Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:26, курсовая работа
Задание №1. На основе данных, приведенных в таблице 2 приложения и соответствующих варианту, составить таблицу исходных данных и выполнить следующее:
1. Структурную равноинтервальную группировку по обоим признакам. Если вариация группировочного признака значительна, то при построении группировки по признаку №1 необходимо определить оптимальное число равноинтервальных групп, а по признаку №2 разбить совокупность на 4 группы. При небольшом числе вариант признака, положенного в основу группировки, каждая варианта представляет отдельную группу. Результаты группировки необходимо представить в таблице и сделать выводы.
2. Аналитическую группировку, для этого определить признак - фактор и признак - результат, обосновав их выбор. Результаты представить в таблице. Сделать выводы о наличии и направлении взаимосвязи между признаками.
Задание №1. 4
Задание № 2. 7
Задание № 3. 20
Задание №4. 23
Задание №5. 34
Список использованной литературы 39
Рис.2.1. Гистограмма распределения потребительских расходов, тыс.руб.
Рис.3.2. Куммулята распределения потребительских расходов, тыс.руб.
Средняя величина:
Мода:
Мо =
Meдиана:
Me =
Me =
Квартили:
Дисперсия: σ2 =
Среднее квадратическое отклонение:
σ =
Коэффициент вариации:
КВ = V =
Наиболее частый вариант потребительских расходов на душу населения в регионах составляет 8,86 тыс.руб. Потребительские расходы на душу населения половины регионов от их общей совокупности составляет менее 8,99 тыс.руб., а другая половина более 8,99 тыс.руб. Среднее арифметическое значение потребительских расходов на душу населения в регионах составляет 9,4 тыс.руб. У четверти регионов потребительские расходы на душу населения составили менее 7,6 тыс. руб., и у четверти более 10,6 тыс.чел. Дисперсия равна 6,4. Каждое значение потребительских расходов на душу населения в регионах отклоняется от их средней величины на 2,5 тыс. руб. Коэффициент вариации равен 26,9%, что чуть меньше 33% и, следовательно, совокупность однородна.
Таблица
2.2
Вариационное распределение среднемесячной заработной платы, тыс.руб.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации, тыс.руб. |
Количество наблюдений |
Накопительная частота. S |
Частота |
Накопительная частота S |
Середина интер-ла, тыс.руб. xi |
xi - |
(xi – |
(x – |
7,6 - 15,28 |
31 |
31 |
64,6% |
64,6% |
11,4 |
-4,0 |
16,0 |
495,4 |
15,28 - 22,95 |
11 |
42 |
22,9% |
87,5% |
19,1 |
3,7 |
13,5 |
148,8 |
22,95 - 30,63 |
4 |
46 |
8,3% |
95,8% |
26,8 |
11,4 |
128,9 |
515,5 |
30,63 - 38,3 |
2 |
48 |
4,2% |
100% |
34,5 |
19,0 |
362,0 |
724,1 |
Итого |
48 |
100% |
1883,8 |
Рис.2.3. Гистограмма распределения среднемесячной заработной платы, тыс.руб.
Рис.3.4. Кумулята распределения среднемесячной заработной платы, тыс.руб.
Средняя величина, по формуле средней арифметической взвешенной:
Где, xi – варианта, fi – частоты,
Мода:
Мо =
х0 – нижняя граница модального интервала,
iMo- значение модального интервала,
fMo – модальная частота,
fMo-1- частота предшествующая модальной,
fMo+1 – частота следующая за модальной.
Meдиана:
Me =
Me =
хМе - нижняя граница медианного интервала,
iMe - медианный интервал,
fi – сумма частот,
SMe-1 – накопленная частота,
fМе – медианная частота.
Квартили:
где х0 – нижняя граница интервала, содержащего нижний квартиль;
h – величина интервала, где находится нижний квартиль;
- накопленная
частота интервала
где х0 – нижняя граница интервала, содержащего верхний квартиль;
h – величина интервала, где находится верхний квартиль;
- накопленная
частота интервала
- частоты интервалов содержащих нижний и верхний квартиль.
,Дисперсия: σ2 =
Среднее квадратическое отклонение:
σ =
Коэффициент вариации: КВ = V = > 33%
Наиболее частый вариант среднемесячной заработной платы в регионах составляет 12,27 тыс.руб. Среднемесячная заработная плата половины регионов от их общей совокупности составляет менее 13,54 тыс.руб., а другая половина более 13,54 тыс.руб. Среднее арифметическое значение среднемесячной заработной платы в регионах составляет 15,43 тыс.руб. У четверти регионов среднемесячная заработная плата составила менее 10,57 тыс.руб., и у четверти более 18,76 тыс.руб. Дисперсия равна 39,24. Каждое значение среднемесячной заработной платы в регионах отклоняется от их средней величины на 6,26 тыс.руб. Коэффициент вариации равен 40,59%, что больше 33% и, следовательно, совокупность не однородна.
Проверим теорему о разложении дисперсии, используя данные аналитической группировки.
Таблица 2.3
Аналитическая группировка среднемесячной заработной платы работников
к потребительским расходам в среднем на душу населения
№ |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации, тыс.руб. |
Количество наблюдений |
Средние потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), тыс. руб. |
Итого, тыс. руб. |
1 |
7,6 - 15,28 |
31 |
5,2+5,61+6,2+6,6+6,8+6,8+6,8+ | |
2 |
15,28 - 22,95 |
11 |
10+10,2+10,2+10,4+10,4+10,5+ | |
3 |
22,95 - 30,63 |
4 |
12,24+12,72+13,1+13,1= 51,16 | |
4 |
30,63 - 38,3 |
2 |
16,3+18=34,3 | |
Итого |
48 |
244,3+117,71+51,16+34,3=447,5 |
Теорема о разложении дисперсии говорит, что общая дисперсия Y – σ2 может быть разложена на две составные части: межгрупповую – δ2 и среднюю из внутригрупповых – ε2 дисперсии: σ2 = ε2 + δ2,
где — полная дисперсия (вариация) признака-результата;
— внутригрупповая дисперсия;
— межгрупповая дисперсия.
По определенной ранее общей средней рассчитаем межгрупповую дисперсию:
Построим таблицу для расчета внутригрупповых дисперсий:
Таблица 2.4
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации, тыс.руб. |
|||
7,6 - 15,28 |
5,2 |
-2,68 |
7,19 |
5,61 |
-2,27 |
5,16 | |
6,2 |
-1,68 |
2,83 | |
6,6 |
-1,28 |
1,64 | |
6,8 |
-1,08 |
1,17 | |
6,8 |
-1,08 |
1,17 | |
6,8 |
-1,08 |
1,17 | |
7,1 |
-0,78 |
0,61 | |
7,13 |
-0,75 |
0,56 | |
7,2 |
-0,68 |
0,46 | |
7,2 |
-0,68 |
0,46 | |
7,3 |
-0,58 |
0,34 | |
7,4 |
-0,48 |
0,23 | |
7,85 |
-0,03 |
0,00 | |
7,9 |
0,02 |
0,00 | |
7,9 |
0,02 |
0,00 | |
8,06 |
0,18 |
0,03 | |
8,27 |
0,39 |
0,15 | |
8,3 |
0,42 |
0,18 | |
8,34 |
0,46 |
0,21 | |
8,39 |
0,51 |
0,26 | |
8,4 |
0,52 |
0,27 | |
8,79 |
0,91 |
0,83 | |
8,9 |
1,02 |
1,04 | |
8,9 |
1,02 |
1,04 | |
9,2 |
1,32 |
1,74 | |
9,2 |
1,32 |
1,74 | |
9,26 |
1,38 |
1,90 | |
9,49 |
1,61 |
2,59 | |
9,9 |
2,02 |
4,07 | |
9,94 |
2,06 |
4,24 | |
Итого |
43,28 | ||
15,28 - 22,95 |
10 |
-0,7 |
0,49 |
10 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
-0,3 |
0,09 | |
10 |
-0,3 |
0,09 | |
11 |
-0,2 |
0,04 | |
11 |
0,1 |
0,01 | |
11 |
0,3 |
0,09 | |
11 |
0,5 |
0,25 | |
11 |
0,5 |
0,25 | |
12 |
1,1 |
1,21 | |
Итого |
3,02 | ||
22,95 - 30,63 |
12,24 |
-0,55 |
0,3 |
12,72 |
-0,07 |
0,005 | |
13,10 |
0,31 |
0,1 | |
13,10 |
0,31 |
0,1 | |
Итого |
0,50 | ||
30,63 - 38,3 |
16,3 |
-0,85 |
0,72 |
18,0 |
0,85 |
0,72 | |
Итого |
1,45 |
Средняя из внутригрупповых дисперсий:
Используем табл. 2.5 для расчета общей дисперсии по полученным данным:
Таблица 2.5
№ |
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), тыс. руб. |
||
1 |
5,2 |
-4,12 |
17,00 |
2 |
5,61 |
-3,71 |
13,79 |
3 |
6,2 |
-3,12 |
9,75 |
4 |
6,6 |
-2,72 |
7,41 |
5 |
6,8 |
-2,52 |
6,37 |
6 |
6,8 |
-2,52 |
6,37 |
7 |
6,8 |
-2,52 |
6,37 |
8 |
7,1 |
-2,22 |
4,94 |
9 |
7,13 |
-2,19 |
4,81 |
10 |
7,2 |
-2,12 |
4,51 |
11 |
7,2 |
-2,12 |
4,51 |
12 |
7,3 |
-2,02 |
4,09 |
13 |
7,4 |
-1,92 |
3,70 |
14 |
7,85 |
-1,47 |
2,17 |
15 |
7,9 |
-1,42 |
2,02 |
16 |
7,9 |
-1,42 |
2,02 |
17 |
8,06 |
-1,26 |
1,59 |
18 |
8,27 |
-1,05 |
1,11 |
19 |
8,3 |
-1,02 |
1,05 |
20 |
8,34 |
-0,98 |
0,97 |
21 |
8,39 |
-0,93 |
0,87 |
22 |
8,4 |
-0,92 |
0,85 |
23 |
8,79 |
-0,53 |
0,28 |
24 |
8,9 |
-0,42 |
0,18 |
25 |
8,9 |
-0,42 |
0,18 |
26 |
9,2 |
-0,12 |
0,02 |
27 |
9,2 |
-0,12 |
0,02 |
28 |
9,26 |
-0,06 |
0,00 |
29 |
9,49 |
0,17 |
0,03 |
30 |
9,9 |
0,58 |
0,33 |
31 |
9,94 |
0,62 |
0,38 |
32 |
10 |
0,68 |
0,46 |
33 |
10,2 |
0,88 |
0,77 |
34 |
10,2 |
0,88 |
0,77 |
35 |
10,4 |
1,08 |
1,16 |
36 |
10,4 |
1,08 |
1,16 |
37 |
10,5 |
1,18 |
1,39 |
38 |
10,81 |
1,49 |
2,21 |
39 |
11 |
1,68 |
2,81 |
40 |
11,2 |
1,88 |
3,52 |
41 |
11,2 |
1,88 |
3,52 |
42 |
11,8 |
2,48 |
6,14 |
43 |
12,24 |
2,92 |
8,51 |
44 |
12,72 |
3,40 |
11,54 |
45 |
13,1 |
3,78 |
14,27 |
46 |
13,1 |
3,78 |
14,27 |
47 |
16,3 |
6,98 |
48,68 |
48 |
18 |
8,68 |
75,29 |
Итого |
447,5 |
- |
304,14 |
Проверим теорему о разложении дисперсии:
σ2 = ε2 + δ2 = 1,01 + 5,33 = 6,34
Изобразим корреляционное поле. Построим уравнение регрессии и определим тесноту связи между признаками, используя дисперсионный и корреляционный анализ.
Рис.5. Корреляционное поле зависимости потребительских расходов
от среднемесячной заработной платы
Для определения тесноты связи между признаками рассчитаем коэффициент детерминации, который определяется как доля объясненной или межгрупповой дисперсии в общей дисперсии признака-результата. Он показывает, какая часть общей вариации признака-результата y объясняется влиянием изучаемого фактора х: .
Таким образом, потребительские расходы зависят от среднемесячной заработной платы на 84%.
Корреляционное отношение определяется как отношение средних квадратичных отклонений:
Полученное значение корреляционного отношения позволяет утверждать, что связь, между потребительскими расходами населения и среднемесячной заработной платой весьма тесная.
При линейной форме зависимости для измерения тесноты связи кроме корреляционного отношения используется также коэффициент корреляции. Он может быть исчислен по следующей формуле:
Таблица 2.6
Расчетная таблица для определения линейного коэффициента корреляции
№ |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации, тыс.руб. |
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), тыс. руб. |
||||
1 |
7,6 |
5,2 |
57,76 |
39,52 |
27,04 |
6,25 |
2 |
8,3 |
5,61 |
68,89 |
46,56 |
31,47 |
6,52 |
3 |
9,03 |
6,2 |
81,54 |
55,99 |
38,44 |
6,80 |
4 |
9,7 |
6,6 |
94,09 |
64,02 |
43,56 |
7,05 |
5 |
10,2 |
6,8 |
104,04 |
69,36 |
46,24 |
7,24 |
6 |
10,5 |
6,8 |
110,25 |
71,40 |
46,24 |
7,36 |
7 |
10,9 |
6,8 |
118,81 |
74,12 |
46,24 |
7,51 |
8 |
10,9 |
7,1 |
118,81 |
77,39 |
50,41 |
7,51 |
9 |
11 |
7,13 |
121,00 |
78,43 |
50,84 |
7,55 |
10 |
11,1 |
7,2 |
123,21 |
79,92 |
51,84 |
7,59 |
11 |
11,11 |
7,2 |
123,43 |
79,99 |
51,84 |
7,59 |
12 |
11,3 |
7,3 |
127,69 |
82,49 |
53,29 |
7,66 |
13 |
11,38 |
7,4 |
129,50 |
84,21 |
54,76 |
7,70 |
14 |
11,7 |
7,85 |
136,89 |
91,85 |
61,62 |
7,82 |
15 |
12 |
7,9 |
144,00 |
94,80 |
62,41 |
7,93 |
16 |
12,1 |
7,9 |
146,41 |
95,59 |
62,41 |
7,97 |
17 |
12,2 |
8,06 |
148,84 |
98,33 |
64,96 |
8,01 |
18 |
12,34 |
8,27 |
152,28 |
102,05 |
68,39 |
8,06 |
19 |
12,5 |
8,3 |
156,25 |
103,75 |
68,89 |
8,12 |
20 |
13,16 |
8,34 |
173,19 |
109,75 |
69,56 |
8,38 |
21 |
13,5 |
8,39 |
182,25 |
113,27 |
70,39 |
8,51 |
22 |
13,5 |
8,4 |
182,25 |
113,40 |
70,56 |
8,51 |
23 |
13,69 |
8,79 |
187,42 |
120,34 |
77,26 |
8,58 |
24 |
13,8 |
8,9 |
190,44 |
122,82 |
79,21 |
8,62 |
25 |
14 |
8,9 |
196,00 |
124,60 |
79,21 |
8,70 |
26 |
14,7 |
9,2 |
216,09 |
135,24 |
84,64 |
8,96 |
27 |
14,8 |
9,2 |
219,04 |
136,16 |
84,64 |
9,00 |
28 |
14,8 |
9,26 |
219,04 |
137,05 |
85,75 |
9,00 |
29 |
14,9 |
9,49 |
222,01 |
141,40 |
90,06 |
9,04 |
30 |
15 |
9,9 |
225,00 |
148,50 |
98,01 |
9,08 |
31 |
15,1 |
9,94 |
228,01 |
150,09 |
98,80 |
9,12 |
32 |
15,42 |
10 |
237,78 |
154,20 |
100,00 |
9,24 |
33 |
16,11 |
10,2 |
259,53 |
164,32 |
104,04 |
9,50 |
34 |
16,7 |
10,2 |
278,89 |
170,34 |
104,04 |
9,73 |
35 |
16,8 |
10,4 |
282,24 |
174,72 |
108,16 |
9,77 |
36 |
16,89 |
10,4 |
285,27 |
175,66 |
108,16 |
9,80 |
37 |
17,5 |
10,5 |
306,25 |
183,75 |
110,25 |
10,03 |
38 |
17,52 |
10,81 |
306,95 |
189,39 |
116,86 |
10,04 |
39 |
17,7 |
11 |
313,29 |
194,70 |
121,00 |
10,11 |
40 |
18,18 |
11,2 |
330,51 |
203,62 |
125,44 |
10,29 |
41 |
18,9 |
11,2 |
357,21 |
211,68 |
125,44 |
10,57 |
42 |
20,83 |
11,8 |
433,89 |
245,79 |
139,24 |
11,31 |
43 |
23,76 |
12,24 |
564,54 |
290,82 |
149,82 |
12,43 |
44 |
27,3 |
12,72 |
745,29 |
347,26 |
161,80 |
13,78 |
45 |
28 |
13,1 |
784,00 |
366,80 |
171,61 |
14,05 |
46 |
30,1 |
13,1 |
906,01 |
394,31 |
171,61 |
14,85 |
47 |
33,8 |
16,3 |
1142,44 |
550,94 |
265,69 |
16,27 |
48 |
38,3 |
18 |
1466,89 |
689,40 |
324,00 |
17,99 |
Σ |
750,62 |
447,50 |
13705,40 |
7750,09 |
4476,14 |
447,50 |
Ср. знач. |
15,64 |
9,32 |
285,53 |
161,46 |
93,25 |
9,32 |