Основные тенденции развития
образования в современном мире
Содержание.
Введение.
1. Основные направления
развития современного образования.
1.1. Изменение целей образования
в современном мире
1.2. Основные тенденции образования
в современном мире.
2. Проблемы использование новых
технологий в обучении
3. Образование в условиях глобализации
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В последние несколько
лет в выступлениях и публикациях
российских философов, социологов, психологов
и педагогов, а также - ученых, писателей,
политиков и других представителей
отечественной интеллигенции совершенно
особую актуальность обнаруживает проблема
образования. Вряд ли это можно счесть
простой случайностью или новой
интеллектуальной модой: скорее за этим
стоят некие новые тенденции
общемирового цивилизационного процесса.
При этом особое внимание в любых
дискуссиях на тему образования уделяется
как довольно жесткой критической
оценке классических образовательных
парадигм, концепций, моделей, институтов,
так и поиску их новых образов,
более адекватных современной культурной
ситуации. Известная нам традиционная
модель образования практически
всегда представляет собой простую
трансляцию культуры, притом, как правило
- некоторой моно-культуры, господствующей
в данном обществе и государстве
в определенное время. Основным смыслом
такого образования обычно является
обучение, понимаемое как простое
усвоение учащимися некоторой суммы
накопленных человечеством в
различных областях, и, в значительной
степени - разрозненных знаний, с целью
подготовки специалиста, готового включиться
в существующие социально-экономические
институты и комплексы.
При этом полагается возможным
и достаточным простое перенесение
в сознание «образующихся» специально
выделенного и соответствующим
образом обработанного культурного
материала, причем все это разнообразие
и обширность, в лучшем случае, являются
лишь малозначительным фоном в подготовке
«профессионала». Конечно, в таком
образовании=обучению человек не только
не является субъектом образовательного
процесса, но и вообще отсутствует
как персона, личность; он здесь всего
лишь объект обучения. Как известно,
вполне адекватны этим принципиальным
установкам и традиционные
формы образовательной деятельности:
урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар.
В этой связи оно авторитарно
и тоталитарно как по содержанию,
так и по форме, причем авторитарность
содержания образования является ключевым
моментом, предопределяющим и все
остальное в образовательных
системах и комплексах. В нем нет
никакой установки на личностное
самоопределение, поиск образов
себя, своих образов мысли и
чувства, своей жизни в этом мире.
Иначе говоря, такое образование=обучению
вообще не является образованием в
собственном смысле этого слова,
понимаемом как процесс становления
человека.
Современная культурная ситуация
решительно требует существенного
пересмотра традиционных образовательных
парадигм, которые сегодня оказываются
уже несостоятельными в смысле обеспечения
развития любого цивилизованного общества.
Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом,
О,Шпенглером и целым рядом других
выдающихся мыслителей со всей определенностью
были заявлены исключительная враждебность
европейской культуры человеку и
неизбежность ее сокрушительного краха,
что позднее было исчерпывающе подтверждено
многими событиями этого столетия.
В настоящее время мы можем
наблюдать нарастающий крах вообще
любой тоталитарности и авторитаризма
во всех сферах человеческой деятельности,
особенно отчетливо проявившийся в
последнее десятилетие на так
называемом советском и пост-советском
пространстве. Этот процесс, конечно, не
мог не затронуть и такую определяющую
сферу жизни общества, как образование,
сделав его привычные содержание
и формы неприемлемыми. Уже сейчас
мир в целом становится многополярным
и поликультурным, а ведущими тенденциями
современного образования являются
его гуманизация и гуманитаризация,
диалогизм и проектность. В этой
связи уже есть и понимание
того, что образование и обучение
- очень разные вещи, и что образование
не должно быть просто трансляцией. Однако,
сегодня меняются образовательные
методологии и технологии, даже содержание
образовательных программ и учебных
планов, но не сама сущность образования,
которая пока остается совершенно неизменной,
поскольку все еще не произошло
главной ментальной перемены в этом
контексте. По-прежнему отсутствует понимание
того, что образование не должно просто
транслировать культуру, и тем более -
какую-то бы ни было моно-культуру. Трансляция
же культуры, обнаружевшей свою враждебность,
репрессивность по отношению к человеку,
культуры, терпящей крах, вообще вряд ли
может быть признана разумной. А это значит,
что должны измениться смыслы, цели и ценности
образования.
1.Основные направления
развития образования в современном
мире.
1.1. Изменение целей
образования в современном мире.
Необходимо говорить
о смене парадигмы «образование=обучение»
парадигмой «образование=становление»,
имея ввиду становление человека,
его духовности, самостности, его
самосозидание, самоформирование, самооформление
в личность, персону. Образование
должно служить прогрессивному
развитию человека, общества и
цивилизации в целом, - во всех
смыслах. поскольку мы говорим
о том, что образование должно
перестать быть трансляцией культуры
и призвано скорее научить
человека найти свое место,
свою нишу в культуре, оформить
свое суб-культурное пространство,
в новом образовании совершенно
иной статус и значение должна
обрести философия. Именно философия
как то, что работает не с, а над культурными
смыслами и является мета-культурным феноменом,
может стать главным рефлексивным инструментом
в этой образовательной деятельности
субъекта. служение Духу и подлинной духовности
не как религии и культуре, а как Поиску
и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи,
действительно достойные образования!
Именно образованный человек может стать
любым специалистом высокого уровня, и
поэтому обновленное образование необходимо
рассматривать как самую эффективную
в стратегическом плане инвестиционную
сферу и для отдельной личности, и для
любого государства.
Конечно, подобное изменение
самой сущности образования неминуемо
влечет за собой и адекватное
изменение применяемых форм образовательной
деятельности и типов образовательных
пространств. Когда образование
перестает быть простой трансляцией
культуры и определенного набора
профессиональных знаний, умений
и навыков, тогда любой учебный
предмет или дисциплина в рамках
образовательного процесса уже
не могут являться его целью,
равно как и какая-либо форма
образовательной деятельности. Они,
в этих условиях, безусловно, должны
обрести для субъекта образовательного
процесса статус инструмента
смыслопорождения и самооформления
- как человека и личности, специалиста
и профессионала. Все это выдвигает
на первый план вопрос о
необходимости существенного пересмотра,
переоценки некоторых привычных
для традиционного образования
идеалов и норм, в том числе
и из ряда так называемых
общечеловеческих ценностей. Во
всяком случае, многие из них
должны быть заново интерпретированы
и адаптированы к изменившимся
параметрам реальности. И в первую
очередь речь здесь идет о
некоторых стереотипах - как старого,
так и нового образования. Так,
широко известен, а в ряде стран
(в том числе и в России) возведен
в ранг Закона тезис о гуманистическом
характере образования - как по
содержанию, так и по способам
реализации образовательных практик.
«Человек и его интересы превыше
всего, он всегда есть цель
и никогда не должен являться
средством в любой деятельности,
любое насилие над человеческой
личностью недопустимо». Этот стандартный
для действующих ныне реформаторов
образования набор красивых установок
стал у нас правилом хорошего
педагогического тона и мерилом
степени выраженности прогрессивности
и инновационности. Но новое
образование предполагает значительную
меру индивидуализма и персонализма
в каждом «образующемся» субъекте,
чего совершенно невозможно добиться
без предварительного отчуждения,
выделения Себя из среды, массы,
толпы. А сознание людей осталось
прежним - соборным, коллективным, причем
вовсе не из-за коллективистского
коммунистического прошлого, а по
причинам, имеющим гораздо более
глубокие и значительные исторические
корни. Новое образование должно
стать экзистенциальным по форме
и содержанию, что неминуемо предполагает
изрядную долю душевной боли
и духовных терзаний, а традиционный
гуманизм требует: «не навреди!=не
задень!» А можно ли не задеть,
когда ставится задача создать
такое пространство, в котором
«образующийся» экзистенциально
обнажится для себя, когда для
сознания обнажается Мир, когда
и с Себя и с Мира срываются
фальшивые покровы и маски?
Конечно, это и больно, и неприятно,
но эта боль - мощнейший ресурс
для роста и развития. Кроме
того, ведь еще есть и существенная
разница между насилием и усилием,
без которого вообще невозможны
какие-либо душевные и духовные
движения, и, соответственно - новое
образование, ориентированное на
развитие.
Следует обратить внимание
и на ряд других традиционных
ценностей образования, также
нуждающихся в рефлексивной проблематизации
и критическом переосмыслении. Сегодня
все чаще к уже известным
обозначенным здесь установкам
добавляются требования о необходимости
в планировании и организации
образования исходить из запроса-заказа
самих участников образовательного
процесса. Требование, конечно, благое,
но вряд ли разумное, ибо человек,
только приступающий к самообразованию,
самостроительству, самооформлению
- в прямом смысле этих слов,
вряд ли способен четко сформулировать
и спроектировать траекторию
своего образовательного движения:
ему еще и цели-то этого движения
не ясны, куда уж говорить о
средствах их достижения.
Еще одна проблема
традиционного образования, требующая
безусловного разрешения в образовании
новом, это его массовость,
при которой весь образовательный процесс
в целом ориентирован на
«среднего» ученика и студента. Если
планка образовательных стандартов поднимается,
этот средний выпадает из процесса, но,
в то же время, на этом среднем уровне не
может учиться сильный и талантливый.
Так мы снова делаем образование регрессивным,
поскольку человечество, как известно,
всегда развивалось не в целом, а посредством
лучших своих представителей. В этой связи,
в новой образовательной парадигме должно
измениться и содержание понятия гуманизм.
Под подлинным гуманизмом теперь следует
понимать лишь то, что в действительности
служит развитию человека и целям прогресса,
все же, что связано лишь с заботой о том,
чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый,
за
которым прячется избегание
экзистенциальной ответственности
образующим
педагогом.
1.2 Основные тенденции
развития современного образования
Состояние образования в современном
мире сложно и противоречиво.
С одной стороны, образование в 20-м веке
стало одной из самых важных сфер человеческой
деятельности; огромные достижения в этой
области легли в основу грандиозных социальных
и научно-технологических преобразований,
характерных для уходящего века. С другой
стороны, расширение сферы образования
и изменение ее статуса сопровождаются
обострениями проблем в этой сфере, которые
свидетельствуют о кризисе образования.
И, наконец, в последние десятилетия в
процессе поисков путей преодоления кризиса
образования происходят радикальные изменения
в этой сфере и формирование новой образовательной
системы.
Место образования в жизни
общества во многом определяется той
ролью, которую играют в общественном
развитии знания людей, их опыт, умения,
навыки, возможности развития профессиональных
и личностных качеств. Эта роль стала возрастать
во второй половине 20-го века, принципиально
изменившись в его последние десятилетия.
Информационная революция и формирование
нового типа общественного устройства
- информационного общества - выдвигают
информацию и знание на передний план
социального и экономического развития.
Изменения в сфере образования неразрывно
связаны с процессами, происходящими в
социально-политической и экономической
жизни мирового сообщества. Именно с этих
позиций попытаемся выделить и проанализировать
основные тенденции мирового образования.
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном
обществе. По мере общественного развития
отчетливо проявляется то, что в качестве
источника прибыли все чаще выступают
знания, инновации и способы их практического
применения. То, что знание начинает занимать
ключевые позиции в экономическом развитии,
радикально изменяет место образования
в структуре общественной жизни, соотношение
таких ее сфер, как образование и экономика.
Приобретение новых знаний, информации,
умений, навыков, утверждение ориентации
на их обновление и развитие становятся
фундаментальными характеристиками работников
в постиндустриальной экономике.
Новый тип экономического
развития, утверждающийся в информационном
обществе, вызывает необходимость для
работников несколько раз в течение жизни
менять профессию, постоянно повышать
свою квалификацию. Сфера образования
существенно пересекается в информационном
обществе с экономической сферой жизни
общества, а образовательная деятельность
становится важнейшей компонентой его
экономического развития. Не нужно также
забывать, что информация и теоретическое
знание являются стратегическими ресурсами
страны и, наряду с уровнем развития образования,
во многом определяют ее суверенитет и
национальную безопасность. Становление
образования как важнейшего фактора преодоления
отсталости в развитии большей части человечества.
Переход от индустриального к информационному
обществу, постепенно осуществляющийся
в развитых странах,
грозит обострить до предела
одну из сложнейших глобальных проблем
современности - проблему преодоления
отсталости в развитии многих стран. Информационный
разрыв, накладываясь на индустриальный
разрыв, вместе создают двойной технологический
разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях
между развитыми и развивающимися странами
сохранится, то