Основные направления статистического изучения уровня жизни населения. Система статистических показателей, характеризующих уровень жизн
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа
Описание работы
В разработке политики доходов и заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности – с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных).1
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 4 1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие. Социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни 4 1.2 Задачи изучения уровня жизни. Пирамида потребностей по Маслоу 14 ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДА 19 2.1. Демографические тенденции и рынок труда 19 2.2. Доходы и расходы населения 22 2.3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства 23 2.4. Развитие городского хозяйства 25 2.5. Развитие системы здравоохранения 27 2.6. Обеспечение потребности в образовании 31 2.7. Обеспечение населения услугами культуры 33 2.8. Развитие массовой физической культуры и спорта 34 2.9. Развитие молодежной политики 38 2.10. Социальная поддержка населения 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47 ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Количество
лиц пенсионного возраста ежегодно увеличивается.
Показатель общей демографической нагрузки
в 2010 году составил 574 человека на 1 тыс.
чел. трудоспособного населения. Это свидетельствует
об увеличении иждивенческой нагрузки
на трудовые ресурсы Волгограда, а также
об увеличении бюджетных затрат на социальное
обеспечение граждан детского и пенсионного
возраста.
Основой прогнозной
оценки основных тенденций развития
демографической ситуации в Волгограде
на перспективу является предположение
о необратимости происшедших
изменений в репродуктивном поведении
населения, в результате которых происходит
распространение модели семьи, имеющей
одного, реже – двух детей, которая характерна
сегодня для большинства развитых европейских
стран. Численность населения Волгограда
в ближайшие годы будет снижаться. Положительный
миграционный прирост не компенсирует
уменьшение численности населения за
счет превышения смертности над рождаемостью.
В то же время успешная реализация демографических
программ по стимулированию рождаемости
позволит увеличить общий коэффициент
рождаемости с 10,4 в 2010 году до 11,1 в 2014 году,
а консолидация ресурсов приоритетного
национального проекта «Здоровье», программных
и внепрограммных мероприятий позволит
сократить общий коэффициент смертности
населения с 14,3 в 2010 году до 13,7 в 2014 году.
В 2012–2014 годах
продолжится реализация мер, направленных
на усиление государственной поддержки
семей, имеющих детей. Правительство
Российской Федерации гарантирует
на 2012 год индексацию социальных выплат
населению страны, включенных в демографический
пакет социальной помощи женщинам и детям.
В прогнозный
период ожидается некоторое улучшение
ситуации на рынке труда, на формирование
которого будет оказывать влияние
такие факторы, как демографические
ограничения (сокращение среднегодовой численности
населения в трудоспособном возрасте)
и темпы восстановления экономики Волгограда,
а также эффективность реализации принятых
и планируемых посткризисных мер по поддержанию
занятости населения. С учетом вышеперечисленных
факторов численность трудовых ресурсов
за прогнозируемый период 2012–2014 годов
снизится с 618413 человек в 2012 году до 616559
человек в 2014 году. В то же время в связи
с ростом производства увеличится спрос
на труд. Численность занятых в экономике
будет постепенно восстанавливаться и
к 2014 году составит 486 тыс. человек (по сравнению
с 2011 годом увеличится почти на 3 тыс. человек).
В том числе численность занятых в материальном
производстве к 2014 году в сравнении с 2012
годом увеличится на 1478 человек. В 2012 году
будет рост в сравнении с 2011 годом и составит
485 человек, 2013 году – 1189 человек, 2014 году
– 289 человек.
В связи с
положительными тенденциями в экономике
и ростом выпуска товаров и
услуг продолжит постепенно снижаться
напряженность на рынке труда. В
2013 году восстановится тенденция
роста занятости в прогрессивных
отраслях экономики (производство, обрабатывающая промышленность), продолжится
рост занятости в сфере услуг. Общая численность
безработных снизится и произойдет изменение
ее характера: станет меньше безработных
специалистов и больше незанятых малоквалифицированных
рабочих. Численность официально зарегистрированных
безработных с каждым годом будет снижаться
и составит в 2012 году 6,9 тыс. человек, в
2013 году 6,7 тыс. человек, в 2014 году 6,6 тыс.
человек.
2.2. Доходы и расходы населения
В 2012–2014 годы
прогнозируются умеренные темпы
роста доходов населения, которые в этот период
ежегодно будут увеличиваться на 13,3–14,7%.
Рост реальных располагаемых денежных
доходов ускорится начиная с 2012 года на
фоне снижения уровня инфляции, индексации
оплаты труда бюджетников и вследствие
проведения реформы довольствия военнослужащих.
В 2012–2014 годах реальные располагаемые
доходы населения будут ежегодно расти
на 4–5%.
Основные
меры по снижению уровня бедности населения
в среднесрочной перспективе
будут направлены государством на создание
условий для роста доходов населения, в первую
очередь, на основе развития занятости
населения и повышения заработной платы,
а также мер по повышению уровня материального
обеспечения пенсионеров и усилению мер
социальной поддержки семей с детьми.
В среднесрочной
перспективе сохранится тенденция к росту
величины прожиточного минимума. С 2013
года расчет величины прожиточного минимума
будет рассчитываться с учетом предстоящего
перехода на нормативно-статистический
метод расчета, в соответствии с которым
продукты питания включены в потребительскую
корзину по нормам в натуральных объемах,
а непродовольственные товары и услуги
– по их доле в общих потребительских
расходах. По оценке, использование новой
методики расчета приведет к увеличению
величины прожиточного минимума для всех
социально-демографических групп населения
в среднем на 4%, что в свою очередь может
отразиться на изменении тренда численности
малоимущего населения. Величина прожиточного
минимума в среднем на душу населения
к 2014 году прогнозируется на уровне 8378
рублей с ростом к 2010 году на 47,3%.
2.3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства
Основным
направлением политики Волгограда в
сфере развития жилищно-коммунального
хозяйства является улучшение состояния жилищного фонда
Волгограда, активизация деятельности
городских жилищно-коммунальных служб
и населения в вопросах благоустройства.
В целях улучшения
состояния дворовых территорий, наведения
чистоты и порядка на территории
Волгограда ежегодно организовываются
и проводятся конкурсы по благоустройству
дворовых территорий Волгограда, производится
установка детских и спортивных площадок
во дворах жилых домов за счет средств
собственников жилых помещений МКД или
при выделении целевого финансирования,
ежегодно в апреле проводится месячник
по благоустройству дворовых территорий.
В части улучшения
состояния жилищного фонда в
Волгограде продолжает действовать
муниципальная целевая программа
«Проведение капитального ремонта
многоквартирных домов на территории
Волгограда с использованием средств
Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства в 2011 году», утвержденная постановлением
администрации Волгограда от 18 мая 2011
г. № 1193 «О муниципальной адресной программе
«Проведение капитального ремонта многоквартирных
домов на территории Волгограда с использованием
средств Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства в 2011
году».
Одним из направлений
деятельности администрации Волгограда
является проведение политики энергосбережения
и энергоэффективности во исполнение
требований Федерального закона от 23ноября 2009 г. № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 261-ФЗ). Администрация Волгограда ведет
активную работу по организации приборного
учета в каждом жилом доме с целью повышения
эффективности использования энергетических
ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры,
сокращения потерь энергетических ресурсов
при их передаче, в том числе в системах
коммунальной инфраструктуры, снижения
оплаты за коммунальные услуги для населения.
Одним из направлений политики
администрации Волгограда в рамках
исполнения требований жилищного законодательства
является реализация прав собственников
жилых помещений в выборе способа
управления многоквартирными домами.
Так, в 2011 году на территории Волгограда
в 1162 МКД созданы товарищества собственников
жилья (ТСЖ), в 3907 МКД собственниками помещений
в качестве способа управления выбрано
управление управляющей организацией,
в 82 МКД – непосредственное управление
собственниками. Предполагается, что собственники
МКД реализуют свои права по выбору способа
управления до конца 2011 года в полном объеме.
В целях привлечения
средств вышестоящих бюджетов администрацией
Волгограда разработан проект долгосрочной
муниципальной целевой программы «Реконструкция
трубопроводов горячего водоснабжения
с восстановлением циркуляционных трубопроводов
горячего водоснабжения к жилым домам,
расположенным на территории Волгограда
на 2012–2019 годы». Также МУП «Волгоградское
коммунальное хозяйство» сформирован
пакет документов и подана заявка в Государственное
учреждение «Волгоградский центр энергоэффективности»
на софинансирование из областного и федерального
бюджетов мероприятий программы по реконструкции
существующих тепловых сетей с применением
современных технологий строительства
(аналогичные работы были ранее выполнены
в Краснооктябрьском районе по проекту
Международного банка реконструкции и
развития, что позволило сократить затраты
на транспортировку теплоносителя и повысить
качество и надежность теплоснабжения
потребителей).
Одним из основных направлений
развития коммунального хозяйства
Волгограда является разработка проекта
схемы теплоснабжения Волгограда, суть
которого заключается в рационализации
городской системы теплоснабжения, а именно
в использовании вторичного тепла и закрытии
значительного количества нерентабельных
котельных. В рамках данного проекта планируется
ликвидировать 38 котельных, что выразится
в экономии бюджетных средств в размере
252 млн. рублей в год. Оставшиеся котельные
подлежат модернизации за счет установки
на них газотурбинного оборудования. Реализация
проекта позволит сократить потребление
энергоресурсов, значительно снизит потери
тепла при транспортировке и предоставит
возможность для снижения тарифов на теплоснабжение
для жителей Волгограда.
2.4. Развитие городского хозяйства
Основными направлениями
развития городского хозяйства Волгограда
в среднесрочной перспективе
являются повышение качества обслуживания населения;
содержание объектов внешнего благоустройства
и улично-дорожной сети Волгограда путем
внедрения новых технологий, высокопроизводительной
техники, энергосберегающих программ,
обеспечивающих снижение затрат на предоставляемые
услуги и выполняемые виды работ; создание
условий для развития конкуренции в области
содержания и ремонта объектов внешнего
благоустройства, улично-дорожной сети
Волгограда; обеспечение подготовки и
бесперебойной работы объектов городского
хозяйства Волгограда.
Дорожная
деятельность в среднесрочной перспективе будет
осуществляться по видам работ: текущее
содержание объектов улично-дорожной
сети и искусственных сооружений; ремонт
автомобильных дорог и искусственных
сооружений; реконструкция и строительство
автомобильных дорог (включая разработку
проектно-сметной документации) и искусственных
сооружений; строительство и ремонт тротуаров
и пешеходных дорожек; устройство дорожного
покрытия переходного типа (в щебне); мероприятия
по обеспечению безопасности дорожного
движения (включая разработку проектно-сметной
документации); содержание и ремонт ливневой
и дренажной системы улично-дорожной сети
Волгограда.
В целях обеспечения
безопасности дорожного движения
на улично-дорожной сети Волгограда разработан
проект ведомственной целевой программы
по обеспечению безопасности дорожного
движения на улично-дорожной сети Волгограда
на 2012–2014 годы, главной целью которого
является предупреждение дорожно-транспортных
происшествий.
Система искусственного
наружного освещения, являясь неотъемлемой
частью городского дизайна, обеспечивает
жизнедеятельность городских пространств,
безопасность движения на городских
магистралях и транспортных узлах,
а также жилой застройки в вечернее
время. В 2012 году в случае принятия проекта
ведомственной целевой программы развития
наружного освещения Волгограда «Светлый
город» на 2012–2014 годы и выделения бюджетных
средств будут проведены работы по капитальному
ремонту, восстановлению и строительству
линий наружного освещения.
В среднесрочной
перспективе администрация Волгограда
также будет уделять внимание
развитию городского хозяйства по направлениям:
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, строительство новых мест захоронения;
ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации (в случае принятия проекта ведомственной целевой программы по обследованию, ремонту и строительству ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда на 2012-2014 годы);
текущее содержание объектов улично-дорожной сети Волгограда;
ремонт памятников братских могил, расположенных на муниципальных кладбищах Волгограда.
2.5. Развитие системы здравоохранения
Основными направлениями
политики развития Волгограда в сфере здравоохранения в
среднесрочной перспективе являются повышение
качества и доступности оказания медицинской
помощи населению, обеспечение государственных
гарантий оказания гражданам бесплатной
медицинской помощи в полном объеме, создание
системы мотивации населения к ведению
здорового образа жизни и участию в профилактических
мероприятиях, реализация мероприятий,
направленных на сохранение здоровья
женщин и детей.
В среднесрочной
перспективе продолжится процесс
реорганизации сети медицинских
учреждений, направленный на эффективность
системы здравоохранения. Так, в 2011 году
реорганизовано муниципальное учреждение
здравоохранения (МУЗ) «Женская консультация
№ 4» в форме присоединения к МУЗ «Родильный
дом № 4», до конца 2011 года планируется
закончить процесс реорганизации МУЗ
«Родильный дом № 1» и МУЗ «Женская консультация
№ 1» в форме присоединения к МУЗ «Родильный
дом № 1». В дальнейшем планируется продолжить
процесс объединения отдельных женских
консультаций с родильными домами.
Несмотря
на модернизацию системы здравоохранения,
в Волгограде наблюдается сложная медико-демографическая
ситуация; смертность населения Волгограда
по-прежнему остается на высоком уровне.
В предстоящие три года прогнозируется
сокращение уровня младенческой и детской
смертности. Снижение данных показателей
в динамике связано с внедрением программы
модернизации системы здравоохранения
в 2011–2012 годах в муниципальных учреждениях
здравоохранения. Снижение материнской
смертности возможно за счет использования
высокотехнологичного оборудования и
обучения медицинского персонала в рамках
реализации программы модернизации системы
здравоохранения, внедрения протоколов
ведения родов при различных осложнениях,
оказания помощи беременным, роженицам
и родильницам с высокой степенью риска.
Снижение смертности в трудоспособном
возрасте планируется достигнуть за счет
реализации региональной программы модернизации
системы здравоохранения на территории
Волгоградской области, внедрения порядков
и стандартов оказания медицинской помощи
при наиболее распространенных и социально
значимых заболеваниях и патологических
состояниях по кардиологической и онкологической
патологиям, проведения ежегодной диспансеризации
населения.