Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение миграции и анализ внутреннего процесса миграции в России.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
раскрыть понятие "миграция" и ее виды;
проанализировать внутреннюю миграцию в России;
рассмотреть основные миграционные потоки Красноярского Края;
выявить проблемы и возможные варианты их решения.
Теоретические аспекты миграции
Ведение………………………………………………………………………..3
1. Миграция. Вопросы теории………………………………………….….5
1.1 Теоретический аспекты миграции…………………………………..…..5
1.2 Факторы, обуславливающие миграционные потоки и способы их регулирования……………………………………………………………….……..9
1.3 Влияние миграции на демографические и социально-экономические процессы в России……………………………………………………….…………20
2. Анализ внутренней миграции России……………………….…………..25
2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России…………..25
2.2 География миграций в России………………………………………….29
2.3 Миграционные потоки на территории Красноярского края…………40
3. Пути решения проблем, связанных с переселением в Красноярском крае………………………………………………………………………………..…48
3.1 Оценка текущих тенденций расселения Красноярского края………...48
3.2 Оценка регулирования миграционных потоков на краевом уровне…52
Заключение………………………………………………………………...…56
Список использованных источников…………………………………….…59
В стране чрезвычайно мало привлекательных
для миграционного притока
Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:
1) институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье;
2) частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способном удержания населения;
3) большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).
Современный Красноярский край — крупнейший по площади и по численности населения (2,9 млн. человек) регион Сибирского федерального округа, относящийся к слабо заселенным территориям с ареальным типом расселения. Край имеет специфическую внутреннюю структуру, помимо основной территории, он включает удаленный Норильский промышленный район, расположенный на Таймыре. Основной каркас расселения нанизан на две линии: преимущественно широтную (Транссибирская магистраль и автотрасса Москва — Иркутск) и меридиональную — р. Енисей.
Доля городского населения в
крае (76%) немного выше среднероссийской,
в переходный период она медленно
росла. Однако подавляющее большинство
городских поселений (67 из 71) — средние
и малые города, поселки городского
типа, не способные организовать вокруг
себя столь обширное пространство.
В крае можно выделить несколько
ареалов сплошного расселения. Почти
треть населения проживает в
столице края — Красноярске, который
утратил шанс стать городом-"миллионером",
и в четырех пригородных
Системы расселения крупных муниципальных
районов крайне неразвиты, ведь их население
не дотягивает до численности даже
среднего города. В Таймырском районе
формально преобладает
Низкая плотность населения, слаборазвитость инфраструктуры и городов — местных центров создают проблему территориальной доступности услуг для жителей и приводят к резкому удорожанию социальных услуг, особенно на северной периферии. Очевидно, что ни одна из этих проблем не решается путем объединением края и автономных округов.
Также, Сложившаяся система расселения
не является устойчивой в связи с
исчерпанием ресурсов, на базе которых
создавались поселки. Так, в Богучанском
и Кежемском районах они
В 2008 г. почти 40% населения
региона (1140 тыс.чел.) проживало в
столице края (Красноярске), четырех
пригородных муниципальных
Доля городского населения, проживающего в 23 городах и 40 поселках городского типа, составляет 75,7 %, что выше среднероссийских показателей.
Реализация инвестиционных проектов приведет к увеличению доли активно осваиваемых территорий Красноярского края на 30 %. Наибольший территориальный прирост зон развития будет в промышленном районе Нижнее Приангарье, на территории Южной Эвенкии, в Туруханском, Таймырском районах и на юге края.
Основным центром концентрации человеческого капитала будет Красноярская агломерация, численность населении в которой к 2020 г. может достигнуть (по оптимистическому сценарию) – 1,5 млн. чел., что сделает ее опорным центром урбанизации в Сибири.
Из этого вытекают две основные тенденции по расселению в красноярском крае:
- ускоренное сокращение сельского населения, вплоть до появления безлюдных «антропопустынь» в ранее населенных районах края.
- выход
динамики численности
3.2 Оценка регулирования
миграционных потоков на
На региональном уровне управление
миграцией в течение
На сегодняшний день в
российском законодательстве количество
нормативно-правовых актов, затрагивающих
те или иные аспекты управления миграционными
процессами, насчитывает более десятка
федеральных законов, свыше пятидесяти
действующих указов Президент Российской
Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации,
нормативных актов различных
министерств и ведомств, а также
несколько десятков межгосударственных
и межправительственных соглашений.
Однако, несмотря на такое многообразие
федерального правового опыта, а
также огромный массив законов и
иных нормативных правовых актов, принимаемых
в субъектах России, вопросы управления
внутрироссийскими
Таким образом, внутренние миграции
(столь значимые для социально-экономического
развития страны и представляющие привычный
объект управления в дореволюционной
России в советский период) практически
игнорируются без всякого логичного
объяснения такого подхода государства.
Это тем более не оправдано, учитывая,
что масштабы внутренних перемещений
населения значительно
Наблюдающийся в России экономический
рост, приводящий к возникновению
неизбежных территориальных и отраслевых
диспропорций в размещении населения
и рабочей силы, наряду со значительным
сокращением численности
Внутренняя миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по стимулированию или ограничению перемещений населения внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов.
Сегодняшняя миграционная политика в России отличается фрагментарностью, тактикой "латания дыр", ресурсной необеспеченностью.
Для обеспечения оптимизации
– административные (предусматривающие
административную ответственность, в
том числе государственных
– экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);
– пропагандистские, социально-психологические
(предусматривающие
Государственная политика в области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:
- защита прав и свобод граждан
Российской Федерации,
- реализации экономического
- обеспечение устойчивого
- рациональное размещение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволяют ответить на поставленные в начале задачи.
Миграция – это перемещение, переселение. Существует два основных типа миграции. Это международная (внешняя) и внутренняя (внутригосударственная).
Миграция оказывает
Внутренние перемещения чаще всего связаны со сменой места жительства или поиском работы. На сегодняшний день миграционная ситуация значительно отличается от ее состояния до начала реформирования экономической и социальной сфер в нашей стране. И именно проводимые реформы оказали на нее свое определенное влияние, как положительное, так и отрицательное. И если основными направлениями миграционных потоков были массовая миграция из города в село, в района нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и юга, то с началом реформ миграционные процессы стали принимать следующие черты.
1. Произошло значительное
2. Наблюдается отток населения из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны
3. Молодое поколение покидает сельскую местность и уезжает в города-миллионики.
4. Появилась вынужденная
Также можно выделить несколько тенденций, наблюдаемых именно на территории Красноярского края: острота и специфика проблем миграции в этом регионе обусловлена, с одной стороны, особенностями формирования населения, сложившимися в прошлом, в частности тем, что динамика прироста численности населения Сибири в значительной степени определялась структурой и характером размещения производительных сил в регионе, а с другой, – отсутствием системы продуманных мер миграционной политики как в регионе, так и в России в целом.
Характерные особенности нового режима миграционных связей в регионах Сибири определяются переходом от частично регулируемых связей к нерегулируемым. Кроме того, усиление дифференциации уровня и качества жизни в различных регионах и поселениях России и стран СНГ, растущее влияние конъюнктуры на рынке труда на формирование миграционных потоков, относительная открытость внешних для России границ – все это привело к радикальному изменению направленности миграционных потоков, их численности и состава, к нарастанию потоков беженцев, вынужденных переселенцев и нелегальных иммигрантов как извне России, так и из ее регионов. Никем не управляемые и не контролируемые миграционные потоки, несомненно, усиливают стихийность рынков труда, жилья и потребительских товаров.
Информация о работе Анализ внутренних миграционных потоков Российской Федерации