в летний период времени спрос на горнолыжные туры в Кардону достаточно стабилен. Выявлена тенденция небольшого снижения продаж в августе.
В таблице 2 приведён пример расчёта индекса сезонности экскурсионного тура «Семь столиц Европы» по квартальным данным за три года.
Таблица 2
Индексы сезонности продажи товара
кварталы |
годы |
Сумма за три года |
Среднеквартальная |
Индекс сезонности | ||
1-й |
2-й |
3-й | ||||
I |
38 |
31 |
45 |
114 |
38 |
33,2 |
II |
120 |
134 |
126 |
380 |
126,6 |
110,8 |
III |
213 |
243 |
228 |
684 |
228 |
199,5 |
IV |
66 |
72 |
55 |
193 |
64,3 |
56,2 |
Итого |
437 |
480 |
454 |
1371 |
- |
- |
y = 1371 / 12 = 114, 25
Данный тур имеет ярко выраженную сезонность. Её можно отразить на графике (рис.3):
рис 3. Кривая сезонности
Как мы видим, пик сезонности приходится на третий квартал года. Метод постоянной средней широко применяется в практике анализа сезонности, главным образом, благодаря простоте расчётов.
Метод переменной средней используется в том случае, если имеется в наличии ярко выраженая тенденции развития (восходящая или нисходящая). В этом случае в качестве базы сравнения выступают теоретические уровни, представляющие собой своего рода «среднюю ось кривой», поскольку их расчет основан на положениях метода наименьших квадратов. Поэтому для рядов внутригодовой динамики, у которых тренд явно выражен, используем формулу
is = ∑ isi / n (2)
Методику применения способа переменной средней при анализе сезонных колебаний поясним на следующем примере: пусть у нас есть такие данные о среднемесячной реализации тура «Каникулы в Британии» за четыре года продаж:
Таблица 3
Объёмы реализации тура «Каникулы в Британи» (в шт.)
квартал / год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
1 |
42 |
46 |
52 |
54 |
2 |
55 |
69 |
73 |
75 |
3 |
74 |
83 |
85 |
87 |
4 |
45 |
46 |
50 |
52 |
Итого по году |
54 |
61 |
65 |
67 |
Нужно рассчитать средние индексы сезонности и построить сезонную волну продажи тура. Действуем по следующему алгоритму: cначала определяем показатели анализа ряда динамики по кварталам.
Таблица 4
Показатели анализа ряда динамики по кварталам
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Темп роста, в % к 2004 г.(базисному) |
100 |
112,9 |
120,3 |
124 |
Темп роста, в % к 2004 г. (цепному) |
- |
112,9 |
106,5 |
102,7 |
Абсолютный прирост (цепной) |
- |
7 |
4 |
2 |
Темп наращивания |
12,9 |
7,4 |
3,7 |
При анализе показателей таблицы видно, что средний базисный темп роста составил 109,1 % , т.е. существует устойчивая тенденция роста продажи тура при снижении темпов наращивания. В связи с этим можно предположить, что в данном случае тренд, с известной степенью вероятности, может быть описан следующей прямолинейной функцией yt = a0 + a1t (3)6 или (т.к. имеется тенденция затухания темпов роста по цепи) параболой второго порядка yi = a0 + a1t + a2t2 (4). То есть вышеозначенные функции могут быть использованы при расчёте теоретических уровней тренда yti.
Использовать способ
a0= (∑ y) / n (5), a1 = (∑ t * y) / ∑ t2 (6),
Параметры второго уравнения при ∑ t = 0 рассчитываются как:
a0 = (∑ t4 * ∑ y - ∑ t2 * ∑ t2 y) / (n ∑ t4 - ∑ t2 * ∑ t2) (7),
a1 = (∑ t * y ) / ∑ t2 (8),
a2 = (n ∑ t2y - ∑ t2 ∑ y) / (n ∑ t4 - ∑ t2 * ∑ t2) (9),
Для определения параметров уравнений (3) и (4) по исходным данным формируем следующую таблицу:
Таблица 5
Расчёт параметров
Год, квартал |
ti |
ti2 |
ti4 |
yi |
ti * y1 |
ti2 * yi |
2004 г., 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 2005 г., 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 2006 г., 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 2007 г., 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. |
- 15 - 13 - 11 - 9
- 7 - 5 - 3 - 1
1 3 5 7
9 11 13 15 |
225 169 121 81
49 25 9 1
1 9 25 49
81 121 169 225 |
50625 28561 14641 6561
2401 625 81 1
1 81 625 2401
6561 14641 28561 50625 |
42 55 74 45
46 69 83 46
52 73 85 50
54 75 87 52 |
- 630 - 715 - 814 - 405
- 322 - 345 - 249 - 46
52 219 425 350
486 825 873 780 |
|
Итого |
0 |
1360 |
206992 |
946 |
59 |
Информация о работе Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и переменной средних