Основы стабилизационной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение исследования реализации механизмов стабилизационной политики государства: выбора оптимальной комбинации целей, распределение полномочий между субъектами регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и инструменты стабилизационной политики го-сударства.
2) исследовать проблемы осуществления стабилизационной политики.
3) проанализировать фискальную и кредитно-денежную политику.
4) исследовать особенности комбинированной экономической политики.

Файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 179.25 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. История не знает примеров эффективно функционирующей национальной экономики без развитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Не менее важным компонентом любой экономической системы современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что без активной регулирующей роли государственных институтов не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики.

В условиях дальнейшего усложнения производства, расширения хозяй-ственных связей и зависимостей рынок неспособен в полном объеме обеспе-чить саморегуляцию экономических процессов. В этой связи вмешательство государства в экономику становится объективной необходимостью. Исполь-зование государственных мер, различного рода неценовых факторов обеспе-чивает макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и сово-купным предложением. Государственное воздействие на формирование мак-роэкономического равновесия осуществляется на основе разработки стабили-зационной политики. Она направлена на смягчение циклических колебаний, сглаживание социально-экономических последствий инфляции, восстановле-ние равновесного объема производства и занятости населения на оптималь-ном уровне. Стабилизационная политика обычно включает три ее основных направления: антициклическое, антиинфляционное и социальное. В целом стабилизационная политика является частью механизма государственного регулирования рыночной экономики. Именно через регулирование рыночных процессов в экономике обеспечивается макроэкономическое равновесие, сглаживаются последствия экономических кризисов, достигается высокий уровень занятости и благосостояния в обществе.

Целью данной работы является проведение исследования реализации механизмов  стабилизационной политики государства: выбора оптимальной комбинации целей, распределение полномочий   между   субъектами регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
1) рассмотреть понятие и инструменты стабилизационной политики го-сударства. 
2) исследовать проблемы осуществления стабилизационной политики. 
3) проанализировать фискальную и кредитно-денежную политику. 
4) исследовать особенности комбинированной экономической политики. 

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию провалов рынка. Признавая неоспоримые преимущества рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая наука вынуждена констатировать, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Однако, кроме провалов рынка в современной экономике, имеют место и неудачи государственного регулирования экономики, проблемы, порождаемые государственным регулированием. Изучение неудачного опыта государственного регулирования экономики позволит более эффективно развивать эту систему, улучшая состояние экономики. Этим определяется актуальность работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы стабилизационной политики государства.

1.1.Сущность стабилизационной политики государства.

Стабилизационная  политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики  на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства  в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень  деловой активности сводятся к следующим  положениям: в условиях спадов правительство  должно проводить стимулирующую  политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева»  экономики (инфляционного разрыва). Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий»  по отношению к уровню деловой  активности: сдерживающих во время  подъемов и стимулирующих во время  спадов.

Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом.

Но как правительство узнает о том, в какой фазе среднесрочного цикла находится экономика? Для  этого оно использует данные о  динамике множества показателей  экономической конъюнктуры, предоставляемые  официальными статистическими службами, научно-исследовательскими центрами и  т.п. Макроэкономические переменные принято  подразделять на проциклические, контрциклические и ациклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла.

Проциклические переменные растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др.

Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-материальные запасы.

Ациклические переменные можно  назвать «безучастными» к фазам  цикла: некоторые виды государственных  расходов (на поддержку фундаментальных  исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).

Но для действенной стабилизационной политики важно знать не только корреляцию между уровнем деловой активности, измеряемым ВВП, и названными тремя  группами переменных. Правительство  интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление  кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие  и запаздывающие показатели: так  опережающие как бы «бегут впереди». Например, объем товарно-материальных запасов начинает увеличиваться, а  цены на акции и уровень загрузки производственных мощностей снижаться  раньше, чем наступит кризис; изменение  этих же показателей в обратном направлении  начинается раньше, чем наступит фаза подъема. Таким образом, опережающие  показатели сигнализируют о наступающих  спадах и подъемах. Напротив, запаздывающие  показатели в своей динамике отстают: уровень безработицы, например, достигает  своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна».

Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих  и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизационных мероприятий.

В последние десятилетия экономисты обращают внимание на то, что регулирование  деловой активности должно быть обращено в большей степени на совокупное предложение. Но, независимо от того, какой стороне отдают предпочтение экономисты и политики, на практике осуществляющие стабилизационные программы, - совокупному спросу или совокупному предложению - сложнейшим вопросом является проблема лагов. Предельно упрощая, можно пояснить ее так: удается ли правительству стимулировать экономику именно в той фазе цикла, когда наступил спад, и сдерживать - точно в период «перегрева» деловой активности? Можно сравнить стабилизационную политику со стрельбой по движущейся мишени: объект правительственного воздействия («мишень» - экономика страны) все время находится в движении. И есть большая опасность промахнуться и не сделать точного выстрела. А если так, то все меры стабилизационной политики окажутся бесполезными или даже вредными. Дискуссии по этому поводу ведутся экономистами вплоть до настоящего времени.

 

1.2. Антициклическое регулирование экономики.

 

Современная рыночная экономика функционирует  в условиях активного воздействия  на нее государства. Государственное  воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической  динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла  и соотношение между ними. Под  влиянием государственного воздействия  меняется механизм циклического движения.

Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная  система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство  характеризуется высоким уровнем  централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства  в процесс воспроизводства, развитием  и диверсификацией инструментария экономического регулирования.

Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления "перегрева" экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Современное государство располагает  целым набором экономических  инструментов, способных сдержать "перегрев" экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая  система: повышая или понижая  ставки налога на прибыль (на добавленную  стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую  активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно  осуществлять целенаправленное воздействие  на конкретные группы предприятий.

В тех же целях используется кредитная политика - понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.

Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных  программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки  для развития бизнеса в необходимых  обществу сферах деятельности. Пример США показывает, какое влияние  на экономику оказала осуществлявшаяся здесь в 60-е годы крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитию многих связанных с этим отраслей, - автомобилестроению, металлургии, машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом - как символ высокой прибыльности и экономического прогресса).

Существуют различные взгляды  на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс  взглядов и различную расстановку  акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы.

В зависимости от исходных установок  и ориентиров сторонники того или  иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических  колебаний, по-разному оперируют  инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия  государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики  в целом и в области сглаживания  циклических колебаний.

 

 

 1.3. Проблемы осуществления стабилизационной политики государства. Активная и пассивная политика.

Экономическая стабилизация связана  со многими трудностями практического  характера. К их числу относятся:

а)  временные лаги фискальной и монетарной политики;

б)  несовершенство экономической информации;

в)  изменчивость экономических ожиданий;

г)  неоднозначность исторических аналогий.

Внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие  внутренние лаги более характерны для  фискальной политики: изменение курса  денежно–кредитной политики осуществляется по решению Центрального (Национального) банка, тогда как меры бюджетно–налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

Внешний лаг – промежуток времени  между моментом принятия какой–либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для  денежно–кредитной политики в большей  мере, чем для фискальной, так  как денежно–кредитные инструменты  воздействуют на совокупный спрос через  определенный передаточный механизм.

Поскольку инвестиционные проекты  планируются фирмами заблаговременно, то требуется время, как правило, от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали  на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный  лаг.

Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение  денежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов  экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие–либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества – требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1–2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик  воздействия может проявиться в  противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду  колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Информация о работе Основы стабилизационной политики государства