Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение применения статистических методов для изучения работы сельскохозяйственного предприятия, в нашем случае это применение рядов динамики для анализа реализации продукции. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теорию и методологию системы статистических показателей и их практическое использование в исследованиях по нашей тематике;
использовать собранную статистическую информацию, обработка и обобщение информации на основе статистических методов;
на конкретном примере рассмотреть применение изучаемого метода.
Введение……………………………………………….……………. 3 стр.
Ряды динамики…………………………………………....………….… 5 стр.
Понятие и классификация рядов динамики….………………… 5 стр.
Показатели динамики и их взаимосвязь……………………….. 9 стр.
Анализ рядов динамики………………………………………… 14 стр.
2. Определение реализованной продукции……………………………… 19 стр.
Практическое применение рядов динамики
при анализе реализации продукции
сельского хозяйства на примере гипотетического предприятия………. 22 стр.
Заключение……………………………….………………………… 30 стр.
Список использованной литературы……..……………………….. 32 стр.
Таким образом, индексы сезонности показывают, что наименьший спрос на картофель в городе Н приходился на первый и второй месяцы, а наименьший на девятый и десятый, кроме того отчётливо прослеживаются сезонные колебания объёмов реализации. Для получения типических, устойчивых показателей сезонности их определяют по средним многолетним данным. Если в изучаемом явлении имеет место выраженная тенденция изменения уровня явления по годам, то вначале выявляют тенденцию, определяют выровненные уровни и путём сравнения с ними фактических уровней рассчитывают показатели сезонности.
2. Определение реализованной
На современном этапе развития сельского хозяйства статистика решает следующие задачи: правильно определить объёмы валовой и товарной продукции; характеризовать распределение и реализацию сельскохозяйственной продукции; определить валовой и чистый доход; изучить динамику производства и реализации сельскохозяйственной продукции; проанализировать конечные производственные и финансовые показатели предприятия. Важной задачей является также изучение рынка сельскохозяйственной продукции. Для изучения процессов реализации продукции статистика использует особую систему показателей, характеризующую объёмы, структуру и динамику, качество реализованной продукции, выручку и цены.
Реализованная продукция – это фактически отгруженная и отпущенная продукция с предъявлением покупателю расчётных документов (как оплаченная, так и ещё не оплаченная). В её объём входит продукция реализованная сельскохозяйственными товаропроизводителями всех категорий по всем каналам реализации: в порядке закупок, в том числе в государственные фонды, на биржах, аукционах, рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру, в оплату за товары и услуги, в оплату долгов. Объём реализованной продукции определяется по отдельным её видам в натуральном выражении, а также в фактически действовавших ценах, в целом по группе продуктов – в стоимостном выражении. Физический объём реализованной продукции оценивается в постоянных ценах.
Реализованная продукция из общего объёма производства в течение календарного года считается товарной. Уровень товарности, выражаемый обычно в процентах, рассчитывается по отдельным продуктам, взятым в натуральном выражении, а по группам продуктов и в целом по сельскому хозяйству - по данным о стоимости товарной и валовой продукции в единых ценах. Показатели товарности рассчитываются в целом, а также по уровням: реализация за пределы предприятия, района, отрасли.
Часто одним из основных каналов реализации продукции сельского хозяйства выступают государственные закупки. Учитывая количество закупленной продукции, её стоимость по фактическим ценам реализации с учетом скидок и надбавок за качество, получают абсолютные суммы выплат заготовительных организации и средние цены реализации.
Показатели объёма, состава и качества закупленной продукции сопоставляются в динамике, по территории, по категориям хозяйств, объёмы с государственными заказами и количеством законтрактованной продукции. Показатели закупок анализируются по факторам, среди которых, наряду с условиями производства, важное место занимают спрос на продукцию и цены реализации.
Пусть имеются данные об объёмах производства основных видов продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств России и удельном весе реализованной продукции (табл. 2.1.).
Производство и реализация основных видов продукции во всех категориях хозяйств России.
Табл. 2.1.
Вид продукции |
Исходные данные |
Расчётные данные | |||||
Производство продукции, млн. ц. |
Реализованная продукция, % |
Цена 1 ц. В 2005г., руб. |
Стоимость валовой продукции, млн. руб. | ||||
2005 |
2006 |
2005 |
2006 |
2005 |
2006 | ||
Зерно |
479 |
547 |
49,3 |
51 |
51,5 |
24669 |
28171 |
Картофель |
314 |
312 |
10,8 |
12,8 |
118,6 |
37240 |
37003 |
Овощи |
105 |
123 |
20,5 |
23,1 |
130,2 |
13671 |
16015 |
Скот и птица в живой массе |
75 |
69 |
53,4 |
58,8 |
606,9 |
45518 |
41876 |
Молоко |
332 |
321 |
49,6 |
49,2 |
123,3 |
40936 |
39579 |
Яйца, млрд. шт. |
32,6 |
33,3 |
70,8 |
70,2 |
463,6 за 1000 шт. |
15113 |
15438 |
итого |
- |
- |
- |
- |
- |
178082 |
177367 |
Необходимо по имеющимся данным оценить уровень товарности и среднюю долю реализованной продукции. Уровень товарности – это доля товарной продукции в валовой. Для расчёта общего показателя доли реализованной продукции (и приближённо товарной) вначале необходимо определить стоимость валовой продукции каждого вида в текущих или постоянных ценах. Далее следует рассчитать средневзвешенный показатель удельного веса реализованной продукции К в долях, беря в качестве весов стоимость валовой продукции (2.1.):
В 2005 г. он составлял 0,419, а в 2006 г. 0,436 (43,6 %). Уровень реализации продукции и товарности в целом низок, особенно по картофелю, овощам и молоку, которые производятся в основном в хозяйствах населения для натурального потребления.
3. Практическое применение рядов динамики на примере гипотетического предприятия.
Рассмотрим
Реализация продукции по годам.
Табл. 3.1.
Вид продукции |
Зерно, т |
Картофель, т |
Скот и птица (в живом весе), т |
Молоко, т |
Яйца, шт. |
2001 |
2781 |
1779 |
672 |
1398 |
12736 |
2002 |
2732 |
2448 |
643 |
1421 |
12689 |
2003 |
2781 |
2429 |
651 |
1411 |
12340 |
2004 |
2971 |
2162 |
689 |
1458 |
12312 |
2005 |
2647 |
2226 |
612 |
1432 |
11989 |
2006 |
2628 |
1945 |
574 |
1450 |
11501 |
2007 |
2635 |
1962 |
632 |
1502 |
11288 |
По данным таблицы рассчитать абсолютный прирост, темпы роста, выявить общую тенденцию развития. Сделать выводы по полученным результатам.
Используя формулы 1.2., 1.3., 1.4., 1.5. рассчитаем цепные и базисные абсолютный прирост и темпы роста по отдельным видам продукции. За базисный год примем 2001 г. полученные результаты сведём в таблицу 3.1.
Значения абсолютного прироста и темпов роста реализации продукции на предприятии.
Табл. 3.1.
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Зерно: |
- |
-49 |
49 |
190 |
-324 |
-19 |
7 |
- |
-49 |
0 |
190 |
-134 |
-153 |
-146 | |
- |
0,98 |
1,02 |
1,1 |
0,9 |
0,99 |
1,003 | |
- |
0,98 |
1,00 |
1,07 |
0,95 |
0,945 |
0,95 | |
Картофель: |
- |
669 |
-19 |
-267 |
64 |
-281 |
17 |
- |
669 |
650 |
383 |
447 |
166 |
183 | |
- |
1,38 |
0,99 |
0,9 |
1,0 |
0,87 |
1,009 | |
- |
1,38 |
1,37 |
1,22 |
1,25 |
1,093 |
1,10 | |
Скот и птица (в живом весе), т |
- |
-29 |
8 |
38 |
-77 |
-38 |
58 |
- |
-29 |
-21 |
17 |
-60 |
-98 |
-40 | |
- |
0,96 |
1,01 |
1,1 |
0,9 |
0,94 |
1,101 | |
- |
0,96 |
0,97 |
1,03 |
0,91 |
0,854 |
0,94 | |
Молоко, л |
- |
23 |
-10 |
47 |
-26 |
18 |
52 |
- |
23 |
13 |
60 |
34 |
52 |
104 | |
- |
1,02 |
0,99 |
1,0 |
1,0 |
1,01 |
1,036 | |
- |
1,02 |
1,01 |
1,04 |
1,02 |
1,037 |
1,07 | |
Яйца, шт. |
- |
-47 |
-349 |
-28 |
-323 |
-488 |
-213 |
- |
-47 |
-396 |
-424 |
-747 |
-1235 |
-1448 | |
- |
1,00 |
0,97 |
1,0 |
1,0 |
0,96 |
0,981 | |
- |
1,00 |
0,97 |
0,97 |
0,94 |
0,903 |
0,89 |
По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
Данные расчёты не могут полностью характеризовать развитие динамики реализации продукции, т. к. для более точных выводов необходим длительный период наблюдения за рынками данных товаров, и стабильная экономическая ситуация в стране, не влияющая на развитие динамики реализации (отсутствие влияния внешних факторов).
Далее представим наглядно на графиках по каждому виду продукции тенденцию развития динамики её реализации:
Реализация зерна.
Рис. 3.1.
График (рис. 3.1.) подтверждает выводы, сделанные по результатам расчётов абсолютного прироста и темпов роста. Линия тренда с точностью до 69 % показывает тенденцию снижения объёмов реализации зерна. Колебания хаотичны, проявляются под действием внешних факторов.
Реализация картофеля.
Рис. 3.2.
Из графика (рис. 3.2.) видно, что объёмы реализации незначительно колеблются по годам, подобное явление не сказывается на общей ситуации и может объясняться устойчивым спросом на данный вид продукции. Линия тренда показывает общую тенденцию динамики с точностью не менее 85 %.