Основные направления статистического изучения уровня жизни населения. Система статистических показателей, характеризующих уровень жизн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

В разработке политики доходов и заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности – с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных).1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие. Социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни 4
1.2 Задачи изучения уровня жизни. Пирамида потребностей по Маслоу 14
ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДА 19
2.1. Демографические тенденции и рынок труда 19
2.2. Доходы и расходы населения 22
2.3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства 23
2.4. Развитие городского хозяйства 25
2.5. Развитие системы здравоохранения 27
2.6. Обеспечение потребности в образовании 31
2.7. Обеспечение населения услугами культуры 33
2.8. Развитие массовой физической культуры и спорта 34
2.9. Развитие молодежной политики 38
2.10. Социальная поддержка населения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Количество  лиц пенсионного возраста ежегодно увеличивается. Показатель общей демографической нагрузки в 2010 году составил 574 человека на 1 тыс. чел. трудоспособного населения. Это свидетельствует об увеличении иждивенческой нагрузки на трудовые ресурсы Волгограда, а также об увеличении бюджетных затрат на социальное обеспечение граждан детского и пенсионного возраста.

Основой прогнозной оценки основных тенденций развития демографической ситуации в Волгограде на перспективу является предположение  о необратимости происшедших  изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже – двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран. Численность населения Волгограда в ближайшие годы будет снижаться. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. В то же время успешная реализация демографических программ по стимулированию рождаемости позволит увеличить общий коэффициент рождаемости с 10,4 в 2010 году до 11,1 в 2014 году, а консолидация ресурсов приоритетного национального проекта «Здоровье», программных и внепрограммных мероприятий позволит сократить общий коэффициент смертности населения с 14,3 в 2010 году до 13,7 в 2014 году.

В 2012–2014 годах  продолжится реализация мер, направленных на усиление государственной поддержки  семей, имеющих детей. Правительство  Российской Федерации гарантирует  на 2012 год индексацию социальных выплат населению страны, включенных в демографический пакет социальной помощи женщинам и детям.

В прогнозный период ожидается некоторое улучшение  ситуации на рынке труда, на формирование которого будет оказывать влияние  такие факторы, как демографические  ограничения (сокращение среднегодовой численности населения в трудоспособном возрасте) и темпы восстановления экономики Волгограда, а также эффективность реализации принятых и планируемых посткризисных мер по поддержанию занятости населения. С учетом вышеперечисленных факторов численность трудовых ресурсов за прогнозируемый период 2012–2014 годов снизится с 618413 человек в 2012 году до 616559 человек в 2014 году. В то же время в связи с ростом производства увеличится спрос на труд. Численность занятых в экономике будет постепенно восстанавливаться и к 2014 году составит 486 тыс. человек (по сравнению с 2011 годом увеличится почти на 3 тыс. человек). В том числе численность занятых в материальном производстве к 2014 году в сравнении с 2012 годом увеличится на 1478 человек. В 2012 году будет рост в сравнении с 2011 годом и составит 485 человек, 2013 году – 1189 человек, 2014 году – 289 человек.

В связи с  положительными тенденциями в экономике  и ростом выпуска товаров и  услуг продолжит постепенно снижаться  напряженность на рынке труда. В 2013 году восстановится тенденция  роста занятости в прогрессивных  отраслях экономики (производство, обрабатывающая промышленность), продолжится рост занятости в сфере услуг. Общая численность безработных снизится и произойдет изменение ее характера: станет меньше безработных специалистов и больше незанятых малоквалифицированных рабочих. Численность официально зарегистрированных безработных с каждым годом будет снижаться и составит в 2012 году 6,9 тыс. человек, в 2013 году 6,7 тыс. человек, в 2014 году 6,6 тыс. человек.

 

2.2. Доходы и расходы населения

В 2012–2014 годы прогнозируются умеренные темпы  роста доходов населения, которые в этот период ежегодно будут увеличиваться на 13,3–14,7%. Рост реальных располагаемых денежных доходов ускорится начиная с 2012 года на фоне снижения уровня инфляции, индексации оплаты труда бюджетников и вследствие проведения реформы довольствия военнослужащих. В 2012–2014 годах реальные располагаемые доходы населения будут ежегодно расти на 4–5%.

Основные  меры по снижению уровня бедности населения  в среднесрочной перспективе  будут направлены государством на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь, на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению мер социальной поддержки семей с детьми.

В среднесрочной  перспективе сохранится тенденция к росту величины прожиточного минимума. С 2013 года расчет величины прожиточного минимума будет рассчитываться с учетом предстоящего перехода на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включены в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги – по их доле в общих потребительских расходах. По оценке, использование новой методики расчета приведет к увеличению величины прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения в среднем на 4%, что в свою очередь может отразиться на изменении тренда численности малоимущего населения. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году прогнозируется на уровне 8378 рублей с ростом к 2010 году на 47,3%.

 

2.3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

Основным  направлением политики Волгограда в  сфере развития жилищно-коммунального  хозяйства является улучшение состояния жилищного фонда Волгограда, активизация деятельности городских жилищно-коммунальных служб и населения в вопросах благоустройства.

В целях улучшения  состояния дворовых территорий, наведения  чистоты и порядка на территории Волгограда ежегодно организовываются и проводятся конкурсы по благоустройству  дворовых территорий Волгограда, производится установка детских и спортивных площадок во дворах жилых домов за счет средств собственников жилых помещений МКД или при выделении целевого финансирования, ежегодно в апреле проводится месячник по благоустройству дворовых территорий.

В части улучшения  состояния жилищного фонда в  Волгограде продолжает действовать  муниципальная целевая программа  «Проведение капитального ремонта  многоквартирных домов на территории Волгограда с использованием средств  Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году», утвержденная постановлением администрации Волгограда от 18 мая 2011 г. № 1193 «О муниципальной адресной программе «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Волгограда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году».

Одним из направлений  деятельности администрации Волгограда является проведение политики энергосбережения и энергоэффективности во исполнение требований Федерального закона от 23ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ). Администрация Волгограда ведет активную работу по организации приборного учета в каждом жилом доме с целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, сокращения потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры, снижения оплаты за коммунальные услуги для населения.

Одним из направлений политики администрации Волгограда в рамках исполнения требований жилищного законодательства является реализация прав собственников  жилых помещений в выборе способа управления многоквартирными домами. Так, в 2011 году на территории Волгограда в 1162 МКД созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ), в 3907 МКД собственниками помещений в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, в 82 МКД – непосредственное управление собственниками. Предполагается, что собственники МКД реализуют свои права по выбору способа управления до конца 2011 года в полном объеме.

В целях привлечения  средств вышестоящих бюджетов администрацией Волгограда разработан проект долгосрочной муниципальной целевой программы «Реконструкция трубопроводов горячего водоснабжения с восстановлением циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения к жилым домам, расположенным на территории Волгограда на 2012–2019 годы». Также МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» сформирован пакет документов и подана заявка в Государственное учреждение «Волгоградский центр энергоэффективности» на софинансирование из областного и федерального бюджетов мероприятий программы по реконструкции существующих тепловых сетей с применением современных технологий строительства (аналогичные работы были ранее выполнены в Краснооктябрьском районе по проекту Международного банка реконструкции и развития, что позволило сократить затраты на транспортировку теплоносителя и повысить качество и надежность теплоснабжения потребителей).

Одним из основных направлений  развития коммунального хозяйства  Волгограда является разработка проекта  схемы теплоснабжения Волгограда, суть которого заключается в рационализации городской системы теплоснабжения, а именно в использовании вторичного тепла и закрытии значительного количества нерентабельных котельных. В рамках данного проекта планируется ликвидировать 38 котельных, что выразится в экономии бюджетных средств в размере 252 млн. рублей в год. Оставшиеся котельные подлежат модернизации за счет установки на них газотурбинного оборудования. Реализация проекта позволит сократить потребление энергоресурсов, значительно снизит потери тепла при транспортировке и предоставит возможность для снижения тарифов на теплоснабжение для жителей Волгограда.

2.4. Развитие городского хозяйства

Основными направлениями  развития городского хозяйства Волгограда в среднесрочной перспективе  являются повышение качества обслуживания населения; содержание объектов внешнего благоустройства и улично-дорожной сети Волгограда путем внедрения новых технологий, высокопроизводительной техники, энергосберегающих программ, обеспечивающих снижение затрат на предоставляемые услуги и выполняемые виды работ; создание условий для развития конкуренции в области содержания и ремонта объектов внешнего благоустройства, улично-дорожной сети Волгограда; обеспечение подготовки и бесперебойной работы объектов городского хозяйства Волгограда.

Дорожная  деятельность в среднесрочной перспективе будет осуществляться по видам работ: текущее содержание объектов улично-дорожной сети и искусственных сооружений; ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений; реконструкция и строительство автомобильных дорог (включая разработку проектно-сметной документации) и искусственных сооружений; строительство и ремонт тротуаров и пешеходных дорожек; устройство дорожного покрытия переходного типа (в щебне); мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (включая разработку проектно-сметной документации); содержание и ремонт ливневой и дренажной системы улично-дорожной сети Волгограда.

В целях обеспечения  безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети Волгограда разработан проект ведомственной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети Волгограда на 2012–2014 годы, главной целью которого является предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

Система искусственного наружного освещения, являясь неотъемлемой частью городского дизайна, обеспечивает жизнедеятельность городских пространств, безопасность движения на городских  магистралях и транспортных узлах, а также жилой застройки в вечернее время. В 2012 году в случае принятия проекта ведомственной целевой программы развития наружного освещения Волгограда «Светлый город» на 2012–2014 годы и выделения бюджетных средств будут проведены работы по капитальному ремонту, восстановлению и строительству линий наружного освещения.

В среднесрочной  перспективе администрация Волгограда также будет уделять внимание развитию городского хозяйства по направлениям:

  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, строительство новых мест захоронения;

  • ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации (в случае принятия проекта ведомственной целевой программы по обследованию, ремонту и строительству ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда на 2012-2014 годы);

  • текущее содержание объектов улично-дорожной сети Волгограда;

  • ремонт памятников братских могил, расположенных на муниципальных кладбищах Волгограда.

2.5. Развитие системы здравоохранения

Основными направлениями  политики развития Волгограда в сфере здравоохранения в среднесрочной перспективе являются повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению, обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, создание системы мотивации населения к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья женщин и детей.

В среднесрочной  перспективе продолжится процесс  реорганизации сети медицинских  учреждений, направленный на эффективность системы здравоохранения. Так, в 2011 году реорганизовано муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) «Женская консультация № 4» в форме присоединения к МУЗ «Родильный дом № 4», до конца 2011 года планируется закончить процесс реорганизации МУЗ «Родильный дом № 1» и МУЗ «Женская консультация № 1» в форме присоединения к МУЗ «Родильный дом № 1». В дальнейшем планируется продолжить процесс объединения отдельных женских консультаций с родильными домами.

Несмотря  на модернизацию системы здравоохранения, в Волгограде наблюдается сложная медико-демографическая ситуация; смертность населения Волгограда по-прежнему остается на высоком уровне. В предстоящие три года прогнозируется сокращение уровня младенческой и детской смертности. Снижение данных показателей в динамике связано с внедрением программы модернизации системы здравоохранения в 2011–2012 годах в муниципальных учреждениях здравоохранения. Снижение материнской смертности возможно за счет использования высокотехнологичного оборудования и обучения медицинского персонала в рамках реализации программы модернизации системы здравоохранения, внедрения протоколов ведения родов при различных осложнениях, оказания помощи беременным, роженицам и родильницам с высокой степенью риска. Снижение смертности в трудоспособном возрасте планируется достигнуть за счет реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения на территории Волгоградской области, внедрения порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях по кардиологической и онкологической патологиям, проведения ежегодной диспансеризации населения.

Информация о работе Основные направления статистического изучения уровня жизни населения. Система статистических показателей, характеризующих уровень жизн