Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:42, доклад
Согласно определениям, данным на сайте Росстата:
Инновация — это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода — в ведении бизнеса, организации рабочего места или внешних связях».
Согласно определениям, данным на сайте Росстата:
Инновация — это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода — в ведении бизнеса, организации рабочего места или внешних связях».
Инновационная деятельность — это «вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности».
Инновационные товары, работы, услуги — это «товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трёх лет разного рода технологическим изменениям».
Инновационный процесс в СССР обеспечивался цепочкой слаженно работающих структур. Первым звеном были фундаментальные исследования, проводившиеся в НИИ, которые давали все новое: материалы, методы расчетов, методы проектирования, технологии изготовления. Фундаментальная наука обеспечивала прикладную, то есть опытно-конструкторские бюро, которые создавали конкретный проект. Дальше проект шёл в серийное производство, обеспеченное госзаказами. Иными словами, каждый специалист на каждом этапе развития проекта был уверен, что он лет пять точно будет заниматься своим делом, сможет выдавать новые конкретные разработки.
На протяжении 1990-х годов динамика уровня инновационной активности в промышленном производстве демонстрировала зависимость от макроэкономических трендов. Радикальные рыночные реформы, осуществлявшиеся в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождались существенным падением величины данного индикатора до минимального за последние 20 лет уровня — 4,7 % (1997 г.). Его последующий рост, вплоть до максимума — 10,6 % в 2000 г., отражал краткосрочные эффекты импортозамещения, наблюдавшегося после экономического кризиса 1998 г.
В 2000-е годы инновационная активность предприятий промышленного производства в отсутствие необходимых стимулов практически утратила эластичность от макроэкономических показателей. Её уровень — от 9,3 до 10,6 % — сохранялся как в годы подъёма экономики, так и в условиях экономического кризиса 2008—2009 гг.
В 2005 году были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Многие из содержащихся в нем предложений и задач, перекочевали в него из более ранних правительственных стратегий.
В 2006 году была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года». В том же году была создана Российская венчурная компания. В 2007 году была образована «Российская корпорация нанотехнологий». Созданием Фонда «Сколково» в 2010 году было завершено формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной системы.
Курирующей идеологической
надстройкой национальной инновационной
системы стали президентская
и правительственная комиссии по
инновациям (Комиссия при Президенте
Российской Федерации по модернизации
и технологическому развитию экономики
России и Правительственная комиссия
по высоким технологиям и
В 2008 году на развитие инновационных проектов и программ было выделено 1,3 трлн рублей (около $52 млрд), из которых 950 млрд рублей направлено из госбюджета.
В сентябре 2011 года на заседании правительства была одобрена стратегия «Инновационная Россия — 2020». Среди основных целей стратегии есть, в частности, рост удельного веса экспорта российской высокотехнологичной продукции на мировой рынок до 2 % в 2020 году с 0,35 % в 2008 году. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Согласно проекту стратегии, реализовывать её предполагается в два этапа. На первом этапе (2011—2013 годы) должна быть решена задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014—2020 годы) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы. Результатом реализации стратегии должно стать создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку. Кроме того, ставится задача адаптации всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, повышение инновационной активности бизнеса. На этой основе будут обеспечены технологическая модернизация ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, и повышение производительности труда во всех секторах. Стратегия предполагает внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, создание условий и стимулов для инновационной деятельности.
В конце октября 2011 года президент России Д. А. Медведев заявил, что затраты российских предприятий на разработку инновационных технологий выросли со 190 млрд рублей в 2006 году до 350 млрд рублей в 2010 году.
В декабре 2011 года был опубликован доклад о последствиях вступления в ВТО для инновационного сектора российской экономики, в том числе — наноиндустрии, подготовленный европейским Центром социально-экономических исследований (CASE) по заказу «Роснано». Результаты доклада свидетельствуют, что присоединение страны к ВТО в целом окажет положительное влияние на инновационную экономику. В частности, объем производства в связанных с нанотехнологиями секторах может в среднесрочной перспективе дополнительно увеличиться на 7,6 %. Присоединение к ВТО окажет наиболее позитивное влияние на инновационное производство в таких секторах российской экономики, как химическая промышленность, металлургия и производство машин и оборудования, позволив увеличить выпуск продукции, ориентированной как на внутренний рынок, так и на экспорт.
В декабре 2011 года распоряжением правительства России была утверждена стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития РФ совместно с Минобрнауки РФ и заинтересованными органами исполнительной власти должны будут, начиная с 2012 года, ежегодно, в первом квартале года, следующего за отчётным, представлять в Правительство доклад о ходе реализации мероприятий стратегии.
В 2006 году была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года», в соответствии с которой бюджетное финансирование науки в части фундаментальных разработок выросло за период 2006—2010 годов в 1,8 раза. Ощутимая финансовая поддержка была оказана и системе вузовской науки. Всего на финансирование инновационных программ в 57 вузах в 2005—2008 годах было выделено 30 млрд рублей. Почти 30 университетам на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, дающий право на получение бюджетного финансирования для реализации программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009—2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд рублей, всего на данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих российских вузов).
В ноябре 2011 года отмечалось,
что российское государство объявило
о самых масштабных за последние
двадцать лет финансовых вливаниях
в инновационную сферу и
По итогам 2010 года на поддержку инноваций из российского бюджета было выделено 477 млрд руб.
По итогам 2011 года на поддержку инноваций из российского бюджета будет выделено 742 млрд руб., из которых 312 млрд — по целевым программам «чисто инновационной направленности».
В октябре 2011 года представители российских властей заявили, что последние десять лет Россия наращивала госрасходы на цели инноваций быстрее среднемировых темпов и вышла на 8-е место в мире по инвестициям в исследования и разработки, сравнявшись с такими государствами, как Великобритания, Франция и опередив Италию и Канаду. По доле в бюджете расходы на науку выросли в полтора раза.
Наивысшие значения индикатора
инновационной активности характерны
для высокотехнологичных
Инновационная деятельность в отечественной промышленности реализуется прежде всего за счет приобретения машин и оборудования: в 2009 г. доля предприятий, отдающих этому предпочтение, составила 63.3 % (в 1995 г. — 49 %).
Согласно определению, данному на сайте Росстата, технологические инновации — это деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением:
В 2009 г. наблюдался существенный рост затрат на технологические инновации: их величина составила 358.9 млрд руб., что на 27 % превосходит уровень 2008 г. В целом за период 1995—2009 гг. объемы таких затрат, рассчитанные в постоянных ценах, утроились.
Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленном производстве России (то есть их доля в общем объеме продаж промышленной продукции) в 2009 году значительно превысила показатели прошлых лет и составила 1,9 %. Максимальные значения данного индикатора, соответствующие среднеевропейским, отмечаются в высокотехнологичных секторах (4,0 %). Передовые позиции среди них занимают производители летательных аппаратов (4,6 %), медицинской техники и приборов (4,4 %), офисного оборудования (4,3 %). Выделяется еще ряд отраслей, относящихся к среднетехнологичным, — металлургия (4,4 %), химическое производство (3,4 %) и автомобилестроение (3,0 %). В целом по уровню интенсивности инвестиций в технологические инновации Россия отстает от ведущих европейских стран (для сравнения: в Швеции он достигает 5,5 %, в Германии — 4,7 %), опережая лишь Болгарию, Исландию, Литву, Грецию и Турцию (0,4-1,3 %).
Многолетними лидерами по масштабам инвестиций в технологические инновации являются добывающие отрасли, а также среднетехнологичные сектора: металлургия, химия, нефтепереработка, автомобильное производство и др. Их суммарный вклад превышает три четверти общих затрат такого рода, причем почти весь прирост затрат на инновации в 2009 г. был обеспечен предприятиями именно этих отраслей.
Структура затрат по видам инновационной деятельности отличается серьезными диспропорциями: более половины (51.2 %) средств, направляемых на технологические инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Заметно отстают от них расходы на ИР, которые устойчиво занимают второе место в составе инновационных затрат. Значительный рост затрат на ИР зафиксирован в 2009 г., их удельный вес в общем объеме инвестиций в технологические инновации вырос до 27 % по сравнению с 15 % в 2008 г. В сфере добычи полезных ископаемых он составил 76 %, производстве телекоммуникационной аппаратуры — 48 %, медицинской техники и приборов — 47 %. В среднем по высокотехнологичным секторам этот индикатор был равен 28.4 %, среднетехнологичным высокого и низкого уровней — 15.9 и 2.9 %, низкотехнологичным — 9.0 %.
Международные сопоставления показывают, что в ряде государств Западной Европы расходы на ИР в 1.5-2 раза (Бельгия, Исландия, Люксембург), а иногда и более превосходят инвестиции в приобретение машин и оборудования. Так, это соотношение в Швеции составило 5:1, Дании и Нидерландах — 4:1. В странах Восточной Европы оно чаще смещено в пользу инвестиций в основной капитал, что особенно заметно в Болгарии (1:19), Эстонии (1:8), Польше и Словакии (1:7).
При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационной деятельности основным его источником являются собственные средства предприятий: 87 % — в 1995 г. и 74 % — в 2009 г. Совокупная бюджетная поддержка обеспечивает 3.4 % указанных затрат, причем большая их часть сосредоточена в высокотехнологичных секторах. Резко вырос в 2009 г. объем иностранных инвестиций, привлеченных в российскую инновационную сферу (в основном в производство электроэнергии, газа и воды — 77 %), а их доля в затратах на технологические инновации достигла 3.5 % (в 2008 г. — 0.1 %).
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства России, в %
Согласно определению, данному на сайте Росстата, организационные инновации — это «реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей».