Курс лекций по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:44, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социально-экономической статистике".

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

В ТП не включается стоимость  сырья и материалов заказчика, если завод-изготовитель не оплатил стоимость сырья.

Пример: Произведено продукции  на 120 тыс. р.

Стоимость сырья и  материалов заказчика = 60 тыс. руб.

Завод оплатил 40 тыс. руб.

ТП = 120 – 60 + 40 = 100 тыс. руб.

В отраслях с очень  длительным производственным циклом из стоимости ТП выделяют готовую продукцию. Стоимость готовой продукции меньше стоимости ТП на величину   стоимости      работ   по   конечным   этапам   создания   изделий,   и   работ промышленного характера.

4  Отгруженная продукция – в нее включается часть стоимости готовой продукции  произведенной  в  этом  периоде и  часть  продукции, произведенной  в предыдущем периоде .

5) Реализованная продукция  – продукция, за которую поступили деньги на счет предприятия.

Рис.9.1 Взаимосвязь стоимостных показателей.

6) Чистая продукция – стоимость ВП в оптовых ценах за минусом стоимости материально-производственных затрат, т.е. чистая продукция соответствует вновь созданной стоимости в рамках данной отрасли.

 

Показатели выполнения плана и динамики по выпуску и реализации готовой продукции.

1. По одному виду  продукции .

2. По номенклатуре  и ассортименту.

    • индекс динамики: iq= ,

где  q   – объем выпущенной продукции

- индекс выполнения  плана:   iвп=        

- индекс планового  задания: iпз=      

II. По многономенклатурной продукции

    • индекс стоимости:  Iw= ,

р – цена

- индекс физического  объема:   Iфо=     

4. Анализ выполнения  обязательств по поставкам

 

Обязательства по поставкам  должны выполняться:

1. По срокам поставок

При невыполнении заданий  и обязательств по поставкам продукции размеры недопоставок продукции за отчетный период определяются нарастающим итогом с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставки продукции в последующих периодах.

Пример:

 

Январь, тыс.руб

Февраль, тыс.руб

Март, тыс.руб.

Квартал, тыс.руб.

План

100

100

100

300

Факт 

90

100

110

300

Выполнение плана

90%

90%

100%

100%


 

Коэффициент аритмичности:

kар= =0,1+0+0,1=0,2

Пф - поставка фактическая

Пд - поставка по плану

Чем ближе kар к нулю, тем ритмичнее поставки.

 

2. Выполнение обязательств  по номенклатуре и ассортименту  анализируется с помощью метода наименьших величин, т.е.  в зачет выполнения  плана поставки берется  наименьшее значение из планового и фактического показателя.

Пример:

Вид продукции 

План 

Факт 

А

100

110

Б

90

100

В

80

100

Г

70

60

Д

60

50

ИТОГО:

400

420


100% = 105% => план без учета ассортимента перевыполнен на 5%

100 + 90 + 80+60 + 50 = 380

100 %= 95% => план по номенклатуре  и ассортименту недовыполнен на 5%

Если предприятие изготавливает  продукцию, состоящую из комплектующих деталей, закупаемых со стороны, то ведется анализ выполнения плана по комплектности.

Тема 10. Статистика продукции материального производства в сфере обращения

1. Понятие продукции  отраслей материального производства  в сфере обращения

2. Показатели продукции  торговли и общественного питания

3. Показатели продукции  грузового транспорта и связи

4. Показатели продукции  материально-технического снабжения,  сбыта и заготовок

1. Понятие продукции  отраслей материального производства  в сфере обращения

К отраслям материального производства в сфере обращения относятся: связь, грузовой транспорт, торговля, материально-техническое снабжение и др.

Особенность сферы обращения  в том, что продукция не имеет  материально-вещественной формы. Полезный результат деятельности предприятий сферы обращения – это доведение продукта до сферы потребления.

Функции предприятий  в сфере обращения продукта.

- перемещение продукта,

- хранение

- упаковка

- сортировка

- комплектование

- реализация и т.д.

Основная цель статистического  изучения продукции отраслей материального производства в сфере обращения - определение количества общественного продукта, который создается в сферах обращения. Несовершенство современной системы статистического учета продукции отраслей обращения приводит к завышению ВВП.

2. Показатели  продукции торговли и общественного  питания

 

Одна из основных отраслей сферы обращения – торговля осуществляется в следующих социально-экономических формах.

- государственная,

- кооперативная, 

-рыночная;

- комиссионная;

- биржевая,

- натуральный обмен.

Все из этих форм (за исключение биржевой торговли) могут осуществлять розничный и оптовый отпуск товара.

Основной показатель деятельности всех торговых структур – товарооборот.

Товарооборот – это совокупность актов купли-продажи товаров, совершающихся в процессе их перехода из сфер производства в сферу потребления за определенный период времени.

Валовой товарооборот  исчисляется как общая сумма всех продаж. Исключив повторные акты продажи из валового товарооборота получают чистый товарооборот, как сумму конечных последних продаж.

В целом по народному  хозяйству чистый товарооборот равен  розничному товарообороту.

Для отдельной торговой системы (или территории) чистый товарооборот больше розничного на сумму оптовых продаж другим торговым системам.

Соотношение валового и  чистого оборотов показывает, сколько  звеньев прошел товар на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше добавляется  к цене производителя и тем  выше цена конечного потребления товара.

Торговая наценка –  это часть торговой цены, предназначенной   для возмещения издержек обращения и обеспечения прибыли торговых предприятий.

При государственном  регулировании торговая наценка  устанавливается в процентном отношении к цене производителя (например 25%), во всех остальных случаях она складывается под воздействием спроса и предложения на данный товар. Сумма наценок по всем проданным товарам - называется реализованное наложение и составляет денежное выражение продукции торговли (или это разница между продажной и покупной ценой товара).

Валовая продукция торговли определяется, как сумма реализованных наложений за минусом оплаты услуг наемного грузового транспорта (УТ) и связи (УС) и за исключением стоимости продукции подсобных хозяйств и других подразделений, входящих в систему данного торгового предприятия (ВП′)

ВП = РН – (УТ + УС) – ВП′

ВП исчисляется также  и как сумма издержек обращения (ИО) и прибыли торговой организации (П) за минусом оплаты услуг грузового транспорта (УТ) и связи (УС), а также налогов (Н).

ВП=(ИО– УТ–  УС) + (П – Н)

 

Подотраслью торговли является общественное питание,  сочетающее три функции:

1. Производственную, связанную  с процессом приготовления пищи,

2.  Реализацию изготовленной  продукции,

3.  Организацию потребления  готовой пищи

 

Продукция предприятий  общественного питания – это результат их производственной деятельности и основной показатель выполнения данной функции. Она измеряется в натуральных единицах (шт.), в условно-натуральных (блюда) и стоимостных.

Валовая  продукция  общепита – это сумма реализованных   наценок  за минусом стоимости услуг транспорта и связи.

В реализованном наложении  отражаются расходы на производство пищевой продукции за минусом стоимости использованного для ее изготовления сырья.

Валовой доход (ВД) от реализации продукции собственного производства и полученных товаров складывается из реализованной торговой наценки общепита.

Реализованная торговая наценка – разность между стоимостью израсходованных продуктов в розничных ценах и их стоимостью по ценам приобретения.

ВП=ВД–УТ–УС=∑(pq-p′q)–УТ-УС+npq,

где р – розничная цена израсходованных продуктов;

р' – закупочная цена продуктов предназначенных для изготовления обеденной продукции;

п – норма наценки общепита, определяемая в процентах от стоимости сырья;

q  – объем реализованной продукции

 

3. Показатели  продукции грузового транспорта  и связь

 

Продукцию транспорта измеряют с помощью натуральных и стоимостных  показателей, которые рассчитываются отдельно по каждому виду транспорта. К натуральным показателям относятся:

1. «Перевезено грузов»  (ПГ) – это  выраженное   в   тоннах   количество грузов (mi), перевезенных отдельным видом транспорта (j) за отчетный период, включая внутренние перевозки, импорт, экспорт и международный транспорт.

ПГj=

Исключив повторный  счет тех партий грузов, в перевозке  которых участвуют несколько видов транспорта, получают объем продукции, поступающий в единую транспортную сеть страны.

2. Грузооборот транспорта (ГО) – это измеренное в тонно-километрах суммарное перемещение всей массы грузов.

ГО=

lij – расстояния,  на  которые  перевезены  i-ые  партии  грузов j-ом   видом транспорта

Стоимостные показатели:

1. Доходы от грузовых  перевозок – это сумма провозных  плат, взысканных с клиентуры за транспортировку всего множества грузов определенного вида и объема.

ДГП=

pij - транспортный тариф, установленный на перевозку i-го вида продукции j видом транспорта.

 

2. Валовая продукция  – это  сумма  денежной  выручки  предприятий транспорта от работ, выполненных в связи с перевозками грузов.

ВН = ДГП + ДПРР + УХТ + ТЭУ

 ДПРР - доходы от  погрузочно-разгрузочных работ; 

УХТ - стоимость услуг  по хранению грузов на складах;

ТЭУ - стоимость транспортно-экспедиционных услуг;

ДГП- доходы от грузовых перевозок.

 

Продукция связи – пересылка и передача сообщений, предназначенных предприятиям и организациям сферы материального производства, а также предоставление в их пользование технических устройств связи.

В натуральном выражении  продукция связи измеряется объемом обмена, т.е. общим числом отправлений, принятых предприятием связи от производственной отрасли, а также количеством единиц установленной связи, сданных в аренду производственным отраслям.

Валовая продукция –  это сумма выручки предприятий  связи, полученной от производственных отраслей.

ВП = ПК + ДУС + ДДУС

ПК - доходы предприятий  связи от пересылки корреспонденции

ДУС - доходы от предоставления в пользование устройств связи

ДДУС - доходы от дополнительных услуг.

 

4. Показатели  продукции материально-технического снабжения, сбыта и заготовок

 

Организации заготовительной  отрасли – приемные пункты, камеры, элеваторы и т.п. Они занимаются продвижением продукции сельского хозяйства от производителя к потребителю. Объем работы измеряется в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.

Валовая продукция – это сумма издержек обращения заготовительной организации за минусом оплаты услуг транспорта(УТ) и связи (УС), и сальдо прибыли(убытков) от реализации заготовленной продукции.

ВП = ИО - (УТ + УС) ± П

Затраты организаций материально-технического снаряжения и сбыта на осуществление своих функций, возмещаются из суммы реализованного наложения. Продажная цена в этой отрасли рассчитывается как сумма покупной цены, издержек обращения и прибыли.

Тема 11. Статистика издержек производства и обращения

1. Понятие издержек  производства.

2. Динамика себестоимости  продукции по одному предприятию.

Информация о работе Курс лекций по "Статистике"