Cтатистико-экономический анализ уровня производства себестоимости зерна в сельскохозяйственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- определить природно- климатические условия Тюменской области;
- проанализироватьосновные экономические показатели зернового производства;
- провести группировку данных;
- проанализировать производство зерна, урожайности зерна и структуры их посевов;
- определить показатели динамики урожайности;
- определить уровень интенсификации и механизации производства, а также их специализацию;
- провести анализ предприятий корреляционным методом;
- выявить влияние отдельных факторов на себестоимость зерна;
- проанализировать рентабельность зернового производства.

Содержание работы

Введение 3
Природно - климатические условия Тюменской области 5
Анализ основных экономических показателей зернового производства и группировка данных 7
Анализ производства зерна, урожайности зерновых и структура их посевов 12
Показатели динамики урожайности 18
Уровень интенсификации и механизации. Специализация производства 22
Корреляционный метод анализа 30
Влияние отдельных факторов на себестоимость зерна 33
Анализ рентабельности зернового производства 36
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 42
Замечания руководителя 44

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР КУРСОВОЙ.doc

— 925.00 Кб (Скачать файл)

Из проведённых  расчётов видно, что предприятие  “ Афонькино” на протяжении четырёх  лет получило наивысшую урожайность  в 2004 году, она составила 15,4 ц/га. с  затратами удобрений на 1 га. зерновых в среднем 499,02 руб., что является достаточным по сравнению с остальными годами. Самая низкая урожайность была получена в 2005 году, что составляет 12,2 ц/га., несмотря на высокие затраты удобрений - 540,12 руб. Следовательно, этот год для предприятия оказался наиболее затратным и непродуктивным, т.е. предприятие осталось в убытке. Также заметна нестабильность урожайности зерновых и затрат удобрений на 1 га. зерновых, а значит на этом предприятии нет постепенного увеличения или постепенного снижения урожайности зерновых.

При изучении влияния  отдельных факторов на себестоимость зерна, мы определили, что в 3 группе предприятий себестоимость зерна высокая и составляет 239,51 руб., при этом произведены самые высокие затраты - 5599,27 руб. и самая высокая урожайность - 23,38 ц/га.. Самой низкой себестоимостью обладает 2 группа предприятий, она составляет 188,22 руб., при низких затратах - 3164,74 руб. и низкой урожайностью - 16,81 ц/га..

При проведении анализа рентабельности производства, мы определили, что в 1 группе на рубль  затрат произведена выручка 92 копейки, это свидетельствует о том, что производство зерна в этой группе предприятий не является рентабельным. Во 2 и 3 группах на рубль затрат получено 50 и 12 копеек выручки, это свидетельство тому, что производство в этих группах является рентабельным.

Экономическая эффективность производства зерна в значительной степени зависит от набора возделываемых культур, наиболее рентабельными являются пшеница, особенно озимая. Рожь, гречиха. Многие хозяйства увеличивают посевные площади под этими культурами, так как в условиях рыночной экономики действует правило: производить то, что пользуется спросом и приносит максимальную прибыль. Также необходима государственная поддержка, преодолеть трудности с реализацией продукции, внедрение машин и технологий нового поколения, в общем совершенствование технологий возделывания культур, привлечение рабочей силы и в дальнейшем организация труда.

Список литературы

  1. Бакулин В.В., Козин В.В. География Тюменской области: Учебное пособие - Екатеринбург: Средне - Уральское книжное издательство,199
  2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики - М.: Финансы и статистика, 2002.
  3. Замосковный О.П. и др. Статистика сельского хозяйства - М.: Финансы и статистика, 1990.
  4. Зинченко А.П. и др. Практикум по общей теории статистики и сельскохозяйственной статистике - М.: Финансы и статистика 1988.
  5. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально - экономической статистики - М.: МСХА, 1998.
  6. Зинченко А.П. Статистика - М.: КолосС, 2007.
  7. Осколков М.Л. Экономика предприятия АПК: Учебное пособие/ТГСХА - Тюмень, 2004.
  8. Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. - II изд., испр. - Мн.: ИП «ЭКОПерспектива», 1999.
  9. Спирин А.А. «Общая теория статистики». - М.: Финансы и статистика, 1994 г.
  10. Филимонов В.С., Гуртовник Е.А. Практикум по статистике - М.: Финансы и статистика, 1987.

Приложенеие

Программа выборки  на 2006 год 

по теме: «  Статистико - экономический анализ уровня производства и себестоимости  зерна в с.-х. предприятиях» 

Показатели 

форма

стр.

строка 

графа

1

Валовая продукция, тыс. руб.

8-АПК 

24

600

3

2

в т. ч. растениеводства 

8-АПК 

24

600

5

3

животноводства 

8-АПК 

24

600

7

4

Товарная продукция, всего, тыс. руб.

 

4

010

3

5

Среднегодовое число с.-х. работников всех р - в 

5-АПК

22

010

3

6

Среднегодовое число постоянных работников (с-х.)

5-АПК 

22

010

3

7

в т.ч. трактористы - машинисты 

5-АПК 

22

031

3

8

Валовый доход, тыс. руб.

8-АПК 

24

600-100

3

9

ИТОГО прибылей (убытков), тыс. руб.

 

4

140

3

10

Продано зерна, ц 

9-АПК 

34

740

3

11

Полная себестоимость  проданного зерна, тыс. руб.

9-АПК 

34

740

4

12

Выручено от реализации зерна, тыс. руб.

9-АПК 

34

740

5

13

Итого по растениеводству: полная себестоимость, тыс. руб.

9-АПК 

34

990

4

14

Выручено от реализации продукции растениеводства, тыс. руб.

9-АПК 

34

990

5

15

Фактически посеяно  зерна, га

9-АПК 

28

010

3

16

в т.ч. озимых

9-АПК 

28

020

3

17

яровых 

9-АПК 

28

030

3

18

зернобобовых 

9-АПК 

28

040

3

19

Затраты всего, тыс. руб.

9-АПК 

28

010

5

20

в т.ч. оплата

9-АПК 

28

010

6

21

Семена 

9-АПК 

28

010

7

22

Удобрения

9-АПК 

28

010

8

23

Затраты на содержание основных средств, тыс. руб.

9-АПК 

28

010

9

24

Валовый сбор зерна (п/д ц)

9-АПК 

29

012

13

25

Урожайность зерна, ц/га

9-АПК 

29

012

14

26

Себестоимость всего, руб.

9-АПК 

29

012

15

27

Себестоимость 1 ц зерна, руб.

9-АПК 

29

012

16

28

Затраты труда, тыс. чел.- час.

9-АПК 

29

012

17

29

Озимые валовый сбор, п/д ц

9-АПК 

29

022

13

30

Яровые валовый  сбор, п/д ц 

9-АПК 

29

032

13

31

Яровые, урожайность, ц/га

9-АПК 

29

032

14

32

Зернобобовые  валовый сбор, ц п/д 

9-АПК 

29

042

13

33

Всего посевов 

9-АПК 

30

320

3

34

Общая земельная площадь, га

9-АПК 

33

550

3

35

в т.ч. с.-х. угодья, га

9-АПК 

33

560

3

36

из них пашня, га

9-АПК 

33

570

3

37

сенокосы, га

9-АПК 

33

580

3

38

пастбища, га

9-АПК 

33

590

3

39

Всего затрат в  растениеводстве, тыс. руб.

8-АПК 

24

600

5

40

Всего затрат в  животноводстве, тыс. руб.

8-АПК 

24

600

7

41

Израсходовано зернак на фуражные цели, ц 

16-АПК 

43

010

1

42

Всего произведено, выращенного скота, ц 

13-АПК 

38

270

4

43

Наличие тракторов, шт.

17-АПК 

44

010

3


Замечания руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

: Курсовая


 
 
Содержание:  
Введение 3  
Глава 1. Существенные показатели для раскрытия темы проекта 5  
Глава 2. Выделение показателей по типическим группам 10  
Глава 3. Анализ показателей по типическим группам 14  
3.1. Анализ объема реализации и физического объема продукции 14  
3.2. Структура реализованной продукции животноводства и специализация хозяйств. 17  
3.3. Анализ товарности продукции животноводства. 19  
3.4. Анализ фактического объема производства 20  
3.5. Размеры производства и интенсификация производства 23  
3.6. Анализ экономической эффективности реализации продукции животноводства 25  
3.6.1. Анализ прироста массы прибыли по факторам 25  
3.6.2. Анализ рентабельности реализации по группе продуктов 28  
3.7. Уровень кредиторской и дебиторской задолженности 31  
предприятий 31  
3. 8. Уровень основных показателей состояния и эффективности реализации продукции животноводства за базисный год и их изменение в отчетном году 31  
3.9. Факторная группировка. 33  
3.10. Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на выручку от реализации продукции животноводства предприятий Московской области 37  
3.11. Анализ динамики 43  
3.11.1. Расчет и анализ показателей ряда динамики 43  
3.11.2. Анализ тенденции развития с помощью метода укрупнения периодов 48  
Заключение 50  
Список используемой литературы 52  
Приложение 1 53  
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ  
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности и удовлетворяет другие нужды и потребности общества.  
Результаты конечной финансовой и экономической деятельности сельскохозяйственных организаций во многом определяются объемами реализованной продукции. Последняя выступает как показатель богатства и благополучия не только сельского хозяйства, но и других отраслей и производств агропромышленного комплекса.  
Как отрасль, животноводство должно давать хозяйствам постоянную прибыль и устойчивые поступления финансовых средств, что подтверждается практикой многих хозяйств даже в нынешнее время. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации основные производственные показатели животноводства остаются низкими, и эта отрасль, как и ранее (в дореформенное время) является нерентабельной в целом по стране.  
Содержание курсового проекта заключается в проведении экономико-статистического анализа массового явления, рассматриваемого в данной теме. Экономико-статистический анализ представляет собой заключительный (после наблюдения и сводки данных) этап статистического исследования. В его процессе рассчитываются новые показатели, оцениваются уровень, состав, динамика и взаимосвязь явлений, раскрываются тенденции и закономерности развития, изучаются резервы дальнейшего улучшения деятельности хозяйств и повышения их эффективности.  
Цель курсового проекта состоит в получении данных по группе хозяйств Московской области с тем, чтобы провести всестороннюю оценку состояния хозяйств, условий их деятельности, развития, хода и результатов производства и реализации и сделать выводы о реализации продукции животноводства по хозяйствам.  
Первостепенное значение имеет условие обеспечения экономического роста – повышение эффективности сельскохозяйственного производства, является приоритетной задачей государства и для ее решения необходимо, главным образом рациональное использование таких основных средств производства, как земельные, трудовые и материальные ресурсы.  
В настоящее время важное значение приобретает статистико– экономический анализ сельскохозяйственных предприятий призванный выявить резервы улучшения использования производственных ресурсов и разработку мероприятий по их мобилизации.  
Задачей данного курсовогопроекта является изучение реализации продукции животноводства по группам предприятий Московской области по данным 2006 года. Исходные данные представляют собой типическую выборку со случайным бесповторным отбором. Численность генеральной совокупности (N) – 250 по Московской области. Численность выборочной совокупности (n) –30 единиц для всех вариантов.  
Решить поставленные задачи можно посредством статистико-экономического анализа, который состоит из нескольких этапов и предполагает использование различных методов исследования:  
аналитической, типологической, комбинационной группировок;ü  
ü индексного метода анализа, корреляционного анализа;  
рассмотрения системыü показателей в динамике, (сопоставление на заключительном этапе курсового проекта данных за 2004 год по тем же организациям с данными по 2006 году).  
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. СУЩЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ ПРОЕКТА  
В результате статистического наблюдения получены значения признаков хозяйственной деятельности 29 сельскохозяйственных предприятий.  
Необходимо провести статистическую группировку предприятий и дать им всестороннюю характеристику при помощи системы статистических показателей.  
Для раскрытия темы курсового проекта необходимо рассчитать по каждому предприятию наиболее существенные показатели:  
выручку от реализации продукции животноводства на 100 га с.- х. угодий;  
прибыль от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с.- х. угодий;  
рентабельность реализации продукции животноводства;  
среднегодовая численность работников в расчете на 100 га с.-х. угодий.  
Представленные показатели позволят раскрыть закономерности развития отрасли животноводства, а также оценить эффективность производства.  
В экономике сельского хозяйства эти показатели позволяют изучить прибыльность или убыточность того или иного хозяйства.  
Перечисленные данные отобразим в таблице №1 «Уровень и эффективность реализации продукции животноводства по с\х предприятиям Московской области».  
Таблица №1 показывает, чем выше выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с\х угодий, тем выше рентабельность реализации продукции животноводства в хозяйствах. Все хозяйства с наибольшей выручкой имеют положительную рентабельность реализации от 1% до 40%.  
№1. Уровень и эффективность реализации продукции животноводства по с\х предприятиям Московской области.  
№ хозяйства в расчете на 100 га с.-х. угодий Рентабельность от реализации продукции животноводства на 100 га сельхоз угодий, %  
Результаты от реализации продукции животноводства - итого : выручено Прибыль от реализации продукции животноводства Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производствеВариация, или изменчивость признаков в совокупности, является объективным свойством массовых общественных явлений. Для всесторонней характеристики таких явлений необходимо рассматривать систему показателей вариации, которая включает:  
1. размах вариации;  
2. дисперсию;  
3. среднеквадратическое отклонение;  
4. коэффициент вариации.  
При случайном отборе возможны ошибки при получении средней величины изучаемых признаков, и, следовательно, непосредственное распространение выборочной средней на генеральную совокупность будет сильно искажать реальное положение. Чтобы исключить искажение, следует определить случайные ошибки выборки: среднюю и предельную ошибки выборки.  
1. средняя ошибка выборки: .  
2. предельная ошибка выборки: , где t – значение критерия нормального распределения при определённом уровне вероятности p (при p = 0,95, t = 1,96).  
В конце рассчитывается доверительный предел генеральной средней ( ), который показывает, в каких пределах находится средняя, учитывая ошибку. Рассчитаем рассмотренные показатели для имеющихся данных:  
1. Размах вариации:  
по выручке от реализации продукции животноводства на 100 гаv сельскохозяйственных угодий:  
тысяч рублей  
по рентабельности отv реализации продукции животноводства на 100 га сельскохозяйственных угодий:  
%.  
2. Средняя величина:  
по выручке от реализации продукцииv животноводства на 100 га сельскохозяйственных угодий:  
=1190,37 тысяч рублей;  
по рентабельности от реализации на 100 га сельскохозяйственных угодий:v  
= -7,35%.  
3. Дисперсия:  
 
по выручке от реализации на 100 гаv сельскохозяйственных угодий:  
=1021966,14 тысяч рублей;  
поv рентабельности от реализации на 100 га сельскохозяйственных угодий:  
=449,87%.  
4. Среднеквадратическое отклонение:  
по выручке отv реализации на 100 га сельскохозяйственных угодий:  
тысяч рублей;  
поv рентабельности от реализации на 100 га сельскохозяйственных угодий:  
%.  
5. Коэффициент вариации:  
по выручке от реализации на 100 гаv сельскохозяйственных угодий:  
%  
по рентабельности от реализации на 100v га сельскохозяйственных угодий:  
%.  
6. Средняя ошибка выборки:  
поv выручке от реализации на 100 га сельскохозяйственных угодий:  
; = 176,50 тысяч рублей;  
по рентабельности от реализации на 100 гаv сельскохозяйственных угодий:  
= 3,70% .  
7. Предельная ошибка выборки:  
по выручке от реализации на 100 га сельскохозяйственных угодий:v  
= 176,50*2,04= 360,06  
по рентабельности от реализации на 100 гаv сельскохозяйственных угодий:  
= 3,70*2,04= 7,55%.  
Полученные показатели можно оформить в таблице № 2 «Показатели вариации».  
№ 2. Показатели вариации.  
Показатели Выручка на  
100 га с.-х. угодий,  
тыс. руб. Рентабельность на  
100 га с.-х. угодий,  
%.  
Размах вариации 3865,70 1373,54  
Дисперсия 1021966,14 449,87  
Среднеквадратичное отклонение 1010,92 21,21  
Коэффициент вариации, % 84,92 -288,64  
Средняя 1190,37 -7,35  
 
Из приведенной таблицы следует, что коэффициент вариации по выручке от реализации продукции животноводства больше коэффициента вариации по рентабельности на 373,56%. Но для анализа реализации продукции животноводства значение показателя выручки более существенно, поэтому далее совокупность будет анализироваться по ней.  
 
 
ГЛАВА 2. ВЫДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТИПИЧЕСКИМ ГРУППАМ  
Статистическая группировка – это методразделения сложного массового явления на существенно различные группы. Одновременно группировка представляет процесс объединения в группы однородных единиц, по которым возможна сводка значений варьирующих признаков и получение статистических показателей.  
Выделение групп ведется по величине и значению характеризующих единицы совокупности признаков, которые были рассмотрены выше, в главе 1. Для выделения типических групп из приведенных выше признаков был выбран наиболее существенный – это выручка от реализации продукции животноводства в расчёте на 100 га с/х угодий, тыс. руб. Этот признак характеризует степень использования главного средства производства в сельском хозяйстве – земли и различия в уровне его интенсификации.  
Для более полного видения ряда распределения графически изобразим ранжированный ряд на рисунке №1:  
Рисунок №1. Огива распределения хозяйств по выручке на 100 га с/х угодий.  
 
Проанализировав изменения значения группировочного признака можно сделать вывод о том, что в целом изменения признака от единицы к единице происходит плавно и постепенно до 2185,27 тыс. руб. Затем происходит скачок и несколько предприятий резко отличаются по выручке, поэтому определим их в отдельные группы.  
Построим интервальный вариационный ряд. Для его построения найдем количество групп и границы интервалов. Исследование проводится по 29 хозяйствам, т.к. 11 хозяйство в расчёт не берём из-за отсутствия выручки, которая равна 0,00 тыс. руб. Определим число интервалов:  
m = √N = √30 = 6 ; Затем найдём шаг интервала:  
h = (Xmax - Xmin) / m = (1539,75-38,22) /4 = 375,38  
Далее подсчитываем число хозяйств в каждом интервале и строим интервальный ряд распределения (таблица №3).  
№3. Интервальный вариационный ряд распределения хозяйств по выручке в расчёте на 100 га с\х угодий.  
№ группы Интервалы по выручке на 100 га сельхоз угодий Число хозяйств № хозяйства по спискуДля наглядности построим график интервального вариационного ряда распределения.  
 
 
 
Рисунок №2. Гистограмма распределения хозяйств по выручке на 100 га с\х угодий.  
 
Как видно из таблицы 4 и рисунка 2, распределение хозяйств по группам неравномерно. Преобладают хозяйства с наименьшим уровнем выручки от 38,22 до 1164,36 тыс. руб. Три интервала распределения имеют по наименьшее число хозяйств.  
Аналитическая группировка проводится для изучения взаимосвязи между признаками, положенными в основание группировки, и признаками, используемыми для характеристики групп. Она позволяет оценить качественные особенности каждой группы интервального ряда, объединить однородные и малочисленные группы и таким образом обеспечить переход к типологической группировке, при которой выделяются крупные, качественно своеобразные группы, представляющие типы единиц, сформировавшиеся под влиянием основного процесса развития изучаемого явления. Вначале проведем сводку значений существенных признаков по выделенным группам интервального ряда.  
 
 
№4. Эффективность реализации продукции животноводства по аналитическим группам.  
№ группы Интервалы по выручке на 100 га сельхоз угодий Число хозяйств рентабельность реализации продукции, % в расчете на 100 га сельхоз угодий  
затраты на продукцию численность работников прибыльДля оценки качественных особенностей групп сопоставим их между собой по полученным показателям.  
Первая и вторая группа, с одинаковой численностью (6 хозяйств) отличается от всех остальных низкими затратами на реализованную продукцию и низкой прибылью от реализации продукции животноводства, а так же малой численностью работников в животноводстве в расчёте на 100 га с/х угодий. Кроме того, они является убыточными (рентабельность –26,59% и 10,15%). Поэтому эту группу следует выделить как низшую по продуктивности и эффективности типическую группу.  
5,6 группы отличает то, что они имеют довольно высокую прибыль от реализации продукции и затраты на продукцию животноводства по сравнению с другими группами хозяйств. Таким образом, эти группы мы выделим в высшую типическую, наиболее продуктивную и эффективную группу.  
3 и 4 группы по всем показателям занимает промежуточное положение между высшей и низшей типическими группами, поэтому её следует объединить в среднюю типическую группу.  
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТИПИЧЕСКИМ ГРУППАМ  
Полученные в процессе хозяйственной деятельности и статистического наблюдения массовые данные в виде множества признаков подлежат анализу, т. е. определенному упорядочению, описанию, сопоставлению с целью оценки процессов, происходящих в хозяйствах, их состояния и закономерностей развития. В каждом хозяйстве анализ его финансово-хозяйственной деятельности является важнейшей функцией управления на всех уровнях – в хозяйстве в целом, его подразделениях и службах. Он опирается на все виды учета в хозяйстве и охватывает все стороны деятельности – от оценки отдельных процессов до финансово-экономического положения хозяйства. Объем реализации выражается в натуральных и стоимостных показателях, которые зависят от объема производства продукции и уровня товарности продукции.  
3.1. АНАЛИЗ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ  
Результат реализации продукции животноводства в хозяйствах можно изучить по объему реализации продукции. Но поскольку абсолютные показатели выручки несопоставимы, рассмотрим выручку от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с.-х. угодий, в том числе по видам продукции (таблица 5).  
№ 5. Объем выручки при реализации продукции животноводства, тыс. руб.  
Показатели Типические группы В среднем по всей совокупности  
низшая средняя высшая  
Общий объём реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с/х угодий: 382,0 1160,6 2922,8 1643,4  
в том числе:  
крупно рогатый скот 61,8 117,2 138,5 183,7  
свиньи 0,0 14,0 275,9 23,6  
овцы и козы 0,014 2,5 0,0 2,5  
молоко 269,3 978,0 1329,6 1293,1  
прочая продукция животноводства 50,9 48,9 1178,8 140,5  
 
По данным таблицы можно сказать, что общий объём реализации продукции животноводства увеличивается от группы к группе: в низшей объём равен 382,0 тыс. руб., в средней – 1160,6 тыс. руб., в высшей – 2922,8 тыс. руб., также можно отметить, что выручка в третьей группе больше на 2540,8 тыс. руб. что свидетельствует о развитости хозяйств в третьей группе.  
Рассмотрим выручку по отдельным видам продукции: самая высокая выручка во всех 3- х группах от реализации молока: 1- 269,3 тыс. руб., 2- 978,0 тыс. руб., 3 – 1329,6 тыс. руб. Также высокая выручка от реализации КРС, свиней, прочей продукции животноводства. В низшей группе не разводят свиней, не выращивают птицу, не получают шерсть и яйца. В среднем по совокупности больший объём реализации у молока – 266,0 тыс. руб., затем идут свиньи – 157,6 тыс. руб. и прочая продукция животноводства – 128,6 тыс. руб. В высшей группе не выращивают овец и коз, и птиц, соответственно не получают шерсть и яйца.  
Выручка зависит о реализованной продукции, которая представляет собой фактически отгруженная иотпущенная продукция. Объем реализованной продукции определяется по отдельным ее видам в натуральном выражении и в фактически действующих ценах, а в целом по группе в стоимостном выражении в виде агрегата . Для этого определим индекс стоимостного объема реализации продукции животноводства.  
Индекс – это сложный относительный показатель, характеризующий среднее изменение явлений, состоящих из разнородных и непосредственно несоизмеримых элементов. Они выступают критерием итогов деятельности.  
= Х =  
Исходные данные для расчета индексов стоимостного объема представлены в таблице 6.  
 
 
№ 6. Объём, цены и стоимость реализованной продукции животноводства.  
Вид продукции Исходные данные Расчетные данные  
Объём реализации, ц на 100 га с.-х. угодий Цена реализации, руб. за 1ц. Стоимость продукции, тыс. руб.  
низшая высшая низшая высшая низшая высшая условная  
Q0 Q1 p0 p1 Q0p0 Q1p1 Q1p0  
КРС 61,8 138,5 2949,3 4163,2 182150,4 576685,4 408537,2  
Свиньи 0,0 275,9 2850,3 5086,4 0,0 1403504,5 786491,1  
Овцы и козы 0,014 0,0 3000,0 4150,5 41,5 0,0 0,0  
Молоко 269,3 1329,6 733,0 879,1 197403,2 1168837,5 974637,9  
Всего Х Х Х Х 379595,2 3149027,5 2169666,2  
 
В данной таблице была введена условная цена в низшую группу, которая составляет 2850,3 руб. за 1 ц.  
Для определения изменения физического объема производства всех продуктов необходимо воспользоваться индексом физического объема продукции основных видов.  
= * =  
Данная таблица показывает объемы реализации основных видов продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с/х угодий по каждой из типических групп, цены на уровне средних цен реализации каждого вида продукции в целом по совокупности предприятий Московской области. По данным этой таблицы видно, что стоимость реализованной продукции животноводства в высшей группе значительно превышает низшую. Так стоимость молока в высшей группе превышает низшую в 6 раз, КРС в 3 раза.  
Таким образом, общий объём реализации в высшей группе вырос по сравнению с низшей в 8,3 раза, или на 729,5%, за счёт увеличения в первую очередь объёма реализации на 264%, а также за счёт цен на 128%.  
3.2. СТРУКТУРА РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВ.  
Рассмотрим структуру реализованной продукции животноводства по типическим группам хозяйств Московской области (таблица 7), которая рассчитывалась как удельный вес выручки от реализации отдельных видов продукции животноводства к общей сумме выручки от реализации продукции животноводства.  
Таблица 7. Структура реализованной продукции животноводства.  
Вид продукции Типические группы  
1(низшая) 2(средняя) 3(высшая)  
Реализовано продукции животноводства, %:  
крупный рогатый скот 16,2 10,1 4,7  
свиньи 0,0 1,2 9,4  
молоко 70,5 84,3 45,5  
прочая продукция животноводства 13,3 4,4 40,3  
Итого 100 100 100  
 
Из данной таблицы можно сделать следующий вывод, что специализация данных хозяйств различная, поэтому реализация, например, КРС в высшей группе меньше, чем в низшей, это говорит о том, что хозяйства низшей группы специализируются на реализации КРС и молока. Высшая группа в основном специализируется на прочей продукции животноводства.  
Во всех трёх группах первое место в объёме реализации принадлежит молоку, соответственно 70,5 %, 84,3 %, 45,5%. Это говорит о том, что развито животноводство молочного направления. На втором месте в средней и высшей реализация продукции свиней: 1,2% и 9,4; в низшей – КРС (16,2%).  
В процессе развития сельского хозяйства в каждом хозяйстве складывается определенная специализация, накапливается опыт производства отдельных видов продукции, работники овладевают приемами выполнения наиболее распространенных работ и достигают высокого мастерства. Словом, исторически складывается опыт организации производства тех или иных продуктов, а так же создается необходимая для этих целей материально-техническая база.  
Специализация хозяйств характеризуется показателями соотношения и сочетания отраслей, производящих разнообразные продукты и услуги. Приближенно она может быть оценена по числу товарных отраслей. Но отрасль может быть главной и дополнительной, иметь различное значение для хозяйства, поэтому более точно специализация оценивается показателями структуры в первую очередь товарной продукции по сумме фактической выручки. Косвенное представление о специализации дают показатели распределения по отраслям и продуктам ресурсов и затрат.  
Изучая специализацию хозяйств в рамках типических групп, будем судить о специализации по удельному весу продукции животноводства в объёме реализации продукции сельского хозяйства, а также удельному весу реализации продуктов переработки молока и мяса (Таблица 8).  
№ 8. Специализация производства.  
Специализация производства  
Показатели Типические группы В среднем по совокупности  
1(низшая) 2(средняя) 3(высшая)  
Удельный вес продукции животноводства в выручке от реализации продукции сельского хозяйства, %: 79,1 91,8 91,8 90,1  
Удельный вес реализации продуктов переработки:  
молока 55,7 77,4 41,8 15,8  
мяса 3,7 2,7 4,6 3,7  
 
Удельный вес реализованной продукции животноводства в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции составляет в среднем по всей совокупности 90,1%, что превышает 75,0% поэтому можно назвать их специализированными на производстве продукции животноводства (удельный вес реализованной продукции растениеводства равен 9,9%). Удельный вес реализованной продукции животноводства в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции в низшей группе составляет всего 79,1% (удельный вес реализованной продукции растениеводства равен 20,9%). В средней группе удельный вес реализованной продукции животноводства в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции равен 91,8% (на долю растениеводства приходится 8,2%). В высшей группе удельный вес реализованной продукции животноводства равен 91,8%, что превышает 50%. Можно сделать вывод, что хозяйства специализируются на производстве продукции растениеводства. Удельный вес реализации продуктов переработки молока и мяса в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции в среднем по совокупности составляет по молоку – 15,8%, по мясу – 3,7%.  
3.3. АНАЛИЗ ТОВАРНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА.  
Для изучения процессов реализации продукции в статистике получают особую систему показателей, характеризующую объемы, структуру и динамику, качество реализованной продукции, выручку и цены. Реализованная продукция из общего объема производства в течение календарного года считается товарной. Ее соотношение с валовой продукцией характеризуется уровнем товарности. Рассмотрим на основе таблицы 9 уровень товарности по отдельным продуктам животноводства, взятым в натуральном выражении.  
Как видно из таблицы №9, уровень товарности КРС высок в низшей группе (106,5%), а в средней и в высшей находится достаточно на низком уровне, 71,7% и 38,6%. Уровень товарности свиней равен в средней – 41,0% и высшей – 97,8%. По молоку товарность также находится на высоком уровне: в низшей – 72,7%, в средней – 89,7%, в высшей 60,9%. Это говорит о том, что реализуется почти вся произведённая продукция, потери минимальны. В высшей группе по сравнению с низшей по КРС уровень товарности ниже на 63,8% и по молоку на 16,2%, это говорит о том, что основное направление хозяйств в высшей группе направленно на прочую продукцию животноводства.  
№ 9. Объемы производства и реализации продукции животноводства на 100 га с.-х. угодий, уровень товарности.

 

Для оценки влияния  группировочных признаков на выручку от реализации продукции животноводства на 100 га с/х угодий по каждой группе, подгруппе и совокупности в целом определяется ее средний уровень. Средняя выручка от реализации продукции животноводства на 100 га с/х угодий, тыс. руб. составила: в 1группе 12193,1/14= 870,9, во второй – 582, в третьей – 1941,8.  
Поскольку изучается только один результативный признак, его анализ удобно проводить в шахматной комбинационной таблице (таблица 22).  
№ 22. Средняя выручка от реализации продукции животноводства на 100 га с/х угодий в зависимости от амортизации основных средств на 100 га с./х. угодий и затрат на корма на 100 га с.-х. угодий.  
Группы по амортизации основных средств в расчёте на 100 га с./х. угодий, чел Подгруппы по затратам на корма на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб. В среднем  
До 400 Свыше 400  
1. От 0 до 38 373,5 1368,3 870,9  
2. От 38 до 76 442,1 791,9 582,0  
3. Свыше 76 765,0 2072,5 1941,8  
Итого: 427,8 1656,4 1190,4  
 
Анализ комбинационной таблицы позволяет решить три зада¬чи: оценить степень влияния на выручку от реализации продукции животноводства каждого фактора, их взаимодействие и совместное действие.  
Оценим вначале влияние амортизации основных средств в расчёте на 100 га с.-х. угодий на среднюю выручку от реализации продукции животноводства при равном значении другого группировочного признака — затрат на корма на 100 га с.-х. угодий.  
Так, при затратах на корма на 100 га с.-х. угодий до 400 тыс. руб. средняя выручка от реализации продукции животноводства закономерно увеличивается по мере увеличения амортизации основных средств: с 373,5 тыс. руб. со 100 га в группе 1 до 442,1 тыс. руб. в группе 2 и 765 тыс. руб. в группе 3. Прибавка выручки от численности работников в группе 3 по сравнению с группой 1 составляет 765-373,5= 391,5 тыс. руб. При затратах на корма на 100 га с.-х. угодий свыше 400 тыс. руб. прибавка составила 2072,5-1368,3=704,2 тыс. руб. Взаимодействие факторов, численно выражается разностью прибавок: прибавка от взаимодействия факторов равна 704,2 – 391,5=312,7 тыс. руб. на 100 га с.-х. угодий.  
Таким же образом оценим влияние на выручку затрат на корма на 100 га с.-х. угодий при фиксированном уровне амортизации основных средств. Прибавка выручки на 100 га с.-х. угодий от увеличения затрат на корма в подгруппе 2 по сравнению с подгруппой 1 составляет:  
1. в группе 1 с амортизацией основных средств 1368,3-373,5= 994,8 тыс. руб.  
2. в группе 2 со средней амортизацией основных средств 791,9-442,1=349,8тыс. руб.  
3. в группе с высокой амортизацией основных средств 2072,5-765=1307,5 тыс. руб.  
Прибавка от взаимодействия факторов равна 1307,5-994,8=312,7 тыс. руб. на 100 га с./х. угодий.  
Совместное влияние двух факторов оценивается сопоставлением выручки при самых низких уровнях обоих факторов и при самых высоких. Прибавка от совместного влияния факторов, включая их прямое действие и взаимодействие, составляет 2072,5-373,5= 1699 тыс. руб.

 

3.11. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  
3.11.1. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЯДА ДИНАМИКИ  
Ряд статистических показателей, характеризующих состояние и изменение явлений во времени, называют рядом динамики или динамическим рядом. Он может быть представлен абсолютными, средними или относительными показателями, величины которых являются уровнями ряда динамики.  
В курсовом проекте предлагается рассмотреть анализ динамики двух взаимосвязанных показателей, в данном случае были использованы выручка от реализации продукции животноводства и среднегодовая численность работников. Это абсолютные интервальные уровни ряда динамики.  
Для характеристики направления и интенсивности изменения изучаемого явления во времени уровни динамического ряда сопоставляют и получают систему, выражающую все возможные показатели уровней ряда и производных от них: абсолютный прирост, коэффициент роста, процент (темп) прироста, значение 1% прироста.  
Рассмотрим динамику размера выручки от реализации продукции молока и среднегодовой численности работников (таблица 24).  
 
 
№ 24. Динамика размера выручки от реализации молока и среднегодовой численности работников  
Годы 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005  
Показатели Выручка от реализации молока на 100 га с/х угодий, тыс. руб.  
Абсолютный уровень динамического ряда 749,14 588,81 527,35 471,37 462,13 476,99 502,59 568,66 605,08 642,06 697,62 758,31 840,74  
Абсолютный прирост -160,33 -61,46 -55,98 -9,24 14,86 25,59 66,07 36,42 36,98 55,56 60,70 82,42  
Коэффициент роста 0,79 0,90 0,89 0,98 1,03 1,05 1,13 1,06 1,06 1,09 1,09 1,11  
Темп прироста -21,40 -10,44 -10,61 -1,96 3,22 5,37 13,15 6,41 6,11 8,65 8,70 10,87  
Значение 1% прироста 7,49

5,89 5,27 4,71 4,62 4,77 5,03 5,69 6,05 6,42 6,98 7,58  
Среднегодовая численность работников на 100 га с.-х. угодий, тыс. чел.  
Годы 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005  
Абсолютный уровень динамического ряда 13,15 11,90 11,09 10,22 9,00 8,21 8,28 8,09 7,29 7,03 6,50 6,32 6,19  
Абсолютный прирост -1,24 -0,81 -0,87 -1,23 -0,79 0,07 -0,20 -0,80 -0,25 -0,53 -0,18 -0,13  
Коэффициент роста 0,91 0,93 0,92 0,88 0,91 1,01 0,98 0,90 0,97 0,92 0,97 0,98  
Темп прироста -9,44 -6,82 -7,84 -12,00 -8,73 0,89 -2,41 -9,89 -3,46 -7,60 -2,80 -2,05  
Значение 1% прироста 0,13 0,12 0,11 0,10 0,09 0,08 0,08 0,08 0,07 0,07 0,06 0,06  
 
 
 
 
Как видно из таблицы, выручка от реализации молока начала увеличиваться с 1998 года. Неравномерными и не все время положительными, были темпы роста и прироста. После увеличения размера выручки в 1998 г. на 4,62%, далее идет то увеличение, то снижение темпа прироста выручки, а в 2000 г. резкое увеличение выручки (на мой взгляд, за счет дефолта) и темп прироста составил 13,15%, а затем снова снижение темпа прироста. Значения абсолютного прироста показывают, что в 1998 г. было увеличение абсолютного прироста выручки на 14,86 тыс. руб., затем абсолютный прирост выручки увеличивался до 2005 г. Значение 1% прироста, наряду с постепенным увеличением выручки, также увеличивалось на протяжении всех лет, особенно с 1998 по 2005 год включительно.  
Среднегодовая численность работников из года в год постепенно уменьшалась. Темпы прироста соответственно отрицательные. Значение 1% прироста, наряду с постепенным уменьшением численности работников, также уменьшалось на протяжении всех лет.  
Исходные уровни ряда динамики и его относительные показатели, как видно из таблицы, изменяются по периодам и моментам времени. Для получения обобщенного типического их уровня за весь изучаемый промежуток времени рассчитаем средние уровни и таким образом абстрагируемся от случайных колебаний.  
Средние уровни по выручке от реализации продукции животноводства составят:  
• средний уровень ряда: тыс. руб. выручки за год;  
• средний абсолютный прирост: тыс. руб. абсолютного прироста выручки за год;  
• средний коэффициент роста: раза - увеличение выручки в среднем за один год;  
• средний темп прироста: % - средний ежегодный процент прироста прибыли.  
Таким образом, средняя выручка от реализации продукции животноводства за 1993-2005 гг. составила 606,9 тыс. руб. при среднем ежегодном ее увеличении на 7,63 тыс. руб., или на 0,95%.  
Отразим изменение динамики на графике:  
Рис. 3  
 
На графике прослеживается тенденция постепенного увеличения размера выручки вплоть до 2005 года, с небольшим перепадом с 1996 г. по 1998 г., также это прослеживается по линии тренда.  
Определим средние уровни по среднегодовой численности работников:  
• средний уровень ряда: тыс. чел. численности работников за год;  
• средний абсолютный прирост: тыс. чел. абсолютного прироста (убытка) численности за год;  
• средний коэффициент роста: раза - уменьшение численности в среднем за один год;  
• средний темп прироста: - средний ежегодный процент прироста (убытка) численности.  
Таким образом, средний уровень среднегодовой численности за 1993-2005 гг. составил 8,71 тыс. чел. при среднем ежегодном ее уменьшении на 0,58 тыс. чел., или на 2,6 %.  
Отразим изменение динамики на графике:  
Рис. 4  
 
 
На графике отчётливо видно, что численность работников уменьшается до 2005 года и как видно по линии тренда она будет уменьшаться и в последующие года.  
3.11.2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА УКРУПНЕНИЯ ПЕРИОДОВ  
Имеются данные по двум взаимосвязанным показателям: выручке от реализации молока и среднегодовой численностиработников за 1993-2005 гг.  
Выделим 2 периода: 1993-1998 гг. и 1999-2005 гг. Особенностью этого периода является дефолт, который произошел в 1999 г. Тогда рубль обесценился, а доллар подорожал почти в 5 раз. В связи с этим подорожало практически все в рублевом эквиваленте. Поэтому в данном случае необходимо применить укрупнение периодов для выявления закономерного, систематического изменения уровней рядов динамики (выручки и численности) свободных от случайных колебаний и отражающих тенденцию их развития. Затем эти периоды по каждому из двух взаимосвязанных признаков охарактеризуем средними уровнями, показывающими типичные значения выручки от реализации продукции животноводства и среднегодовой численности работников для разных условий и свободными от случайных колебаний, взаимно погашающихся при осреднении. Средние характеристики периодов двух признаков и относительные показатели динамики их уровня представлены в таблицах 25 и 26.  
№ 25. Динамика выручки от реализации продукции животноводства по укрупненным периодам.  
Показатели 1993-1998 гг. 1999-2005 гг.  
Средняя за год сумма выручки, тыс. руб. 545,9 659,3  
Абсолютный прирост за период, тыс. руб. -54,4 56,4  
Коэффициент роста 0,96 1,043  
Темп прироста, % -4 4,3  
 
 
Как видно, во втором периоде выручка от реализации молока сильно выросла, коэффициент роста составил 1,043, а темп прироста составил 4,3%.  
№ 26. Динамика среднегодовой численности работников по укрупненным периодам.  
Показатели 1993-1998 гг. 1999-2005 гг.  
Средняя за год сумма численности, тыс. чел. 10,6 7,1  
Абсолютный прирост за период, тыс. чел. -0,99 -0,35  
Коэффициент роста 0,97 0,96  
Темп прироста, % -3 -4  
 
Как видно, во втором периоде полная среднегодовая численность работников сократилась, коэффициент роста составил всего 0,96, а темп прироста -4%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Современное состояние сельскохозяйственных организаций определяется комплексом естественно-исторических, экономических, политических и других условий, а также характером аграрной политики последнего десятилетия.  
В курсовом проекте мною была рассмотрена реализация продукции животноводства в хозяйствах Московской области за 2006 год и частично за 2004 год. Сначала были выделены 3 типические группы хозяйств: низшая, средняя и высшая. Проведя анализ хозяйств в рамках типических групп были получены следующие результаты: хозяйства высшей группы являются наиболее интенсивными, специализированными и высокопродуктивными. Об этом можно судить по объемам производства, реализации и выручки от реализации продукции животноводства. Хозяйства в основном выращивают КРС, свиней, развито животноводство молочного направления. Говоря о продукции сельского хозяйства в целом, можно выделить, что все хозяйства специализируются на производстве продукции растениеводства, продукция животноводства занимает, как правило, незначительную долю в производстве продукции сельского хозяйства.  
Затем была проведена факторная группировка по всем 30 хозяйствам и корреляционный анализ. При этом рассмотрели влияние среднегодовой численности работников на 100 га с.-х. угодий и материальным затратам на объем выручки от реализации продукции животноводства на 100 га с.-х. угодий.  
Говоря в целом, можно сказать о том, что ситуация в сельском хозяйстве нашей страны остается сложной. За весь период реформ положение хозяйств не только не улучшилось, но и наоборот, усугубилось. Для выхода из сложившегося положения необходимо коренное изменение аграрной политики государства, обеспечение приоритетности развития сельского хозяйства, смягчение и ликвидация диспаритета, усиление государственной поддержки и регулирования. Выход сельского хозяйства из кризиса возможен лишь при реализации комплекса экономических, социальных, технических, кадровых, правовых, организационных и других мер.

Информация о работе Cтатистико-экономический анализ уровня производства себестоимости зерна в сельскохозяйственных предприятиях