Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования реализации механизмов стабилизационной политики государства: выбора оптимальной комбинации целей, распределение полномочий между субъектами регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и инструменты стабилизационной политики го-сударства.
2) исследовать проблемы осуществления стабилизационной политики.
3) проанализировать фискальную и кредитно-денежную политику.
4) исследовать особенности комбинированной экономической политики.
3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа — необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставляет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже используют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя
4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.
Опираясь на рассмотренные инструменты, центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики — стабилизацию денежной массы или процентной ставки. Жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика — политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента; как крайний случай графически может быть продемонстрирована горизонтальной кривой предложения денег на уровне заданного значения процентной ставки.
Выбор варианта монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Если такой причиной является изменение скорости обращения денег, то реализуется гибкая монетарная политика, соответствующая горизонтальной или пологой кривой предложения денег (рисунок а). Если же такой причиной является инфляция, то реализуется жесткая монетарная политика, соответствующая относительно вертикальной или крутой предложения денег (рисунок б).
2.3. Комбинированная политика государства.
Смешанная стабилизационная политика
предполагает одновременное воздействие
на экономику фискальных и монетарных
импульсов, причем целью такой политики
будет не только приближение экономики
к состоянию долгосрочного
С точки зрения кейнсианской школы и монетарный, и фискальный импульсы способны увеличивать национальной доход, однако все эти действия могут иметь негативные последствия: вытеснение госрасходами потребления при фискальном импульсе с налоговым финансированием; вытеснение госрасходами инвестиций при финансировании за счет роста государственного долга; чрезмерный рост процентной ставки при подавлении экономического бума с помощью монетарных средств.
Поэтому для оптимизации экономической политики кроме основного инструмента используется дополнительный инструмент.
При применении фискальной стабилизационной политики в фазе экономического спада происходит рост процентной ставки и снижение инвестиций, поэтому монетарная политика должна стимулировать инвестиции, а для этого нужно уменьшить процентную ставку за счет роста денежной массы. Целями монетарной политики могут быть : 1) снижение процентной ставки до исходного уровня; 2) рост инвестиций до исходного уровня. Заметим, что если существуют индуцированные инвестиции, то для восстановления объема инвестиций нужно меньшее снижение процентной ставки.
Точно также при применении монетарной стабилизационной политики во время экономического бума нужен одновременный фискальный импульс, заключающийся в снижении государственных расходов и снижении государственного долга, который должен будет понизить процентную ставку до исходного уровня.
Нужно заметить, что применение комбинированной стабилизационной политики всегда сопровождается более сильным изменением цен, чем проведение оптимальной монотипной стабилизационной политики. Рост или снижение цен будут несколько препятствовать проведению стабилизационной политики, но этим влиянием в кейнсианской модели можно пренебречь.
III. Результаты стабилизационной политики государства.
Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.
Так как
стабилизационная политика сводится к
манипулированию
Дефицит государственного бюджета можно финансировать либо посредством его монетизации, либо за счет займа у населения или у остального мира. Поскольку монетизация дефицита государственного бюджета означает увеличение предложения денег, способствующее росту национального дохода, то при определенных условиях таким путем можно ликвидировать бюджетный дефицит.
Однако если правительство при проведении экономической политики обязано иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия усиливают конъюнктурные колебания. Во время кризиса и депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления в государственный бюджет сокращаются. Снижение в это время государственных расходов ввиду уменьшения бюджетных поступлений сдерживает выход экономики из кризиса. Полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема способствует “перегреву” национальной экономики. Если проведение стабилизационной политики несовместимо с ежегодно сбалансированным бюджетом, то целесообразно выравнивать государственные расходы и доходы за весь период экономического цикла так, чтобы избытки бюджета в фазе подъема покрывали прирост государственного долга во время спада. В качестве комбинации целей проведения стабилизационной политики в открытой экономике выступает двойное равновесие — совместное равновесие на всех макроэкономических рынках страны при полной занятости и нулевом сальдо ее платежного баланса. Сальдо платежного баланса страны равно нулю, если чистый экспорт товаров и услуг равен чистому экспорту капитала. От состояния платежного баланса зависит количество денег, обращающихся внутри страны, а следовательно, и общая экономическая конъюнктура. На состояние платежного баланса наряду с уровнем экономической активности внутри страны влияют текущий курс национальной денежной единицы на валютном рынке, разница между уровнем цен в стране и за границей, отличие между ставками процента и соотношением темпов инфляции внутри страны и за границей.
Кроме инструментов
фискальной и денежно-кредитной
политики, для воздействия на экономическую
конъюнктуру в открытой экономике
у правительства есть возможность
использовать валютную политику в виде
регулирования курса
Необходимый
для достижения двойного равновесия
конкретный набор мероприятий
Результативность
стабилизационной политики возрастает
по мере сокращения временного лага между
моментом возникновения нежелательного
изменения конъюнктуры и
Таким образом,
в экономическом развитии государства
особую роль играет стабилизационная
политика, которая предполагает под
собой систему мероприятий
Заключение.
Целью данной курсовой работы являлось проведение исследования реализации механизмов стабилизационной политики государства. В первой главе мы рассмотрели основы стабилизационной политики государства. Во второй главе были проанализированы методы осуществления стабилизационной политики государства, их сущность. В третьей главе мы показали последствия стабилизационной политики государства.
По результатам работы
можно сделать следующие выводы. Главная задача управляющих структур
государства, обеспечить стабильное экономическое
развитие страны и не допустить появления
различных кризисов. К сожалению, нельзя
раз и навсегда создать идеальные законы,
которые бы обеспечили безупречное функционирование
экономической машины с постоянным ростом
производства, высокой занятостью и низкой
инфляции. Более того, как показывает практика,
вообще нельзя добиться стабильного экономического
подъема продолжительное время. За периодом
производственного роста неизменно следует
период замедления темпов развития (в
наилучшем случае). Это плата за развитие,
за то, что государство наращивает свое
богатство. Последнее, накапливаясь в
отдельных отраслях производства более,
нежели в других, вызывает дисбаланс спроса
и предложения. Пока происходит естественное
(либо управляемое государством) перераспределение
богатства между всеми отраслями производства,
экономическое развитие замедляется.
Задача государства заключается в том,
чтобы по необходимости вмешиваться в
процесс функционирования экономического
рынка и устранять опасные перекосы в
его.развитии.
Из проделанной работы видно, что государство
управляет экономической жизнью страны
с помощью двух мощных инструментов: налогово-бюджетной
(фискальной) и денежно-кредитной.политики.
Государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов.государства. При всех отрицательных явлениях в экономике, тем не менее, в стране идет естественный позитивный процесс упорядочения экономических взаимоотношений.
Список использованной литературы:
1). Петровская Л.М. Модели открытой экономики и стабилизационная политика. - Мн.: БГУ, 2000.
2). Баринов В.А. Антикризисное управление. - М.: - ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.
3). А. Лившиц «Методы и формы государственного регулирования» // Человек и труд. –1992. – № 9,10.
4). М. Ионов «Роль государства в экономике» //Экономист. –1995. –№ 8.
5). Антикризисная книга "КоммерсантЪ", Издательство: Астрель, 2009 г.
6). «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления», Cборник научных статей выпуск 7; Пб.: Институт бизнеса и права, 2009 г.
7). С. Губанов «Макроэкономическое регулирование. За какой моделью будущее?» //Экономист. –1992. –№ 6.
Информация о работе Основы стабилизационной политики государства