Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:49, реферат
Целью реферата является изучение динамики развития кинорынка и сетей кинотеатров в России.
Задачи данной работы:
- раскрыть понятия о киноиндустрии и кинопрокате;
- изучить рынок сетей кинотеатров в России;
- определить крупнейших операторов сетей кинопоказов в России;
- рассмотреть факторы развития сетей кинотеатров в России;
- определить прогнозы дальнейшего роста рынка кинопоказа;
Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Общее понятие о киноиндустрии……………………………………....5
История киноиндустрии и кинопроката в мире………………………….5
Киноиндустрия в России…………….…………………………………….7
Развитие сетей кинозалов в России (2000-2010)…...…………………….9
Глава 2. Динамика рынка российских сетей кинотеатров…………...………..12
2.1. Рынок российских сетей кинотеатров ……….……………………………12
2.2. Рынок сетей кинотеатров Московского региона………………………….17
2.3.Рынок сетей кинотеатров Санкт-Петербурга………………………………19
Заключение…………………………………………...…………………………..22
Библиография………………………………………………………….…………23
На 2000 год посещаемость кинозалов составляла 0,3 на одного жителя России (для сравнения: в советский период на одного жителя приходилось 14 посещений), также за десять лет общее количество кинотеатров сократилась на 37%, эффективность их использования равнялась 6%, а фильмов российского производства было не более 10%. Всего в России на тот момент функционировало около 1500 кинотеатров (подавляющее большинство их было технически устаревшими), из них только 25 принадлежало частным компаниям, однако прибыль этих 25 была выше, чем у всех остальных, -. $ 40 млн против $ 30 млн
1 период 2000-2005:
30 марта 2000 года в Москве
открылся первый в России
Помимо этого в первой половине 2000-х из числа новшеств на рынке произошли ещё два события. 4 апреля 2003 года был открыт первый в России кинотеатр с системой IMAX, основная особенность которой заключается в огромном экране - 18 на 22 метра. А 18 сентября 2003 года открылся первый в России мультиплекс - здание вертикальной постройки с не менее чем семью залами и отдельным входом. Им стал Kinostar De Lux , принадлежащий сети Rising Star Media и расположенный в торгово-развлекательном центре «Мега».
Успехи «Империи Кино» и «Каро Фильма», доказавшие экономическую оправданность киносетей, привели к тому, что уже к 2004 году на рынке действовало более десятка только крупных сетей. Крупнейшей из них стала «Формула Кино», образованная путём слияния «Империи Кино» и «Каро фильма». Ей принадлежало 26 кинотеатров с 78 кинозалами. Помимо неё на рынке были представлены московские «Киномакс» (16 кинотеатров, 33 кинозала), Rising Star Media (2 и 23), «Центрфильм» (8 и 16), «Синема Парк» (2 и 15) и «Парадиз» ( 3 и 11), петербургская «Кронверк Синема» (6 и 33) и новосибирская «Арт Сайнс Синема» (5 и 10).
Большая часть кинозалов
приходилась на долю Москвы - 27,6%, а
на втором месте находился Санкт-
Итого по состоянию на 2005 год в России функционировало 545 современных кинотеатров, включавших в себя 1036 кинозалов. Причём количество кинотеатров, расположенных в торговых центрах, равнялось 66, а количество кинозалов в них - 317. 10 крупнейших киносетей контролировали 31% рынка, остальная часть была под контролем государством и прочих операторов. Вновь сменился лидер рынка, им стал «Каро фильм», в 2005 году покинувший «Формулу Кино» и решивший сосредоточить свою деятельность на регионах. Регионы же стали наиболее динамичным сегментом рынка, а по темпам открытия новых кинотеатров в лидеры выбились города-миллионники.
Во второй половине 2000-х годов основные тенденции развития российского рынка кинопоказа остались неизменными. Это, во-первых, увеличение на рынке доли крупных сетей - так, в 2006 году она составляла (по количеству залов) 34,3%, а в 2010 году - 38,8%. Во-вторых, постепенное насыщение рынка сначала Москвы и Санкт-Петербурга, а потом и городов-миллионников приводит как к повышению качества предлагаемых услуг, так и к развитию рынка во всё более мелких городах.
Например, в 2006 году в городах с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек функционировало 153 кинозала, а к 2011 году их количество практически удвоилось и достигло 283 кинозалов. В среднем по стране обеспеченность населения кинозалами на 100 тыс. человек возросла с 0,91% в 2006 году до 2,54% в 2010 году. Сохранилась и тенденция к увеличению доли кинотеатров в торгово-развлекательных центрах. В 2010 году доля кинозалов в торговых центрах составляла уже 55%.
В 2007 году начался процесс вхождения независимых кинотеатров в состав киносетей. Первой такой сделкой стал переход московского четырехзального кинотеатра «Матрица» под управление «Каро фильма». По мнению Алексея Чирихина, замгендиректора Rising Star Media , в перспективе это являлось условием выживания одиночных кинотеатров:
Одиночные кинотеатры не выживут и будут вынуждены войти в крупные сети: если кинотеатр не входит в сеть, дистрибьюторы могут диктовать ему условия.
В 2008 году этот процесс
продолжился, и около 16 кинотеатров
сменили своих владельцев. Обще
Главным трендом конца 2000-х стала «цифровизация» кинотеатров. На 2010 год лидером по количеству цифровых кинозалов стала киносеть «Синема Парк» с 74 кинозалами, что составляет 46,5% от общего числа залов это компании. Помимо этого получили дальнейшее развитие кинотеатры в формате IMAX. На 2011 год всего в составе различных сетей в России действует 14 таких кинотеатров, из которых только один, самый первый из них, открытый в 2003 году, является плёночным.
Всего на начало 2011 года, по данным исследования компании «Невафильм», в России в общей сложности функционировало 865 кинотеатров с 2430 кинозалами. Максимальное число кинотеатров принадлежит федеральным сетям - 200 кинотеатров со 1091 кинозалом, что по количеству кинозалов составляет 45% от общего числа. Крупнейшей из федеральных сетей по прежнему является сеть «Каро Фильм», ей принадлежит 33 кинотеатра со 170 кинозалами. Впрочем, в ближайшее время возможна смена лидера - по данным РБК ("РосБизнесКонсалтинг") им может стать компания «Синема Парк», готовящаяся приобрести все кинотеатры сети Kinostar De Lux . На долю независимых кинотеатров приходится 31% кинозалов, а местные и региональные сети занимают 17% и 8% рынка соответственно.
По состоянию на март 2011 года, первая десятка компаний-операторов сетей кинотеатров в России выглядела с точки зрения «Невафильм Research» следующим образом:
Глава 2. Рынок российских сетей кинотеатров
3.1. Рынок российских сетей кинотеатров
По данным на 31 декабря 2011 года в России насчитывается 2726 современных кинозалов в 925 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс – 2,9). Более половины современных российских кинозалов (54%) уже имеют цифровое оборудование – 1 472 экрана (в 698 кинотеатрах), из них 1 434 имеют возможность 3D-показа. Таблица 1.
Таблица 1.
Рост рынка современных киноплощадок в
абсолютных цифрах явно стабилизируется: в
течение 2011 года в стране было открыто 97
кинотеатров (352 зала) – практически столько
же, сколько и в 2010 году (96 кинотеатров, 351
зал). Число закрытий по сравнению с предыдущим годом
незначительно снизилось: были закрыты 27
кинотеатров (34 в 2010-м) с 50 залами (в 2010-м –
51).
Динамика оборудования цифровых
кинозалов в 2011 году впервые пошла на спад: за
прошедший год было оборудовано на 9% меньше
залов, чем в 2010-м (547 залов в 178 кинотеатрах по
сравнению с 601 залом в261 кинотеатре). Во
многом это связано с тем, что в 2010 году основным
мотивом перехода на цифровые технологии
был релиз фильма «Аватар». Напомним, что
тогда темпы роста числа цифровых открытий
составили 124%, а в 2009-м – 354%. При этом в 2011
году существенно возросло число цифровых
залов, которые были закрыты (хотя, как
правило, оборудование цифрового кинопоказа
переносится в другие кинотеатры той жесети): 19
залов в 12 кинотеатрах (в 2008–2010 гг. было в 3–4
раза меньше).
Таким образом, в 2011 году российский рынок
кинопоказа, как современного в целом, так и
цифрового в частности, вошел в стадию насыщения и
можно с высокой долей вероятности полагать,
что его дальнейший рост будет медленнее,
чем в предшествующие годы. Об этом свидетельствует и
общий годовой прирост рынка кинопоказа 2011
года: число современных кинозалов выросло
на 12,5% (в 2010-м – 14,1%), а число цифровых залов
– на 31,2% (в 2010-м – 93,5%). Дальнейший рост
рынка кинопоказа в целом будет обеспечиваться
не за счет внутренних факторов развития
самого рынка, а благодаря внешнему воздействию:
изменению технологий, увеличению доходов
населения или принятию федеральными
властями тех или иных решений, влияющих на
развитие рынка кинопоказа в России.
По-прежнему среди новых кинотеатров преобладают
кинозалы в торгово-развлекательных
Общее количество операторов кинотеатров и
кинотеатральных сетей на российском рынке
кинопоказа в2011 году достигло 523, среди
них сетевые игроки составляют меньше
16% (83 компании). Все участники рынка оснастили
«цифрой» более половины своих залов. При
этом в сетях всех типов цифровые залы имеются в
более 80% кинотеатров, тогда как у независимых киноплощадок
этот показатель составляет около 63%. Независимые
кинокомплексы, не оснащенные оборудованием
для цифрового кинопоказа, сегодня входят
в «группу риска»: при отказе дистрибьюторов от
проката фильмов на кинопленке они останутся
без возможности демонстрировать фильмы
зрителям и будут вынуждены закрыться.
Данные приведены в Таблице 3.
Доминирующим сегментом российского рынка
современных кинозалов остаются миниплексы
(кинотеатры с 2–7 залами), составляющие
51% рынка по числу кинотеатров и 61% по числу
залов. В этом сегменте преобладают двухзальники
(20% кинотеатров и 14% залов), которые вместе с
однозальниками (еще 41% кинотеатров, 14%
залов) являются наименее конкурентоспособными
формами в борьбе с многозальными комплексами. При
появлении поблизости более сильного конкурента
они либо уходят с рынка (закрываются), либо
начинают осваивать другие ниши, недоступные
для больших сетевых кинотеатров (показ
авторских фильмов, программ альтернативного
контента, организация киноклуба). Осознавая
низкую конкурентоспособность малых кинотеатров,
игроки рынка все реже открывают одно- и
двухзальники. В то же время для небольших
городов этот формат зачастую является
наиболее подходящим, например, для работы в
режиме неполной недели или неполного
рабочего дня. Однако рентабельность подобной бизнес-модели порою
отрицательна, а потому рост рынка за счет открытия
таких кинотеатров в малых городах невозможен
без участия муниципальных властей. В Таблице 4 представлены крупнейшие операторы
сетей кинотеатров на 01.01.2012.
Число городов, оснащенных современными
кинотеатрами, достигло 369 (в 2010-м их было 333,
данные представлены в Таблице 5). Подчеркнем, что все города с
населением более 250 тысяч в той или иной
мере обеспечены современным кинопоказом, в
то же время рост обеспеченности жителей
меньших городов идет крайне медленно. За
последние 5 лет (с 2006 года) доля городов с
числом жителей от 100 до 250 тыс. человек, обеспеченных современным кинопоказом,
возросла менее чем на четверть (с 72% до
88%). Гораздо активнее идет освоение кинопоказчиками
городов с населением менее 100 тыс. жителей:
за тот же период доля городов этого типа,
имеющих кинотеатры, увеличилась более
чем вдвое (с 10 до 22%). Каковы бы ни были
темпы роста числа кинотеатров в малых
городах, общее количество таких населенных
пунктов очень велико (около 940 по всей
России), и полное их обеспечение современными
кинотеатрами возможно только совместными
усилиями кино предпринимателей и местных
властей.
В целом обеспеченность населения страны современными кинозалами увеличивается – средний по России уровень достиг 1,9 экрана на 100 тыс. жителей (в 2010 году – 1,7), а в пересчете на число жителей городов, где есть современные кинотеатры, среднероссийский показатель плотности киноэкранов в 2011-м составляет 3,3 (по итогам 2009-го – 3,2).Данные приведены в Таблице 6 и Таблице 7.
За минувший год среди десятки крупнейших
киносетей произошли серьезные изменения:
благодаря объединению сетей «Синема
парк» и «KinoStar» на рынке российского кинопоказа
сменился лидер. Напомним также, что в конце 2010
года за счет кинотеатров «КиноЭксперт»,
ранее принадлежавших концерну «Тракторные
заводы» и перешедших к Внешэкономбанку, была
расширена сеть «Киносити». Еще об однойкрупной
сделке было объявлено в начале 2012 года: инвестиционное
подразделение «Альфа-групп»,
3.2.Рынок сетей кинотеатров Московского региона
Москва стала первым российским городом, в котором был открыт современный кинотеатр - «Кодак Киномир», и с того времени занимает наибольшую долю рынка среди всех регионов. В 2000 году в Москве действовало уже около 30 современных кинотеатров. В 2002 их число достигло 89. Относительное насыщение московского рынка произошло только к 2004 году - именно тогда сети кинопоказа стали обращать внимание на регионы.
По данным компании «Невафильм Research» в 2004 году в Москве действовало 79 современных кинотеатров с 216 экранами, из них 17 и 95 соответственно - в торговых центрах. Первые три места удерживали «Формула Кино», повышение Star Media и «Киномакс», занимая 34%, 12% и 5% рынка соответственно. Наибольшее количество кинотеатров было однозальными - 15%, а максимальное число залов в одном кинотеатре составляло 12 - это были «Синема Парк» в торговом центре «Калужский» и Kinostar De Lux в торговом центре «Мега-Химки».