Особенности управления демографической ситуации в Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты регионального демографического развития; провести анализ демографического развития регионов России; провести анализ регионального демографического развития в России; выявить основные изменения мирового демографического контекста, выгодного для России и провести анализ возможностей изменения демографического положения России; определить основные направления демографической России; проанализировать демографическую ситуацию в Ростовской области.

Файлы: 1 файл

Курсовая рег демогр полит.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В Ростовской области  проводится системная работа по сокращению травматизма и смертности, включая  дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия и происшествия на воде.  Реализуются мероприятия областного Плана профилактических мероприятий по сокращению смертности и травматизма от внешних причин и Областной целевой программы «Повышение безопасности  дорожного движения на территории Ростовской области на 2007 – 2012 годы».

В целях стимулирования рождаемости, укрепления института  семьи и повышения доступности  жилья гражданам, в первую очередь  молодым семьям с детьми, в Ростовской области действуют: Областная долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 годы» и подпрограмма «Социальное развитие села в Ростовской области на 2010-2014 годы» в рамках федеральной целевой  программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Для обеспечения потребности  населения в услугах дошкольного  образования в области проводится работа по расширению сети детских  садов, а также  развитию вариативных  форм дошкольного образования.

Особое внимание уделяется  государственной поддержке материнства и детства.

На улучшение демографической  ситуации в Ростовской области направлены действия всех органов исполнительной власти и местного самоуправления. Эффективность этой работы находится  на постоянном контроле губернатора  области В.Ю. Голубева.

В рамках комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и  демографической политике, а также  областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам обсуждаются проблемы и коллегиально определяются пути их решения.

Дальнейшее проведение в Ростовской области активной демографической политики, в том числе реализация всех направлений Концепции демографической политики, позволят повысить качество жизни граждан и создать условия для роста численности  населения области.

2.2. Перспективы и проблемы управления демографической сферой и пути развития демографической ситуации в Ростовской области.

Ростовская область  по численности населения занимает шестое место среди 83 субъектов Российской Федерации

По данным статистики, в 2012 году средняя продолжительность жизни в Ростовской области на один год превысила общероссийскую. Тем не менее о стабилизации демографической ситуации говорить пока рано: на Дону, как и в большинстве российских регионов, численность населения продолжает сокращаться. Так, в 2011 году общая убыль населения составила 14 тыс. человек. Переломить ситуацию призвана Концепция демографической политики Ростовской области до 2025 года, принятая в 2010 году.

Для начала — сухие  цифры. По данным Ростовстата, за 2011 год  в области родилось 46519 младенцев — на 0,2% меньше, чем в 2010 году. Уровень рождаемости в Ростовской области оказался ниже среднероссийского (10,9 против 12,6 родившихся в расчёте на 1000 населения). Число умерших в Ростовской области превысило число родившихся в 1,3 раза. За год умерло 68840 человек (на 2039 человек меньше, чем в 2010 году), при этом каждый пятый ушёл из жизни в трудоспособном возрасте. Уровень смертности населения региона оказался выше среднероссийского показателя и составил 14,3 человек в расчёте на 1000 населения (в среднем по России — 13,5).18

Впрочем, если рассматривать  ситуацию за несколько последних  лет, налицо положительные тенденции  по основным демографическим показателям. Так, по данным Ростовстата, за 2010 год  в области родилось на 444 ребенка больше, чем в 2009 году. А если сравнивать показатели 2009-го, когда родилось 46338 человек, с показателями 2007 года, то окажется, что новорожденных было на 2732 больше. В целом, по данным областного министерства здравоохранения, уровень рождаемости с 2005-го по 2011 годы вырос на 20% и составил 10,9 на тысячу населения, а общая смертность снизилась на 8% и составила 14,2 на 1000 человек. При этом средняя продолжительность жизни в регионе в настоящее время составляет 71,3 года, что на один год больше, чем в среднем по России.

Эти показатели даже несколько  выше целевых, предусмотренных областной  программой улучшения демографической  ситуации на 2008-2010 годы. Например, удалось  значительно снизить уровень  младенческой смертности. Так, в 2006 году в Ростовской области примерно 13 младенцев на тысячу родившихся умирали в возрасте до 1 года. Программа улучшения демографической ситуации предполагала снизить эту цифру к 2010 году до 10. Реальный показатель 2011 года — 7,6 на тысячу родившихся.19 При этом, как поясняют в министерстве здравоохранения, высокая младенческая смертность отчасти объясняется тем, что в клиники Ростовской области попадают женщины с патологией беременности и новорожденные с пороками развития со всего юга России.

В 2010 году была утверждена Концепция демографической политики Ростовской области до 2025 года. Она предполагает, что уже к 2015 году в регионе произойдёт стабилизация численности населения, после чего начнётся постепенный рост. То есть к 2016 году, согласно прогнозам, в области будут проживать 4,14 млн человек, к 2020-му — уже 4,168 млн. А в 2025 году население региона должно достичь 4,25 млн человек — за счёт роста рождаемости, снижения смертности и миграционного притока.

При этом ожидается, что  уже через 4 года средняя продолжительность жизни в регионе составит 70 лет, а к 2025 году увеличится до 75 лет. Уровень смертности планируется сократить не менее, чем в 1,3 раза, в том числе младенческую и материнскую смертность — как минимум в 1,5 раза. На столько же предполагается повысить суммарный показатель рождаемости — в первую очередь за счёт рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.

Среди основных задач  программы — сохранение и укрепление здоровья населения, улучшение качества жизни страдающих хроническими заболеваниями и инвалидов, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

В начале 2012 года на Дону были вручены первые сертификаты  на получение регионального материнского, или, как его ещё называют, семейного капитала. Он должен стать одной из форм материальной поддержки многодетных семей и косвенным стимулом для повышения рождаемости. Право на региональный материнский капитал имеют семьи, в которых появился третий и более ребенок — родной либо приёмный. Изначально планировалось, что сумма этой региональной выплаты будет составлять 50 тыс. руб., однако по решению губернатора Ростовской области Василия Голубева в 2012 году донской материнский капитал был увеличен до 100 тыс. руб. с ежегодной индексацией.

Распорядиться этими средствами, как и в случае с федеральным семейным капиталом, можно по достижении ребёнком 3 лет. Деньги можно потратить на улучшение жилищных условий, покупку автомобиля, образование или лечение ребенка.

Инициатива региональных властей получает развитие и «на местах». Так, в этом году глава Октябрьского сельского района Евгений Луганцев заявил, что местные власти рассмотрели возможность предоставления многодетным семьям небольшого районного материнского капитала. По его словам, размер этой выплаты составит как минимум 20 тыс. руб.

Кстати, концепцией региональной демографической политики предусмотрено  целевое строительство доступного семейного жилья, которое будет  приобретаться с использованием средств семейного капитала, а  также развитие дополнительных образовательных услуг.

Также в числе мер, которыми предполагается стимулировать  рождаемость в Ростовской области, — решение обеспечить многодетные  семьи, имеющие 10 и более детей, бесплатным вместительным автотранспортом. В 2011 году расходы областного бюджета на это составили 12,2 млн руб. Начиная с прошлого года была введена новая форма поддержки — выделение многодетным семьям бюджетной субсидии на оплату части стоимости приобретаемого жилья — 35% и погашение процентной ставки по жилищному кредиту — 10%.

Снижение рождаемости  на протяжении целого ряда лет, к сожалению, привело к массовому закрытию и «перепрофилированию» детских  дошкольных учреждений. В итоге теперь, когда власти готовы всячески стимулировать  «бэби-бум», мест в детских садах  катастрофически не хватает. В Ростовской области, по данным регионального минобразования, обеспеченность различными формами дошкольного образования составляет лишь 78%. На начало прошлого года очередь в детские сады составляла 39,2 тыс. человек, на конец года — 40,5 тыс.20

Власти региона взяли  решение проблемы под особый контроль — губернаторская программа «100 детских садов к 2015 году» предполагает строительство 15 детских садов в  текущем году, 25 — в 2013-м, ещё по 30 — в 2014-м и 2015 годах. Ведомственные  детские сады будут переданы на баланс городских и районных муниципалитетов. Кроме того, дополнительные места для дошкольников должны открыться на базе свободных площадей в средних школах.

Лучшим же стимулом для  повышения рождаемости должно стать  общее «повышение уровня и качества жизни населения области» — именно так сформулирована одна из главных целей долгосрочной стратегии развития региона, утверждённой правительством Ростовской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение можно сказать, что государство проявляет озабоченность демографической ситуацией, принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы. Но нельзя не заметить, что, не смотря, на все перечисленные меры, все же принятые законодательные акты носят слишком общий характер. Конкретные механизмы реализации проектов не прописаны. Принятые решения о стимулировании рождаемости посредством выплаты так называемого «материнского капитала», увеличения пособия по уходу за ребенком, компенсации расходов на дошкольные учреждения, меры по стимулированию усыновления детей-сирот требуют значительных финансовых затрат.

Нельзя забывать о  данных демографических исследований других стран, где применяли демографическую  политику, основанную на материальной и социальной помощи. Должного эффекта они не достигли. Сначала наблюдается некоторый рост рождаемости, но после – спад. Это объясняется тем, что семьи, которые хотят второго, третьего ребенка, подстраиваются под государственные программы, дающие возможность получить льготы или дотации. А спад начинается потому, что предлагаемые программы материально помощи, дотации, льготы оказываются недостаточными для полноценного воспитания детей и повышения репродуктивной активности потенциальных родителей.

Не смотря на кажущееся  увеличение рождаемости в последние 2 года, сохранение нынешних тенденций воспроизводства населения приведет к тому, что численность населения страны к 2025 году не стабилизируется и тем, более не станет увеличиваться (как прогнозируется разработчиками Концепции демографической политики), а сократиться до 122-125 млн.человек. Быстрое сокращение численности населения становится фактором угрозы не только экономического развития, но и национальной безопасности. Старение населения неизбежно приведет к увеличению нагрузки на Пенсионный Фонд и кризисному состоянию всей пенсионной системы. Отсутствие благоприятных условий для рождения и воспитания детей ускорит переход к однодетной модели семьи.

По данным ООН по численности  населения Россия в 2000 году занимала 6 место, к 2050 году наша страна переместится на 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Анопченко, Т.Ю., Савон, Д.Ю.. Ростовская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2011;
  2. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: Учебник -  М., 2009;
  3. Елисеева И.И., Васильева Э.К., Клупт М.А. и др. под ред. И.И. Елисеевой. Демография и статистика населения: Учебник. - М.: «Финансы и статистика», 2012;
  4. Захаров С.В. – «Демографическая проблема в России как она есть на самом деле…» - Москва, «Энциклопедия», 2013;
  5. Зверева Н.В., Веселкова И.Н., Елизаров В. В.. Основы демографии: Учеб. Пособие. - М.: Высш. шк., 2012;
  6. Клупт М. Демография регионов Земли. — СПб.: Питер, 2012;
  7. Макдональд П., «Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы», М., 2006 г;
  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. - «Демографическая ситуация в России» - Москва, изд. Прогресс, 2012;
  9. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России – М., NALEX, 2003;
  10. Соболева С.В., Чудаева О.В. Сибирь: тенденции и перспективы демографического развития. Журнал «Политический класс», N9, Москва, 2009;
  11. Ткаченко А. – «Выходит ли Россия из демографиче6ского кризиса?» - «Социально – политический журнал» 2006;
  12. Фетисов, Г.Г., Орешин, В.П. Региональная экономика и управление. – М, 2010.
  13. Харченко Л.П., Глинский В.В., Ионин В.Г. Демографическая статистика: издательство Новосибирск, 2011;
  14. Щуков, В.Н.. Экономический потенциал регионов России  и эффективность его использования. – Иваново, 2011.

 

Интернет-источники:

  1. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1825
  2. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Демографическая_политика
  3. http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0433/gazeta02.php
  4. http://rybakovsky.ru/uchebnik2a40.html
  5. http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/04/15
  6. http://www.fos.ru/geography/7950.html
  7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9821
  8. http://geo.1september.ru/2001/37/6.htm
  9. http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=93704
  10. http://www.protown.ru/information/doc/4291.html
  11. http://www.gks.ru

Информация о работе Особенности управления демографической ситуации в Ростовской области