Курс лекций по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:44, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социально-экономической статистике".

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

1. Основные показатели  истребления товаров и услуг

 

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Различают промежуточное  и конечное потребление.

Промежуточное потребление – стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.

Конечное потребление – расходы хозяйствующих единиц на товары и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

В структуре потребления  населения выделяются потребительские  товары и услуги. Товары подразделяются на продовольственные и непродовольственные; в свою очередь продовольственные подразделяются на продукты питания и алкогольные напитки. Услуги подразделяются на следующие виды: бытовые, жилищного хозяйства, коммунальные, услуги учреждений культуры, туристские и экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера, системы образования, другие услуги.

Основная задача статистики потребления – разработка системы  показателей потребления.

Основной показатель потребления –  уровень индивидуального  потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения.

Пн=

,

где Пг – годовой объем потребленных товаров и услуг по видам

 – средне годовая численность  населения как в целом, так  и по отдельным социальным  группам, возрасту и другим признакам.

Помимо потребления  товаров и услуг на душу населения  применяется расчет на условную потребительскую  единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве такой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным или легким трудом. По отношению к нему разработана шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров.

Например, для детей  до 1 года коэффициент потребления  равен 0,2

14-17 лет коэффициент  потребления равен 0,98 потребительской единицы.

Для ряда товаров длительного пользования, используемых членами домохозяйства совместно, средний уровень потребления рассчитывается на домохозяйство. Все показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах.

Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании  граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.

Средняя обеспеченность:

,

где Oi – обеспеченность каким-либо предметом i-ой группы населения

Si – численность i-ой группы населения.

Коэффициент распространенности:

kp=

,

где ДХн – число домохозяйств, имеющих данный вид предмета

  – общее число домохозяйств

Этот коэффициент показывает долю домохозяйств, владеющих, как минимум, одним предметом данного вида. Этот показатель точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования, т.к. в нем не учитываются дополнительные экземпляры данного товара, находящегося в пользовании одного домохозяйства.

Наличие конкретного  товара на момент расчета определяется по формуле:

Нк = Нп + П - В,

где Нк и Нн –  наличие  товара на конец и начало периода

П – поступление товаров  в течение года

В – выбытие товара

 

Потребление товаров чаще всего измеряется в натуральных и условно-натуральных единицах. Потребление услуг - в стоимостных единицах. Также в стоимостном выражении измеряется потребление товаров длительного пользования. Их годовое потребление представляет собой стоимостное выражение годового износа предмета. Превышение объема покупок за год над размерами годового потребления выражается соотношением этих двух показателей и называется коэффициентом покупки.

Возрастающую роль в  потреблении населения играют услуги. В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, удовлетворяющие потребности отдельного человека (сюда не входят услуги коллективного характера: в сфере управления, обороны, правопорядка и т.п.).

Различаются:

- услуги материальные (производственные), воплощающиеся в материально-вещественной форме: ремонт одежды, обуви и т.п.,

- услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности, удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие потребности человека.

 

2. Статистическое изучение уровня удовлетворения потребностей

 

Сравнение фактического потребления отдельных товаров  с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.

Коэффициент удовлетворения потребностей в i-ом товаре:

ki=

,

  и –  фактические и нормативные уровни потребления в i-том товаре в среднем на душу населения.

Динамика общего среднедушевого потребления изучается с помощью  индексов:

– индекс общего объема потребления i-того товара:

iq=

,

где  q1   и   q0 – объемы потребления i-го товаров в натуральном выражении в отчетности и базисном периодах.

– индекс среднедушевого потребления i-того товара:

=
,

где – средняя численность населения за соответствующий период.

Обеспеченность населения  услугами и динамика их потребления  рассчитываются аналогично.

 

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам:

kno=

,

где   р – цена товара

q – количество фактически потребленных товаров

с – количество фактически потребленных услуг

t – тариф за определенные услуги

qncн – норматив потребления определенного вида товаров и услуг в расчете надушу населения.

Разность между числителем и знаменателем –  стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным уровнем.

Существенный фактор, воздействующий на уровень удовлетворения потребностей –  насыщенность товарами и услугами потребительского рынка. Ее характеризует коэффициент насыщенности:

kн=

,

где Дт – количество городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже.

Д – общее количество обследованных городов

Недостаток этого показателя - не учитывает наличие товаров  в неорганизованной торговле.

Индекс насыщенности:

iн=

3. Статистическое изучение  структуры потребления

 

Структура потребления  обуславливается  структурой потребительских расходов. В укрупненном виде выделяют следующие расходы:

- продукты питания;

- непродовольственные  товары;

- алкогольные напитки;

- оплата услуг.

Эмпирическим  путем  были выведены следующие статистические закономерности потребления.

 

1. Закон Энгеля.

Чем ниже доход, тем большая  доля расходов должна быть предназначена на питание. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание увеличиваются, но в отношении ко всем расходам они сокращаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяются незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.

 

2. Закон Швабе.

Чем беднее семья, тем  большая доля расходов приходится на жилище.

 

3. Закон Райта.

Чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Для   оценки   структурных   сдвигов   в   потреблении   можно   использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева:

,

где V1 и V0 – доля отдельных  расходов домохозяйств в отчетном и базисном периоде или  доля  отдельных расходов  домохозяйств для разных групп населения в одном периоде.

О ≤ kc ≤ 1

Если kc =0, то сравниваемые структуры не изменились. Если kc =1, то структура изменилась полностью

4. Эластичность потребления

 

Эластичность  потребления – мера реагирования потребителя на изменение цен или дохода.

Коэффициент эластичности потребления показывает на сколько процентов в среднем изменится величина потребления с изменением величины доходов (или цен) на 1%.

 

Коэффициент эластичности:

Эп=

,

где x, y  – начальные доходы и потребление.

∆x,  ∆y  – их изменения за период при переходе от одной группы к другой.

При сравнении эластичности потребления двух групп населения  с разными доходами:

.

где xi, yi – доходы и потребление низшей группы населения

Xi+1, yi+1 – доходы и потребление высших групп населения.

Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т д. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот). Выделяют товары:

- с малой эластичностью:  Эп  < 1

- со средней эластичностью:  Эп ≈ 1

- высокой эластичностью:  Эп  > 1

 

Большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и особенно товаров ограниченного спроса (ювелирные изделия, хрусталь) и индивидуальных транспортных средств. Менее эластично потребление предметов первой необходимости, хлеба и картофеля.

 

Тема 15. Статистика жилищных условий и социальной инфраструктуры

1. Задачи статистики  жилищных условий

2. Статистическое изучение  жилищных условий

3. Статистическое изучение  социальной инфраструктуры

 

1. Задачи статистики  жилищных условий

 

Потребность в жилище принадлежит к числу первичных жизненных потребностей человека и составляет среду обитания, которая определяет качество жизни.

Статистика должна давать всестороннюю и объективную информацию о жилищном фонде и жилищных условиях населения, необходимую для проведения жилищной политики, т.е. определенного государством комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей в жилище. Это достигается с помощью решения следующих задач:

1.  Предоставление  сведений об обеспеченности жильем.

2.   Выявление дифференциации жилищных условий разных социальных  и демографических групп.

3. Анализ состояния  и движения жилищного фонда

4. Обеспечение информацией  о развитии рынка жилья.

Источники данных: государственная  и ведомственная статистическая отчетность, данные переписи населения и специальные обследования.

 

2. Статистическое изучение  жилищных условий

 

Характеристика жилищных условий включает следующие показатели:

1.Жилищный фонд

- общая площадь жилищного  фонда, м2;

- жилая площадь, м2;

- удельный вес жилой  площади в общей, %;

- общее число квартир,

-  распределение квартир  по числу комнат, по среднему  размеру, по времени постройки,  по степени износа.

При оценке комфортабельности  жилищного фонда имеет значение соотношение жилой и общей площадей: высокий удельный вес жилой площади свидетельствует о низкой комфортабельности жилища, низкий - может свидетельствовать как о плохой планировки, недостаточности жилой площади, так и о высокой комфортабельности жилищного фонда (ЖФ).

2 Движение жилищного  фонда.

а) Убыль ЖФ  - всего

- по причинам

б) Жилищное строительство

3.Капитальный ремонт  и реконструкция ЖФ.

4. Благоустройство ЖФ

-  процент жилых  домов с мусоропроводом или  процент квартир с телефоном

5.Обеспеченность населения  жильем

а) жилая площадь в  среднем на одного проживающего

б)  численность населения, проживающего в отдельной квартире, в коммунальной квартире, в отдельном доме, в общежитии.

в) средняя площадь  отдельной квартиры и др.

Для международных сравнений  жилищных условий используется показатель «общая площадь в среднем на одного проживающего» (в России - 16.3м2, США - 51м2; среднее число комнат на человека: Россия - 0.8, США - 2.2).

Для  характеристики  обслуживания  и  финансирования  жилищных  фондов применяются следующие  показатели:

Информация о работе Курс лекций по "Статистике"