Анализ внутренних миграционных потоков Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение миграции и анализ внутреннего процесса миграции в России.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
раскрыть понятие "миграция" и ее виды;
проанализировать внутреннюю миграцию в России;
рассмотреть основные миграционные потоки Красноярского Края;
выявить проблемы и возможные варианты их решения.
Теоретические аспекты миграции

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………..3
1. Миграция. Вопросы теории………………………………………….….5
1.1 Теоретический аспекты миграции…………………………………..…..5
1.2 Факторы, обуславливающие миграционные потоки и способы их регулирования……………………………………………………………….……..9
1.3 Влияние миграции на демографические и социально-экономические процессы в России……………………………………………………….…………20
2. Анализ внутренней миграции России……………………….…………..25
2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России…………..25
2.2 География миграций в России………………………………………….29
2.3 Миграционные потоки на территории Красноярского края…………40
3. Пути решения проблем, связанных с переселением в Красноярском крае………………………………………………………………………………..…48
3.1 Оценка текущих тенденций расселения Красноярского края………...48
3.2 Оценка регулирования миграционных потоков на краевом уровне…52
Заключение………………………………………………………………...…56
Список использованных источников…………………………………….…59

Файлы: 1 файл

Analiz_vnutrennikh_migratsionnykh_potokov_Rossy.docx

— 181.70 Кб (Скачать файл)

Кроме внешней миграционной политики, как правило, иммиграционной, всегда существует и политика в отношении  размещения населения и внутри страны, которая в том числе воздействует на распределение иммиграционных потоков.

Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет  внутреннюю социально-экономическую  напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы  не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

Воздействовать на миграционное поведение населения можно, используя  весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любом государстве это  функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется  с помощью региональной экономической  политики путем воздействия на социально-экономическую  ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.

Регулирование регионального  развития осуществляется в странах  с самым разным государственно-политическим устройством. Отличаются лишь формы  воздействия на миграционное поведение  населения. По-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных государствах (США, Канаде, Германии, Австрии и  др.) и в унитарных республиках (Франции, Италии и др.) и в монархиях  парламентского типа (Великобритании, Нидерландах, Испании, Швеции и др.).

Да и собственный опыт в России, как государства с  обширной территорией и самым  большим разнообразием региональных условий жизни и хозяйственной  деятельности, нельзя сбрасывать со счетов. Благодаря целенаправленной региональной экономической политике по освоению восточных территорий, в относительно сжатые сроки в эти регионы  перераспределено согласно переписи населения 1897 года из 60 губерний России почти 2,4 млн. человек. Не менее внушительными  были и масштабы переселения в  эти районы в бывшем СССР. Однако нельзя не признать, что в тот  период перераспределение обеспечивалось с помощью административных рычагов, что привело к нарушению прав граждан на свободу передвижения.

Административные меры являются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами, которые  обеспечивают совпадение интересов  государства и отдельного гражданина.

Как следует из международного и отечественного опыта, развитие региональных экономических систем и их функционирование не может осуществляться на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства  неизбежно приводила к нарастанию разного рода противоречий, способных  разрушить целостность национальной экономики и общества. Со времен первых экономических кризисов необходимость  государственного регулирования экономического развития стала аксиомой. Поэтому  забота о пространственной организации  хозяйства страны, о размещении производительных сил вообще и населения в частности  является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом  его самосохранения. Опыт проведения рыночных реформ в России доказал  эту истину еще раз.

Не случайно, что современные  системы регулирования в странах  с рыночной экономикой стали складываться в период мирового экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия (особенно в США), приобрели более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируются в последние десятилетия.

Активизация деятельности правительств в этой сфере отражает понимание  того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых  правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной  занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения  доходов, стабильного, устойчивого  экономического роста.

В идеологии региональной экономической политики развитых стран  важное место занимает понимание  того, что главным ее объектом являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровнях  развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства  
и т.д. Из этого следует, что на уровень миграционной привлекательности регионов, а значит на направления миграционных потоков, в первую очередь влияют меры региональной (или пространственной) экономической политики, призванной сводить к минимуму региональные неравенства.

 

1.3 Влияние миграции на  демографические и социально-экономические  процессы в России

 

Воздействие миграции на различные  стороны общественных отношений  и процессов, протекающих в обществе, поистине многогранно.

Внутренняя миграция меняет численность  и состав населения различных  регионов страны, изменяя ситуацию на региональных рынках труда, демографическую  нагрузку на занятое население и  на инфраструктуру региона. Эти изменения  могут носить как позитивный, так  и негативный характер. Последствия  миграции различны в районах выбытия  и в районах притока мигрантов.

Наиболее типичными результатами притока мигрантов являются не только увеличение численности и плотности  населения, но и общее его омоложение, что особенно важно как фактор хотя бы частичной компенсации тенденции  постарения нации во всех странах  с развитой и переходной экономикой. Таки образом заполняется вакуум на рынке труда, улучшается показатель демографической нагрузки на занятое  население. Происходят изменения в  составе населения по полу, образованию, социальной принадлежности, национальному  составу и другое. В регионах со значительным отрицательным сальдо миграции последствия миграции носят  противоположный характер.

Из-за неодинаковых масштабов и  интенсивности различают немедленное  и долговременное воздействие миграции на динамику и состав населения.

Долговременное влияние связано  с ролью миграции в воспроизводстве  населения.

Значителен "вклад" мигрантов  в величину естественного прироста. Поскольку в процесс миграции вовлекается население главным  образом трудоспособного возраста, особенно молодежь, население в районах значительного притока растет более быстрыми темпами, формируется возрастная структура, характеризующаяся высокой долей молодых возрастных групп.

В районах с постоянным оттоком  населения темпы его прироста, наоборот, сокращаются, нередко происходит и абсолютное сокращение численности  населения, в составе населения  повышается доля лиц старших возрастов.

Миграция приводит к изменениям демографической структуры населения  и в районах выселения, и в районах вселения мигрантов. Поскольку наиболее подвижной частью населения является население в трудоспособном возрасте, и прежде всего молодежь, то в районах выезда сокращаются темпы прироста населения, и не только за счет оттока, но и за счет сокращения естественного прироста, «старения» населения. В районах значительного притока мигрантов население растет более высокими темпами, формируется специфическая возрастная структура, в которой доля жителей трудоспособного возраста, особенно молодежных групп, значительно выше средних показателей. Кроме того, из-за большей миграционной подвижности мужской части населения, происходит маскулинизация районов массового притока мигрантов.

Демографические последствия  миграции проявляются в процессах, определяющих уровень воспроизводства населения, а именно в процессах рождаемости и смертности.

Прежде всего, миграция оказывает влияние на рождаемость. Можно выделить несколько направлений такого влияния.

Миграция изменяет половую  и возрастную структуру населения  разных мест, что должно сказываться  на брачности и, соответственно, рождаемости  как в местах искажения нормальной структуры, так и по стране в целом.

На переселенцев действуют  условия жизни в местах вселения, а также принятые здесь нормы  демографического поведения.

 

Сами переселенцы переносят  определенные нормы демографического поведения, системы ценностей и т.д., что отражается, вероятно, на поведении населения мест вселения.

Изменение уровня смертности в результате миграции может быть следствием следующих причин: изменение условий существования переселенцев, в результате чего могут измениться состояние их здоровья и уровень их смертности; эти изменения могут быть направлены как в сторону ухудшения состояния здоровья, так и в сторону улучшения; влияние контингентов переселенцев на состояние здоровья старожилов.

Под воздействием миграции изменяется социальная структура, этнический состав, размещение и расселение населения.

Современные миграции представляют собой сложный социально-экономический процесс и имеют свои плюсы и минусы.

Миграции тесно связаны  с уровнем развития производительных сил и их размещением в разных районах. Высокий уровень подвижности населения обеспечивает более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между индустриальными центрами и осваиваемыми территориями, способствуя экономическому прогрессу. Специалисты отмечают, что «степень подвижности населения отражает и общий уровень развития страны».

Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты.

Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный  потенциал

квалифицированных иностранных  работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной  рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом. В  то же время результаты миграции противоречивы, поскольку массовый приток мигрантов  может быть причиной роста безработицы, оказывать чрезмерное давление на социальную инфраструктуру, сопровождаться осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). Кроме того, в районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка.

Миграция населения является важнейшим механизмом урбанизации. Это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городов, городского населения и распространения городского образа жизни на все общество.

Перераспределение населения  между селом и городом, концентрация людей в городах,

прежде всего, крупных, реализуется  посредством миграций населения. Последствия миграции сельского населения имеют как позитивные, так и негативные стороны. К положительной стороне можно отнести более полное использование социального и трудового потенциала населения, рост эффективности труда, повышение социального статуса, политическое и духовное развитие, развитие научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства.

Отрицательная сторона миграции населения проявляется при перемещении  не только внутри страны, но и между  отдельными странами. Перемещаются промышленные центры. В результате возникают районы бедствий и районы процветания, что  неизбежно сказывается на судьбах  людей, т.к. меняются структура занятости  населения, профессиональный и квалификационный уровень работников, условия труда, жизни. В одних регионах люди остаются без работы, в других ощущается  острая нехватка рабочей силы. К тому же болезненное восприятие подобных изменений подпитывается угрозой нарастания экологического перенапряжения отдельных территорий.

В последнее время заметно  увеличивается нелегальная трудовая миграция. Нелегальная миграция оказывает значительное воздействие на развитые общества. Причем характер этого воздействия также неоднозначен.

Прием иммигрантов, даже нелегальных, приносит немалую выгоду экономикам развитых стран.

Влияние на рынок труда неблагоприятно и с точки зрения их полового состава. Большинство мигрантов – мужское  население. Они усиливают давление на сферу занятости, пополняя те группы населения, которые сегодня выходят  на рынок труда, а среди них, как  известно, преобладают мужчины.

Миграция оказывает большое  влияние и на социальную структуру, размещение и расселение населения, его этнический состав.

В целом, как отмечает Ионцев В.А., миграция в России не представляет ничего неожиданного. Происходящие в ней процессы типичны  и свойственны для всего мира.

Если говорить о внутренней миграциях, основным изменением является то, что главенствующее место занимает миграция "село – город", но по мере урбанизации в развитых странах  меняются направления миграционных потоков: миграция "село – город" все более уступает место миграции "город – город" и "город  – село". В большинстве развивающихся  стран основной остается миграция "село – город", что, в частности, способствует "ложной урбанизации".

На ситуацию в стране в  целом население влияет следующим  образом: стимулирует экономический  рост и сокращается дефицит рабочей  силы, происходит рост ВВП, увеличивается  доходная часть государственного бюджета  за счет роста налогооблагаемой базы, обеспечивается занятость на непристижных рабочих местах, происходит приток капиталов, улучшается демографическая  ситуация.

2. Анализ внутренней миграции  России

 

2.1 Общая характеристика  миграционной ситуации в Российской  Федерации

 

По предварительной оценке, численность постоянного населения  Российской Федерации на 1 января 2010 г. составила 141,9 миллиона человек и  за прошедший год увеличилась  на 23,3 тыс. человек (с учетом миграционного  прироста за счет мигрантов, зарегистрированных на год и более), или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего  года наблюдалось сокращение численности  на 104,8 тыс. человек, или на 0,07%).

Естественная убыль населения  в 2009 году уменьшилась по сравнению  с 2008 годом на 112,7 тысяч человек. Увеличившийся  миграционный прирост полностью  компенсировал численные потери населения и превысил их на 9,8%.

Информация о работе Анализ внутренних миграционных потоков Российской Федерации