Проблемы и основные направления совершенствования методологии статистических наблюдений на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов применения методологии статистического наблюдения в российской практике.
Задачами курсовой работы являются:
1.Рассмотреть теоретические положения по изучению методологии статистического наблюдения в России;
2.Изучить проблемы и основные направления совершенствования методологии статистических наблюдений на государственном уровне.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические положения по изучению методологии статистического наблюдения в России 5
1.1.Сущность статистического наблюдения и его программа 5
1.2. Формы, виды и способы статистического наблюдения 10
1.3.Этапы статистического наблюдения 16
2.Проблемы и основные направления совершенствования методологии статистических наблюдений на государственном уровне 20
2.1.Недостатки методологии статистического наблюдения в России 20
2.2.Перспективы совершенствования методологии государственных статистических наблюдений 27
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Статистика - курсовая (Статистическое наблюдение).doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

2.Конкретизировать  понятие «официальной статистической информации» и закрепить его в законодательном порядке, что позволит избежать многих ошибок статистического наблюдения, а также возникновения споров среди специалистов;

3.Совершенствовать механизм разработки статистической методологии, например, по линии: «Заказчик - Исполнитель - Разработка методологии - Утверждение методологии - Внедрение - Результат апробации – Эксплуатация», что урегулирует и упорядочит процесс статистического наблюдения и исследования в целом;

4.Разработать  ряд мер по сбалансированию системы органов государственной статистики (по численности работающих, финансовому обеспечению, уровню оплаты труда), что позволит более рационально использовать средства федерального бюджета;

5.Разработать  модель документирования, которая  будет обеспечивать надлежащее документационное оформление статистических работ, единство проведения работ, облегчит адаптацию специалистов к новым работам и возможность проверки технологии расчетов на любом из этапов проведения статистических наблюдений.

Помимо рекомендованных  мер, для решения проблем недостоверности  информации при организации статистического наблюдения желательно собирать информацию из различных (независимых) источников, что повысит объективность получаемых результатов. Также стоит отметить, что достоверность официальной  статистической   информации   напрямую зависит    от    ответственности    респондентов   за   предоставление точных статистических  данных. Гарантией доверия респондентов  к   органам государственной  статистики  должна  быть  конфиденциальность  данных, предоставленных   ими,   для   формирования   официальной   статистики.

Поэтому в первую очередь, респонденты  должны  быть  уверены  в  том,  что  эти  данные не будут использованы в других целях.

Вместе с  тем каждый респондент заинтересован и в обратном получении сводной и рейтинговой информации,  необходимой с целью определения своей роли  в едином производственном  процессе страны, поэтому задачей органов государственной статистики является предоставление этой информации.

В итоге создание канала  обратной  связи  с пользователями статистической информации  в   процессе   информационного   взаимодействия  при статистическом наблюдении позволит Федеральной   службе   государственной   статистики   оценить  степень востребованности статистических данных,  выработать  новые  подходы  к распространению  статистической  информации,  разработать регламентные документы,  регулирующие  доступ   к   статистическим   информационным ресурсам. 

В связи с  этим, стоит отметить, что на ряду с  принятым Законом «Об официальном  статистическом учете и системе  государственной статистики в Российской Федерации», в ближайшее время  правительством и государственными статистическими службами планируется создание  новой структуры управления  системой распространения статистических данных на  федеральном  и  региональном уровнях,  соответствующей практике мирового сообщества,  осуществление разработки инструментов,  позволяющих удовлетворить запросы  различных групп пользователей.      Создание этой  системы   с   применением   высокопроизводительных вычислительных   и   телекоммуникационных   средств   позволит   более эффективно использовать статистические ресурсы в интересах общества  и государства  для  подготовки  качественных  официальных статистических публикаций   с   целью   максимального   удовлетворения   потребностей пользователей статистики.

В целом в  качестве основных путей совершенствования  методологии статистического наблюдения можно выделить:

1. Развитие статистической  науки (теории или методологии,  разработка новых методов, математизация  и т.д.);

2. Обоснование  и уточнение системы статистического  наблюдения (от отчетности к систематическим специальным обследованиям);

3. Совершенствование  системы статистических показателей;

4. Совершенствование  структуры и функций статистических  государственных органов;

5. Повышение  квалификации и совершенствование  подготовки статистических специалистов (овладение новыми методами);

6. Расширение контактов с другими странами, учет их опыта и т.д. Учет методологии международных статистических сопоставлений;

7. Система информатизации  общества и учет этой системы  в организации государственной  статистике;

8. Использование и совершенствование системы цензов, максимально ориентированной на методологию, применяемую для международного статистического сопоставления.20

 

Заключение

 

Основой любого статистического анализа является статистическое наблюдение, т.е. организованный сбор данных социально-экономического характера, по которым получаются обобщенные характеристики. В результате статистического наблюдения проводятся группировка и сводка материалов, которые предназначены для изучения взаимосвязей между признаками. Далее осуществляется построение группы по одному из взаимосвязанных признаков и вычисление другого признака (чаще всего — результативного). Иными словами, данный этап осуществляется для дальнейшего проведения статистического исследования.

Основной целью  статистического наблюдения является сбор необходимой информации.  При этом, если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

В настоящее  время в статистической практике различаются несколько видов  статистического наблюдения. 

По полноте охвата единиц изучаемой совокупности и по учету фактов во времени применяется следующая классификация наблюдений:

- сплошное и не сплошное наблюдение (выборочное наблюдение;  способ основного массива;  способ монографического описания; анкетное наблюдение);

- текущее (постоянное), периодическое и единовременное наблюдение.

Что касается форм статистического наблюдения, то стоит  отметить, что сбор первичных статистических материалов может быть организован двумя формами:

- путем систематического получения от источников информации необходимых сведений в форме статистических отчетов;

- путем организации специального статистического обследования.

Также стоит  отметить и то, что сбор статистических материалов может осуществляться разными способами:

- путем непосредственного учета фактов в процессе обследования;

- на базе документального учета в момент свершения фактов;

- путем опроса людей.

Но, несмотря на тот или иной вид, форму или  способ проведения статистического  наблюдения, к статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

- полнота и практическая ценность статистических данных;

- достоверность и точность данных;

- единообразие и сопоставимость данных.

В настоящее  время в российской практике выделяют ряд проблем в организации  и проведении статистического наблюдения, таких как отсутствие глубокой координации межведомственного информационного взаимодействия; неполнота и неточность в раскрытии понятия «официальной статистической информации» на государственном уровне;  несовершенство  механизма разработки статистической методологии по сбору информации в целом; несбалансированность системы органов государственной статистики; не надлежащее документационное оформление статистических работ.

В качестве основных путей совершенствования методологии статистического наблюдения были предложены:  развитие статистической науки; обоснование и уточнение системы статистического наблюдения; совершенствование системы статистических показателей; совершенствование структуры и функций статистических государственных органов; повышение квалификации и совершенствование подготовки статистических специалистов; расширение контактов с другими странами, учет их опыта и т.д.; учет методологии международных статистических сопоставлений; система информатизации общества и учет этой системы в организации государственной статистике; использование и совершенствование системы цензов, максимально ориентированной на методологию, применяемую для международного статистического сопоставления. При этом основной из мер совершенствования методологии статистического наблюдения является расширение и корректировка законодательных основ, регулирующих государственную статистику в России.

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 г.
  2. Багат А. В., Конкина М.М., Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  3. Годин А. М. Статистика. – М.: Дашков и К, 2005.
  4. Колков С.В., Плохотников К.Э. Статистика. – М.: Флинта, 2008.
  5. Левит Б.Ю., Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Статистичка. – М.: КноРус, 2009.
  6. Лезина М. Л. Статистика. – М.: Элит, 2008.
  7. Савченко А. И.  Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». – М.: Деловой двор, 2009.
  8. Симчера В. М., Багат А. В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  9. Тарновская Л.И. Статистика. – М.: Академия, 2008.
  10. Яблокова С. А. Статистика. – М.: Приор-издат, 2005.
  11. Сайт  Федеральной службы государственной статистики:  http://www.gks.ru

1 Багат А. В., Конкина М.М., Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – с.103.

2 Левит Б.Ю., Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Статистичка. – М.: КноРус, 2009. – с.204.

3 Симчера В. М., Багат А. В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.186.

4 Тарновская Л.И. Статистика. – М.: Академия, 2008. – с.119.

5 Лезина М. Л. Статистика. – М.: Элит, 2008. – с.231.

6 Багат А. В., Конкина М.М., Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – с.111.

7 Багат А. В., Конкина М.М., Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – с.105.

8 Симчера В. М., Багат А. В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.194.

9 Яблокова С. А. Статистика. – М.: Приор-издат, 2005. – с.101.

10 Яблокова С. А. Статистика. – М.: Приор-издат, 2005. – с.107.

11 Симчера В. М., Багат А. В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.196.

12 Симчера В. М., Багат А. В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.198.

13 Годин А. М. Статистика. – М.: Дашков и К, 2005. – с.76.

14 Годин А. М. Статистика. – М.: Дашков и К, 2005. – с.90.

15 Там же. – с.93.

16 Сайт  Федеральной службы государственной статистики:  http://www.gks.ru

17 Колков С.В., Плохотников К.Э. Статистика. – М.: Флинта, 2008. – с.119.

18 Колков С.В., Плохотников К.Э. Статистика. – М.: Флинта, 2008. – с.120.

19 Савченко А. И.  Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». – М.: Деловой двор, 2009. – с.11.

20 Колков С.В., Плохотников К.Э. Статистика. – М.: Флинта, 2008. – с.126.


Информация о работе Проблемы и основные направления совершенствования методологии статистических наблюдений на государственном уровне