Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:44, курс лекций
Принято считать, что математика – это царица наук и «зрелость науки обычно определяется тем, в какой мере она использует математику» (С.С.Стивенс). На стыке математических и психологических дисциплин возникла относительно новая дисциплина «Математические методы в психологии».
Благодаря проникновению математического аппарата в психологию специалисты, работающие в данной сфере, смогли количественно описывать и сравнивать наблюдаемые явления. Современному психологу владение математической статистикой необходимо прежде всего потому, что, используя ее он сможет обосновать свои рассуждения и доказать закономерность выводов.
ВВЕДЕНИЕ
Принято считать, что математика – это царица наук и «зрелость науки обычно определяется тем, в какой мере она использует математику» (С.С.Стивенс). На стыке математических и психологических дисциплин возникла относительно новая дисциплина «Математические методы в психологии».
Благодаря проникновению математического аппарата в психологию специалисты, работающие в данной сфере, смогли количественно описывать и сравнивать наблюдаемые явления. Современному психологу владение математической статистикой необходимо прежде всего потому, что, используя ее он сможет обосновать свои рассуждения и доказать закономерность выводов.
Владение математическими методами и правильное применение статистики позволяет психологу:
После изучения курса «Математические методы в психологии» студенты должны уметь:
Математическая статистика, как отмечает О.Ю.Ермолаев, «в руках психолога может и должна быть мощным инструментом, позволяющим не только успешно лавировать в море экспериментальных данных, но и, прежде всего, способствовать становлению его объективного мышления».
Настоящее учебно-методическое пособие призвано дать студентам представление об основных статистических процедурах и способах их применения.
Данное учебно-методическое пособие содержит четыре раздела. В первых трех разделах представлены информационно-справочные материалы по основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта ВПО (специальность 030301 «Психология»). В параграфах приведены примеры, которые позволят студентам научиться использовать математический инструментарий. Кроме того после первого и второго разделов имеются задания для самостоятельной работы, которые позволят студентам самостоятельно проводить первоначальную статистическую обработку данных экспериментальных исследований и формулировать статистически обоснованные выводы. В четвертом разделе учебно-методического пособие представлены материалы для самоконтроля (тестовые задания и вопросы для подготовки к зачету) по всему материалу курса.
В глоссарий включены основные понятия курса «Математические методы в психологии».
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ
Тема 1
ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ВИДЫ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ШКАЛ
1.1. Измерение в психологии
Психологическое исследование
начинается с некоторого
Например. Исследователи (Л.П.Фридман, Б.В.Кулагина, 1991г.) предположили, что школьная успеваемость – важнейший критерий для формирования самооценки у большинства детей 6-11 лет. В этом исследовании ученых интересуют такие свойства, как самооценка детей и их успеваемость. А совокупность элементов в данном случае – это дети 6-1 лет.
Для проверки такого рода предположений исследователям нужно измерить соответствующие свойства у участников психологического исследования. Измерение – это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами (С.Стивенс).
В нашем примере нужно измерить самооценку детей в возрасте 6-11 лет и сравнить полученные данные с результатами успеваемости. Однако невозможно измерить самооценку у всех детей 6-11 лет. Поэтому ученые проводят изучение разных свойств и явлений на относительно небольших группах людей. В связи с этим в психологических исследованиях рассматриваются понятия генеральная совокупность и выборка.
Генеральная совокупность – это все множество элементов, в отношении которого формулируется предположение (гипотеза). Теоретически считается, что объем генеральной совокупности не ограничен.
Выборка – это любая группа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения психологического исследования.
Объем выборки, обычно обозначается буквой n, может быть любым, но не меньшим чем два респондента. В статистике различают малую (n<30), среднюю 30< n< 100 и большую выборку (n> 100). Следует отметить, что в психологии известны исследования, в которых в качестве респондента выступал один человек (лонгитюдное наблюдение).
Основные критерии обоснованности выводов исследования – репрезентативность выборки и статистическая достоверность результатов.
Репрезентативная выборка – это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак встречается в генеральной совокупности. Первый и основной прием получения репрезентативной выборки – простой случайный отбор (рандомизация). Второй метод получения репрезентативной выборки – стратифицированный случайный отбор.
Статистическая достоверность
результатов исследования определяется
при помощи методов спастического
вывода, которые предъявляют
Для разработки и адаптации диагностического инструментария требуемый объем выборки составляет от 200 до 1000-2500 человек. Если необходимо сравнить результаты, полученные в двух выборках, то их общая численность должна быть не менее 50 человек. Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек.
Различают зависимые (связные) и независимые (несвязные) выборки. Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура психологического исследования и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же исследования и результаты измерения этого же свойства у испытуемых другой выборки. Зависимые (связные) выборки – выборки, если процедура исследования и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую.
Например. При изучении самооценки детей в возрасте 6-11 лет методом срезов мы анализирует полученные данные в каждой возрастной группе 6-7-8-9-10-11 лет. В этом случае группы респондентов 6-7-8-9-10-11 лет будут несвязными. Если же мы будем изучать динамику развития самооценки у детей 6-7-8-9-10-11 лет на протяжении двух-трех лет, тогда группы респондентов будут связными.
1.2. Виды шкал
С.Стивенс предложил классификацию шкал из 4 типов шкал измерений: номинативная, или номинальная, или шкала наименований; порядковая, или ординарная шкала; интервальная шкала, или шкала интервалов; шкала равных отношений.
Номинативная шкала – это шкала, основанием для классификации в которой выступает nomen (лат.) – имя, название. Номинативная шкала не характеризуется количественными показателями элементов, процедура измерения в номинативной шкале сводится к классификации свойств, группировке объектов, к объединению их в классы, группы при условии, что объекты, принадлежащие к одному классу, идентичны.
Самая простая
номинативная шкала называется
В номинативной
шкале считают частоту
Например. В учебном классе насчитывается 25 человек. Из них у 15 человек светлые волосы, а у 10 – темные. Это значит, всем ученикам со светлыми волосами мы припишем символ «А», а всем темноволосым – «Б». Частота встречаемости признака (оттенок волос: темный – светлый) в группе «А» равна 60% (15/25х100%), а в группе «Б» - 40% (10/25х100%).
Для проверки
статистической достоверности
Интервальная шкала – шкала, классифицирующая элементы по признаку «больше на несколько единиц и меньше на несколько единиц» Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.
Для измерения посредством шкалы интервалов устанавливаются специальные единицы измерения; в психологии это стены и стенайны. Важной особенностью шкалы интервалов является то, что у нее нет естественной точки отсчета (нуль условен и не указывает на отсутствие измеряемого свойства). К экспериментальным данным, полученным в данной шкале, применимо достаточно большое число статистических методов.
Шкала отношений – шкала, классифицирующая элементы пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В шкале отношений существует твердо зафиксированный нуль. В физике абсолютная нулевая точка отсчета встречается при измерении длин отрезков или физических объектов и при измерении температуры по шкале Кельвина с абсолютным нулем температур. В психологии примерами шкал равных отношений являются шкалы порогов абсолютной чувствительности (С.Стивенс).
Шкала отношений допускает любые математические операции и использование разнообразных статистических методов.
Порядковая шкала (ранговая, ординарная шкала) – это шкала, классифицирующая элементы по принципу «больше – меньше», «выше – ниже», «сильнее – слабее» и т.д. Использование шкалы порядка позволяет расположить по рангу все элементы множества от самого большого до самого маленького и наоборот. При кодировании порядковых переменных им можно приписывать любые цифры (коды).
Пример. По методике Тейлора «тревожность» были получены результаты пяти респондентов: 42; 30; 18; 50; 22. Указанные значения можно проранжировать двумя способами (от большего значения к меньшему и наоборот) (таблицы 1.1 -1.2.).
Таблица 1.1.
значение |
50 |
42 |
30 |
22 |
18 |
ранг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
или
Таблица 1.2.
значение |
18 |
22 |
30 |
42 |
50 |
ранг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Случай одинаковых рангов. При проведении психологических исследований могут быть получены одинаковые результаты, которые в дальнейшем необходимо проранжировать. В этом случае существуют особые правила ранжирования.
Пример. Психолог получил у 15 испытуемых следующие значения показателя вербального интеллекта: 113, 107, 123, 122, 117, 117, 105, 105, 105, 108, 114, 102, 113, 113, 113. Необходимо проранжировать полученные показатели.
Таблица 1.3.
102 |
105 |
105 |
105 |
107 |
108 |
113 |
113 |
113 |
113 |
114 |
117 |
117 |
122 |
123 |
Таблица 1.4.
102 |
105 |
105 |
105 |
107 |
108 |
113 |
113 |
113 |
113 |
114 |
117 |
117 |
122 |
123 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |