Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 20:07, курсовая работа
Поэтому перед данной работой поставлена следующая цель – изучить влияние, которое оказывает сезонность на реализацию туристских услуг посредством статистических методов анализа. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности.
Введение
3
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ СЕЗОННОСТИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
5
1.1 Сущность понятия сезонность
5
1.2 Роль сезонности в реализации туристского продукта
9
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УЧЕТА ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ
12
2.1 Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и
переменной средних
12
2.2 Оценка сезонности методом скользящей
20
Заключение
23
Список использованной литературы
Далее опираясь на таблицу 5 определяем параметр уравнения (3) по формулам (5) и (6), тогда:
a0 = 946 / 16 = 59,125 a1 = 59 / 1360 = 0,043
По модели yt = a0 + a1t (4) производим расчёт теоретических уровне тренда:
yt = 59,125 + 0,043*t
Далее по каждому кварталу каждого года получаем:
2004 г. 1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-15) = 58,48
2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-13) = 58,566
3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-11) = 58,625
4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-9) = 58,738
2005 г. 1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-7) = 58,824
2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-5) = 58,91
3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-3) = 58,996
4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-1) = 59,082
2006 г. 1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (1) = 59,168
2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (3) = 59,254
3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (5) = 59,34
4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (7) = 59,426
2007 г. 1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (9) = 59,512
2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (11) =59,598
3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (13) = 59,684
4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (15) = 59,77
Проведём расчёт индексов сезонности isi, для чего построим следующую расчётную таблицу
Таблица 6
Расчёт индексов сезонности
Год, квартал |
yi |
yti |
isi % (yi : yti * 100) |
Год, квартал |
yi |
yti |
isi % (yi : yti * 100) |
2004 г., 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 2005 г., 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. |
42 55 74 45
46 69 83 46 |
58,48 58,566 58,625 58,738
58,824 58,91 58,996 59,082 |
71,82 93,91 126,22 76,61
78,19 117,12 140,68 77,85 |
2006г., 1кв 2кв. 3кв. 4кв. 2007г., 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. |
52 73 85 50
54 75 87 52 |
59,168 59,254 59,34 59,426
59,512 59,598 59,684 59,77 |
87,88 123,19 143,24 84,13
90,73 117,45 145,76 87 |
Теперь подсчитаем средние индексы сезонности по одноименным кварталам исследуемого ряда внутригодовой динамики (isi)
isi 1кв.= (71,82+78,19+87,88+90,73) / 4 = 82,155
isi 2 кв = (93,91+117,12+123,19+117,45) / 4 = 112,96
isi 3 кв = (126,22+140,68+143,24+145,76) = 138,97
isi 4 кв = (76,61+77,85+84,13+87) / 4 = 81,39
Рис. 4 Средние переменные индексы сезонности
Рассчитанные средние индексы сезонности представляют модель сезонной волны реализации турпродукта «Каникулы в Британии» во внутригодовом цикле. Из полученных данных мы можем сделать следующие выводы:
При изучении сезонных колебаний по данным за несколько лет их можно отделить от изменений уровней за счет наличия общей тенденции и от случайных колебаний, искажающих характер сезонной волны (индекса сезонности) в отдельные годы, путем нахождения взвешенных индексов сезонности. В данном случае индивидуальные индексы сезонности усредняются путем нахождения взвешенных средних. Весами являются средние месячные или квартальные уровни каждого года.
2.2 Оценка сезонности методом скользящей
Индексы сезонности показывают фактические колебания параметров рынка, соответствующие определённым сезонам, но они не полностью исключают влияние случайных и второстепенных факторов. Для того чтобы выявить закономерности сезонности, тенденции сезонной волны, необходимо сгладить эмпирические данные, ввести сезонную линию тренда.
Наиболее простым способом выявления сезонной линии тренда служит механистическое выравнивание динамического ряда, или, как его ещё называют, метод скользящей средней. Метод скользящей средней также как и предыдущие метода позволяет выявить и исключить общую тенденцию развития изучаемого явления.
Его суть заключается в расчёте средней величины из трёх (пяти и более) уровней ряда, образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его следующим по порядку7:
ỹI =( y1+y2+y3)/3;
ỹII =( y2+y3+y4)/3;
ỹIII =( y3+y4+y5)/3,
где ỹI , ỹII , … -уровни динамического ряда, сглаженные по трёхмесячной скользящей средней; y1, y2 , … - эмпирические уровни динамического ряда (месячные).
Рассмотрим пример расчёта скользящей средней для моделирования сезонности продажи туристского продукта.
Таблица 7
Расчёт трёхмесячной скользящей средней
месяц |
Продажа, yi |
∑ yi за три месяца |
Скользящая средняя |
месяц |
Продажа, yi |
∑ yi за три месяца |
Скользящая средняя |
1 |
33 |
- |
- |
7 |
82 |
252 |
84 |
2 |
14 |
57 |
19 |
8 |
92 |
248 |
82,6 |
3 |
10 |
42 |
14 |
9 |
74 |
222 |
74 |
4 |
18 |
56 |
18,6 |
10 |
56 |
168 |
56 |
5 |
28 |
124 |
41,3 |
11 |
38 |
123 |
41 |
6 |
78 |
188 |
62,6 |
12 |
29 |
- |
Расчёт трехмесячной скользящей средней оказывает «сглаживающее» воздействие на острые пики и провалы сезонных колебаний. Поэтому они в большой степени отражают закономерности сезонности. Наглядно это продемонстрирует следующий график (рис.6):
Рис.6 Скользящая средняя
Пятимесячная скользящая средняя более точно отразила бы сезонные тенденции, но она ещё больше бы сузила охват уровней динамического ряда: вместо двух (начального и последнего) вне поля зрения остались бы четыре уровня, то есть всего лишь треть годового динамического ряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что поток туристов в течение календарного года не может быть равномерным, он подвержен сезонным колебаниям. Для уменьшения степени неопределенности и риска туристическое предприятие должно располагать надежной, объемной и своевременной информацией, которая обеспечивается проведением маркетинговых исследований. Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет туристическому предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.
Изучение сезонности в туризме позволяет определить степень влияния природно-климатических условий на формирование тур потока, установить продолжительность туристского сезона, раскрыть факторы, обуславливающие сезонность в туризме. Оперируя этой информацией можно разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов, определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы. Временной фактор очень важно учитывать при планировании работ по продвижению, поскольку начинать их лучше за несколько месяцев до наступления «высокого» сезона.
В ходе данной курсовой работы мы рассмотрели часть приемов, позволяющих оценить величину сезонных колебаний. Для этого использовали индексы сезонности. Мы постарались спрогнозировать объёмы продажи туристских услуг методом экстраполяции данных прошлых периодов. Мы применили методы средних переменных и постоянных, метод средней скользящей.
Таким образом, мы выяснили, что фактор сезонности является весьма значительным явлением в сфере туризма, который всегда должен учитываться грамотным менеджером в работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Яковлев Г. Применение статистических методов при исследовании продукт в туристическом бизнесе // Практика консалтинга. - 2007. - №3. – С. 34
2 Кибиткин А.И., Коник Р.В. Сезонные колебания: необходимость учёта и способы расчёта [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mstu.edu.ru/
3 Квартальнов В.А. Туризм как сектор экономики
[электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/books_
4Кибиткин А.И., Коник Р.В. Сезонные колебания: необходимость учёта и способы расчёта [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mstu.edu.ru/
5
Квартальнов В.А. Туризм как сектор экономики
[электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/books_
6
Здесь и далее в этом параграфе приведены
формулы из «Статистика: методическое
пособие» [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://k-esa.ru/statistica/
7 Яковлев Г. Применение статистических методов при исследовании продукт в туристическом бизнесе // Практика консалтинга. - 2007. - №3. – С. 34
Информация о работе Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и переменной средних