Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:44, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социально-экономической статистике".
В ТП не включается стоимость сырья и материалов заказчика, если завод-изготовитель не оплатил стоимость сырья.
Пример: Произведено продукции на 120 тыс. р.
Стоимость сырья и материалов заказчика = 60 тыс. руб.
Завод оплатил 40 тыс. руб.
ТП = 120 – 60 + 40 = 100 тыс. руб.
В отраслях с очень длительным производственным циклом из стоимости ТП выделяют готовую продукцию. Стоимость готовой продукции меньше стоимости ТП на величину стоимости работ по конечным этапам создания изделий, и работ промышленного характера.
4 Отгруженная продукция – в нее включается часть стоимости готовой продукции произведенной в этом периоде и часть продукции, произведенной в предыдущем периоде .
5) Реализованная продукция
– продукция, за которую поступ
Рис.9.1 Взаимосвязь стоимостных показателей.
6) Чистая продукция – стоимость ВП в оптовых ценах за минусом стоимости материально-производственных затрат, т.е. чистая продукция соответствует вновь созданной стоимости в рамках данной отрасли.
Показатели выполнения плана и динамики по выпуску и реализации готовой продукции.
1. По одному виду продукции .
2. По номенклатуре и ассортименту.
где q – объем выпущенной продукции
- индекс выполнения плана: iвп=
- индекс планового задания: iпз=
II. По многономенклатурной продукции
р – цена
- индекс физического объема: Iфо=
Обязательства по поставкам должны выполняться:
1. По срокам поставок
При невыполнении заданий и обязательств по поставкам продукции размеры недопоставок продукции за отчетный период определяются нарастающим итогом с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставки продукции в последующих периодах.
Пример:
Январь, тыс.руб |
Февраль, тыс.руб |
Март, тыс.руб. |
Квартал, тыс.руб. | |
План |
100 |
100 |
100 |
300 |
Факт |
90 |
100 |
110 |
300 |
Выполнение плана |
90% |
90% |
100% |
100% |
Коэффициент аритмичности:
kар= =0,1+0+0,1=0,2
Пф - поставка фактическая
Пд - поставка по плану
Чем ближе kар к нулю, тем ритмичнее поставки.
2. Выполнение обязательств
по номенклатуре и
Пример:
Вид продукции |
План |
Факт |
А |
100 |
110 |
Б |
90 |
100 |
В |
80 |
100 |
Г |
70 |
60 |
Д |
60 |
50 |
ИТОГО: |
400 |
420 |
100% = 105% => план без учета ассортимента перевыполнен на 5%
100 + 90 + 80+60 + 50 = 380
100 %= 95% => план по номенклатуре и ассортименту недовыполнен на 5%
Если предприятие
1. Понятие продукции
отраслей материального
2. Показатели продукции торговли и общественного питания
3. Показатели продукции грузового транспорта и связи
4. Показатели продукции
материально-технического
К отраслям материального производства в сфере обращения относятся: связь, грузовой транспорт, торговля, материально-техническое снабжение и др.
Особенность сферы обращения в том, что продукция не имеет материально-вещественной формы. Полезный результат деятельности предприятий сферы обращения – это доведение продукта до сферы потребления.
Функции предприятий в сфере обращения продукта.
- перемещение продукта,
- хранение
- упаковка
- сортировка
- комплектование
- реализация и т.д.
Основная цель статистического изучения продукции отраслей материального производства в сфере обращения - определение количества общественного продукта, который создается в сферах обращения. Несовершенство современной системы статистического учета продукции отраслей обращения приводит к завышению ВВП.
Одна из основных отраслей сферы обращения – торговля осуществляется в следующих социально-экономических формах.
- государственная,
- кооперативная,
-рыночная;
- комиссионная;
- биржевая,
- натуральный обмен.
Все из этих форм (за исключение биржевой торговли) могут осуществлять розничный и оптовый отпуск товара.
Основной показатель деятельности всех торговых структур – товарооборот.
Товарооборот – это совокупность актов купли-продажи товаров, совершающихся в процессе их перехода из сфер производства в сферу потребления за определенный период времени.
Валовой товарооборот исчисляется как общая сумма всех продаж. Исключив повторные акты продажи из валового товарооборота получают чистый товарооборот, как сумму конечных последних продаж.
В целом по народному хозяйству чистый товарооборот равен розничному товарообороту.
Для отдельной торговой системы (или территории) чистый товарооборот больше розничного на сумму оптовых продаж другим торговым системам.
Соотношение валового и чистого оборотов показывает, сколько звеньев прошел товар на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.
Торговая наценка – это часть торговой цены, предназначенной для возмещения издержек обращения и обеспечения прибыли торговых предприятий.
При государственном регулировании торговая наценка устанавливается в процентном отношении к цене производителя (например 25%), во всех остальных случаях она складывается под воздействием спроса и предложения на данный товар. Сумма наценок по всем проданным товарам - называется реализованное наложение и составляет денежное выражение продукции торговли (или это разница между продажной и покупной ценой товара).
Валовая продукция торговли определяется, как сумма реализованных наложений за минусом оплаты услуг наемного грузового транспорта (УТ) и связи (УС) и за исключением стоимости продукции подсобных хозяйств и других подразделений, входящих в систему данного торгового предприятия (ВП′)
ВП = РН – (УТ + УС) – ВП′
ВП исчисляется также и как сумма издержек обращения (ИО) и прибыли торговой организации (П) за минусом оплаты услуг грузового транспорта (УТ) и связи (УС), а также налогов (Н).
ВП=(ИО– УТ– УС) + (П – Н)
Подотраслью торговли является общественное питание, сочетающее три функции:
1. Производственную, связанную
с процессом приготовления
2. Реализацию изготовленной продукции,
3. Организацию потребления готовой пищи
Продукция предприятий общественного питания – это результат их производственной деятельности и основной показатель выполнения данной функции. Она измеряется в натуральных единицах (шт.), в условно-натуральных (блюда) и стоимостных.
Валовая продукция общепита – это сумма реализованных наценок за минусом стоимости услуг транспорта и связи.
В реализованном наложении отражаются расходы на производство пищевой продукции за минусом стоимости использованного для ее изготовления сырья.
Валовой доход (ВД) от реализации продукции собственного производства и полученных товаров складывается из реализованной торговой наценки общепита.
Реализованная торговая наценка – разность между стоимостью израсходованных продуктов в розничных ценах и их стоимостью по ценам приобретения.
ВП=ВД–УТ–УС=∑(pq-p′q)–УТ-УС+
где р – розничная цена израсходованных продуктов;
р' – закупочная цена продуктов предназначенных для изготовления обеденной продукции;
п – норма наценки общепита, определяемая в процентах от стоимости сырья;
q – объем реализованной продукции
Продукцию транспорта измеряют
с помощью натуральных и
1. «Перевезено грузов» (ПГ) – это выраженное в тоннах количество грузов (mi), перевезенных отдельным видом транспорта (j) за отчетный период, включая внутренние перевозки, импорт, экспорт и международный транспорт.
ПГj=
Исключив повторный счет тех партий грузов, в перевозке которых участвуют несколько видов транспорта, получают объем продукции, поступающий в единую транспортную сеть страны.
2. Грузооборот транспорта (ГО) – это измеренное в тонно-километрах суммарное перемещение всей массы грузов.
ГО=
lij – расстояния, на которые перевезены i-ые партии грузов j-ом видом транспорта
Стоимостные показатели:
1. Доходы от грузовых
перевозок – это сумма
ДГП=
pij - транспортный тариф, установленный на перевозку i-го вида продукции j видом транспорта.
2. Валовая продукция – это сумма денежной выручки предприятий транспорта от работ, выполненных в связи с перевозками грузов.
ВН = ДГП + ДПРР + УХТ + ТЭУ
ДПРР - доходы от
погрузочно-разгрузочных работ;
УХТ - стоимость услуг по хранению грузов на складах;
ТЭУ - стоимость транспортно-
ДГП- доходы от грузовых перевозок.
Продукция связи – пересылка и передача сообщений, предназначенных предприятиям и организациям сферы материального производства, а также предоставление в их пользование технических устройств связи.
В натуральном выражении продукция связи измеряется объемом обмена, т.е. общим числом отправлений, принятых предприятием связи от производственной отрасли, а также количеством единиц установленной связи, сданных в аренду производственным отраслям.
Валовая продукция – это сумма выручки предприятий связи, полученной от производственных отраслей.
ВП = ПК + ДУС + ДДУС
ПК - доходы предприятий связи от пересылки корреспонденции
ДУС - доходы от предоставления в пользование устройств связи
ДДУС - доходы от дополнительных услуг.
Организации заготовительной отрасли – приемные пункты, камеры, элеваторы и т.п. Они занимаются продвижением продукции сельского хозяйства от производителя к потребителю. Объем работы измеряется в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.
Валовая продукция – это сумма издержек обращения заготовительной организации за минусом оплаты услуг транспорта(УТ) и связи (УС), и сальдо прибыли(убытков) от реализации заготовленной продукции.
ВП = ИО - (УТ + УС) ± П
Затраты организаций материально-технического снаряжения и сбыта на осуществление своих функций, возмещаются из суммы реализованного наложения. Продажная цена в этой отрасли рассчитывается как сумма покупной цены, издержек обращения и прибыли.
1. Понятие издержек производства.
2. Динамика себестоимости
продукции по одному