Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:44, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социально-экономической статистике".
Присвоив ранги по отдельным показателям находят средний ранг страны по всем показателям:
где Rij – ранг i страны по j показателю
m – число показателей
Чем меньше значение , тем более развита страна (регион).
2. В ООН был разработан общий индикатор уровня жизни исчисляемый как средняя из трех величин: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни и уровень образования, отнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутых в мире. Этот показатель называется индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Определяется ИРЧП по формуле:
Iч.р. – индекс развития человеческого потенциала;
I1 – индекс продолжительности жизни;
I2 – индекс уровня образования;
I3 – индекс реального
среднедушевого валового
Индекс продолжительности
жизни и образования
х ф, хmin, хmax – соответственно, фактическое, минимальное и максимальное значение показателя.
В настоящее время стандартными являются: максимальная продолжительность жизни – 85 лет, минимальная – 25 лет; максимальный уровень образования – 100%, минимальный – 0%; максимальный среднедушевой реальный валовой внутренний продукт – 40000 долларов США и минимальный – 100 долларов США с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.
Индекс среднедушевого валового внутреннего продукта рассчитывается по формуле:
Величина ИРЧП изменяется от 0 до 1, чем выше значение, тем выше развитие человеческого потенциала.
Высокий уровень развития человеческого потенциала имеют страны при значениях ИРЧП равных 0,800 и выше; средний уровень развития – при значениях ИРЧП от 0,500 до 0,799; низкий уровень развития – при значениях ИРЧП менее 0,500
3. Упрощенный вариант
расчета обобщающего
kуж=
k – частные показатели уровня жизни.
k=
qф – фактическое потребление материальных благ и услуг по группам и видам в среднем на одного человека;
qн – нормативное потребление
– доля стоимости любого фактического потребления в общей стоимости нормативного набора благ и услуг. При этом, каждое фактическое потребление принимается в объеме не выше нормативного.
При условии, что по всему набору благ и услуг, вошедших в расчет показателя, фактическое их потребление достигло нормативного, то этот коэффициент уровня жизни равен 1.
1. Принципы и методы регистрации цен
2. Методы расчета и анализа уровня цен
3. Методы расчета и анализа колеблимости цен
4. Методы расчетов индекса цен
5. Методы оценки уровня и динамики инфляции
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен и сравнительно узкого ассортимента товаров. Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики.
В рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
С конца 80-х начала 90-х гг., официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, которая согласуется с международной практикой. Основывается она на следующих принципах:
1. Отказ от массового документированного учета.
2. Переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе.
3. Введение системы
поправок на изменение
4. Полный охват всех форм и видов торговли
5. Формирование потребительской
корзины – набора товаров-
Формирование выборочной совокупности идет по следующей схеме:
1 .Выборка по времени (оптимально: каждый месяц)
2. Отбор товаров-представителей.
Товар-представитель – конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой общность потребительного назначения.
3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены.
Существуют четыре варианта регистрируемой цены:
а) модальная (цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе)
б) среднеарифметическая простая
в) среднеарифметическая взвешенная
г) случайно отобранная
По действующей сейчас методике регистрируется модальная цена.
4. Выборка по территории
(отбор населенных пунктов,
Возможны различные варианты, например, выборка в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села; в выборку могут включаться все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам.
Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Индивидуальный уровень цены – абсолютная величина суммы денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу.
Выбор формулы для расчета средней цены зависит от наличия информация о количестве проданных товаров. Если известен объем продажи в натуральных или стоимостных единицах, то используется формула среднеарифметической или среднегармонической взвешенной:
где р – цена товара;
q – количество данного товара.
При определении средней цены по территориям допускается использовать в качестве весов показатель численности населения или числа семей для товаров семейного пользования. Если, при отсутствии других данных, известно число дней торговли по старой и новой цене, то расчет осуществляется по среднегармонической, т.к. рост цен снижает на некоторое время оборот по продаже, а использование среднеарифметической преувеличивает ее роль.
Пример. В сентябре магазин 5 дней продавал огурцы по 2.5руб., 12 дней - по 3 руб. Известно, что средняя цен за месяц составила 3 руб. По какой цене магазин продавал огурцы в оставшиеся дни сентября?
В условиях отсутствия резких перепадов в уровне цен применяется не взвешенная средняя. При резком изменении цены и наличии сведений только о динамике продаж, взвешивание осуществляется по временной структуре продаж. Например, в августе продано в 10 раз больше, чем в июле, тогда вес июльской цены равен 1, августа -10.
Показатель уровня цены может быть рассчитан как относительная величина, выражающая покупательную способность денежных доходов потребителей. Это отношение цены товара к среднедушевому доходу населения.
Например, на среднюю заработную плату декабря 1991г можно было купить 2 телевизора,
а в декабре 1992 г -1 телевизор на 6 зарплат
Анализ уровня цены включает характеристику структуры розничной цены.
Оптовая цена производителя |
Торговая наценка оптовой торговли |
Торговая наценка розничной торговли | |||
издержки |
прибыль |
издержки |
прибыль |
издержки |
прибыль |
Существенным признаком цен, как элемента рыночного механизма являются их постоянные колебания. Наиболее простой показатель колеблимости цен – размах вариации:
∆p=pmax–pmin
Характеризует разрыв между максимальными и минимальными ценами на товар, косвенно свидетельствует о дифференциации уровня потребления населения.
Размах вариации дополняется обобщающими показателями вариации:
1) Среднее линейное отклонение:
d=
2) Среднее квадратичное отклонение:
σ=
Чем больше значение этих показателей, тем менее однородна совокупность.
3) Коэффициент вариации:
V=
4) t– критерий:
ti=
Если t>3, то i-тая цена нетипична для данного ряда.
При исследовании территориальной вариации цен основным методом является индексный:
i=
pl – средняя по l регионам цена товара
– цена в регионе l
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса:
i=
p1, p0 – цена товара в отчетном и базисном периодах соответственно
Индекс средних цен применяется при изучении динамики цен товарных групп или цены одного товара по различным территориям:
Основной формой индекса цен для совокупности однородных товаров является агрегатный индекс.
Чтобы выявить непосредственное изменение цен необходимо зафиксировать показатели количества проданных товаров на одном из уровней. На базисном – индекс Ласпейреса:
Iл =
Показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался бы прежним.
На отчетном – индекс Пааше:
Iп =
Показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше или меньше суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.
Значения индексов Ласпейреса и Пааше совпадают только в случае почти невозможного на практике совпадения структуры товарной массы базисного и отчетного периодов.
Идеальный индекс Фишера:
Iф=
Этот индекс оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного.
Одной из характеристик состояния экономики любой страны является уровень инфляции, который проявляется в росте уровня цен.
Рост уровня цен неравнозначен понятию "инфляционный рост цен", т.к. может включать изменения цен, обусловленные изменением качества продукции или услуг. Не существует единого статистического показателя способного отделить один рост цен от другого, поэтому, используется развернутая система показателей для наиболее общей характеристики уровня инфляции. В мировой практике используются два показателя:
1.Индекс потребительских цен. Рассчитывается по формуле Ласпейреса.
Позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.
2.Дефлятор ВНП (ВВП) оценивает степень инфляции по всей совокупности в государстве. В большинстве стран определяется по формуле Пааше.
Д=
рt – цена текущего периода
qt – объем продукции текущего периода
В отечественной практике
имеются некоторые особенности
расчета дефлятора. Сначала с
помощью индекса цен или
Основной показатель динамики инфляции – норма инфляции:
N=
где It и It-1 – индексы цен смежных периодов
Норма инфляции показывает на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период. Для оценки инфляции используют также индекс покупательной способности денежной единицы, который показывает во сколько раз обесценились деньги.
Пример. Индекс цен 125%, следовательно, индекс покупательной способности равен 0.8 => покупательская способность рубля снизилась на 20%.
1. Основные показатели истребления товаров и услуг
2. Статистическое изучение
уровня удовлетворения
3. Статистическое изучение структуры потребления
4. Эластичность потребления