Понятие трудовой пенсии по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Создание современного правового государства, изменения в ее социально-политическом строе вызвали необходимость коренных преобразований в принципах, структуре и механизме управления и функционирования пенсионной системы РФ.
В соответствии с Конституции РФ 19931 года государство обеспечивает достойный уровень жизни людей, с достижением пенсионного возраста приобрели право на пенсию.

Файлы: 1 файл

185915 Курсовая теория.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Ст. 4 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено несколько принципиально важных положений38.

Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией, т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства.

Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия. Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер. Так, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливается одна пенсия по их выбору39.

Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий.

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В ст. 3 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны и другие перечисленные в данной статье категории).

Помимо наличия Российского гражданства или факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, а также статуса застрахованного лица для возникновения права на трудовую пенсию согласно ст.3 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необходимо отвечать другим предусмотренным указанным законом.

Для трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца эти условия определены соответственно статьями 7-9, 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"40.

Согласно ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, данный возраст определён в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом, дифференцируется по признаку пола41.

Следует отметить, что трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения пенсионного возраста, установленного ст.7 Федерального закона от ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом для возникновения права на пенсионное обеспечение по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста либо независимо от возраста требуется иметь страховой стаж продолжительностью более 5 лет.

Помимо Списков № 1 и № 2 основных профессий с вредными и тяжелыми условиями труда, в нашей стране имеют силу ещё более 20 различных списков и перечней производств, работ, профессий и должностей, а также определённых категорий работников, численность которых в целом в 2001 г. составляла более 5 млн. человек.

ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему пенсионному законодательству, то есть до 01.01.2001. Установление досрочной трудовой пенсии по старости обусловлено особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также региональными признаками. Соответствующие возрастные и стажевые требования установлены в ст.27, 27.1, 28 и 28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"42.

Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности предусматривает ст.8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Трудовая пенсия по инвалидности, как и трудовая пенсия по старости, основана на страховых принципах. Поэтому она назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения права на трудовую пенсию по инвалидности продолжительность указанного стажа значения не имеет. Достаточно и одного дня такого стажа, подтвержденного в установленном порядке43.

Согласно положениям ст. 8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для назначения трудовой пенсии по инвалидности не имеет юридического значения причина инвалидности. Установление трудовой пенсии по инвалидности производится также независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы44.

При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2002 года № 166-ФЗ45.

Следует отметить, что с 1 января 2010 года наличие в ФЗ «О  трудовых пенсиях РФ» условий, при котором пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию возможно только при наступлении инвалидности, повлекшей ограничение способности к трудовой деятельности, отменено, и трудовая пенсия по инвалидности теперь назначается при наличии одной из трех групп инвалидности независимо от степени ограничение способности к трудовой деятельности46.

Таким образом, право на трудовую пенсию по инвалидности приобретают только граждане, имеющие инвалидность одной из трех групп, установленную учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Трудовая пенсия по инвалидности назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа независимо от его продолжительности.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли ли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

При определении права семьи на пенсию по случаю потери кормильца необходимо отметить следующее: в юридическом составе, влекущем возникновение правоотношения в связи с назначением этой пенсии, выделяются юридические факты, относящиеся соответственно к самому кормильцу и к членам его семьи. Поэтому право семьи на пенсию по случаю потери кормильца является производным от права на пенсию самого кормильца.

Под потерей кормильца понимается смерть или безвестное отсутствие кормильца, что подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемым органом загса, или устанавливается судом47.

Рассмотрим круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, он указан в подпунктах 2, 8, 9 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ48:

- дети, братья, сёстры, внуки  умершего кормильца, не достигшие  возраста 18 лет; а также дети, братья, сёстры и внуки умершего кормильца, обучающееся на очной форме  обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, братья, сёстры, внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сёстры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

- родители и супруг  умершего кормильца, если они  достигли возраста 60 и 55 лет либо  являются инвалидами, имеющими ограничения  способности к трудовой деятельности. Пенсия назначается, если названные  лица находились на иждивении  умершего.

- дедушка и бабушка умершего, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать49.

Указанные лица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при условии, если они находились на иждивении умершего.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца. Главное, чтобы у кормильца был факт работы, указанный в статье 10 Закона. При полном отсутствии страхового стажа у умершего кормильца трудовая пенсия нетрудоспособным членам семьи не может быть назначена (п. 11 ст. 9 Закона)50.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

, в России существует два вида пенсий: трудовая пенсия в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении".

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи – в целях компенсации вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью.

В ходе исследования нами было установлено, что согласно действующему законодательству на сегодня в России разделяют три вида трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности

В соответствии с пенсионным законодательством таким правом обладают: установленные законом профессиональные и социальные категории граждан. Профессиональные категории граждан, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на работах с тяжелыми условиями труда соответственно и т.д.)

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению

е 60 и 55 лет соответственно. Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте молож

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года / Электронный ресурс: http://www.pfrf.ru/organization_appointment_payme/8571.html (дата обращения 25.11.2014).
  3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156911/ (25.11.2014).
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161275/ (дата обращения 25.11.2014).
  5. Гусева Т.С. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за непредоставление денежных выплат по системе социального обеспечения / Т.С. Гусева // Социальное и пенсионное право. – 2010. – №4. – С. 17-19.
  6. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пенсиях / Т.С. Гусева // Российский юридический журнал. – 2010. – №6. – С. 146-151.
  7. Зорькин В.Д. Защита социальных прав и преодоление несправедливости: проблемы конституционного правосудия // Социальные права и практика Конституционного Суда РФ. – СПб, 2007.
  8. Игольникова, В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – №6. – С. 7-9.
  9. Корсаненкова Ю. Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. – М., 2010.
  10. Корчагин Ю.А. Современная пенсионная система России – Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
  11. Лушников А. М. Лушникова М. В. Тарусина Н. Н. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения: учебное пособие – М., 2010.
  12. Маслов С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.05. – Трудовое право; Право социального обеспечения. – М., 2007. – 37 с.
  13. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Е.Е. Мачульская. – М.: Юрайт, 2013. – 580 с.
  14. Организация работы органов социального обеспечения: учебник / под ред. В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2013. – 192 с.
  15. Пенсионный Фонд РФ. Официальный сайт. / Электронный ресурс: http://www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения 25.11.2014).
  16. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. К.В. Добромыслов, Е.Е.Мачульская. – М.: Книжный мир, 2010. – 416 с.
  17. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. – М.: Кнорус, 2013. – 312 с.
  18. Стремоухов, А.В. Правовое понимание пенсионного обеспечения / А.В. Стремоухов // Социальное и пенсионное право. – 2013. – №3. – С. 15-18.
  19. Худяков А.И. Пенсионное право. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2011. 640 с.
  20. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. – 2013. – №1. – С. 5-10.
  21. Ширант, А.А. Ответственность в праве социального обеспечения: онтологический аспект правового содержания / А.А. Ширант // Социальное и пенсионное право. – 2011. – №2. – С. 11-13.

Информация о работе Понятие трудовой пенсии по старости