Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 22:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Создание современного правового государства, изменения в ее социально-политическом строе вызвали необходимость коренных преобразований в принципах, структуре и механизме управления и функционирования пенсионной системы РФ.
В соответствии с Конституции РФ 19931 года государство обеспечивает достойный уровень жизни людей, с достижением пенсионного возраста приобрели право на пенсию.
Понятие трудовой пенсии по старости.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Создание современного правового государства, изменения в ее социально-политическом строе вызвали необходимость коренных преобразований в принципах, структуре и механизме управления и функционирования пенсионной системы РФ.
В соответствии с Конституции РФ 19931 года государство обеспечивает достойный уровень жизни людей, с достижением пенсионного возраста приобрели право на пенсию.
17 декабря 2001 года вступил в силу ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"2, однако указанный законодательный акт не решил всех проблем в сфере пенсионного обеспечения, в первую очередь было обусловлено несогласованностью положений этого Закона с другими нормативно-правовыми актами пенсионного законодательства.
Пенсионная система сохраняет неравенство прав граждан по профессиональному признаку. Такие категории граждан, как государственные служащие, народные депутаты, прокуроры, судьи и другие категории работников, в соответствии со специальным законодательством, которое регулирует их правовой статус, получают пенсии, по размеру значительно превышают минимальные пенсии по возрасту, несмотря на то, что размер страховых взносов для всех категорий граждан одинаковым, учитывая пропорциональность их выплат в зависимости от размера заработной платы.
Итак, нерешенными остались вопросы, связанные с условиями назначения пенсий по старости, которые должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом и по большей части является основным источником существования для лиц, утративших трудоспособность. Это стало одной из причин выбора темы курсовой работы «Понятие трудовой пенсии по старости».
Проблемы пенсионного обеспечения основательно исследовались представителями юридической науки, к которым относятся: Гусева Т.С., Зорькин В.Д., Игольникова В.А., Лушников А.М., Лушникова М.В. Тарусина Н. Н., Худяков А.И. и др. авторы.
Целью исследования является развитие теории пенсионных правоотношений по старости, совершенствование правового регулирования пенсионного обеспечения по старости в пенсионной системе России.
Для достижения этой цели в процессе исследования ставились следующие задачи:
1. Охарактеризовать виды трудовых пенсий в РФ.
2. Раскрыть нормативные и правовые акты, регулирующие трудовые пенсии в РФ.
3. Проанализировать особенности
правовых оснований возникновен
4. Выделить круг лиц, имеющий права на трудовую пенсию по старости.
Объектом исследования являются общественные отношения по пенсионному обеспечению по старости в пенсионной системе РФ.
Предметом исследования является теоретико-правовые проблемы понятия трудовой пенсии по старости.
Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы познания правовых явлений: диалектический, формально-логический, исторический методы, метод нормативно-сравнительного анализа, конкретно-социологический метод сбора, обобщения и анализа информации, системно-структурный и др.
Научная новизна полученных результатов. Курсовая работа является комплексным научным исследованием проблем понятия трудовой пенсии по старости и ее правового регулирования в системе пенсионного обеспечения по РФ.
Структура курсовой работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и соответствующих главных задач, необходимых для достижения цели. Структурно исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Трудовая пенсия (до 2002 года называлась государственной пенсией) – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц3.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ4 как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.
В соответствии с ст. 5 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (дальше по тексту возможно- ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»)5 в России устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца6.
В ч. 2. Ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:
1) страховой части;
2) накопительной части7.
Трудовая пенсия по старости
Трудовая пенсия по инвалидности
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
До 1 января 2002 г. в России был еще один вид трудовой пенсии — пенсия за выслугу лет. Эта пенсия была введена раньше, чем пенсия по старости (такая пенсия назначалась врачам, в том числе ветеринарным, агрономам, учителям, летно-подъемному составу гражданской авиации и некоторым другим). Ею принято было называть пенсию, которая устанавливалась при наличии соответствующего длительного специального стажа независимо от возраста и состояния фактической трудоспособности. Такой стаж именовался обычно «выслугой»8.
В последние годы пенсией за выслугу лет стали иногда называть пенсии, устанавливаемые по достижении определенного возраста, который несколько ниже общего пенсионного возраста. Законом о трудовых пенсиях пенсии за выслугу лет не предусмотрены. Пенсии за выслугу лет, назначаемые на основании Закона 1990г., теперь переименованы в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, а проще — в «досрочные пенсии по старости» (см. ст. 27 и 28 и комментарий к ним).
Следует отметить, что пенсии за выслугу лет сохранены Законом о государственном пенсионном обеспечении. Их получают кадровые военные, государственные служащие и ряд других категорий граждан. Для всех этих граждан пенсия за выслугу лет заменяет пенсию по старости, но она назначается, как правило, независимо от возраста. Исключение — государственные служащие. Им пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к трудовой пенсии по старости или по инвалидности.
Право на пенсию согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (дальше по тексту возможно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РФ») имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации9.
Что касается именно трудовых пенсий, то ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» дополнительно указано, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (дальше по тексту возможно – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»)10, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом11.
При этом в ч. 2 . ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» предусмотрено, что нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 этого Закона, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"..
Что касается иностранных граждан и лица без гражданства, которые постоянно проживающие в России, то согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", они имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации12.
Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости)13.
В ст. 1. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отмечено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим законом14.
На сегодня в РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)15, в которой закреплено право каждого гражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию.
Федеральные законы:
от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ) — направлен на развитие системы обязательного социального страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, вносит изменения в порядок финансирования выплат и предусматривает переход от ЕСН к страховым взносам;
от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования16,
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты17;
от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон № 56“ФЗ) – закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;
от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;
от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) – реулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию;
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании) – устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов – федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц18;
от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) – регулирует условия и нормы предоставления пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию;
от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам гражданской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;
от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;
от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) – определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;