Анализ внутренних миграционных потоков Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение миграции и анализ внутреннего процесса миграции в России.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
раскрыть понятие "миграция" и ее виды;
проанализировать внутреннюю миграцию в России;
рассмотреть основные миграционные потоки Красноярского Края;
выявить проблемы и возможные варианты их решения.
Теоретические аспекты миграции

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………..3
1. Миграция. Вопросы теории………………………………………….….5
1.1 Теоретический аспекты миграции…………………………………..…..5
1.2 Факторы, обуславливающие миграционные потоки и способы их регулирования……………………………………………………………….……..9
1.3 Влияние миграции на демографические и социально-экономические процессы в России……………………………………………………….…………20
2. Анализ внутренней миграции России……………………….…………..25
2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России…………..25
2.2 География миграций в России………………………………………….29
2.3 Миграционные потоки на территории Красноярского края…………40
3. Пути решения проблем, связанных с переселением в Красноярском крае………………………………………………………………………………..…48
3.1 Оценка текущих тенденций расселения Красноярского края………...48
3.2 Оценка регулирования миграционных потоков на краевом уровне…52
Заключение………………………………………………………………...…56
Список использованных источников…………………………………….…59

Файлы: 1 файл

Analiz_vnutrennikh_migratsionnykh_potokov_Rossy.docx

— 181.70 Кб (Скачать файл)

В стране чрезвычайно мало привлекательных  для миграционного притока населения  регионов. Низкая мобильность населения  внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального  развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для  экономического роста становится дефицит  трудовых ресурсов.

Ситуация могла бы разрешиться  за счет мобильности населения –  его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая  капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения  предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью  факторов:

1) институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье;

2) частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способном удержания населения;

3) большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).

Современный Красноярский край —  крупнейший по площади и по численности  населения (2,9 млн. человек) регион Сибирского федерального округа, относящийся к  слабо заселенным территориям с  ареальным типом расселения. Край имеет специфическую внутреннюю структуру, помимо основной территории, он включает удаленный Норильский промышленный район, расположенный на Таймыре. Основной каркас расселения нанизан на две  линии: преимущественно широтную (Транссибирская магистраль и автотрасса Москва —  Иркутск) и меридиональную — р. Енисей.

Доля городского населения в  крае (76%) немного выше среднероссийской, в переходный период она медленно росла. Однако подавляющее большинство  городских поселений (67 из 71) — средние  и малые города, поселки городского типа, не способные организовать вокруг себя столь обширное пространство. В крае можно выделить несколько  ареалов сплошного расселения. Почти  треть населения проживает в  столице края — Красноярске, который  утратил шанс стать городом-"миллионером", и в четырех пригородных районах  с городами Сосновоборск, Емельяново, Березовка и Дивногорск. На юге  выделяются Канский, Ачинский и Минусинский  ареалы, в среднем течении Енисея — Енисейско-Лесосибирский, за Полярным кругом — Норильский промышленный район. Все перечисленные ареалы расселения занимают менее 10% территории края

Системы расселения крупных муниципальных  районов крайне неразвиты, ведь их население  не дотягивает до численности даже среднего города. В Таймырском районе формально преобладает городское  население (66%), но концентрируется оно  в единственном малом городе —  окружном центре Дудинке. В Эвенкии 67% населения живет в сельской местности, а единственным городским  поселением является центр округа —  пгт Тура, в котором живет менее 5 тыс. человек.

Низкая плотность населения, слаборазвитость  инфраструктуры и городов — местных  центров создают проблему территориальной  доступности услуг для жителей  и приводят к резкому удорожанию социальных услуг, особенно на северной периферии. Очевидно, что ни одна из этих проблем не решается путем объединением края и автономных округов.

Также, Сложившаяся система расселения не является устойчивой в связи с  исчерпанием ресурсов, на базе которых  создавались поселки. Так, в Богучанском  и Кежемском районах они строились  для заготовки леса, в Северо-Енисейском и Мотыгинском для золотодобычи. Шахты и россыпи истощаются, а  лесозаготовительные поселки становятся нерентабельными, когда отстоят  от лесных массивов на 90 км и более (в  среднем через 40 лет после начала вырубки). Населенные пункты становятся убыточными. В настоящее время вопрос о расселении жителей таких поселков остро стоит в Нижнем Приангарье. Но для новых проектов освоения региона это играет положительную роль, так как позволяет задействовать высвобождающуюся рабочую силу.

В 2008 г. почти 40% населения  региона (1140 тыс.чел.) проживало в  столице края (Красноярске), четырех  пригородных муниципальных районах (Березовском, Емельяновском, Манском, Сухобузимском) и двух городских  округах (Сосновоборске, Дивногорске) – на территории формирующейся Красноярской агломерации.

Доля городского населения, проживающего в 23 городах и 40 поселках городского типа, составляет 75,7 %, что  выше среднероссийских показателей.

Реализация инвестиционных проектов приведет к увеличению доли активно осваиваемых территорий Красноярского края на 30 %. Наибольший территориальный прирост зон  развития будет в промышленном районе Нижнее Приангарье, на территории Южной  Эвенкии, в Туруханском, Таймырском районах и на юге края.

Основным центром концентрации человеческого капитала будет Красноярская агломерация, численность населении  в которой к 2020 г. может достигнуть (по оптимистическому сценарию) – 1,5 млн. чел., что сделает ее опорным центром  урбанизации в Сибири.

Из этого вытекают две основные тенденции по расселению в красноярском крае:

- ускоренное сокращение сельского населения, вплоть до появления безлюдных «антропопустынь» в ранее населенных районах края.

- выход  динамики численности населения  края на устойчивый прирост  в результате миграционной политики федеральной власти.

 

 

 

3.2 Оценка регулирования  миграционных потоков на краевом  уровне

 

На региональном уровне управление миграцией в течение длительного  времени фокусировалось на приеме и  размещении вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев). В последние годы акцент переместился на борьбу с нелегальной иммиграцией, что нашло яркое отражение в федеральных законах о гражданстве и об иностранных гражданах. При этом на задний план отошли проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, несмотря на то, что перед значительной их частью государство так и не выполнило взятых на себя в 1990-е годы обязательств. Для МВД, в ведении которого в настоящий момент находится управление миграциями, миграционные проблемы, очевидно, относятся к второстепенным и, главное, кажутся решаемыми традиционными для этого министерства запретительно-контрольными методами. Реальный вклад государства в регулирование миграций состоит во все усложняющейся системе контроля и регистрации, которая обязательна и для внутренних, и для внешних мигрантов. Система эта чрезвычайно забюрократизирована и при этом малоэффективна, ибо ее очень легко "обойти", учитывая ее коррупционность.

На сегодняшний день в  российском законодательстве количество нормативно-правовых актов, затрагивающих  те или иные аспекты управления миграционными  процессами, насчитывает более десятка  федеральных законов, свыше пятидесяти действующих указов Президент Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных  министерств и ведомств, а также  несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Однако, несмотря на такое многообразие федерального правового опыта, а  также огромный массив законов и  иных нормативных правовых актов, принимаемых  в субъектах России, вопросы управления внутрироссийскими миграционными  процессами практически не отражены в современном миграционном законодательстве Российской Федерации. В настоящее  время Федеральная миграционная служба МВД России, по образному выражению зам. директора этой службы генерала М. Тюркина, "в основном только отслеживает процессы внутренней миграции, но не регулирует их".

Таким образом, внутренние миграции (столь значимые для социально-экономического развития страны и представляющие привычный  объект управления в дореволюционной  России в советский период) практически  игнорируются без всякого логичного  объяснения такого подхода государства. Это тем более не оправдано, учитывая, что масштабы внутренних перемещений  населения значительно превосходят  внешние миграции. Приходится констатировать тот факт, что в России до настоящего времени отсутствует официально одобренная государственная стратегии  в области управления миграционными  процессами, которая бы учитывала  объективные факторы настоящего и будущего развития страны и связывала  воедино все типы и виды миграционных движений, интересы федеративного государства  и его отдельных, а также различных  групп населения, включая мигрантов. Концепция регулирования миграционных процессов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ 1 марта 2003 г. (№ 256-р), не устраняет этот пробел, поскольку в ней вопросы  совершенствования законодательства в области миграции рассматриваются  в обобщенном виде и не содержится четких установок относительно миграционной политики страны. Однако самый большой провал нынешней государственной миграционной политики состоит в отсутствии какой-либо политики в отношении внутренней миграции. Для достижения оптимального результата представляется целесообразным скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

Наблюдающийся в России экономический  рост, приводящий к возникновению  неизбежных территориальных и отраслевых диспропорций в размещении населения  и рабочей силы, наряду со значительным сокращением численности трудоспособного  населения вследствие неблагоприятной  демографической ситуации обуславливают  необходимость межрегионального перераспределения  населения с учетом потребностей экономики и интересов национальной безопасности России. Теоретически механизмом такого перераспределения населения  должна выступать внутренняя миграция населения, призванная смягчить существенные региональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Административные барьеры, недостаточная степень развития российских рынков труда и жилья, а также финансового рынка  приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования миграционных потоков внутри страны.

Внутренняя миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по стимулированию или ограничению  перемещений населения внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих  конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным  целям развития страны и ее отдельных  регионов.

Сегодняшняя миграционная политика в  России отличается фрагментарностью, тактикой "латания дыр", ресурсной  необеспеченностью.

Для обеспечения оптимизации структуры  и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной  миграционной политики могут применять  такие предусмотренные нормативно-правовыми  актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

– административные (предусматривающие  административную ответственность, в  том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных  актов);

– экономические (предусматривающие  налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и  обустройство на новом месте, регулирование  стоимости аренды и покупки жилья  и др.);

– пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих  миграционное поведение населения).

Государственная политика в области  регулирования внутренних миграций в Российской Федерации должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

- защита прав и свобод граждан  Российской Федерации, обеспечение  наиболее полной

- реализации экономического потенциала  индивидов;

- обеспечение устойчивого социально-экономического  и демографического развития  страны,

- рациональное размещение населения  на территории страны с учетом  потребностей экономического развития  страны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования позволяют  ответить на поставленные в начале задачи.

Миграция – это перемещение, переселение. Существует два основных типа миграции. Это международная (внешняя) и внутренняя (внутригосударственная).

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое  и демографическое развитие практически  всех регионов России. Это один из самых  сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение  населения воздействует комплекс межнациональных, политических и социальных факторов.

Внутренние перемещения чаще всего  связаны со сменой места жительства или поиском работы. На сегодняшний  день миграционная ситуация значительно  отличается от ее состояния до начала реформирования экономической и  социальной сфер в нашей стране. И именно проводимые реформы оказали  на нее свое определенное влияние, как  положительное, так и отрицательное. И если основными направлениями  миграционных потоков были массовая миграция из города в село, в района нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и юга, то с началом  реформ миграционные процессы стали  принимать следующие черты.

1. Произошло значительное снижение  общей миграционной активности  населения России.

2. Наблюдается отток населения  из Сибири и Дальнего Востока  в центральные и южные регионы  страны

3. Молодое поколение покидает  сельскую местность и уезжает  в города-миллионики.

4. Появилась вынужденная миграция  их районов этнических и вооруженных  конфликтов, незаконная миграция.

 

Также можно выделить несколько  тенденций, наблюдаемых именно на территории Красноярского края: острота и  специфика проблем миграции в  этом регионе обусловлена, с одной  стороны, особенностями формирования населения, сложившимися в прошлом, в частности тем, что динамика прироста численности населения  Сибири в значительной степени определялась структурой и характером размещения производительных сил в регионе, а с другой, – отсутствием системы  продуманных мер миграционной политики как в регионе, так и в России в целом.

Характерные особенности нового режима миграционных связей в регионах Сибири определяются переходом от частично регулируемых связей к нерегулируемым. Кроме того, усиление дифференциации уровня и качества жизни в различных  регионах и поселениях России и стран  СНГ, растущее влияние конъюнктуры  на рынке труда на формирование миграционных потоков, относительная открытость внешних для России границ – все  это привело к радикальному изменению  направленности миграционных потоков, их численности и состава, к нарастанию потоков беженцев, вынужденных переселенцев и нелегальных иммигрантов как  извне России, так и из ее регионов. Никем не управляемые и не контролируемые миграционные потоки, несомненно, усиливают  стихийность рынков труда, жилья  и потребительских товаров.

Информация о работе Анализ внутренних миграционных потоков Российской Федерации