Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:42, доклад
Согласно определениям, данным на сайте Росстата:
Инновация — это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода — в ведении бизнеса, организации рабочего места или внешних связях».
Согласно результатам исследования, 87 % опрошенных топ-менеджеров российских компаний считают, что за последние пять лет качество инновационной среды в России улучшилось. По словам директора по внешним связям GE в России и СНГ Екатерины Тутон, опрошенные руководители российских компаний, разделяют глобальную уверенность в том, что в ближайшие 10 лет инновации будут стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности. Исследование показывает, что в России уровень общественной поддержки инноваций находится на высоком уровне. Данные исследования свидетельствуют о том, что более успешному ведению инновационной деятельности в России всё ещё препятствуют барьеры — невысокий уровень поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов и низкое качество регулятивной среды. Как следствие в сводном рейтинге «инновационного оптимизма» индекс России составляет 65 пунктов из 100, а в сводном рейтинге «удовлетворенности качеством инновационной среды» — 48 пунктов из 100. Наряду с барьерами, препятствующими внедрению инноваций, результаты опроса позволяют выявить факторы, которые, по мнению российских руководителей, могли бы помочь их компаниям в более успешном внедрении инноваций. К наиболее важным факторам можно отнести качество подготовки персонала, а также наличие государственной поддержки; к достаточно значимым факторам — партнерство с образовательными учреждениями и исследовательскими лабораториями для усовершенствования продукта и доступ к привлечению частных инвестиций на долгосрочной основе.
Согласно исследованию, топ-менеджеры компаний в Израиле, ОАЭ, Швеции и Сингапуре отметили наиболее высокую удовлетворенность инновационной средой, в то время как в Японии, России, Польше и Франции — наиболее низкий уровень удовлетворенности.
Согласно данным исследования,
руководители российских компаний, отвечающие
за внедрение инноваций и
87 % руководителей российских компаний, принимавших участие в опросе, уверены, что за последние 5 лет качество инновационной среды в России улучшилось (в среднем по 22-м странам-участницам исследования улучшения инновационного климата в своих странах отмечают 82 % руководителей).
7 % считают, что у России хорошая «инновационная репутация», а 7 % уверены, что РФ входит в тройку мировых лидеров в сфере инноваций, что сопоставимо с уровнем самооценки таких стран как Индия, Великобритания и Израиль.
Результаты опроса также свидетельствуют о том, что в России сильна поддержка инноваций со стороны общественности: граждане положительно относятся к инновациям и уверены в том, что инновации способны улучшить качество их повседневной жизни.
83 % руководителей считают, что в России общественность положительно относится к инновациям, особенно отмечая аппетит к инновациям среди молодых предпринимателей (75 % в среднем по 22 странам; 76 % в среднем по странам БРИК). По этому показателю Россия занимает седьмую позицию в глобальном рейтинге, уступая ОАЭ, Канаде и Израилю, но опережая такие страны как Сингапур, Швеция, Великобритания, Турция, Германия и Китай.
69 % согласны, что инновации могут оказать положительное влияние на качество повседневной жизни граждан(67 % в среднем по 22-м странам; 69 % в среднем по странам БРИК). По этому показателю Россия находится на десятом месте в глобальном рейтинге, оставив позади Швецию, Турцию, Алжир, Бразилию, Австралию, Великобританию и Индию.
Взгляд российских руководителей
на основные движущие силы развития инноваций,
позволяет сделать вывод о
том, что в России в большей
степени, чем в среднем по остальным
странам, принимавшим участие в
исследовании, бизнес убежден в том,
что определяющую роль в этом направлении
предстоит сыграть
Российские респонденты в большей степени, чем в других странах, уверены в том, что в ближайшие 10 лет основную роль во внедрении инноваций будут играть государственные органы (9 % против 3 % в среднем), крупные компании (22 % против 21 % в среднем) а также образовательные учреждения и научно-исследовательские институты (6 % против 4 % в среднем). Как менее значимую (в сравнении с коллегами из других стран), руководители из России оценивают роль малого и среднего бизнеса (18 % против 27 % в среднем) и индивидуальных предпринимателей (1 % против 4 % в среднем). При этом, 39 % респондентов (как в России, так и в среднем по 22-м странам), указывают на важность партнерства между всеми заинтересованными игроками.
88 % опрошенных убеждены, что проекты частно – государственного партнерства являются ключевым элементом создания инновационной экономики (83 % в среднем по 22-м странам; 85 % в среднем по странам БРИК).
74 % считают, что компании могут с легкостью привлекать университеты к решению своих задач в сфере R&D (66 % в среднем по 22-м странам; 65 % в среднем по странам БРИК).
Согласно данным исследования,
опрошенные руководители российских компаний,
разделяют глобальную уверенность
в том, что инновации будут
стимулировать экономический
В России, как и в других странах, принявших участие в исследовании, опрошенные руководители считают, что инновации окажут наиболее благоприятное воздействие на динамику роста и создания рабочих мест в таких отраслях как энергетика (39 % — в России; 50 % в среднем по 22-м странам); здравоохранение (32 % в России; 42 % в среднем по 22-м странам) и телекоммуникации (34 % — в России;37 % — в среднем по 22-м странам).
Взгляд российских руководителей на то, каким образом внедрение инноваций отразится на улучшении благосостояния общества в перспективе ближайших 10-и лет, позволяет сделать вывод о том, что их влияние на разные сферы общественной жизни будет различаться.
Наиболее уверенно можно говорить о положительном влиянии инноваций на качество телекоммуникаций (90 %), энергетическую безопасность (82 %), качество медицинских услуг (76 %), качество транспортных услуг (74 %) и рынок труда (70 %). Достаточно положительно оценивается влияние инновации на качество образования (67 %), уровень гражданской безопасности (64 %), доступ к здравоохранению (64 %), защиту окружающей среды (63 %), качество жилищного строительства (63 %) и доступ к образованию (60 %).
Более осторожная оценка влияния инноваций на отдельные сферы общественной жизни находит свое отражение в позиции России в сводном рейтинге «инновационного оптимизма», ранжирующем страны в соответствии с их совокупной оценкой влияния инноваций на качество жизни населения. Позиция России в данном индексе составляет 65 пунктов из 100 (против 72/100 в среднем по 22-м странам), что позволяет отнести ее к группе стран с «умеренным» уровнем инновационного оптимизма, куда также вошли Индия, Франция, Китай, Южная Корея и Япония.
Данные опроса по России позволяют утверждать, что российские руководители привержены ценностям «инновационной модели 21-го века» в основе которой лежит открытость и сотрудничество между всеми заинтересованными игроками, а также — направленность на рост благосостояния общества и удовлетворение общечеловеческих потребностей:
89 % российских руководителей уверены, что успех инновационной деятельности в XXI-м веке будет в большей степени определяться сотрудничеством между несколькими заинтересованными игроками, чем индивидуальным успехом каждой отдельной организации (86 %в среднем по 22-м странам).
84 % согласны с тем, что самыми значимыми инновациями XXI-го века станут решения, приносящие пользу не отдельным индивидуумам, а обществу в целом(84 % в среднем по 22-м странам), а 76 % считают, что ими станут решения, сосредоточенные на удовлетворении общечеловеческих потребностей, а не на создании большей прибыли (75 % в среднем по 22-м странам).
Разделяя ценности инновационной модели будущего, российские руководители, тем не менее, более осторожны, чем бизнес лидеры других стран, при оценке перспектив использования творческого потенциала малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей в целях создания инновационных продуктов, удовлетворяющих потребности локальных рынков:
Результаты опроса позволяют выявить факторы, которые, по мнению российских руководителей, могли бы помочь их компаниям в более успешном внедрении инноваций.
К наиболее важным факторам можно отнести качество подготовки персонала, а также — наличие государственной поддержки:
К достаточно значимым факторам можно отнести следующие:
Среди наименее значимых факторов можно перечислить:
Данные исследования свидетельствуют
о том, что более успешному
осуществлению инновационной
Как следует из опроса, инновационные компании в России считают уровень поддержки со стороны государства и частных инвесторов недостаточным:
Качество регулятивной среды
и образовательной системы