Основные тенденции развития образования в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия.

Содержание работы

Введение.
1. Основные направления развития современного образования.
1.1. Изменение целей образования в современном мире
1.2. Основные тенденции образования в современном мире.
2. Проблемы использование новых технологий в обучении
3. Образование в условиях глобализации

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Образование в условиях глоболизации.docx

— 39.14 Кб (Скачать файл)

возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать       человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в  развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых   стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом -  преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование  новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных  сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных  технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества   требует качественного повышения человеческого, интеллектуального       потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на      

первый план общественного  развития. От решения проблем образования,       которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более       усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием       информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы       преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени      образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже   вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как    образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели    поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений    и навыков.     

 Функции образования  выполняют самые различные социальные  институты, а не    только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя       предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в       своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой       кадров.   Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и       противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные     образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить       формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть",       образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все       существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для       обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.     

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития       личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов:       от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению       потребностей личности. Новая концепция предусматривает       индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать       возможности каждого конкретного человека и способствовать его       самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки       разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными       возможностями как учащихся, так и преподавателей.      Важным фактором в этом направлении развития образования является    формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств  информационных технологий.        

 Еще в недалеком  прошлом хороший почерк был  гарантией спокойной и обеспеченной  жизни до старости. Последние  десятилетия характерны ускорением  обновляемости   технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и  даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент   корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не  с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".      Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на       практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло       радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в       современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь       преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной       современному обществу системы образования.        

Превращение знаний в основной общественный капитал,     возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что   выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в    целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного  финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. «Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого   на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как    развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.   Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики   государства является образование (эту отрасль в США по праву называют   "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше     средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования       обострились.  В России общая для большинства стран тенденция к сокращению       государственного финансирования системы образования усиливается общими       экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов       на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в      

1992г. до 3-4% в 1996г.      Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран    привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков  образовательных услуг. Так, в середине 90-х годов общая стоимость   предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в   100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по "рекрутированию"     студентов»[1]. 

 

 

      Перечисленные тенденции определяют основные направления  в развитии новой   образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от    традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические       элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в       основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая       образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала       компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет  реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное      обучение.    

Основной тенденцией современного образования является постепенное  смещение приоритетов от прямого  обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские  занятия остаются, конечно, незаменимыми,   однако существенная часть учебного процесса может проходить во время   индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или       проблемам. 

 

 

       В качестве основной черты  современного образования можно  назвать его       диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных       подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Уже при       подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную       совместимость, умение и любовь вести полемику.  Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:     

 – вести безоценочный  диалог с коллегами;     

 – определять степень  взаимодополнения и взаимообогащения  различных      

методических концепций  при условии сохранения их самобытности и      

самостоятельности;     

 – формулировать проблемы  в категориях целей и решений  (без «перехода на      

личности»[2]).        

Выпускнику современной школы  нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.   Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель –  педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития.     Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он   становится организатором учебной работы по решению творческих задач,       многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей.      Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на       знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению       характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую       подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого       суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую       подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при       обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения       квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической       антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его       становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой       психологического образования педагога[3]. 

 

 

2. Проблемы использования  новых технологий в образовании  

 

 

       На данный момент в современном  обществе происходит неудержимое  развитие       информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной       реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных       сферах жизнедеятельности человека породило немало философских,      теоретико-методологических и социально-экономических проблем.       Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной   сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных  сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения,    распространения и использования коллективного человеческого опыта.            

Под Интернет-технологиями, видимо, следует  понимать различные виды       услуг, представляемые пользователю глобальной сети: электронную почту и       листы рассылки, сервис WWW, чат-беседу, html-форумы, гостевые книги, ICQ,  телеконференции, news-серверы, ftp-серверы и другие виды услуг. Или под       Интернет-технологиями следует понимать технологии ActiveX: браузер       Internet Explorer, редактор веб-страниц FrontPage 97, веб-совместимый   пакет Office 97, языки программирования VBScript, JavaScript и другие? Так  или иначе, я под Интернет-технологиями буду понимать совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг.  Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со    специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не    только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают   человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять  сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением  ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке.    Однако на сегодняшний день наблюдается постепенный отход от восторженности возможностями Интернет к осознанию и поиску путей разрешения различных  проблем, вызванных все более широким использованием средств       телекоммуникаций в различных сферах жизнедеятельности человека. Диапазон этих проблем простирается от этических до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Ведь «основным объектом, подвергающимся влиянию информационных технологий, является человек.  Технические и информационные средства становятся некоторым продолжением не   только тела человека, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек   все больше и больше попадает в неосознанную зависимость от искусственной   техносреды, им же самим созданной. При столь качественно новых социальных преобразованиях, естественно, изменяются и требования к членам общества»[4]. Что является необходимым  условием для комфортного существования личности в информационном обществе?  Как подготовить личность во всех ее аспектах к гармоничному развитию? Кто   и как должен этим заниматься? Попытаемся найти ответы на поставленные   вопросы.  Для обеспечения успешности решения проблем, возникающих в процессе   информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и  развивать информационную культуру личности. И решать эту задачу призвана  система непрерывного образования, различные ступени которой также   испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно  образование является основой социально-экономического и духовного развития    любого общества. Образование определяет положение государства в    современном мире и человека в обществе. Если информатизация образования    утратит гуманитарный аспект, то общество неминуемо подвергнется риску  деградации человеческих отношений и контактов как основы взаимопонимания.  Создание принципиально новой техники не сделало машины основным фактором  социальной жизни, а лишь увеличило роль и значение собственно человеческих   факторов. Технократические тенденции электронного обучения оказываются несовместимыми с основной тенденцией современного образования, состоящей в переходе от знаниевой к личностной парадигме педагогического процесса.  Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки       методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего   эффекта в становлении личности.      

Исходя из текущего состояния  информатизации общества, необходимо расширить уже сложившееся представление  об информационной культуре личности. Для  безопасного существования и гармоничного развития членов общества информационная культура должна отражать следующие аспекты: информационная этика, эстетика, эргономика информационных технологий, информационная безопасность, не только в смысле защиты информации, но и в смысле защиты  человеческой психики.         

Сегодня можно говорить об активизации процесса использования  Интернет -технологий в современном  школьном образовании. Этот процесс  ставит ряд острых проблем, являющихся предметом обсуждения ученых, учителей, работников образования, связывающих  развитие школы с активным использованием Интернет - технологий, созданием единого  информационного образовательного пространства, способствующего развитию и   самореализации учащихся.           

 
                                  3. Образование в условиях глобализации.     

 Важной чертой развития  образования является его    глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в   современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных   сферах общественной жизни. Образование из категории национальных     приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых    приоритетов.      

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой  тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными  сторонами, породила и ряд серьезных  глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных.  В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума "для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем[5]" . 

   Всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой опыт теории и практики в сфере образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов, позволяет государствам и органам управления образованием проанализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образования. Сотрудничество стран в области образования является одной из существенных сторон деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.   

Информация о работе Основные тенденции развития образования в современном мире