Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:09, курсовая работа
В работе мы рассмотрим, что представляют среднеарифметические индексы, на какие виды они делятся и как применяются статистическом анализе деятельности предприятий торговой сети.
В расчётной части вычислим индексы физического объёма, сводные индексы, абсолютный прирост товарооборота за счёт изменения цен и объёма продажи товаров.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть ……………………………………4
1.1. Индексы и их классификация ……………………………………4
1.2. Средние арифметические индексы и их применение…………….…9
2. Расчётная часть ……………………………….......12
2.1. Задача 1 …………………………………...12
2.2. Задача 2 …………………………………...18
2.3. Задача 3 …………………………………...22
2.4. Задача 4 …………………………………...23
3. Аналитическая часть ……………………………….......25
Заключение …………………………………...31
Список используемой литературы …………………………………...32
Задача 1. Имеются данные выпуска продукции по заводу строительных пластмасс (табл. 1.1):
Вид продукции |
Выпуск продукции в I квартале, млн. руб. |
Изменение объема производства во II квартале в натуральной выражении, % |
Пленка Пеноплен Линолиум |
30 25 40 |
+10 -10 -25 |
Определить сводную оценку изменения объема производства продукции (в натуральном выражении)
Решение: из условия следует, что индивидуальные индексы по видам продукции имеют следующие значения:
i’=1,1; i”=0,9; i’”= 0,75.
Индекс физического объема продукции:
Следовательно, объем производства в натуральном выражении во втором квартале по сравнению с первым уменьшился на 10%.
Каждый качественный показатель связан с тем или иным объемным показателем, в расчете на единицу которого он исчисляется. Так, с объемом произведенной (проданной) продукции связаны такие качественные показатели, как цена р, себестоимость z и трудоемкость t.
В условиях
рыночных отношений в экономике
особое место среди индексов качественных
показателей отводится индексу
цен. Покажем преобразование агрегатного
индекса качественного
Цену отчетного периода р1 = i0*p0 и подставим в числитель формулы агрегатного индекса цен Ласпейреса:
то получим средний
Весами осредняемых индивидуальных индексов в этом индексе служит объем товарооборота в базисном периоде (p0q0). Аналогично индексу цен исчисляются и средние индексы себестоимости продукции.
2. Расчетная часть
Задание 1.
По исходным данным:
Решение:
Имеются следующие выборочные данные за отчетный период по предприятиям розничной торговой сети (выборка 10%-ная, механическая):
№ предпри-ятия |
Цена товара, руб./шт. |
Выручка от продаж, млн. руб. |
№ предпри-ятия |
Цена товара, руб./шт. |
Выручка от продаж, млн. руб. |
1 |
1100,9 |
518,8 |
16 |
1150,1 |
614,0 |
2 |
1441,1 |
942,5 |
17 |
1446,6 |
959,9 |
3 |
1106,9 |
530,0 |
18 |
1214,3 |
648,4 |
4 |
1136,2 |
566,5 |
19 |
1471,4 |
960,2 |
5 |
1252,1 |
696,4 |
20 |
1360,6 |
837,2 |
6 |
1288,1 |
737,8 |
21 |
1094,6 |
512,9 |
7 |
996,1 |
387,4 |
22 |
1085,0 |
454,6 |
8 |
1337,6 |
801,1 |
23 |
1166,4 |
622,1 |
9 |
971,4 |
360,1 |
24 |
1182,7 |
628,6 |
10 |
1147,9 |
569,4 |
25 |
1215,6 |
661,7 |
11 |
1095,1 |
511,4 |
26 |
1237,1 |
672,4 |
12 |
1230,3 |
661,3 |
27 |
1185,4 |
641,9 |
13 |
1378,6 |
862,2 |
28 |
1239,4 |
685,3 |
14 |
1122,3 |
549,8 |
29 |
1286,9 |
719,6 |
15 |
1013,4 |
393,7 |
30 |
1358,9 |
807,8 |
1) Чтобы построить
статистический ряд
= 1471,4 руб./шт. (максимальное значение группировочного признака – цена товара), = 971,4 руб./шт. (минимальное значение), n = 5 (число групп).
Следовательно, ширина интервала составит:
Таким образом имеем следующее распределение предприятий по группам (табл. 2.1):
Табл. 2.1 Распределение предприятий по цене товара
№ группы |
Группы предприятий по цене товара, руб/шт. |
Число предприятий | |
В абсолютном выражении |
В относительных единицах, % | ||
1 |
971,4-1071,4 |
3 |
10,0 |
2 |
1071,4-1171,4 |
10 |
33,3 |
3 |
1171,4-1271,4 |
8 |
26,7 |
4 |
1271,4-1371,4 |
5 |
16,7 |
5 |
1371,4-1471,4 |
4 |
13,3 |
Итого: |
30 |
100,0 |
Составим рабочую группировочную таблицу 2.2 и посчитаем групповые итоги:
Табл. 2.2 Распределение предприятий по цене товара
№ группы |
Группы предприятий по цене товара, руб./шт. |
Номер организации |
Цена товара, руб./шт. |
1 |
971,4-1071,4 |
7 |
996,1 |
9 |
971,4 | ||
15 |
1013,4 | ||
Итого: |
3 |
2980,9 | |
2 |
1071,4-1171,4 |
1 |
1100,9 |
3 |
1106,9 | ||
4 |
1136,2 | ||
10 |
1147,9 | ||
11 |
1095,1 | ||
14 |
1122,3 | ||
16 |
1150,1 | ||
21 |
1094,6 | ||
22 |
1085,0 | ||
23 |
1166,4 | ||
Итого: |
10 |
11205,4 | |
3 |
1171,4-1271,4 |
5 |
1252,1 |
12 |
1230,3 | ||
18 |
1214,3 | ||
24 |
1182,7 | ||
25 |
1215,6 | ||
26 |
1237,1 | ||
27 |
1185,4 | ||
28 |
1239,4 | ||
Итого: |
8 |
9756,9 | |
4 |
1271,4-1371,4 |
6 |
1288,1 |
8 |
1337,6 | ||
20 |
1360,6 | ||
29 |
1286,9 | ||
30 |
1358,9 | ||
Итого: |
5 |
6632,1 | |
5 |
1371,4-1471,4 |
2 |
1441,1 |
13 |
1378,6 | ||
17 |
1446,6 | ||
19 |
1471,4 | ||
Итого: |
4 |
5737,7 | |
Всего: |
30 |
3631,3 |
2) Построим
графики, найдем моду и
Мода – это значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемой совокупности. Для интервальных вариационных рядов распределения мода рассчитывается по формуле:
где хМо – нижняя граница модального интервала;
iMo – величина модального интервала;
fMo – частота модального интервала;
fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному;
fMo – частота интервала, следующего за модальным;
Интервал с границами 1071,4-1171,4 в данном распределении будет модальным, т.к. он имеет наибольшую частоту (10).
Тогда мода равна:
Почти совпадает со значением, найденным по графику (рис.2.1).
Рисунок 2.1 Распределение предприятий по цене товара
Медиана – это вариант, расположенный в середине упорядоченного вариационного ряда, делящий его на две равные части. Для интервальных вариационных рядов медиана рассчитывается по формуле:
где xMе - нижняя граница медианного интервала;
iMе - величина медианного интервала;
Σf - сумма частот ряда;
SMе-1 - сумма накопленных частот ряда, предшествующих медианному интервалу;
fMе - частота медианного интервала.
Для определения медианного интервала найдем накопленную частоту каждого последующего интервала до тех пор, пока она не превысит суммы накопленных частот (в данном случае – 15).
Тогда медиана равна: руб./шт., почти совпадает со значением, найденным по графику (рис. 2.1).
3) Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения аналитически: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Расчет оформим в таблице 2.3.
При расчете средней по интервальному вариационному ряду для выполнения необходимых вычислений переходят к их серединам.
Таблица 2.3.
Группа предприятий по цене товара |
Число пред-приятий fj |
Середина интервала |
Расчетное значение | |||
971,4-1071,4 |
3 |
1021,4 |
3064,2 |
-190 |
36100 |
108300 |
1071,4-1171,4 |
10 |
1121,4 |
11214,0 |
-90 |
8100 |
81000 |
1171,4-1271,4 |
8 |
1221,4 |
9771,2 |
10 |
100 |
800 |
1271,4-1371,4 |
5 |
1321,4 |
6607,0 |
110 |
12100 |
60500 |
1371,4-1471,4 |
4 |
1421,4 |
5685,6 |
210 |
44100 |
176400 |
Итого |
30 |
36342,0 |
427000 |
Используя среднюю арифметическую взвешенную, определим средний уровень цены товара:
руб./шт.
Средне квадратическое отклонение равно:
руб./шт.
Среднее квадратическое отклонение равно 119,304 руб./шт. Полученная величина показывает, что уровень цены товара отклоняется от средневзвешенного уровня цены товара в среднем на 119,304 руб./шт.
Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической:
V не превышает 33%, следовательно, данная совокупность предприятий одной из отраслей промышленности в отчетном году однородна.
1.4. Вычислим
среднюю арифметическую по
По исходным данным (табл. 2.3.) среднегодовой уровень производительности труда равен (средняя арифметическая):
Если
среднее значение признака в каждом
интервале заменяется серединой
интервала, то из-за условности назначения
границ в верхнем и нижнем интервалах
фактическое общее среднее
Задание 2.
По исходным данным с использованием результатов выполнения задания 1:
1. Установите наличие и характер корреляционной связи между признаками цена товара (первый признак х – факторный) и выручка от продаж (второй признак у – результативный), используя метод аналитической группировки;
2. оценить силу и тесноту корреляционной связи между названными признаками, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное соотношение;
3. оценить статистическую значимость показателя силы связи.
Сделать выводы по результатам выполнения задания.
Решение:
Для проведения
аналитической группировки
h = (17,0 – 7,0) / 5 = 2, 0 руб
Отсюда путем прибавления величины интервала к минимальному уровню признака в группе получим группы организаций по значению цены за 1 кг и соответствующие им значения количества проданной продукции.