Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:42, доклад
Согласно определениям, данным на сайте Росстата:
Инновация — это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода — в ведении бизнеса, организации рабочего места или внешних связях».
Организационными инновациями в 2009 году занимались 896 организаций промышленного производства, или 3.7 % от их общего числа. Наиболее активными оказались нефтепереработка (15.3 %), а также высокотехнологичные сектора, где соответствующие индикаторы заметно выше средних (производство летательных аппаратов — 18.7 %, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 11.4 %, компьютеров — 10.3 %). Среди других отраслей выделяются производство химических продуктов (9.8 %), автомобилей (9.2 %), металлургия (8.8 %).
Российские предприятия
чаще всего практикуют такие организационные
изменения, как внедрение систем
контроля качества и сертификации продукции;
реализация мер по развитию персонала
(включая организацию
Согласно определению, данному на сайте Росстата, маркетинговые инновации — это «реализация новых или значительно улучшенных изменений дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий».
Маркетинговые инновации в 2009 г. осуществляли 593 организации промышленного производства (2.4 % от их общего числа). В высокотехнологичных секторах значения данного показателя в два с половиной раза выше (5.9 %), а лидерами выступают производители фармацевтической продукции (9.3 %) и летательных аппаратов (6 %). В группе низкотехнологичных отраслей, где средний уровень маркетинговой активности составляет 2.6 %, выделяются производства изделий из кожи (5.5 %) и табачных изделий (5 %). Пассивную позицию занимают добывающие компании (0.2 %): сохранявшийся вплоть до кризиса спрос на их продукцию не стимулировал к реализации новых маркетинговых стратегий.
Степень распространения отдельных видов маркетинговых инноваций в различных секторах примерно одинакова. Наиболее популярны методы, направленные на расширение состава потребителей либо рынков сбыта, и новые приемы продвижения товаров. В то время как предприятия высокотехнологичных отраслей часто отдают предпочтение введению новых концепций презентации товаров, в низкотехнологичных, ориентированных на выпуск товаров массового потребления, большое внимание уделяют изменениям в упаковке и дизайне.
Согласно определению, данному на сайте Росстата, экологические инновации — это «новые и значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду».
В 2009 году в российской статистике впервые проведено обследование экологических инноваций. Их практиковали 15,5 % предприятий, имевших за трёхлетний период завершенные инновации. Самые высокие показатели относятся к среднетехнологичным секторам, в состав которых входят такие экологически вредные производства, как производство кокса и нефтепродуктов (39 %), металлургия (35 %), химия (34 %). Кроме того, заметно выделяется табачное производство (67 %), где осуществлялся интенсивный переход на новые технические регламенты.
Одним из крупнейших инвесторов в инновационные проекты по направлению «энергоэффективность и энергосбережение» является ОАО «Русгидро». В частности, в 2010 году компания завершила проект по разработке ортогональной турбины, предназначенной для низкооборотных применений на волновых, ветровых, приливных, низконапорных электростанциях. Применение этих турбин на приливных станциях позволит обеспечить наивысший КПД станций и снижение себестоимости 1 кВт электроэнергии. Ветроустановки и ГЭС на основе ортогональных турбин заметно расширят диапазон применения технологии и повысят КПД станций.
В настоящее время ОАО «Русгидро» реализует проект по созданию опытно-промышленных энергоблоков для увеличения установленной мощности МГеоЭС-1 за счет использования тепла сбросного сепаратора. Стоимость проекта оценивается более чем в 2,2 млрд рублей. Реализация проекта позволит повысить на 26 % эффективность использования геотермальных ресурсов и, кроме того, получить дополнительно до 13 МВт мощности без дополнительных затрат на бурение геотермальных скважин и добычу теплоносителя. Еще один инновационный проект ОАО «Русгидро» — строительство опытно-промышленной Северной приливной электростанции (ПЭС) в губе Долгая Баренцева моря в Мурманской области. Технологии, используемые в этой ПЭС, позволяют ежегодно экономить до 8 тыс. тонн условного топлива.
Также ОАО «Русгидро» ведет работы по проекту строительства опытно-промышленного экспериментального объекта «Геотермальный энергоблок с бинарным циклом мощностью 2,5 МВт» на площадке Паужетской ГеоЭС. Реализация проекта позволит повысить на 20 % эффективность использования геотермальных ресурсов и получить дополнительно до 2,5 МВт мощности без дополнительных затрат на бурение геотермальных скважин и добычу теплоносителя.
ЗАО «Комплексные энергетические системы» в 2008—2009 годах внедрило в производственный процесс низкотемпературную вихревую технологию сжигания твердого топлива, что увеличило КПД котла, а его максимальная мощность возросла на 20 %, до 250 т/ч. В то же время ЗАО КЭС в качестве инновационного проекта представило инвестиционную программу на 2009—2017 годы, оценивающуюся более чем в 130 млрд рублей. Результатом ее проведения должны стать ввод более 3 ГВт новой электрической мощности, повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии, повышение КПД ТЭЦ.
Активно инвестирует в
инновации в области
На стыке космических и информационных технологий сразу несколько проектов реализуется ОАО «Ситроникс» (АФК «Система») и ОАО «Навигационно-информационные системы» (ОАО НИС).
Реализуемый в настоящее время проект ОАО НИС — государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» («Экстренное реагирование при авариях»). В рамках проекта создается навигационно-информационная система, охватывающая своим действием все дороги страны, а автомобили оснащаются навигационно-связными терминалами ГЛОНАСС/GPS, которые в случае аварии автоматически передают информацию о месте, времени и тяжести ДТП оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Прогнозируемый эффект — сохранение жизни до 4 тыс. человек. Ежегодно прямой экономический эффект — 25 млрд рублей (оценки на 2020 год).
Проект ОАО «Ситроникс» также связан с автотранспортом — НИКА («Наблюдение и контроль автотранспорта»). Суть проекта — разработка и внедрение системы наблюдения контроля автотранспорта на базе технологий спутниковой навигации в форме услуги, оказываемой совместно с оператором сотовой связи.
ОАО «Ситроникс» представило два проекта по направлению «стратегические информационные технологии». В 2008—2010 годах был реализован проект по разработке и выводу на рынок нового продукта — Мобильного центра обработки данных (МЦОД), с которым компания вышла на новый сегмент рынка и получила новые возможности реализации комплексных ИТ-проектов. Второй инновационный проект, реализуемый в настоящее время, — создание производства интегральных схем с проектными нормами 90 нм. Это масштабный проект, оценивающийся в 16,5 млрд рублей. В его рамках создается новое производство, соответствующее мировому уровню, расширяется ассортимент выпускаемых микросхем, производственные мощности предприятия увеличиваются вдвое.
В категорию стратегических информационных технологий можно включить и проект ОАО «Мобильные телесистемы» по строительству в России сетей мобильной связи третьего поколения (3G). В долгосрочной перспективе МТС ожидает появления целых классов новых сервисов на базе услуг высокоскоростной передачи данных. Соответственно, реализация проекта позволит компании значительно укрепить свои позиции на высококонкурентном телекоммуникационном рынке. Правда, в мире уже вовсю реализуются программы создания сетей следующего — четвертого поколения с еще большей емкостью каналов передачи данных.
Инновации в данной сфере
связаны с деятельностью
Промышленные предприятия, осуществляющие технические инновации:
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг:
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг:
В 2009 году Россия импортировала на $1008 млн технологий больше, чем экспортировала.
Измерение результативности инноваций базируется на оценке объемов инновационной продукции и ее структуры с позиций уровня новизны. В 2009 г. крупными и средними предприятиями промышленности было произведено инновационной продукции на сумму 877.7 млрд руб. Большая ее часть относится к среднетехнологичным отраслям высокого и низкого уровней (57 %). Доля продукции высокотехнологичного сектора занимает всего 7 % в общем объеме инновационных товаров, работ, услуг; низкотехнологичного — 14 %.
До 2008 г. в промышленном производстве России фиксировался устойчивый рост объемов инновационных товаров (работ, услуг) — на 70 % по отношению к уровню 1995 г.. В то же время в 2009 г. наблюдалось сокращение объемов продаж инновационной продукции на 18 %, что обусловлено кризисными явлениями в экономике, приведшими к снижению потребительской активности населения и спроса на продукцию производственного назначения.
В общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг доля инновационной продукции в 2009 г. со-ставила 4.6 % — это самая низкая величина рассматриваемого индикатора за последние пять лет. Несколько лучше обстоит дело в высокотехнологичных секторах, где данный показатель почти вдвое выше. Максимальные же значения отмечаются в среднетехнологичных отраслях высокого уровня (12.9 %), в том числе в автомобилестроении — 20.8 %, производстве прочих транспортных средств (железнодорожного подвижного состава и др.) — 20.1 %.
Инновационная продукция существенно различается по уровню новизны. В ее структуре новая для мирового рынка (принципиально новая) занимает всего 0.6 %, а новая для рынка сбыта предприятия — 9 %. В основном же здесь преобладает продукция, новая не для рынка, а для производящих ее предприятий (47.9 %), а также усовершенствованная, основанная на ранее выпускавшейся продукции и характеризуемая самым низким уровнем новизны (42.5 %).
Объем продукции, новой для мирового рынка, составляет всего 5.5 млрд руб. и в общем объеме промышленного производства не набирает даже одной десятой процента. В высокотехнологичном секторе эта величина равна 0.5 %, в том числе в производстве авиационно-космической техники — 1.2 %.
Объем продукции, новой для рынка сбыта предприятий, достигает 78.8 млрд руб., или 0.4 % общего объема продукции промышленного производства. Для сравнения, доля такой продукции в европейских странах составляет: в Финляндии — почти 16 %, в Германии и Чехии — 12-13 %, Греции — 23 %.
В высокотехнологичных секторах отечественной промышленности, изначально нацеленных на высокий уровень новизны, доля продукции, новой для рынка сбыта предприятий, не превышала 1 %, в среднетехнологичных высокого уровня — 1.9 %. В менее наукоемких секторах вклад подобной продукции минимален: на предприятиях среднетехнологичных отраслей низкого уровня — 0.2 %, низкотехнологичных — 0.4 %. Объем продукции, новой для предприятия, но уже известной на рынках, составил 2.2 % от общего объема промышленной продукции. В высокотехнологичных отраслях соответствующая величина равнялась 4.7 %, среднетехнологичных высокого уровня — 6.1 %, и только в секторах по производству автомобилей и телекоммуникационной аппаратуры она приблизилась к среднеевропейской — 10.8 и 8.2 % соответственно.
Позиции отечественной инновационной сферы на глобальном рынке характеризуются параметрами экспорта инновационной продукции. В 2009 г. объем отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) за пределы Российской Федерации оценивался в 217.6 млрд руб., что при пересчете в постоянные цены ниже уровня предыдущего года на 25 %. Отрицательная динамика экспорта инновационной продукции, наблюдаемая в последние два года, очевидно, вызвана негативными последствиями мирового финансового кризиса, в частности падением общего объема мировой торговли и реализацией многими странами политики защиты внутреннего рынка.