Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:44, курс лекций
Принято считать, что математика – это царица наук и «зрелость науки обычно определяется тем, в какой мере она использует математику» (С.С.Стивенс). На стыке математических и психологических дисциплин возникла относительно новая дисциплина «Математические методы в психологии».
Благодаря проникновению математического аппарата в психологию специалисты, работающие в данной сфере, смогли количественно описывать и сравнивать наблюдаемые явления. Современному психологу владение математической статистикой необходимо прежде всего потому, что, используя ее он сможет обосновать свои рассуждения и доказать закономерность выводов.
= 16+4+0+4+16=40
Стандартное отклонение – (сигма, среднеквадратичное отклонение) – положительное значение квадратного корня из дисперсии.
Пример. Для того, чтобы вычислить стандартное отклонение в предыдущем примере, нам необходимо извлечь квадратный корень из величины дисперсии, а именно =3,16
Тема 3
НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
Каждому психологическому свойству соответствует свое распределение генеральной совокупности. Нормальное распределение является одним из важнейших в математической статистике, поскольку многие статистические методы предполагают, что, анализируемые с их помощью экспериментальные данные распределены нормально. Нормальное распределение (называемое также распределением Гауса) характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине, – часто.
Нормальное распределение имеет колоколообразную форму, значения моды, медианы и среднего арифметического равны (рис. 1).
Рис. 1. Кривая нормального распределения с границами стандартных отклонений1
Эмпирическим путем было установлено, что многие биологические параметры распределены в соответствии с законом нормального распределения (рост, вес и т.д.). Впоследствии психологи выяснили, что большинство психологических свойств (показатели IQ, темпераментные особенности и т.д.) также распределены нормально.
Характерное свойство нормального распределения состоит в том, что 95,44% всех наблюдений лежат диапазоне ± 2σ (два стандартных отклонения) от среднего арифметического, т.е. в этом диапазоне располагаются значения, относящиеся к статистической норме.
В ходе выполнения психологических исследований экспериментатор получает исходные тестовые оценки, т.е. количество ответов на те или иные вопросы тестовых методик, время или количество решенных задач и т.д. Они называются первичными, или «сырыми» баллами.
Для того, чтобы сравнить результаты, полученные в ходе диагностики с использованием разных методик, необходимо провести процедуру стандартизации. Стандартизация или z – преобразование данных – это перевод измерений в стандартную Z-шкалу (Мz=0, σz=1) (формула 4).
Различают множество стандартных тестовых шкал, основное назначение которых – представление индивидуальных результатов тестирования в удобном для интерпретации виде.
Для того, чтобы избавиться от неизбежных отрицательных и дробных значение мы рассмотрим некоторые шкалы: z-шкалу, шкалу стенов, шкалу стенайнов, шкалу Векслера. Общим для них является соответствие нормальному распределению (рис. 2).
IQ – шкала имеет среднее 100 и сигму 15
T–шкала имеет среднее 50 и сигму 10
Шкала стенов (стандартная 10) имеет среднее 5,5 и сигму 2
Шкала стенайнов (стандартная 9) имеет среднее 5 и сигму ≈2
Перевод в новую шкалу осуществляется по формуле 5.
Рис. 2 Нормальная кривая и тестовые шкалы2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К РАЗДЕЛУ 1
Решенные задания |
Относительные частоты (%) | ||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 | |
0 |
1 |
10 |
0 |
1 |
4 |
20 |
0 |
2 |
5 |
30 |
1 |
3 |
10 |
30 |
2 |
4 |
20 |
5 |
3 |
5 |
30 |
3 |
4 |
6 |
20 |
1 |
10 |
7 |
5 |
0 |
15 |
8 |
3 |
0 |
25 |
9 |
1 |
0 |
25 |
10 |
1 |
0 |
15 |
№ испытуемых п/п |
Группа 1 |
Группа 2 |
1 |
15 |
26 |
2 |
45 |
67 |
3 |
44 |
23 |
4 |
14 |
78 |
5 |
21 |
3 |
Проранжируйте результаты в обеих группах как в одной. Проверьте правильность ранжирования.