Основы стабилизационной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение исследования реализации механизмов стабилизационной политики государства: выбора оптимальной комбинации целей, распределение полномочий между субъектами регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и инструменты стабилизационной политики го-сударства.
2) исследовать проблемы осуществления стабилизационной политики.
3) проанализировать фискальную и кредитно-денежную политику.
4) исследовать особенности комбинированной экономической политики.

Файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 179.25 Кб (Скачать файл)

Автоматические стабилизаторы  экономики частично разрешают эту  проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования  занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием  адекватных налоговых, денежно-кредитных  и других механизмов макроэкономического  регулирования.

Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически  непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического  прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих  предсказать динамику основных показателей  экономического развития. Индекс опережающих  индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.

Выбор между активной и пассивной  моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью  экономических ожиданий. Определяя  поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую  роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического  регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической  политики.

Когда в политике правительства  и Центрального (Национального) банка  происходят изменения, то изменяются и  ожидания экономических агентов, и  их экономическое поведение. Для  того, чтобы эффективно управлять  экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для  расчетов достаточно сложные экономические  модели. Уравнения моделей должны изменяться в экономическом соответствии с изменениями в политике государства. Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.

 

II. Методы стабилизационной политики государства.

 

2.1. Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства.

 

Правительство является регулятором экономической активности в обществе. Правительственные решения относительно расходов и взимания налогов должны способствовать росту общественного благосостояния. Фискальная политика — политика, направленная на изменение совокупного спроса посредством изменений государственных расходов и налогов. «Фиск» в переводе с латинского означает «казна». Фискальная политика включает в себя не только методы обеспечения доходов государства, но и методы расходования этих средств. Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика — сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение. Государственные расходы в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ЧВП. В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП. Подобный механизм влияния государственных закупок на объем национального производства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для увеличения выпуска продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции. Налоги выполняют в экономики три функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства на экономику). С фискальной точки зрения, повышение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки зрения, имеет смысл высокое налогообложение доходов богатых слоев общества с целью пополнения доходов малообеспеченного населения. С точки зрения регулирования, государство стремится не столько увеличивать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивного воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший общий результат.

Проиллюстрируем влияние государственных  расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики — государственные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ЧВП, а на оси ординат — совокупные расходы. Состояние, при котором  вся величина ЧВП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке этой прямой совокупные расходы равны величине ЧВП в этой точке.

Если функция совокупного спроса AD= С+ I дает равновесный ЧВП1, то функция совокупного спроса АD= С+ I + G дает его более высокий уровень — ЧВП2.

Государственные расходы подобно  инвестициям обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ΔЧВП/ΔG .

Введение налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплательщиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧВП. Размер этого сокращения определяется величиной Предельной склонности к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS). Изменение величины потребительских расходов вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ΔС= ΔT x МРС. Аналогично, изменение величины сбережений вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ΔS = ΔT x MPS. Воздействие роста налогов на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке ниже.

При постоянных инвестиционных и государственных  расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

Налоги, подобно инвестициям и  государственным расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.

Недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы — автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия  встроенных стабилизаторов на экономику (рис. 1) . Подоходный налог действует  следующим образом: если по каким-либо причинам в экономике наступает  падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного  спроса, а это в силу мультипликативного эффекта вызовет еще большее  падение равновесного уровня дохода Y. Однако наличие налоговой ставки t на доходы, поскольку налоговая функция имеет вид Т = Тa + tЧY, уменьшает величину мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку  НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении  объема продаж налоговые поступления  от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. В условиях экономической активности, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что  увеличивает поступления от косвенных  налогов. Экономика автоматически  стабилизируется.

Что касается пособий по безработице  и по бедности, то общая сумма  их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и их доходы сокращаются) и  уменьшается при подъеме, когда  наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

2.2. Денежно-кридитная (монетарная) политика государства

Денежная политика — важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.). Денежно-кредитная политика — политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.

Достижение основных целей денежно-кредитной  политики осуществляется посредством  общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.

Общими инструментами регулирования  выступают:

1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам.

2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков.

Селективными методами регулирования являются:

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Информация о работе Основы стабилизационной политики государства