Использование среднеарифметических индексов в статистическом анализе деятельности предприятий торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

В работе мы рассмотрим, что представляют среднеарифметические индексы, на какие виды они делятся и как применяются статистическом анализе деятельности предприятий торговой сети.
В расчётной части вычислим индексы физического объёма, сводные индексы, абсолютный прирост товарооборота за счёт изменения цен и объёма продажи товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть ……………………………………4
1.1. Индексы и их классификация ……………………………………4
1.2. Средние арифметические индексы и их применение…………….…9
2. Расчётная часть ……………………………….......12
2.1. Задача 1 …………………………………...12
2.2. Задача 2 …………………………………...18
2.3. Задача 3 …………………………………...22
2.4. Задача 4 …………………………………...23
3. Аналитическая часть ……………………………….......25
Заключение …………………………………...31
Список используемой литературы …………………………………...32

Файлы: 1 файл

К-Р.docx

— 160.83 Кб (Скачать файл)

Затем подсчитаем число единиц в каждой из образованных групп, определим объем варьирующих  признаков в пределах созданных  групп, а также вычислим средние  размеры результативного показателя. Результаты группировки представим в виде таблицы 2.1.

 

Таблица 2.1 –  Распределение торговых организаций  в зависимости от размера цен

 

п/п

Группы торговых организаций по величине цен за 1 кг

№ торговой организации

Цена за 1 кг, руб.

Продано картофеля, т

А

Б

1

2

3

1

7,0-9,0

3

8,5

6,5

8

7,5

6,5

12

8,0

8,0

17

7,0

6,8

20

7,0

5,7

Итого

5

38

33,5

2

9,0-11,0

1

10,8

5,2

5

10,7

5,4

6

9,8

7,7

7

10,0

5,6

10

10,8

3,0

11

10,7

4,2

15

10,6

4,5

16

10,3

4,9

18

10,5

5,8

19

10,9

4,1

21

10,4

5,3

22

10,5

4,3

Итого

12

126

60

3

11,0-13,0

2

12,0

4,3

23

11,2

3,5

24

11,5

3,9

27

11,5

4,8

28

11,3

4,5

30

11,5

4,2

Итого

6

69

25,2

4

13,0-15,0

4

14,9

3,3

9

13,8

3,7

13

14,8

3,2

25

14,5

3,4

Итого

4

58

13,6

5

15,0-17,0

14

15,0

4,2

26

16,0

3,8

29

17,0

3,7

Итого

3

48

11,7

Всего

30

339

144


 

Для установления наличия и характера связи  между ценой и количеством  проданного картофеля по данным таблицы 2.1 строим итоговую аналитическую таблицу 2.2.

Таблица 2.2 –  Зависимость количества продажи  картофеля от цены на него

 

п/п

Группы торговых организаций по величине цен за 1 кг

Число торговых организаций

Цена за 1 кг, руб.

Продано картофеля, т

Всего

Средняя цена

Всего

В среднем по организациям

А

Б

1

2

3

4

5

1

7,0-9,0

5

38

7,6

33,5

6,7

2

9,0-11,0

12

126

10,5

60

5,0

3

11,0-13,0

6

69

11,5

25,2

4,2

4

13,0-15,0

4

58

14,5

13,6

3,4

5

15,0-17,0

3

48

16,0

11,7

3,9

Итого

30

339

11,3

144

4,8


 

Данные  таблицы 2.2 показывают, что с увеличением  цены за 1 кг картофеля среднее количество картофеля, проданное одним предприятием, уменьшается. Следовательно, между исследуемыми процессами существует обратная корреляционная зависимость.

 

1б) корреляционная  таблица.

Построим  корреляционную таблицу, образовав  пять групп по факторному (размер цены) и результативному признаку (продажи  картофеля)

 

Таблица 2.3 – Распределение торговых организаций  по величине цены за 1 кг и продажам картофеля

Цена за 1 кг, руб

Продано картофеля, т

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

Итого

7,0-9,0

   

1

3

1

5

9,0-11,0

1

5

5

 

1

12

11,0-13,0

2

4

     

6

13,0-15,0

4

       

4

15,0-17,0

2

1

     

3

Итого

9

10

6

3

2

30


 

Как видно  из таблицы 2.3 , распределение числа  организаций произошло вдоль  диагонали, проведенной из левого нижнего  угла в правый верхний угол таблицы, т.е уменьшение признака «цена» сопровождалось увеличением признака «продажа картофеля». Характер концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о наличии обратной тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками.

 

2) Коэффициент  детерминации показывает какую часть общей вариации изучаемого признака составляет вариация межгрупповая, т.е. обусловленная группировочным признаком. Он определяется по формуле:

D = δ² / σ²,

где δ² - межгрупповая дисперсия,

σ² - общая  дисперсия признаков в совокупности.

 

 

 

δ² = ((7,6-11,3)² 5 + (10,5-11,3)² 12 + (11,5-11,3)² 6 + (14,5-11,3)² 4 +

+ (16,0-11,3) ² 3)/ 30 = 6,12.

Рассчитаем  частные дисперсии для каждой группы по формуле:

 

 

 

 

 

 

Рассчитаем  среднюю из частных дисперсий:

 

 

Общая дисперсия  признаков в совокупности определяется по правилу сложения дисперсий:

 

= 6,12+0,345=6,465.

Итак:

D = 6,12 / 6,465 = 0,947.

Вариация  количества проданного картофеля на 94,7% обусловлена величиной цен  на него и на 5,3% - влиянием прочих факторов.

Эмпирическое  корреляционное отношение характеризует  тесноту связи между группировочным и результативным признаками. Оно определяется:

 

 

Связь между  признаками тесная.

 

ЗАДАНИЕ 3.

По результатам  выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

1. Ошибку  выборки средней цены картофеля  и границы, в которых будет  находиться средняя цена картофеля  в генеральной совокупности.

2. Ошибку  выборки доли торговых предприятий  с уровнем цен 13 и более руб.  и границы, в которых будет  находиться генеральная доля.

 

РЕШЕНИЕ

1) Ошибка  выборки определяется:

 

 

 

 

 

С вероятностью 0,683 цена картофеля в торговых организациях составит от 10,784 до 11,616 руб.

 

2) Ошибка  выборки доли определяется:

 

w = m / n = (4+3)/30 = 0,233.

 

 

 

 

С вероятностью 0,683 можно считать, что доля предприятий, цена на картофель в которых составит свыше 13 руб., находится в пределах от 16,0% до 30,6%.

ЗАДАНИЕ 4

 

Имеются следующие данные о реализации мясных продуктов на городском рынке:

Вид продукта

Объем реализации в фактических ценах, млн. руб.

Изменение цен во 2 квартале по сравнению  с 1 кварталом, %

1 квартал

2 квартал

Говядина

20

28

10,5

Свинина

25

32

12,1


 

Определите  по двум видам продукта:

1. Индекс  товарооборота в фактических  ценах.

2. Индекс  физического объема товарооборота.

3. Индекс  цен.

4. Абсолютное  изменение товарооборота, в том  числе вследствие изменения цен.

Сделайте  выводы.

 

РЕШЕНИЕ

1) Индекс  товарооборота в фактических  ценах:

 

 

Товарооборот  вырос на 33,3% во 2 квартале по сравнению  с 1 кварталом.

 

3) Индекс  цен:

 

 

Во 2 квартале цены выросли в среднем на 11,3% по сравнению с 1 кварталом.

 

2) Индекс  физического объема товарооборота:

Iq = Ipq / Ip .

Iq =1,333 / 1,113 = 1,198.

Объем реализации увеличился на 19,8% во 2 квартале по сравнению  с 1 кварталом.

 

4) Абсолютное  изменение товарооборота, в том  числе вследствие изменения цен: 

 

= (28+32) – (20+25) = 15 млн.руб.

Товарооборот  во 2 квартале увеличился на 15 млн.руб не смотря на повышение цен.

 

3.Аналитическая часть

 

Имеются данные по ЗАО «Доминго» за январь-февраль 2013 г.

Таблица 3.1

Исходные данные

п/п

Показатели

Базисный

месяц

Отчетный

месяц

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

  Средняя часовая выработка

рабочего, т/чел-час.

  Средняя продолжительность  рабочего дня, час.

  Средняя продолжительность  рабочего месяца, дни

  Доля рабочих в  средней спи-сочной численности   работников основной  деятельности предприятия

 

0,5

 

7,78

 

22

 

 

 

0,85

 

0,52

 

7,71

 

21

 

 

 

0,87


Источник: бухгалтерская отчетность ЗАО «Доминго» за I квартал 2013 г.

 

Требуется проанализировать динамику производительности труда в отчетном периоде по сравнению  с базисным периодом.

Рассмотрим изученную  взаимосвязь показателей выработки  и их индексов на основе расчетов, приведенных в таблице 3.2.

 

Расчет необходимых  показателей проведем в таблице.

Таблица 3.2

Расчетная таблица

п/п

Показатели

Базисный

месяц

Отчетный

месяц

Абсолютное 

отклонение

Индекс 

динамики

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

 

5.

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

  Средняя часовая выработка

рабочего, т/чел-час.

  Средняя продолжительность  рабочего дня, час.

  Средняя продолжительность  рабочего месяца, дни

  Доля рабочих в  средней спи-сочной численности   работ-ников основной  деятельности предприятия

  Средняя  дневная   выработка рабочих, т/чел-день (стр.1 х стр.2)

  Средняя месячная  выработка рабочих, т/чел (стр.5 х стр.3) или (стр.1 х стр.2 х стр.3)

  Средняя месячная  выработка

на одного работающего, т/чел. (стр.6 х стр.4) или (стр.1 х стр.2 х стр.3 х стр.4)

 

0,5

 

7,78

 

22

 

 

 

0,85

 

 

3,89

 

 

85,58

 

 

 

72,743

 

0,52

 

7,71

 

21

 

 

 

0,87

 

 

4,009

 

 

84,19

 

 

 

73,248

 

+ 0,02

 

- 0,07

 

- 1

 

 

 

+ 0,02

 

 

+ 0,12

 

 

- 1,39

 

 

 

+ 0,505

 

1,04

 

0,991

 

0,9545

 

 

 

1,0235

 

 

1,0306

 

 

0,9838

 

 

 

1,0069

Информация о работе Использование среднеарифметических индексов в статистическом анализе деятельности предприятий торговой сети