Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования реализации механизмов стабилизационной политики государства: выбора оптимальной комбинации целей, распределение полномочий между субъектами регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и инструменты стабилизационной политики го-сударства.
2) исследовать проблемы осуществления стабилизационной политики.
3) проанализировать фискальную и кредитно-денежную политику.
4) исследовать особенности комбинированной экономической политики.
Введение.
Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. История не знает примеров эффективно функционирующей национальной экономики без развитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Не менее важным компонентом любой экономической системы современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что без активной регулирующей роли государственных институтов не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики.
В условиях дальнейшего усложнения производства, расширения хозяй-ственных связей и зависимостей рынок неспособен в полном объеме обеспе-чить саморегуляцию экономических процессов. В этой связи вмешательство государства в экономику становится объективной необходимостью. Исполь-зование государственных мер, различного рода неценовых факторов обеспе-чивает макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и сово-купным предложением. Государственное воздействие на формирование мак-роэкономического равновесия осуществляется на основе разработки стабили-зационной политики. Она направлена на смягчение циклических колебаний, сглаживание социально-экономических последствий инфляции, восстановле-ние равновесного объема производства и занятости населения на оптималь-ном уровне. Стабилизационная политика обычно включает три ее основных направления: антициклическое, антиинфляционное и социальное. В целом стабилизационная политика является частью механизма государственного регулирования рыночной экономики. Именно через регулирование рыночных процессов в экономике обеспечивается макроэкономическое равновесие, сглаживаются последствия экономических кризисов, достигается высокий уровень занятости и благосостояния в обществе.
Целью данной работы является проведение
исследования реализации механизмов
стабилизационной политики государства:
выбора оптимальной комбинации целей,
распределение полномочий между
субъектами регулирования. Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и инструменты
стабилизационной политики го-сударства.
2) исследовать проблемы осуществления
стабилизационной политики.
3) проанализировать фискальную и кредитно-денежную
политику.
4) исследовать особенности комбинированной
экономической политики.
При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию провалов рынка. Признавая неоспоримые преимущества рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая наука вынуждена констатировать, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Однако, кроме провалов рынка в современной экономике, имеют место и неудачи государственного регулирования экономики, проблемы, порождаемые государственным регулированием. Изучение неудачного опыта государственного регулирования экономики позволит более эффективно развивать эту систему, улучшая состояние экономики. Этим определяется актуальность работы.
1.1.Сущность стабилизационной политики государства.
Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.
Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом.
Но как правительство узнает о том, в какой фазе среднесрочного цикла находится экономика? Для этого оно использует данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, предоставляемые официальными статистическими службами, научно-исследовательскими центрами и т.п. Макроэкономические переменные принято подразделять на проциклические, контрциклические и ациклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла.
Проциклические переменные растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др.
Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-материальные запасы.
Ациклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цикла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундаментальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).
Но для действенной
Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизационных мероприятий.
В последние десятилетия
1.2. Антициклическое регулирование экономики.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.
Действующая в условиях регулируемой
рыночной экономики комплексная
система постоянного
Государственное регулирование направлено
на смягчение циклических
Современное государство располагает
целым набором экономических
инструментов, способных сдержать "перегрев"
экономики или придать
В тех же целях используется кредитная политика - понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.
Большой вклад в развитие производства
и сглаживание цикличности
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы.
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.
Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решается проблема участия
государства в происходящих процессах
- в политике регулирования экономики
в целом и в области
1.3. Проблемы осуществления стабилизационной политики государства. Активная и пассивная политика.
Экономическая стабилизация связана
со многими трудностями
а) временные лаги фискальной и монетарной политики;
б) несовершенство экономической информации;
в) изменчивость экономических ожиданий;
г) неоднозначность исторических аналогий.
Внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно–кредитной политики осуществляется по решению Центрального (Национального) банка, тогда как меры бюджетно–налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.
Внешний лаг – промежуток времени
между моментом принятия какой–либо
меры экономической политики и моментом
появления результатов от этой меры.
Такие внешние лаги характерны для
денежно–кредитной политики в большей
мере, чем для фискальной, так
как денежно–кредитные
Поскольку инвестиционные проекты
планируются фирмами
Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие–либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества – требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.
В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1–2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.
Информация о работе Основы стабилизационной политики государства