Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредита
и государственного долга 5
1.1 Сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и структура государственного долга 7
1.3 Проблема внешнего долга 13
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного долга 15
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ 20
2.1 Анализ специфики учета основных видов
долговых обязательств 20
2.2 Состояние внешнего долга 27
2.3 Анализ российской практики регулирования
и контроля государственного долга Российской Федерации 31
Глава 3. Совершенствование государственного кредита
и государственного долга РФ 43
3.1 Международный опыт регулирования
и контроля государственного долга, оформленного
в государственные ценные бумаги, в сравнении
с российской практикой 43
3.2 Анализ используемых в Российской Федерации отдельных
показателей, характеризующих состояние государственного
долга в форме ценных бумаг и рынка государственных
ценных бумаг 47
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение
В рассматриваемом периоде доля государственных ценных бумаг Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации возросла почти двукратно с 46,0 % на начало 2004 года до 85,8 % к началу 2008 года. При этом государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, номинированных в валюте Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2008 года составил 1248,9 млрд. рублей против 663,6 млрд. рублей по состоянию на 1 января 2004 года, увеличившись на 585,2 млрд. рублей, или 88,2 процента.
Государственный внешний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, номинированных в иностранной валюте, по состоянию на 1 января 2008 года составил 811,9 млрд. рублей и сократился в рассматриваемом периоде на 452,1 млрд. рублей (35,8 %), что соответствует тенденции сокращения государственного внешнего долга Российской Федерации. При этом доля государственных ценных бумаг в объеме государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась с 36,0 % до 73,7 %, что в основном обусловлено проведением операций по досрочному погашению обязательств перед странами - членами Парижского клуба кредиторов и переоформлением коммерческой задолженности в еврооблигации.
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в ценных бумагах, по состоянию на 1 января 2008 года в основном представлена облигациями федеральных займов и государственными сберегательными облигациями. Выпущенные ранее ГКО в настоящее время погашены и в структуре долга не числятся, что объясняется проводимой в последние годы Минфином России долговой политикой по удлинению сроков заимствований.
Всего в результате операций с государственными ценными бумагами в 2004-2007 годах по источникам финансирования федерального бюджета были учтены: привлечение средств в федеральный бюджет в сумме 1100,9 млрд. рублей, погашение основного долга по государственным ценным бумагам в сумме 636,7 млрд. рублей. Общий сальдовый результат от привлечения средств и погашения долга по операциям с ценными бумагами составил (+)464,2 млрд. рублей.
При этом с государственными ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, были осуществлены операции, в результате которых в федеральный бюджет были привлечены средства в объеме 1073,2 млрд. рублей, или 97,5 % общего объема привлечения средств в бюджет от операций с государственными ценными бумагами, и направлены на погашение средства в сумме 364,5 млрд. рублей, что составило 57,2 % общего объема средств, направленных на погашение государственных ценных бумаг. Сальдовый результат от привлечения средств в бюджет и погашения долга, выраженного в ценных бумагах, номинированных в валюте Российской Федерации, составил (+)708,7 млрд. рублей.
Общие расходы по обслуживанию государственных ценных бумаг в рассматриваемом периоде составили 507,6 млрд. рублей, из которых 41 % (208,2 млрд. рублей) составили расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах. Это в значительной мере явилось следствием высокой стоимости обслуживания, заложенной в условиях ранее осуществленных выпусков государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
Контроль соблюдения законодательства при проведении операций с государственными ценными бумагами, порядка и правил проведения данных операций на различных стадиях их проведения и формирования отчетных данных, отражающих результаты указанных операций, осуществляется Минфином России, Федеральной службой по финансовым рынкам, агентами Минфина России, операторами рынка ценных бумаг. Кроме указанных организаций, контроль над операциями с государственными ценными бумагами в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля исполнения федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Сложившаяся к настоящему времени система проведения основных операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке и контроля за этими операциями со стороны различных участников процесса проведения операций достаточно прозрачна и отработана.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, в соответствии с которым Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере государственного долга.
Основными документами, устанавливающими целевые ориентиры и задачи управления государственным долгом в Российской Федерации, являются ежегодно разрабатываемые Минфином России Основные направления долговой политики на (среднесрочную) трехлетнюю перспективу.
Основные
цели и задачи долговой политики в
рассматриваемом периоде
Представляется, что отсутствие долговой политики государства на долгосрочную перспективу вносит определенный элемент неопределенности для участников рынка государственных ценных бумаг и потенциальных инвесторов и тем самым сдерживает развитие этого рынка.
Мероприятия, осуществленные Минфином России в рамках долговой политики, в том числе, в результате операций с государственными ценными бумагами, позволили повысить уровень долговой устойчивости Российской Федерации. Так, отношение объема государственного долга к ВВП в указанном периоде уменьшилось с 23,1 % до 7,3 процента.
Произошли изменения в структуре долга, выразившиеся в увеличении доли государственных ценных бумаг в государственном долге Российской Федерации до 85,8 %, что расширяет возможности оперативного управления долгом. При этом процентное соотношение государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, в государственном долге увеличилось в рассматриваемом периоде с 15,8 % до 52,0 процента.
Благоприятная макроэкономическая ситуация и сложившаяся конъюнктура рынка государственных ценных бумаг позволили Минфину России удлинить сроки государственных внутренних заимствований, что привело к увеличению дюрации рыночного портфеля ГКО-ОФЗ с 2,7 года (на начало 2004 года) до 5,8 года (на начало 2008 года). Долгосрочные государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, в конце 2007 года составляли 59,3 % государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Таким образом, проведенные Минфином России операции с государственными ценными бумагами в основном позволили обеспечить достижение целей и выполнение задач долговой политики.
Вместе с тем следует отметить, что обозначенная на среднесрочную перспективу долговая политика в отношении государственных ценных бумаг не содержит конкретных целей и направлений использования привлекаемых заимствований, срочности и структуры обязательств, критериев оценки достижения целей и задач долговой политики. Это осложняет задачу определения принципов, на основании которых может быть проведена корректная оценка эффективности проведенных отдельных операций и управления государственным долгом, выраженным в ценных бумагах, в целом.
В настоящее время эффективность операций с государственными ценными бумагами рассматривается Минфином России в основном с точки зрения необходимости исполнения бюджетных обязательств, а также достижения целей и выполнения задач Основных направлений долговой политики. При этом сам результат этих операций во многом обусловлен проводимой денежно-кредитной политикой, внутренней и внешней экономической конъюнктурой.
Представляется,
что двукратное увеличение в течение
последних четырех лет доли государственного
долга, выраженного в ценных бумагах, его
значительные удельный вес в общем объеме
государственного долга Российской Федерации
- 85,8 % и абсолютная величина этих обязательств
- более 2 трлн. рублей, наличие в Основных
направлениях долговой политики на 2008-2010
годы положения о целесообразности определения
критериев оценки эффективности управления
государственным долгом, определяют необходимость
применения критериальных подходов к
оценке эффективности проведения операций
с государственными ценными бумагами
при управлении государственным долгом
в целом и оценке эффективности этого
управления.
ГЛАВА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
И ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА РФ
3.1 Международный
опыт регулирования и контроля государственного
долга, оформленного в государственные
ценные бумаги, в сравнении с российской
практикой
В мировой практике выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов и способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения различных задач.
Данные
о государственном долге
Самыми крупными эмитентами государственных ценных бумаг по состоянию на конец 2007 года являлись Япония, где объем государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составил 7145,1 млрд. долл. США и Соединенные Штаты Америки -6590,6 млрд. долл. США. Третье место со значительным отрывом занимает Италия, имеющая объем государственного долга, выраженного в ценных бумагах, в сумме 1772,4 млрд. долл. США. Значительна величина государственного долга, выраженного в ценных бумагах, во Франции и Германии - 1405,1 млрд. долл. США и 1393,0 млрд. долл. США, соответственно.
Сроки
обращения государственных
Данные о дифференциации государственных долговых обязательств, выраженных в государственных ценных бумагах, в зависимости от сроков обращения в различных странах представлены в таблице:
Таблица 3
Дифференциация государственных долговых обязательств, выраженных в государственных ценных бумагах
Страна | Критерий | Краткосрочный | Среднесрочный | Долгосрочный |
США | Срок обращения | До 1 года | Свыше 1 года до 10 лет | Свыше 10 лет |
Германия | Срок обращения | До 2 лет | Свыше 2 лет до 10 лет | Свыше 10 лет |
Япония | Срок обращения | До 1 года | Свыше 1 года до 5 лет | Свыше 5 лет до 10 лет и 2 мес. |
Великобритания | , оставшийся до погашения | До 5 лет | От 5 до 15 лет | Свыше 15 лет |
Франция | Срок обращения | До 1 года | Свыше 1 года до 7 лет | Свыше 7 лет |
Как следует из содержания таблицы, краткосрочными государственными ценными бумагами в большинстве развитых стран являются ценные бумаги со сроком обращения до 1 года, максимум до 2 лет. К среднесрочным государственным ценным бумагам относятся обязательства со сроками обращения до 5-10 лет. Период обращения свыше этих сроков относит государственные ценные бумаги к долгосрочным. Исключение составляет Великобритания, где краткосрочными являются государственные ценные бумаги со сроком погашения до 5 лет, среднесрочными - 5-15 лет и долгосрочными -свыше 15 лет.
В зависимости от условий обращения государственные ценные бумаги разделяются на рыночные и нерыночные. При этом с точки зрения обеспечения обязательств по государственным ценным бумагам можно выделить две группы государственных ценных бумаг: выпускаемые под общее обязательство без конкретного (специально выделенного) источника обеспечения (General Obligation Bonds) и выпускаемые с обеспечением за счет конкретного источника дохода (Revenue Bonds).