Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредита
и государственного долга 5
1.1 Сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и структура государственного долга 7
1.3 Проблема внешнего долга 13
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного долга 15
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ 20
2.1 Анализ специфики учета основных видов
долговых обязательств 20
2.2 Состояние внешнего долга 27
2.3 Анализ российской практики регулирования
и контроля государственного долга Российской Федерации 31
Глава 3. Совершенствование государственного кредита
и государственного долга РФ 43
3.1 Международный опыт регулирования
и контроля государственного долга, оформленного
в государственные ценные бумаги, в сравнении
с российской практикой 43
3.2 Анализ используемых в Российской Федерации отдельных
показателей, характеризующих состояние государственного
долга в форме ценных бумаг и рынка государственных
ценных бумаг 47
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение
Дата | Сумма, млрд долл. США |
1994, 1 января | 117,8 |
1995, 1 января | 126,7 |
1996, 1 января | 132,7 |
1997, 1 января | 153,0 |
1998, 1 января | 182,8 |
1999, 1 января | 188,4 |
2000, 1 января | 178,2 |
2001, 1 января | 160,0 |
2002, 1 января | 146,3 |
2003, 1 января | 152,3 |
2004, 1 января | 186,0 |
2005, 1 января | 213,5 |
2006, 1 января | 257,2 |
2007, 1 января | 310,6 |
2008, 1 января | 465,4 |
2008, 1 октября | 542,1 |
2009, 1 января | 484,7 |
Россия
занимает восьмое место в рейтинге
держателей государственного долга США,
по данным журнала «Финанс». На 30 июня
2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего
госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты
считают, что, несмотря на финансовый кризис,
американские казначейские обязательства
остаются одними из самых надежных, но
высказываются за уменьшение вкладов
в экономику США и за вложение средств
в модернизацию национального производства.
2.3 Анализ
российской практики регулирования и
контроля государственного долга Российской
Федерации
Современный рынок государственных ценных бумаг Российской Федерации фактически возник в 1993 году, когда впервые были выпущены в обращение государственные краткосрочные бескупонные обязательства (ГКО), предназначавшиеся для широкого круга инвесторов, прежде всего, для новых субъектов экономики - предпринимательских структур.
Объем внутренних заимствований по линии ГКО и облигаций федеральных займов (ОФЗ) достиг к июню 1998 года 430 млрд. рублей, или почти 70 млрд. долл. США по действовавшему тогда курсу. Во второй половине 1998 года и в 1999 году Минфин России должен был погасить внутренние долговые обязательства на сумму более 280 млрд. рублей. Однако из-за отсутствия возможностей бюджета выполнить эти обязательства, наряду с обязательствами по внешнему долгу, был объявлен дефолт по указанным государственным облигациям, и в дальнейшем проведена новация. Рынок государственных ценных бумаг фактически был свернут.
В ходе последующих реформ была достигнута определенная стабилизация в экономике, что способствовало восстановлению фондового рынка и рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации, который стал важным элементом национальной финансовой системы.
В
настоящее время рынок
Существующие
в настоящее время
Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и другими нормативными актами.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» установлены процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации.
Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии (статья 3 упомянутого закона).
Решение
об эмиссии государственных ценных
бумаг Российской Федерации согласно
статье 114 Бюджетного кодекса Российской
Федерации принимается
Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг утверждаются Правительством Российской Федерации в форме нормативных правовых актов Российской Федерации. На основании этих Генеральных условий Минфин России утверждает условия эмиссии и обращения выпусков, а также отчеты об итогах их эмиссии.
Объем
каждого выпуска
Решение о выпуске принимается Минфином России в виде приказа. Условия выпусков фиксируются в глобальных сертификатах.
Размещение государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), облигаций федеральных займов (ОФЗ) и государственных сберегательных облигаций (ГСО) осуществляется путем проведения аукциона. ОФЗ и ГСО также могут размещаться по закрытой подписке.
В соответствии с положениями статьи 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России, выполняющим агентские функции на рынке ГКО-ОФЗ. Порядок взаимодействия между Минфином России и Банком России определен соответствующим Договором от 6 мая 1993 года № 5-2-1 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым с Банком России согласуются принимаемые решения о параметрах очередного размещаемого выпуска. Погашение и выкуп ГКО и ОФЗ, а также выплата купонного дохода по ОФЗ осуществляются Банком России по поручению Минфина России за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с действующим порядком в день проведения аукциона Минфин России передает Банку России письменное поручение на удовлетворение заявок на покупку облигаций, в котором указывается минимальная цена, ниже которой конкурентные заявки не удовлетворяются, и средневзвешенная цена, по которой удовлетворяются неконкурентные заявки.
В
настоящее время среди
Особенностью ГСО является то, что их владельцами согласно Генеральным условиям их эмиссии и обращения могут быть следующие юридические лица - резиденты Российской Федерации: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации и иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также государственные корпорации (в случае, если размещение (инвестирование) временно свободных средств государственной корпорации в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации), управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений. Обращение ГСО на вторичном рынке не допускается.
Агентом Минфина России по операциям с ГСО является Сбербанк России.
Государственный внешний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, в настоящее время включает в себя выпущенные на основании соответствующих условий выпуска облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, а также облигации внешних облигационных займов Российской Федерации. Стоимость указанных облигаций выражена в долларах США. Выплата основного долга и процентов по нему также производится в долларах США. Рынок данных ценных бумаг в основном внебиржевой. Депозитарно-клиринговые операции в отношении указанных облигаций производятся специальными европейскими организациями «Евро-клир» (Euroclear) и «Клиарстрим» (Clearstream).
Агентом Минфина России по операциям с указанными ценными бумагами является Внешэкономбанк. В настоящее время со стороны Минфина России активные операции на финансовом рынке с указанными ценными бумагами не проводятся, что обусловлено проводимой долговой политикой, предусматривающей сокращение внешнего долга и минимизацию валютных рисков.
В таблице 2 представлены данные, характеризующие изменение объема и структуры государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, за 2004-2007 годы:
Таблица 2
Изменение объема и структуры государственного долга Российской Федерации (млн. руб.)
Показатели | 1.01.2004 г. | 1.01.2005 г. | 1.01.2006 г. | 1.01.2007 г. | 1.01.2008 г. |
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, всего в том числе: | 663633,77 | 756792,34 | 851121,6 | 1028036,59 | 1248848,28 |
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) | 2722,54 | 24,36 | 24,36 | 0,00 | 0,00 |
Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) | 24100,78 | 1,30 | 1,30 | 0,00 | 0,00 |
Государственный сберегательный заем | 99,97 | 0,20 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) | 50476,32 | 43307,39 | 123636,83 | 205622,72 | 288415,12 |
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) | 11500,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) | 199310,71 | 171224,02 | 131130,90 | 94834,36 | 51427,95 |
Государственные сберегательные облигации (ГСО) | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 52415,13 | 101415,13 |
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) | 375423,45 | 542235,07 | 596328,21 | 675164,38 | 807590,08 |
Государственный внешний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, всего в том числе: | 1264008,7 | 1178108,7 | 1111500,2 | 968956,2 | 811926,3 |
Еврооблигационные займы | 1050346,8 | 980693,4 | 906718,0 | 839468,0 | 702155,1 |
Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВГВЗ) | 213661,9 | 197415,3 | 204782,2 | 129488,2 | 109771,2 |
Государственный долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, всего | 1927642,47 | 1934901,04 | 1962621,8 | 1996992,79 | 2060774,58 |
Справочно: | |||||
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, всего | 681555,8 | 778303,2 | 875318,7 | 1064875,2 | 1301269,1 |
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации, всего | 3508213,0 | 3166297,7 | 2201400,0 | 1370463,9 | 1101628,3 |
Объем государственного долга Российской Федерации, всего | 4189768,8 | 3944600,9 | 3076718,7 | 2435339,1 | 2402897,4 |
Отношение государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, к общему объему государственного долга Российской Федерации, в % | 15,8 | 19,2 | 27,7 | 42,2 | 52,0 |
Отношение государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, к общему объему государственного долга Российской Федерации, в % | 46,0 | 49,1 | 63,8 | 82,0 | 85,8 |