Основные направления статистического изучения уровня жизни населения. Система статистических показателей, характеризующих уровень жизн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

В разработке политики доходов и заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности – с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных).1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие. Социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни 4
1.2 Задачи изучения уровня жизни. Пирамида потребностей по Маслоу 14
ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДА 19
2.1. Демографические тенденции и рынок труда 19
2.2. Доходы и расходы населения 22
2.3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства 23
2.4. Развитие городского хозяйства 25
2.5. Развитие системы здравоохранения 27
2.6. Обеспечение потребности в образовании 31
2.7. Обеспечение населения услугами культуры 33
2.8. Развитие массовой физической культуры и спорта 34
2.9. Развитие молодежной политики 38
2.10. Социальная поддержка населения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов  относятся также коэффициент  концентрации доходов (индекс Джини) и  кривая Лоренца (см. рис1), позволяющие  судить о степени удаления от состояния  равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

Прямая ОА называется линией абсолютного равенства распределения  доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей  – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.

Рис.1

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения  доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения – соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.

В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а  на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%, Венгрии – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше: в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике – 4% к 58%.

Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в  Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

 Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования  характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.3

1.2 Задачи изучения уровня жизни. Пирамида потребностей по Маслоу

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни  относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения  поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.4

Пирамида потребностей — общеупотребительное  название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога  А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)5. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality)6.

Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической  лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких  пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.

Рисунок в виде пирамиды придумали американские маркетологи уже после смерти Маслоу, в начале 1980-х. Работа по изучению человеческих потребностей, которой он посвятил почти половину жизни, уложилась благодаря их стараниям в простой, схематичный рисунок. Тогда как сам Маслоу посвятил описанию потребностей не одну работу.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных  вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

«Я совершенно убежден, что человек  живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял  Маслоу.— Но что случается с  человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности  можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

 Существует также более подробная  классификация. В системе выделяется  семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными  становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972).

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили  своё исследование, Маслоу написал  им письмо, в котором отметил, что  важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50-ти у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.7

Главная проблема при проверке теории иерархии — как измерять потребности. Вторая проблема теории связана с  разбиением потребностей в иерархии, их последовательность. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены8.

Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований неясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований9.

 

ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДА

2.1. Демографические тенденции и рынок труда

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года население Волгограда на 01 января 2011 г. составило 1020862 человека. Основной проблемой в демографии является рождаемость, которая, взаимодействуя со смертностью, образует воспроизводство населения. В 2010 году в Волгограде родилось 10589 человек – это чуть меньше, чем в 2009 году (на 157 человек), но больше, чем в 2005–2008 годах. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1–2 ребенка), откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал как Волгограда, так и страны в целом.

Депопуляция в Волгограде обусловливается не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью населения. За минувший год число смертей в Волгограде достигло 14533 человека и превысило число рождений в 1,37 раз. Более 86% смертей приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований и травм. Особое место в структуре смертности занимают неестественные причины: транспортные травмы, убийства, самоубийства. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения Волгограда, которая в настоящее время составляет 69,5 лет. При этом наблюдается колоссальный разрыв в продолжительности жизни мужчин (63,6 года) и женщин (75,4 года) – 11,8 лет. Это является свидетельством не только демографического, но и социального неблагополучия.

На 01 января 2011 г. численность людей пенсионного  возраста превысила численность  детей и подростков в Волгограде в возрасте до 16 лет на 112 тыс. человек. В 2010 году доля населения моложе 16 лет  составила 15,8%, а доля населения старше трудоспособного возраста – 26,8%. Для примера: в 1989 году доля населения в возрасте моложе 16 лет составляла 23,1%, а населения старше трудоспособного возраста – 19,4% (то есть практически наоборот).

Информация о работе Основные направления статистического изучения уровня жизни населения. Система статистических показателей, характеризующих уровень жизн