Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:01, курсовая работа
Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного периода.
Введение
1.Характеристика современной налоговой системы……………………………5
1.1 Налоги как основной источник формирования доходной части бюджета
1.2 Налоги и бюджетный федерализм…………………………………………..9
- принципе законодательной
Формирование бюджетов всех уровней, как известно, обеспечивается за счет налоговых и неналоговых доходов. В связи с этим оптимальный бюджетно-налоговый федерализм должен реализовываться прежде всего на основе оптимальной налоговой системы государства.
Экономические принципы формирования
налоговой системы должны создавать
условия для государственного регулирования
воспроизводственного процесса не в
форме прямого директивного вмешательства,
а посредством
В Российской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетного финансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов. При этом рост налогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджета всё равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникает задача разумного распределения доходного (налогового) потенциала между уровнями бюджетной системы страны.
Построение налоговой системы
определяется налоговыми полномочиями
- правами уровней бюджетной
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закреплённые и регулирующие:
закреплённые налоги непосредственно
и целиком поступают в
регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством.
Выделяют четыре основных принципа
распределения налоговых
- стабильность разделения;
- собственные доходы должны быть достаточны для эффективной реализации расходных полномочий;
- доходы, генерируемые национальной экономикой должны облагаться федеральными налогами;
- право делегировать (передавать) свои налоговые доходы нижестоящим бюджетам.
Можно выделить следующие критерии распределения налогов между уровнями бюджетной системы:
стабильности - чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться;
экономической эффективности за каждым
уровнем бюджетной системы
мобильности налоговой базы чем выше мобильность, тем на более высоком уровне должен собираться налог;
равномерности размещения налоговой базы чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем больше должна быть централизация налога;
социальной справедливости - налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем;
бюджетной ответственности платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет того уровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает.
В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области реализации налоговых полномочий:
распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);
последующее разделение (расщепление) части доходов, полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих источников;
совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз).
В Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трёх форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна (Таблица 2).
Таблица 2
Модель взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области налоговых полномочий по основным видам налогов
Вид налоговых платежей |
Статус налога по законодательству |
В какой бюджет поступает |
Модель взаимодействия |
Используемый механизм |
Налог на прибыль |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации, местный |
Совместное использование налоговой базы |
Установление двух видов ставок |
Налог на доходы физических лиц |
Федеральный |
Субъектов Федерации, местный |
Распределение налоговых доходов |
Установление норматива зачисления в бюджет |
НДС |
Федеральный |
Федеральный |
Распределение налоговых доходов |
Установление норматива зачисления в бюджет |
Акцизы |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации, местный |
Распределение налоговых доходов |
Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в соответствующие бюджеты |
Налог на имущество предприятий |
Субъектов Федерации |
Субъектов Федерации, местные бюджеты |
Разделение налоговых баз (между Федерацией и её субъектами) Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерации и местными бюджетами) |
|
Таможенные пошлины |
Федеральный |
Федеральный |
Разделение налоговых баз |
Таким образом, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Величина налогового бремени зависит от того, насколько велико количество функций, осуществляемых государством: оборона, охрана общественного порядка, здоровье и благополучие граждан и др. Каждый налогоплательщик должен понимать, что он в первую очередь платит за свое благополучие и благополучие своих близких, а уклонение от уплаты налогов - это воровство и у государства, и у самих себя. Налоги формируют большую часть доходов бюджетов, поэтому важно проанализировать влияние как целиком всех налогов и сборов, так и отдельных их видов на бюджеты различных уровней.
2.1.Определение индексов переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов.
Задание: на основе данных, приведенных в таблице, требуется рассчитать индексы:
-переменного состава
-фиксированного состава
-структурных сдвигов.
Данные:
N предприятия |
Произведено продукции, тыс. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. | ||
Базисный период |
Текущий период |
Базисный период |
Текущий период | |
1 |
1560 |
1000 |
6,8 |
7,0 |
2 |
1118 |
960 |
10,3 |
10,2 |
3 |
494 |
690 |
4,2 |
5,0 |
Индексом переменного состава называется индекс, выражающий соотношение средних уровней изучаемого явления, относящихся к разным периодам времени. Он отражает изменение не только индексируемой величины, но и структуры совокупности.
Расчет индекса переменного состава:
,
где
- себестоимость продукции на i-ом предприятии в текущем периоде;
- количество произведенной
- себестоимость единицы продукции на i-ом предприятии в базисном периоде;
- количество произведенной
Индекс постоянного (фиксированного) состава – это индекс, исчисленный с весами, зафиксированными на уровне одного какого-либо периода, и показывающий изменение только индексируемой величины. Он определяется как общий индекс в агрегатной форме (индекс Пааше).
Расчет индекса фиксированного состава:
Под индексом структурных сдвигов понимают индекс, характеризующий влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня этого явления.
Расчет индекса структурных сдвигов:
При этом справедливо равенство:
2.2.Расчет индексов товарооборота, цен и стоимости продукции.
Задание: на основе данных, приведенных в таблице, требуется рассчитать индексы:
Имеются данные по стоимости проданной продукции:
Товар |
Стоимость проданной продукции, млн. руб. |
Инд. индекс цен | |
июль |
август | ||
картофель |
159 |
100 |
1,2 |
молоко |
39 |
25 |
1,4 |
яйцо |
195 |
155 |
0,9 |
Для расчетов используются следующие формулы:
Расчет индекса физического объема товарооборота.
Расчет индекса цены:
Расчет индекса стоимости продукции:
Где:
piо – стоимость единицы продукции i- ого вида, проданной в базисном периоде (июль);
qiо –количество продукции i- ого вида, проданной в базисном периоде (июль);
рit–стоимость единицы продукции i- ого вида, проданной в текущем периоде (август);
qit –количество продукции i- ого вида, проданной в текущем периоде (август);
рit qit - стоимость продукции i- ого вида, проданной в августе;
piо qiо – стоимость продукции i- ого вида, проданной в июле.
Расчетная часть:
2.3.Расчет индексов затрат времени, физического объема и трудоемкости.
Задание: на основе данных требуется рассчитать индексы:
Между показателями объема продукции (q[шт]), затрат труда (T[чел.-час.]), средней выработкой (w[шт/чел.-час.]) и трудоемкостью (t[чел.-час/шт]) существует взаимосвязь.
q = wT
T = tq
Для расчетов индексов используются следующие формулы:
Расчет индекса затрат времени на производство продукции:
Расчет индекса физического объема продукции:
Расчет индекса трудоемкости:
где
- трудоемкость произведенной продукции во втором квартале
- количество произведенной
- трудоемкость произведенной продукции в первом квартале
- количество произведенной
Расчетная часть:
Вид продукции |
Количество произведенной продукции (шт) |
Трудоемкость производства единицы продукции, (чел./шт) | ||
1 квартал |
2 квартал |
1 квартал |
2 квартал | |
А |
540 |
555 |
1,17 |
1,13 |
Б |
416 |
439 |
1,23 |
1,14 |
В |
705 |
622 |
1,81 |
1,77 |
2.4.Построение систем сводных индексов.
Задание: на основе данных требуется построить системы сводных:
-базисных индексов с постоянными весами;
-базисных индексов с переменными весами;
-цепных индексов с постоянными весами;
-цепных индексов с переменными весами;
Вид продукции |
1993 |
1994 |
1995 | |||
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Количество единиц продукции, шт. |
Себестоимость единицы продукции,руб. |
Количество единиц продукции, шт. |
Себестомость единицы продукции, руб. |
Количество единиц продукции, шт. | |
1 |
41 |
201 |
321 |
253 |
430 |
263 |
2 |
173 |
205 |
1017 |
161 |
1207 |
121 |
3 |
12 |
59 |
86 |
120 |
109 |
181 |