Первичные данные и статистический анализ Российского импорта кофе в 2012 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проведение статистического анализа импорта кофе и его изменений за 2010 - 2012 гг.
В связи с целью, в работе поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть показатели, характеризующие структуру импорта;
2) провести статистический анализ структуры импорта Российской Федерации;
3) охарактеризовать изменения, произошедшие в структуре импорта за 2010 - 2012гг.
4) рассмотреть кофе как отрасль экономики РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИМПОРТА……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности.................................................................................................5
1.2. Импорт, его определение и экономическое значение...........................11
1.3. Характеристика кофейной промышленности и особенности кофе как товара………………………………………………………………………..13
1.4. Основные статистические методы и показатели в анализе экспорта……………………………………………………………………….18
2. ПЕРВИЧНЫЕ ДАННЫЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ИМПОРТА КОФЕ В 2012 ГОДУ.....................................25
2.1. Первичные данные по импорту кофе в 2012 году.................................25
2.2. Анализ импорта кофе в 2012 году на основе первичных данных.........................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................39

Файлы: 1 файл

moy_kursach.docx

— 109.33 Кб (Скачать файл)

      Под методологией  учета понимается система принципов  и методов учета. Методология  статистики внешней торговли  в отдельных странах зависит  от национальных традиций, сложившихся  в практике учета, а также степени  воздействия на эти страны  рекомендаций по учету международных статистических органов [10].

Таможенная статистика характеризуется предметом, объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.

Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.

Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов. Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика.

Предметом статистики внешней торговли является товарооборот страны, т.е. экспорт и импорт, а также международная торговля.  Методом статистики является способ исследования предмета.

Основными чертами метода статистики являются:

  1. Массовое статистическое наблюдение
  2. Статистическая сводка и группировка данных
  3. Исчисление обобщающих показателей  и их экономико-статистический анализ [10].

       Статистическое  наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение  за явлениями социальной и  экономической жизни, которое заключается  в регистрации отобранных признаков  у каждой единицы совокупности.

       Статистическое  наблюдение может проводится органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм [13].

Одними из основных обобщающих статистических показателей являются относительные и средние величины. Под относительной величиной понимается показатель, полученный путем соотношения двух статистических величин. Относительная величина получается как частное от деления одной величины на другую.

Наибольшее применение в статистике внешней торговли имеют следующие виды относительных величин:

  1. Относительные величины структуры. Они представляют собой отношение размеров части и целого.

Для глубокого и всестороннего анализа внешней торговли нашей станы рассчитываются доли разных товарных групп в экспорте или импорте: машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, продовольственные товары, металлы и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия и др. Значительный интерес представляет изучение географической структуры внешней торговли нашей страны – доли отдельных групп товаров и стран в экспорте и импорте, а также ряда других относительных величин структуры. Большое значение для определения участия страны в международной торговле имеет показатель доли страны в мировой торговле, определяемый как отношение экспорта страны за определенный период времени к мировому экспорту за тот же период.

  1. Относительные величины интенсивности. Эти величины характеризуют развитие какого-либо явления в определенной среде, например объем внешней торговли и валовой внутренний продукт на душу населения, а также производство и импорт отдельных товаров на душу населения.
  2. Относительные величины сравнения. Эти величины исчисляют для характеристики одного изучаемого явления (в абсолютных, средних, относительных величинах) по  отношению (сравнению)  к одноименным или аналогичным величинам другого как одинакового, так и различного явления. Например, сопоставляются темпы роста внешней торговли отдельных стран за какой-то период и определяются коэффициенты опережения. К относительным величинам сравнения во внешней торговле могут быть отнесены коэффициент эластичности оборота внешней торговли, экспортная квота, коэффициент физических условий торарообмена, коэффициент структурной специализации (определение и примеры расчета будут приведены ниже, после рассмотрения относительных величин динамики).
  3. Относительные величины динамики. Эти относительные величины находят самое широкое распространение в анализе внешней торговли, прежде всего в анализе рядов динамики. Относительные величины динамики характеризуют изменение показателей внешней торговли во времени, что, несомненно, имеет первостепенное значение в выявлении тенденций развития внешней торговли.

Рассмотрим основные методы анализа динамических рядов во внешней торговле. Самыми распространенными относительными величинами динамики (показателями динамики) являются следующие: коэффициенты роста, темпы роста и прироста, а также средние коэффициенты роста, средние темпы роста и прироста.

Под коэффициентом роста в статистике понимают отношение показателя какого-либо явления изучаемого периода к показателю базисного периода, что можно представить в виде формулы

  (1)

где К - коэффициент роста;

у1 - величина явления изучаемого периода;

у0 - величина явления базисного периода.

Например, внешнеторговый оборот России в 2011 году составил 845,8 млрд. долл. США, а в 2010 – 649,2 млрд. долл. США. В таком случае коэффициент роста внешнеторгового оборота России в 2011 году по сравнению с 2010 годом составит:

 

В отличие от коэффициента роста, темп роста (Тр) выражает процентное отношение показателя какого-либо явления изучаемого периода к показателю базисного периода. Другими словами, темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Следовательно, темп роста внешнеторгового оборота РФ составит:

(2)

В зависимости от величины показателей коэффициент роста может быть больше единицы, а темп роста превышать 100%, когда величина явления изучаемого периода больше величины базисного периода и быть меньше единицы или 100%, когда величина явления изучаемого периода меньше величины базисного периода.

Темп прироста равен темпу роста минус 100. В вышеуказанном примере темп прироста внешнеторгового оборота России в 2011г. по сравнению с 2010 г. равен 30,3% (130,3-100). В случае, если темп роста ниже 100%, темп прироста будет иметь отрицательную величину.

Следует отметить, что один и тот же процент прироста скрывает за собой разные абсолютные значения. В связи с этим в практике анализа динамических рядов внешней торговли важно определять абсолютное значение (содержание) 1% прироста

 (3)

где А - абсолютное значение 1% прироста;

ΔY- абсолютный прирост показателей статистических рядов;

Тпр - темп прироста этих показателей.

Так, абсолютное значение 1% прироста внешнеторгового оборота РФ в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составит:

 

Еще проще абсолютное значение 1% прироста может быть рассчитано как сотая часть предыдущего или базисного уровня (предшествующий или базисный уровень изучаемого периода, деленный на 100). В нашем примере предшествующий уровень по отношению к изучаемому периоду (2011г.) будет внешнеторгового оборота 2010 г., т.е. 649,2 млрд. долл. Тогда абсолютное значение 1% прироста экспорта РФ в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составит ту же величину 6,5  млрд. долл. (649,2/100). Следовательно, для того чтобы увеличить внешнеторговый оборот РФ в 2011 г. всего на 1%, необходимо обеспечить его абсолютный прирост на 6,5 млрд. долл.

Одним из важнейших показателей участия страны в международном разделении труда является экспортная квота — отношение экспорта страны к валовому внутреннему продукту. Экспортная квота по отдельным товарам определяется как отношение экспорта товара к его производству.

Средняя арифметическая взвешенная применяется в том случае, если взвешивание, т.е. умножение осредняемого признака на его вес, имеет экономический смысл и реальное значение. Так, умножая цену одной детали на количество деталей в партии, мы определяем стоимость всей партии деталей; умножая курс рубля к доллару на объем продаж в миллионах долларов США, находим объем продаж на бирже в рублях. Если же взвешивание не дает реального значения, формула средней арифметической взвешенной для нахождения средней не применяется.

Одним из эффективных методов, способствующих решению задач, является индексный метод. Индексами называют относительные показатели изменения экономических явлений во времени или в пространстве. Из этого определения видны две особенности индексов как статистических показателей.

Важное значение для индексного анализа имеет выбор периода, по сравнению с которым исследуется изменение изучаемого явления. В зависимости от этого рассчитывается базисный или цепной индекс. Следует отметить, что в ряде случаев базисный метод не может быть применен из-за невозможности ассортиментной сопоставимости товаров в длительных периодах, особенно в товарных группах с высокой степенью обработки.

В результате совершенствования индексного метода стало возможным уточнять и расширять определение влияния отдельных факторов (цен, физического объема, структурных изменений прежде всего географической структуры и ассортиментных сдвигов) на стоимостные показатели развития внешней торговли нашей страны и вскрывать неиспользованные резервы по экономии валютной выручки и затрат валюты на импорт. Все это позволяет по-новому, более глубоко и обоснованно подходить к анализу внешнеэкономических связей нашей страны [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЕРВИЧНЫЕ ДАННЫЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ИМПОРТА КОФЕ В 2012 ГОДУ

 

2.1. Первичные данные по  экспорту импорту кофе в 2012 году

 

        Кофе  -  бодрящий  и тонизирующий напиток, который производится из обжаренных зерен кофейного дерева. Большой популярностью в Европе кофе стал пользоваться с XVI в., чуть позже кофейные дома стали открывать и в России. Современное общество уже не представляет себе утро без чашечки ароматного кофе, поэтому без импорта данного продукта не обойтись. Проанализируем объем поставок импортного кофе в Россию в период с 2010 - 2012гг.

Кофе стал одним из самых популярных напитков и пользуется огромных спросом во многих странах мира, в том числе и в России. 
Объем поставляемого кофе в Россию за 2010-2012гг. достаточно стабилен, в среднем 20-25 тыс.тонн. в квартал.  
Средняя цена импортного кофе несколько выросла в 2011 г. и 1-ом квартале 2012, это связано с неурожайностью определенных сортов, отсюда удорожания цен на остальные виды кофе [17].  
Посмотрим, как менялись объемы импорта кофе и  средняя цена  за период  с 2010-2012 гг

Таблица 2.

Импорт кофе РФ за 2010-2012 гг., млн. долл. США

 

2010

2011

2012

Импорт - всего

245680

318555

335830

Кофе

333

517

510


 

Источник: [9]

Таблица 3.

Импорт кофе в РФ за 2010-2012 гг., тыс. тонн

 

2010

2011

2012

Импорт кофе

102

112

124


 

Источник: [9]

Таблица 4.

Импорт кофе РФ из стран СНГ за 2010-2012 гг., млн. тонн

 

2010

2011

2012

кофе

0,5

0,6

0,8


 

Источник: [9]

Таблица 5.

Импорт кофе РФ из стран дальнего зарубежья за 2010-2012 гг., млн. тонн

 

2010

2011

2012

кофе

102

112

122


 

Источник: [9]

Таблица 6.

Средние импортные цены на кофе за 2010-2012 гг., долларов США за тонну

 

2010

2011

2012

Кофе

3254

4602

4100

Информация о работе Первичные данные и статистический анализ Российского импорта кофе в 2012 году