Расчет показателей статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного периода.

Содержание работы

Введение
1.Характеристика современной налоговой системы……………………………5
1.1 Налоги как основной источник формирования доходной части бюджета
1.2 Налоги и бюджетный федерализм…………………………………………..9

Файлы: 1 файл

статистика.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Тверской Государственный  Технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

по дисциплине: «Статистика»

на тему: «Расчет показателей статистики.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

Содержание:

Введение

1.Характеристика современной  налоговой системы……………………………5

1.1 Налоги как основной  источник формирования доходной  части бюджета

1.2 Налоги и бюджетный  федерализм…………………………………………..9

 

 

 

Введение.

   За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы.

Важно отметить, что для  новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного периода.

За последние годы много сделано для существенного  улучшения налоговых отношений  в российской экономике. Приняты  серьезные поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на улучшение налогового администрирования и совершенствование правил контрольной работы налоговых органов. Снижается налоговая нагрузка на экономику. Осуществлены серьезные мероприятия по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращения их числа, унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов.

Вместе с тем формирование налоговой системы страны еще  не закончено. Можно говорить лишь о  создании основ современной налоговой  системы государства с рыночной экономикой. В системе налоговых отношений накопилось огромное количество проблем, многие из которых не решаются годами. Налоговая система страны весьма далека от стабильности, а в определенной мере – и от предсказуемости.

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика современной налоговой системы

1.1 Налоги как  основной источник формирования  доходной части бюджета

    Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоги играют важнейшую  роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Налоговая система —  совокупность налогов (сборов), принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы — аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций.

Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня государственной  власти (или внебюджетный фонд) установленной  суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и  на условиях, определенных законодательством страны.

Можно выделить следующие  основные функции налогов:

- фискальная

- распределительная

- стимулирующая

- контрольная

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются  государственные финансовые ресурсы  и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов  происходит перераспределение вновь  созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство  через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные  органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов  составляют его элементы. Основными  из них являются:

- плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

- объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

- налоговая база - сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

- налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

- налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

- порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

К факультативным элементам  налогообложения относятся: налоговые  льготы и основания для их использования, ответственность за налоговые правонарушения, а также порядок удержания и уплаты неправильно удержанных сумм налога.

Налоги классифицируются по ряду признаков. Прежде всего, налоги подразделяются на две подсистемы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются  с конкретного физического или  юридического лица, а косвенные взимаются в виде надбавки к цене товара. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту налогообложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления. Основой следующего классификационного признака является источник уплаты налогов. Это: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость.

Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления.

Налоговая система образует совокупность взимаемых в государстве  налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговая система многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов и других платежей (система налогов), но также совокупность законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контроль за своевременностью и полнотой их уплаты.Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

В части I Налогового кодекса  реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых  льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

чёткое разграничение  прав по установлению и взиманию налоговых  платежей между различными уровнями власти;

приоритет норм, установленных  налоговым законодательством, над  иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом  одного вида только один раз за установленный  законом период налогообложения;

определение конкретного  перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых  органов с другой стороны.

Налоги в России, в  соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости  от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

Налоги и сборы, взимаемые  на территории России, представлены в  Таблице 1.

 

Таблица 1

Классификация налогов  и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

Федеральные (ст. 13 НК)

Региональные (ст.14 НК)

Местные (ст.15 НК)

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

3) налог на доходы  физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу  полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

1) налог на имущество  организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный  бизнес;

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц;


Большинство региональных и местных налогов устанавливаются  законодательными актами РФ и взимается  на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

 

1.2 Налоги и  бюджетный федерализм

  Обеспечение целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любой страны мира, и России в том числе, имеющих многоуровневую систему организации государственной власти, требует четкого разграничения по уровням всех составляющих частей триады "функции - полномочия - ресурсы". Каждый из уровней государственной власти, как и каждый из уровней местного самоуправления, должен обеспечивать реализацию своих функций, обладая необходимыми полномочиями и имея для их осуществления необходимые ресурсы (включая необходимую и достаточную собственность).

Известно, что по мере уменьшения степени централизации  организации государственной власти можно выделить: 1) унитарные государства; 2) федеративные государства; 3) конфедеративные государства.

Особенностью федерализма, таким образом, по сравнению с  унитаризмом является то, что наряду с горизонтальным разделением властей  на законодательную, исполнительную и  судебную ветви федерализм предполагает вертикальное разделение властных полномочий между федеральным, субъектов Федерации и местными уровнями власти. Федерация - это объединение государств или государственных образований. В функции самого верхнего - общегосударственного (федерального) уровня должны входить общесистемные для любого государства направления деятельности: оборона, внешняя политика, денежное обращение и финансовое регулирование, общегосударственная политика в сфере социального развития и трудовых отношений и т.д.

Одним из важнейших принципов федерализма является субсидиарность, суть которого состоит в распределении функций между уровнями власти таким образом, что в ведение верхних эшелонов власти включаются только те функции (и полномочия), которые они могут выполнить лучше, чем нижние эшелоны. При использовании терминологии системного подхода - для обеспечения целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития государства - должно иметь место оптимальное сочетание централизации и самостоятельности нижерасположенных эшелонов (децентрализация).

Важнейшей составной  частью понятия «федерализм» вообще является «бюджетный» (точнее - "бюджетно-налоговый") федерализм.

Бюджетно-налоговый федерализм - это  форма обеспечения единства и  одновременно самостоятельности бюджетов различных уровней государственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основанная на четких, закрепленных законодательством нормах.

Из теории управления большими многоуровневыми  системами известно, что жесткая  централизация всех функций и  ресурсов на верхнем уровне в конечном счете не улучшает, а ухудшает качество и эффективность всей многоуровневой системы, поскольку лишает нижние эшелоны инициативы и самостоятельности.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

- принципе разграничения функций,  ответственности и финансовой  деятельности между федеральным  центром и субъектами Федерации;

- принципе равноправия всех  субъектов Федерации в их финансовых  отношениях с федеральным центром;

- принципе самостоятельности бюджетов разных уровней;

- принципе наличия схемы финансового  выравнивания на основе бюджетных  трансфертов финансового положения  объективно депрессивных субъектов  Федерации и муниципалитетов;

Информация о работе Расчет показателей статистики