Социальное развиитие СКФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – статистическое исследование уровня жизни населения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики. Исходя из цели, были выдвинуты задачи:
- определить основные понятия уровня жизни и социального обеспечения населения;
- выявить факторы, влияющие на уровень населения;
- провести статистический анализ уровня жизни в двух указанных регионах;
- разработать предложения, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Файлы: 1 файл

kurs_stat.docx

— 126.80 Кб (Скачать файл)

 

Введение


 

Для социально-экономической  политики современного государства  важно поддержание постоянного баланса между ее экономической и социальной  составляющими. В рамках первого направления решаются задачи макроэкономического уровня.  Социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности.

Актуальность исследования. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс «социализации» экономики, протекающий как в развитых, так и во многих развивающихся странах. Именно качество жизни в настоящее время выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной и для России. Качество и уровень жизни населения - это социальная структура российского общества.

Уровень жизни – это сложная социально-экономическая категория, отражающая доходы и расходы населения, потребление и степень удовлетворения потребностей, возможности и способности, уровень образования и квалификации, организаторские способности и мотивацию человека, условия жизнедеятельности людей и состояние окружающей среды.[5] Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ тенденций изменения уровня жизни населения, позволит судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. В Российской Федерации, в условиях переходного периода, кризис которого привел к значительному обнищанию населения и нагнетанию социальной напряженности в обществе, мониторинг уровня жизни должен стать постоянной составляющей экономической политики на всех уровнях управления.

На современном этапе  развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы  дальнейших преобразований в стране и политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Преобразования, которые влекут изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Северо-Кавказский федеральный  округ является одним из наиболее сложных регионов России как с  экономической и политической, так  и с социальной точек зрения.

Многие регионы СКФО относятся  к наименее развитым регионам России; уровень жизни  в них крайне низок. В связи с этим актуально  исследование уровня жизни, тенденций  его изменения именно в этом федеральном  округе.

Цель курсовой работы – статистическое исследование уровня жизни населения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики. Исходя из цели, были выдвинуты задачи:

- определить основные понятия уровня жизни и социального обеспечения населения;

- выявить факторы, влияющие на уровень населения;

- провести статистический анализ уровня жизни в двух указанных регионах;

- разработать предложения, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Объект исследования - уровень жизни населения России.

Предмет исследования - управление процессами повышения уровня жизни населения России.

В работе использовались методы: сравнительного анализа, средних величин  и графический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Социально-экономический  аспект уровня и качества жизни населения

1.1 Понятие уровня жизни населения и система его показателей

 

На современной ступени  развития экономики Российской Федерации проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, являются чрезвычайно важными. Направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, политическая и экономическая стабильность в обществе во многом зависят от их решения. Решение этих проблем требует конкретной политики, выработанной государством, центральным звеном которой будет человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые влекут изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Уровень жизни – это многогранное, многостороннее явление, которое зависит от массы разнообразных причин - от территории, где проживает население, до общей социально-экономической и экологической обстановки, а также политической ситуации в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в группы:

  1. политические факторы;
  2. экономические факторы;
  3. социальные факторы;
  4. научно-технический прогресс,
  5. экологические факторы и др. [1]

Существует множество  определений уровня жизни населения.

Уровень жизни населения  – это обеспеченность населения необходимыми для нормальной жизни в ее привычном понимании материальными и духовными благами и степень удовлетворённости этими благами».

«Уровень жизни – совокупные условия жизни (труда, быта, досуга) населения страны, соответствующие  достигнутому уровню её экономического развития». [13]

«Уровень жизни - степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения  потребительскими благами». [4]

«Уровень жизни — уровень  благосостояния населения, потребления  благ и услуг, совокупность условий  и показателей, характеризующих  меру удовлетворения основных жизненных  потребностей людей, обычно определяется величиной ВВП или ВНП на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении с прожиточным  минимумом в данной стране и в  других странах, с потребительским  бюджетом семьи». [12]

Таким образом, понятие уровня жизни  населения в широком смысле характеризует  уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности.

В узком смысле уровень жизни  – это объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.

Уровень жизни населения выражается цепью количественных и качественных показателей и является обобщающей характеристикой экономического положения населения.

Уровень жизни - это динамический процесс, на который оказывает влияние множество факторов. Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс, так как он зависит от состава и величины потребностей общества и ограничивается возможностями по их удовлетворению, исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно - образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

Наиболее существенными факторами, которые могут существенно влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы.

Именно политическая власть, которая  способствует подъему экономики  и развитию предпринимательства, создает  необходимые стартовые условия  для повышения уровня жизни в  стране, либо ухудшает их. [4]

Политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, поправлять или препятствовать друг другу. Изменение концепции социального развития нашей страны, в данном случае переход от административного управления экономикой к свободному рыночному механизму и построению общественной жизни на демократических принципах, прямо и косвенно отражается на уровне благосостояния населения и его отдельных групп. Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования сказались на реальных доходах большинства населения страны. Не все смогли проявить находчивость в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры «теневой экономики». В период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате этого было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.[1]

Для завоевания этого доверия необходимы реальные шаги в области национальной трудовой политики, которые охватывали бы все компоненты уровня жизни, а именно занятость, условия и оплата труда, социальные гарантии и повышение роли государства в регулировании трудовых отношений.

Мощное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.

Об уровне жизни в стране можно судить по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике существуют две основные формы бедности: абсолютная - при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения даже минимальных жизненных потребностей отдельного лица или семьи, и относительная - когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране. [2]

 Сопоставление бедности между странами носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности.

В России доля населения, проживающего за чертой бедности, за последнее десятилетие  сильно увеличилась. Минимальные жизненные  потребности россиян оцениваются  в настоящее время по набору товаров  и услуг, включенных в прожиточный  минимум. Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

Наиболее отстающим компонентом  уровня жизни, особенно в сопоставлении  с развитыми странами, являются в  Российской Федерации все виды услуг  населению.

Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества в целом.

Социально-экономические показатели уровня жизни населения формируются  на основе статистических данных. Они  характеризуют объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов; отражают конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения. [1]

Росстат систематически разрабатывает и издает систему важнейших параметров уровня жизни населения, которая включает следующие показатели:

1.  Индикаторы уровня жизни населения

-  Среднедушевые денежные доходы в месяц  

 Реальные располагаемые денежные  доходы в процентах к предыдущему  периоду

-  Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике

-  Средний размер назначенных месячных пенсий

-  Величина прожиточного минимума

-  Численность населения с денежным доходом ниже ПМ 

 Соотношение с величиной  ПМ, процентов:

-  среднедушевых денежных доходов

-  среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

-  среднего размера назначенных пенсий

-  Коэффициент фондов (денежных доходов)

-  Структура располагаемого дохода домашних хозяйств: оплата труда наемных работников, смешанный доход, сальдо доходов от собственности, сальдо текущих трансфертов

-  Фактическое конечное потребление домохозяйств, в т.ч. за счет расходов домохозяйств

2.  Доходы, расходы и сбережения населения

-  Среднедушевые денежные доходы населения

-  Реальные располагаемые денежные доходы населения

Информация о работе Социальное развиитие СКФО