Особенности управления демографической ситуации в Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты регионального демографического развития; провести анализ демографического развития регионов России; провести анализ регионального демографического развития в России; выявить основные изменения мирового демографического контекста, выгодного для России и провести анализ возможностей изменения демографического положения России; определить основные направления демографической России; проанализировать демографическую ситуацию в Ростовской области.

Файлы: 1 файл

Курсовая рег демогр полит.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Например, хотелось бы рассмотреть регионы ЮФО и СКФО. Оба этихх округа являются уникальными по своим социально-культурным и этническим характеристикам, поскольку здесь исторически соприкасаются различные народы и культуры. К тому же, долгое время регионы СКФО относились к ЮФО, несмотря на то, что ЮФО - типичная для России совокупность регионов, с точки зрения воспроизводства населения, уровня жизни и других социально-экономических параметров. СКФО же по большей части - это совершенно другой тип воспроизводства населения, обладающий иными демографическими характеристиками, с низким уровнем социально-экономического развития.

В силу повышенной рождаемости и  пониженной смертности демографическая  ситуация в СКФО выглядит лучше, чем в целом в России. Однако естественный прирост населения происходит в наиболее депрессивных регионах, тем самым ухудшая и без того сложную экономическую ситуацию. Продолжительность жизни (ожидаемая при рождении) на Кавказе по-прежнему высока - 68 -75 лет, тогда как в среднем по стране - только 65 лет. Самые высокие показатели прироста населения наблюдались в республиках Чечня, Ингушетия, Дагестан. Низкий естественный прирост отмечался только в Кабардино-Балкарской республике. В Карачаево-Черкесской республике прирост населения начался с 2004 года, в республике Северная Осетия - с 2006года, а в Ставропольском крае - с 2008 года.

В республиках Дагестан и Ингушетия  смертность намного ниже, чем по РФ. Также в республиках Дагестан, Ингушетия и Чечня относительный показатель рождаемости в среднем в 1,5-2 раза выше, чем в России. Такая ситуация на первый взгляд крайне противоречива, т.к. именно эти регионы пережили локальную войну и несколько межнациональных конфликтов, имеют множество социально-экономических проблем и одни из самых низких в России показатели уровня доходов. Но во многих республиках СКФО не только социально-экономическая ситуация определяет рождаемость, но и традиционные установки на высокую рождаемость, свойственные некоторым кавказским народам.11 Особый тип формирования населения характерен для Чеченской республики, демографическая ситуация в которой определяется, с одной стороны, высокой рождаемостью, а с другой - значительной смертностью населения.

В ЮФО наоборот наблюдается отрицательная динамика воспроизводства (например, в Краснодарском крае, Астраханской области, Ростовской области, Волгоградской области).

Как видно, демографическая ситуация резко различается, тем не менее, принимаемые государством меры по большей  части одинаковы для обоих  округов.

Традиционной серьезной проблемой  для Северо-Кавказского федерального округа является высокая младенческая смертность, хотя успехи здравоохранения последних лет привели к значительному улучшению этого показателя. Так же острые проблемы в СКФО – здравоохранения и образования: наблюдается острая нехватка медицинских учреждений, образовательных учреждений, и, соответственно, врачей и граммотного преподавательского состава. Поэтому в данном округе в целом и в каждом его субъекте, в частности, упор сделан на поддержку здоровья молодёжи,  детей, а так же на создание школ и ВУЗов.12

В ЮФО акценты расставлены несколько иначе: особая роль отведена решению проблем малообеспеченных семей, а так же молодёжной политике. Приоритетным вниманием пользуются многодетные семьи. При этом в системе мер государственной поддержки особое место занимает выплата пособий.

Для формирования системы общественных и личностных ценностей, ориентированных  на возрождение и укрепление престижа семьи с детьми, семейных традиций и повышения социальной значимости материнства в СКФО проводятся ежегодные "Дни семьи" (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика), "День матери" (Республика Адыгея). В ЮФО так же проводится политика, направленная на укрепление семьи – например, это конкурсы - "Астраханская семья третьего тысячелетия" и "День новорожденного" (Астраханская область).

Также создаются "благоприятные" социально-экономические условия  для рождения, содержания и воспитания нескольких детей. Например, как в СКФО, так и в ЮФО устанавливается единовременное пособие при рождении ребенка. 13

Еще необходимо отметить, что в  некоторых регионах ЮФО и СКФО, применяются определенные меры демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости и обеспечение государственной защиты детей и семьи. Именно такой мерой являются именные накопительные вклады на новорожденных. Хотя они различаются по источникам финансирования и по размерам первоначальных вкладов, во всех регионах обоих округов они размещаются в отделениях Сберегательного банка РФ, и выплачиваются по достижению ребенком 18-летнего возраста. Источниками финансирования именных вкладов на новорожденных в Республике Адыгея являются бюджетные средства республики, в Кабардино-Балкарской Республике - средства Кабардино-Балкарского детского фонда, а в Астраханской области - средства, вырученные от реализации невостребованных приватизационных чеков. Размер вклада колеблется от десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день рождения ребенка (Республика Адыгея) до 2000 рублей (Кабардино-Балкарская Республика).

В ЮФО активно принимаются законодательные акты, создающие правовые, социально-экономические и организационные условия и гарантии для самореализации молодежи. На основании Федеральной программы "Молодежь России", принимаются региональные целевые и комплексные программы, в том числе и муниципальные - "Молодежь Астраханской области ", "Молодежь Калмыкии", "Молодежь Дона", "Молодежь Ростова", а также в Ростовской и Астраханской областях были приняты законы "О молодежной политике".

Во многих регионах создаются условия, благоприятствующие работникам, имеющим детей, сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей, а также повышению воспитательного потенциала семьи. Эти условия обеспечиваются некоторыми мероприятиями в рамках семейной политики (Астраханская область, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край), а также региональными целевыми программами по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе принятых (Республика Адыгея, Астраханская область, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Ростовская область).

В рамках программ "По улучшению  положения женщин и повышению  их роли в обществе" региональным отделам федеральной службы занятости  населения рекомендуется организовать учебные центры и филиалы по перепрофилированию безработных женщин, и создавать дополнительные рабочие места для женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и ухода за ними. А также в некоторых регионах разрабатывались социальные; программы материальной поддержки безработных женщин-матерей.

В области миграционной политики меры, принимаемые в регионах СКФО и  ЮФО, на данный момент тоже похожи. Раньше в этой сфере выделялись такие  территории, как  Краснодарский и Ставропольский край, в которых ужесточение миграционного законодательства началось раньше, чем в других регионах ЮФО и СКФО, так как, именно эти регионы принимали основную массу мигрантов. Здесь ограничение миграции осуществлялось через систему прописки и регистрации, причем, практически не разграничивая внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Таким образом, проанализировав региональную демографическую политику по регионам СКФО и ЮФО, можно выделить следующие группы инструментов семейной политики:

  • законодательное и институциональное обеспечение (все юридически оформленные акты, определяющие официальный статус супругов и детей, касающиеся охраны материнства и детства, браков и разводов);
  • экономические меры (например, система социальных пособий на детей, оплачиваемые отпуска по беременности и родам, «материнский» (семейный) капитал, налоговые льготы, льготные ипотечные кредиты и другие меры);
  • мероприятия, создающие альтернативу непосредственному семейному уходу, прежде всего за ребенком (развитие широкой сети детских дошкольных учреждений);
  • помощь семье в проблемных ситуациях и работа по совершенствованию семейных отношений (службы семьи);
  • пропагандистские и просветительские мероприятия (подготовка молодежи к браку, лекционная работа среди населения, широкое обсуждение семейных проблем средствами массовой информации).

Соответственно, основные задачи демографической политики:

  • обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
  • профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
  • создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей,;
  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
  • совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
  • профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На сегодняшний день в условиях низкой рождаемости и  деформации семейных ценностей правительство  принимает активные меры по стабилизации демографической ситуации. Ещё с 2007 г. был введен комплекс мер, включающий увеличение размеров пособий по уходу за ребенком, дифференциацию пособия в зависимости от очередности рождения детей, распространение права получения этих пособий на неработающих женщин, введение компенсаций за посещение ребенком детского дошкольного учреждения, реализация материнского «семейного» капитала и др. Естественно, все меры совершенствуются и реализуются и в настоящий момент.14

Таким образом, роль государства в управлении демографическими процессами значительна.

Конечно, в системе  данной политики имеются и недостатки, но, тем не менее, кое-какие улучшения  уже заметны, к примеру, численность  населения в 2012 году по регионам ЮФО и СКФО наконец-то увеличилась, наметилась тенденция на увеличение рождаемости, такие изменения говорят о влиянии политики на демографическую ситуацию, а значит, России надо двигаться в этом же направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности управления демографической ситуации в Ростовской области.

2.1. Особенности демографического состояния Ростовской области

Современная демографическая  ситуация в Ростовской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических  процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.

Как и в целом по России, в Ростовской области до сих пор сказываются последствия  демографического кризиса 90-х годов  – количество жителей из года в  год уменьшается. Однако темпы снижения замедляются. Если за 2007 год численность постоянно проживающих в области граждан сократилась на 17,1 тысяч человек, то за 2012 год – на 5,8 тысяч человек.15

Согласно данным Росстата, численность постоянного населения  Ростовской области к началу 2013 года составила 4 254,8 тыс. человек.

В общей численности  населения Российской Федерации  население нашей  области составляет 3%.

Среди субъектов Южного федерального округа Ростовская область  длительное время находится на втором месте по количеству жителей после Краснодарского края.

В Ростовской области  проводится активная государственная  политика в сфере демографии, главной  целью которой является создание условий для стабилизации численности  населения Ростовской области и  ее роста в дальнейшем.

Решить эту задачу возможно только совместными усилиями органов государственной власти по улучшению качества жизни граждан. В Ростовской области такой комплексный межведомственный подход осуществляется в рамках Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года. Для сохранения здоровья жителей, сокращения смертности и стимулирования рождаемости Концепцией определено позитивное развитие в различных сферах: здравоохранении, образовании, строительстве жилья, социальной поддержки материнства и детства.

В целях улучшения  показателей здоровья населения  реализуются мероприятия областных  долгосрочных целевых программ, например, "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы". Для снижения  младенческой смертности и выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой  массой тела в области действует перинатальный центр и 7 межтерриториальных неонатальных центров. На сохранение здоровья и формирование у населения навыков здорового образа жизни нацелена работа 14 взрослых и 6 детских центров здоровья. 16Совершенствуется система мер по сокращению смертности от сердечно-сосудистых,  онкологических и инфекционных заболеваний.17

Информация о работе Особенности управления демографической ситуации в Ростовской области