Основные принципы построения статистических показателей и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - описать систему статистических показателей
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы статистических показателей и вариации;
Провести экономико-статистический анализ медицинских учреждений Республики Татарстан.
Объект исследования - Медицинские учреждения по Республике Татарстан.

Содержание работы

Введение 3
1. Виды статитических показателей 6
1.1 Абсолютные величины 6
1.2 Относительные величины 8
1.3 Средние величины 10
2. Вариация 16
2.1. Виды вариации и система показателей вариации 16
2.2. Абсолютные показатели вариации 17
2.3 Относительные показатели вариации 19
3. Экономико-статистический анализ медицинских учреждений Республики Татарстан 21
3.1 Характеристика системы здравоохранения Республики Татарстан 21
3.2 Финансирование здравоохранения в Республике Татарстан 22
3.3 Проблемы здравоохранения РТ. 24
3.4 Экономико-статистический анализ медицинских учреждений 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

КР_Саргсян_Теория Статистики.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Относительные показатели вариации

Для более полного анализа изменчивости в совокупности необходимо рассчитать относительные показатели вариации, суть которых состоит в соотнесении некоторых абсолютных показателей вариации со значением средней величины, как характеристики центра распределения. Выделяют несколько относительных показателей вариации [4]:

1. Коэффициент осцилляции (VR):      (16)

Данный коэффициент обычно имеет  значение больше единицы (или больше 100%), т.к. размах вариации, как правило, больше средней величины.

  1. Линейный коэффициент вариации (Vd):

                             (17)

Коэффициент показывает, какую долю в размере средней величины (или в объеме медианы) составляет размер среднего линейного отклонения.

           3. Коэффициент вариации (Vs):          (18)

Данный коэффициент может характеризовать совокупность с двух сторон. Во-первых, он определяет удельный вес среднего квадратического отклонения в размере средней величины. Во-вторых, он является мерой однородности совокупности. Если значение коэффициента вариации не превышает 33%, то изучаемая совокупность считается однородной.

Дальнейший анализ предполагает расчет эмпирического коэффициента детерминации (h^2):                                     (19)

Данный коэффициент отражает долю вариации результативного признака, обусловленную изменением признака-фактора.

4. Корень из коэффициента детерминации имеет отдельную смысловую нагрузку и называется эмпирическим корреляционным отношением (h): 

                                                                           (20)

С помощью данного показателя определяют тесноту связи между изменением признака-фактора и последующим за ним изменением признака-результата. Эмпирическое корреляционное отношение может принимать значением между 0 и 1, причем, чем ближе значение к 1, тем теснее связь.

Вариация имеет важное значение для статистики, доказывая ее неоходимость. Изменчивость значений признака возникает под влиянием различных факторов. Показатели вариации дают возможность количественно измерить колебаемость значений признака в совокупности и сопоставить вариацию различных признаков.

3. Экономико-статистический анализ медицинских учреждений Республики Татарстан

3.1 Характеристика системы здравоохранения  Республики Татарстан

Здравоохранение является важнейшей  отраслью для благополучного и успешного  развития любой страны. От состояния  системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом и уделять проблемам здравоохранения все большее внимание.

В Республике Татарстан сформирована модель здравоохранения с одноканальной формой финансирования, которая опирается на общую врачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на этапах муниципальных, межмуниципальных, специализированных и высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Оптимизация структуры отрасли осуществляется путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров, реорганизации участковых больниц во врачебные амбулатории с организацией службы общей врачебной практики и дневных стационаров, перевода врачебных амбулаторий в статус фельдшерско-акушерских пунктов.

Для обеспечения населения республики равными возможностями получения всех видов медицинской помощи, в том числе высокотехнологичных, в соответствии с современными стандартами лечения, территория республики разделена на 3 зоны, в каждой из которых определены головные центры. В г. Казани - ГУ "Межрегиональный клинико-диагностический центр" и крупные республиканские клинические больницы, на юго-востоке - медико-санитарная часть ОАО "Татнефть" и г. Альметьевска. Для северо-восточного региона республики в 2010 году после реконструкции начало функционировать ГАУЗ Республики Татарстан "Больница скорой медицинской помощи" в г. Набережные Челны, где оказывается круглосуточная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, по кардиохирургии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, онкологии.

С началом реализации публичных новаций, затронувших предоставление государственных медицинских услуг, руководство Республики Татарстан (РТ) обозначило амбициозную задачу - создание в республике системы здравоохранения на уровне развитых стран. Особое внимание в Республике Татарстан уделяется развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи (ВМП). За 2008 г. рост ВМП составил 52,2%. Стратегия по развитию ВМП заключается в том, что она внедряется не только в столице республики г. Казани с традиционно сильными клиниками, но и в других населенных пунктах.

В 2010 году Республика Татарстан заняла 2-ое место среди субъектов, получивших наибольший объем субсидий из федерального бюджета на со финансирование государственного задания на оказание ВМП.

Динамика индикатора уровня удовлетворенности населения Республики Татарстан в ВМП (таб. 4).

Таблица 4

Динамика индикатора уровня удовлетворенности

Период

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Индикатор уровня удовлетворенности  ВМС РФ

60

70

76

80

86

Индикатор уровня удовлетворенности  ВМП Республики Татарстан

65

77

81

83

87


 

3.2 Финансирование здравоохранения в Республике Татарстан

Начиная с 2008 года, в Республике Татарстан  реализован принцип одноканального финансирования учреждений здравоохранения:

- через страховые медицинские организации осуществляется финансирование учреждений здравоохранения, участвующих в реализации Базовой программы ОМС, по всем статьям расходов, за исключением расходов на капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений и приобретение оборудования для государственных учреждений здравоохранения;

- через Фонд ОМС осуществляется финансирование государственных социально-значимых учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, станций (отделений) скорой медицинской помощи;

- за счет средств бюджета Республики Татарстан и муниципальных бюджетов осуществляется финансирование прочих учреждений здравоохранения, не включенных в Базовую программу ОМС (ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы", центры медицинской профилактики, медицинские информационно-аналитические центры, расходы по централизованным мероприятиям и др.).

В 2010 г. осуществлен перевод финансирования ВМП через Фонд ОМС.

В результате перевода учреждений здравоохранения  на одноканальное финансирование соотношение  расходов бюджетов и средств ОМС  (в том числе на осуществление преимущественно одноканального финансирования через систему ОМС) в 2010 году составило 10,1 процента и 89,9 процента.

На сегодняшний день в республике достигнуты следующие успехи в области  информатизации здравоохранения и  функционируют следующие информационные системы, подключенные к общему республиканскому ресурсу:

1. Создана единая инфраструктурная  сеть передачи данных - Государственная  интегрированная система телекоммуникаций  Республики Татарстан. 

2. Создана общереспубликанская межведомственная система электронного документооборота "Электронное правительство" (https://intra.tatar.ru/). В системе работают все учреждения здравоохранения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Татарстан, ведутся работы по подключению муниципальных учреждений.

3. Создано ГАУ Республики Татарстан  "Диспетчерский центр Министерства  здравоохранения Республики Татарстан". Диспетчерский центр осуществляет  координацию работы учреждений  здравоохранения в едином информационном  пространстве Республики Татарстан, проводит маршрутизацию пациентов и запись на ВМП, оказание дистанционных консультаций и прю.

4. В каждом учреждении здравоохранения функционируют автоматизированные системы формирования и сдачи счетов-реестров по законченному случаю в страховые организации: АС "Поликлиника" и АС "Стационар".

5. Создана и функционирует система обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС (проект "ГЛОНАСС+112

6. Создана система БАРС.Web-Мониторинг Здравоохранения - web-портал, использующийся Министерством здравоохранения и всеми подведомственные ему учреждениями, решающий задачи приемки/сдачи статистической отчетности (с использованием ЭЦП).

3.3 Проблемы здравоохранения РТ.

Главными проблемами сферы здравоохранения  в настоящее время являются:

-несбалансированная инфраструктура, в том числе нехватка современного  оборудования и квалифицированных  кадров;

-недостаточное бюджетное финансирование  и дефицит собственных финансовых средств;

-отсутствие реальной конкуренции  и слабая зависимость финансово-экономического  состояния медицинских учреждений  от объемов и качества оказанных  ими услуг.

Одной из важнейших проблем медицинских  учреждений остается нехватка врачей и среднего медицинского персонала. Среди врачей чаще всего отмечается дефицит рентгенологов и радиологов, терапевтов, неврологов и врачей клинической диагностики. Кроме того, ожидается небольшое снижение численности терапевтов и педиатров, а также медицинских сестер.

Численность врачей за период 2005-2009 гг. сократилась на 513 человек, среднего медицинского персонала - на 2250 человек, обеспеченность на 10 тыс.населения  сократилась на 4,2 процента и 6,3 процента соответственно.

Среди проблем в области управления медицинскими кадрами, следует отметить:

- низкую заработную плату медицинских  работников;

- уравнительные подходы к оплате  труда медицинского персонала;

- низкие социальную защищенность  и престиж медицинской профессии;

- низкую информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний;

- слабую подготовку управленческих  кадров в здравоохранении и  медицинском страховании, невысокий  профессиональный уровень медицинских  работников.

Кроме того существуют проблемы в области материально-техническом обеспечении. Почти треть зданий больниц требует ремонта. В качестве основных проблем отмечается высокая стоимость медицинского оборудования, недостаточная оснащенность оборудованием и недостаток помещений. Ограничения финансового характера также играют заметную роль в деятельности медицинских учреждений.

3.4 Экономико-статистический анализ  медицинских учреждений

На территории республики Татарстан  за 1997-2001гг. медицинские учреждения характеризовались следующими показателями (табл.5).

Абсолютный прирост (∆) определяется как разность двух сравниваемых уровней. Она вычисляется по формуле:

∆ц =уi-уi-1 ∆б =yi-y0,      (21)

Где,  уi - уровень i–го года;  у0 - уровень базисного года. 

Абсолютное уменьшение числа больничных учреждений в Татарстан за 2011г. по сравнению с базисным 2008г. составило: - 21, т.е. в 2011г. число больничных учреждений уменьшилось на 21, а в 2012г. по сравнению с 2011г. составило: 2, т.е. в 2012 по сравнению с 2011г. число больничных учреждений увеличилось на 2. 

Таблица 5 
Динамика больничных учреждений в республике Татарстан  за 2008-2012гг. 

Год

Число больничных учреждений

Абс. прирост

Коэффициент роста

Темп роста,%

Темп прироста,%

Абс. значение 1% прироста

б. 

ц. 

б. 

ц. 

б. 

ц. 

б. 

ц. 

2008 
2009 
2010 
2011 
2012

136 
131 
118 
115 
117


-5 
-18 
-21 
-19


-5 
-13 
-3 
2


0,963 
0,868 
0,846 
0,86


0,963 
0,901 
0,975 
1,017


96,3 
86,8 
84,6 
86


96,3 
90,1 
97,5 
101,7


-3,7 
-13,2 
-15,4 
-14


-3,7 
-9,9 
-2,5 
1,7


1,35 
1,31 
1,2 
1,176

Итого

617

-

-

-

-

-

-

-

-

-


Интенсивность изменения уровней  ряда динамики оценивается отношением текущего уровня к предыдушему или  базисному, которое всегда представляет собой положительное число. Этот показатель принято называть темпом роста (Тр). Он выражается в процентах, т.е. 

Тр =уi /уi-1 *100% или Тр =уi /у0 *100%      (22)

Для 2012г. темп роста по сравнению с 2011г. составил 101,7%, т.е. число больничных учреждений увеличилось на 1,7%, а для 2011г. по сравнению с 2008г. составил 84,6%, т.е. число больничных учреждений уменьшилось на 15,4%.  
           Для выражения изменения величины абсолютного прироста уровней ряда динамики в относительных величинах определяется темп прироста (Тпр.), который рассчитывается как отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню, т.е.  Тпр=∆/уi-1*100% или Тпр=∆/у0*100%  
Темп прироста может быть вычислен также путем вычитания из темпов роста 100%, т.е. Тпр= Тр-100. 

Темп прироста показывает на сколько  процентов число больничных учреждений в 2012г. уменьшилось по сравнению с 2008г.: 86-100=-14%. Темп прироста равен относительному показателю динамики.  
Показатель абсолютного значения одного процента прироста(│%│) определяется как результат деления абсолютного прироста на соответствующий темп прироста, выраженный в процентах, т.е. │%│=∆/ Тпр. Расчет этого показателя имеет экономический смысл только на цепной основе.  
Для 1998г. абсолютное значение 1% прироста равно 1,35, для 2012г. абсолютное значение 1% прироста равно 1,176. 

Информация о работе Основные принципы построения статистических показателей и их виды