Основные тенденции развития образования в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия.

Содержание работы

Введение.
1. Основные направления развития современного образования.
1.1. Изменение целей образования в современном мире
1.2. Основные тенденции образования в современном мире.
2. Проблемы использование новых технологий в обучении
3. Образование в условиях глобализации

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Образование в условиях глоболизации.docx

— 39.14 Кб (Скачать файл)

 

  

 

Основные тенденции развития образования в современном мире

Содержание.

Введение.

1. Основные направления  развития современного образования.   

1.1. Изменение целей образования  в современном мире

1.2.   Основные тенденции образования в современном мире.   

2.   Проблемы использование новых технологий в обучении

3.   Образование в условиях глобализации

 

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В последние несколько  лет в выступлениях и публикациях  российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой  интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции  общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых  дискуссиях на тему образования уделяется  как довольно жесткой критической  оценке классических образовательных  парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически  всегда представляет собой простую  трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве  в определенное время. Основным смыслом  такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое  усвоение учащимися некоторой суммы  накопленных человечеством в  различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью  подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические  институты и комплексы.

При этом полагается возможным  и достаточным простое перенесение  в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим  образом обработанного культурного  материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком  образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует  как персона, личность; он здесь всего  лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные

формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно  и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все  остальное в образовательных  системах и комплексах. В нем нет  никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов  себя, своих образов мысли и  чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование=обучению вообще не является образованием в  собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления  человека.

Современная культурная ситуация решительно требует существенного  пересмотра традиционных образовательных  парадигм, которые сегодня оказываются  уже несостоятельными в смысле обеспечения  развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью  были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и  неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем  наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма  во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в  последнее десятилетие на так  называемом советском и пост-советском  пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным  и поликультурным, а ведущими тенденциями  современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание  того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование  не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные  методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных  планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло  главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было моно-культуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.

1.Основные направления  развития образования в современном  мире.

1.1. Изменение целей образования в современном мире.          

 Необходимо говорить  о смене парадигмы «образование=обучение»  парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его  самосозидание, самоформирование, самооформление  в личность, персону. Образование  должно служить прогрессивному  развитию человека, общества и  цивилизации в целом, - во всех  смыслах. поскольку мы говорим  о том, что образование должно  перестать быть трансляцией культуры  и призвано скорее научить  человека найти свое место,  свою нишу в культуре, оформить  свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно  иной статус и значение должна  обрести философия.            Именно философия как то, что работает не с, а над культурными смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта. служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства.          

 Конечно, подобное изменение  самой сущности образования неминуемо  влечет за собой и адекватное  изменение применяемых форм образовательной  деятельности и типов образовательных  пространств. Когда образование  перестает быть простой трансляцией  культуры и определенного набора  профессиональных знаний, умений  и навыков, тогда любой учебный  предмет или дисциплина в рамках  образовательного процесса уже  не могут являться его целью,  равно как и какая-либо форма  образовательной деятельности. Они,  в этих условиях, безусловно, должны  обрести для субъекта образовательного  процесса статус инструмента  смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста  и профессионала. Все это выдвигает  на первый план вопрос о  необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных  для традиционного образования  идеалов и норм, в том числе  и из ряда так называемых  общечеловеческих ценностей. Во  всяком случае, многие из них  должны быть заново интерпретированы  и адаптированы к изменившимся  параметрам реальности. И в первую  очередь речь здесь идет о  некоторых стереотипах - как старого,  так и нового образования. Так,  широко известен, а в ряде стран  (в том числе и в России) возведен  в ранг Закона тезис о гуманистическом  характере образования - как по  содержанию, так и по способам  реализации образовательных практик.  «Человек и его интересы превыше  всего, он всегда есть цель  и никогда не должен являться  средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой  личностью недопустимо». Этот стандартный  для действующих ныне реформаторов  образования набор красивых установок  стал у нас правилом хорошего  педагогического тона и мерилом  степени выраженности прогрессивности  и инновационности. Но новое  образование предполагает значительную  меру индивидуализма и персонализма  в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться  без предварительного отчуждения, выделения Себя из среды, массы,  толпы. А сознание людей осталось  прежним - соборным, коллективным, причем  вовсе не из-за коллективистского  коммунистического прошлого, а по  причинам, имеющим гораздо более  глубокие и значительные исторические  корни. Новое образование должно  стать экзистенциальным по форме  и содержанию, что неминуемо предполагает  изрядную долю душевной боли  и духовных терзаний, а традиционный  гуманизм требует: «не навреди!=не  задень!» А можно ли не задеть, когда ставится задача создать  такое пространство, в котором  «образующийся» экзистенциально  обнажится для себя, когда для  сознания обнажается Мир, когда  и с Себя и с Мира срываются  фальшивые покровы и маски?  Конечно, это и больно, и неприятно,  но эта боль - мощнейший ресурс  для роста и развития. Кроме  того, ведь еще есть и существенная  разница между насилием и усилием,  без которого вообще невозможны  какие-либо душевные и духовные  движения, и, соответственно - новое  образование, ориентированное на  развитие.       

 Следует обратить внимание  и на ряд других традиционных  ценностей образования, также  нуждающихся в рефлексивной проблематизации  и критическом переосмыслении. Сегодня  все чаще к уже известным  обозначенным здесь установкам  добавляются требования о необходимости  в планировании и организации  образования исходить из запроса-заказа  самих участников образовательного  процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек,  только приступающий к самообразованию,  самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать  и спроектировать траекторию  своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения  не ясны, куда уж говорить о  средствах их достижения.       

 Еще одна проблема  традиционного образования, требующая  безусловного разрешения в образовании  новом, это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все же, что связано лишь с заботой о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за

которым прячется избегание  экзистенциальной ответственности  образующим

педагогом. 

 

 

1.2 Основные тенденции  развития современного образования  

 

 

           Состояние образования в современном  мире сложно и противоречиво.  С одной       стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер       человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в       основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований,       характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы      образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в       этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в       последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса       образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование       новой образовательной системы.          

Место образования в жизни  общества во многом определяется той  ролью,  которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения,  навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта    роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и  экономического развития.  Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами,    происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового  сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать    основные тенденции мирового образования.       

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их      практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые       позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в       структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и       экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков,       утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся       фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной       экономике.     

 Новый тип экономического  развития, утверждающийся в информационном       обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение       жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера       образования существенно пересекается в информационном обществе с       экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность       становится важнейшей компонентой его экономического развития.  Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются       стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования,       во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.      Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в       развитии большей части человечества. Переход от индустриального к       информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,      

грозит обострить до предела  одну из сложнейших глобальных проблем       современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран.       Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе       создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во       взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то      

Информация о работе Основные тенденции развития образования в современном мире