Социальное развиитие СКФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – статистическое исследование уровня жизни населения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики. Исходя из цели, были выдвинуты задачи:
- определить основные понятия уровня жизни и социального обеспечения населения;
- выявить факторы, влияющие на уровень населения;
- провести статистический анализ уровня жизни в двух указанных регионах;
- разработать предложения, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Файлы: 1 файл

kurs_stat.docx

— 126.80 Кб (Скачать файл)

 

Для того, чтобы в дальнейшем провести сравнительный анализ денежных доходов и расходов населения Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики, их уровня жизни, проанализируем динамику изменения данных показателей в последнем регионе (см. Приложение 2, Таблица 3)

Вывод: аналогично ситуации в Ставропольском крае, уровень доходов  за трехлетний период в КБР вырос, хотя составляет по некоторым позициям значительно меньшую величину, чем  в нашем регионе. Об улучшении  уровня жизни в республике  свидетельствует  и тот факт, что период с января по июнь 2012 года  показал значительно лучшие результаты, чем, например, целый 2011 год (доходы от предпринимательской деятельности, прирост – 62%). [18]

 

Таблица 4 – Денежные расходы  населения в КБР, млн.руб.

 

 

Расходы, млн.руб.

2011г.

Январь-июнь 2012г.

В% 2011к

2012

1

2

3

4

Всего денежных расходов и  сбережений    

461386.4

217395.7

52

1.Покупка товаров и оплата услуг

335236.7

158752.4

52

в том числе:

     

-покупка товаров

265763.3

123654.0

50

-оплата услуг

69473.4

35098.4

56

2.Обязательные платежи и разнообразные взносы

57511.7

21809.8

47

в том числе:

     

-налоги и сборы

18765.4

8043.3

44

3.Сбережения во вкладах и ценных бумагах

17983.0

899.0

6

-прирост (уменьшение) вкладов в банках       

19465.8

11768.8

86

-приобретение государственных и др. ценных бумаг

1297.5

1098.7

87

4.Расходы на покупку недвижимости

4675.5

2198.5

73

5.Приобретение иностранной валюты

21435.6

10762.2

57

6.Изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей

37650

21086.3

60


 

Вывод: за рассматриваемое два года расходы населения увеличились, о чем свидетельствует их увеличение уже в первом полугодии 2011 года. Изменение расходов во многом обусловлено и размером изменения доходов, а т.к. доходы также увеличились, можно утверждать о правильности расчета данных в таблице.

 

2.3 Сравнительный  анализ показателей уровня жизни  населения в Ставропольском крае  и республике Кабардино-Балкария

 

Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, удовлетворения физических, материальных и духовных потребностей.

Одной из важнейших задач  статистического исследования уровня жизни населения является его  комплексная оценка и анализ. Но из-за отсутствия единого интегрального  измерителя для оценки и анализа  уровня жизни населения используются различные показатели:

1)  Показатели доходов населения;

2)  Показатели расходов и потребления;

3)  Показатели накопленного личного имущества и обеспеченности населения жильем;

4)  Показатели социально-экономической дифференциации населения;

5)  Показатели, характеризующие условия жизнедеятельности населения;

6)  Обобщающие показатели.[14]

Эти показатели используются не только для анализа и оценки уровня жизни населения, но и для  характеристики экономического развития страны, а также для определения  приоритетных направлений социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

В данной курсовой работе рассматриваются экономические показатели, а именно показатели доходов и расходов населения Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики.

Ранее уже были рассмотрены абсолютные показатели доходов и расходов населения в этих двух регионах.

Абсолютные показатели доходов и расходов несопоставимы в динамике из-за колеблиемости численности населения регионов по годам. Поэтому целесообразно проводить дальнейший анализ в комплексе с показателями доходов и расходов на душу населения, сравнивая их в двух регионах.

Для наглядности сравнения  составим общую таблицу доходов  и расходов на душу населения в  обоих регионов за период с 2009 по 2011 год

 

Таблица 5 -   Доходы и расходы на душу населения по Ставропольскому краю и Кабардино-Балкарской республике, руб.

Рассматриваемый показатель на душу    населения, тыс. руб.

Годы

2011 в % к 2012

2011

Январь- июнь2012

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

СК

КБР

СК

КБР

СК

КБР

СК

КБР

Среднемесячные  доходы на душу населения, руб.

12849,9

8698,2

13234,6

8965

116

111

37553,2

25769,3

Среднемесячные  расходы на душу населения, руб.

14402,6

12546,2

15987,9

13986

125

134

43209,8

36938,8




 

Проанализировав данные Таблицы 5, можно сделать вывод, что среднемесячные доходы на душу населения в 2012 году на Ставрополье увеличились на 16% по сравнению с 2011 годом, среднемесячные расходы на душу населения - на 25%.

Расходы по Ставропольскому краю превышают доходы  в среднем на 5656,6 руб., хотя должны быть либо меньше, либо приблизительно равны им. В целом же, анализируя изменения в доходах, нельзя не сказать об улучшении уровня жизни населения Ставропольского края в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

В Кабардино-Балкарской республике прирост доходов составил 11%, расходов – 34%.

В данном регионе расходы  на душу населения также превышают  доходы на сумму 11169,5 руб.

Для наглядности данные Таблицы 5 отражены графическим способом (Приложение3,4).

Проведем сравнительный  анализ динамики среднедушевых доходов  и расходов за три года в исследуемых  регионах. Для этого используем формулы  простой средней арифметической:

 

,          (1)

 

где -  средний показатель доходов на душу населения за n лет;

- сумма доходов за 3 года;

n-  число лет в периоде; n=3

Подставим значения Таблицы 5 в формулу 1 и получим средние  величины  доходов на душу населения  в Ставропольском крае:

 

(руб.)

В Кабардино-Балкарии:

(руб.)

 

Проанализировав данные, можно  сделать вывод о том, что за рассматриваемый период доходы по Ставропольскому  краю превысили доходы по КБР на 3927,7 рублей на душу населения.

Для сравнительного анализа  расходов также используем среднюю арифметическую простую:

 

,          (2)

 

где  - средний показатель расходов на душу населения за исследуемый период;

- сумма расходов на душу  населения;

n- число лет в периоде.

 

Для Ставропольского края этот показатель составит:

 

(руб.)

Для Кабардино-Балкарской республики:

(руб.)

 

Вывод: средний показатель расходов на душу населения Ставропольского  края превышает этот же показатель в КБР на 2090,3 руб.

Процентное соотношение  среднего показателя доходов на душу населения Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики имеет вид:

 

,        (3)

 

где -  среднедушевые доходы населения в СК, руб.;

- среднедушевые доходы населения  в КБР, руб.

 

 

Таким образом,  уровень доходов в Ставропольском крае в процентном соотношении выше уровня доходов КБР на 46%

Процентное соотношение  среднего показателя расходов  на душу населения Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики имеет вид:

 

 ,        (4)

 

где - среднедушевые расходы населения в СК, руб.;

- среднедушевые расходы населения  в КБР.

Получим:

 

 

Уровень расходов в Ставропольском крае превышает уровень расходов в КБР на меньшую величину, нежели доходы; разница составляет 17%.

Исходя из произведенных  расчетов, можно сформулировать окончательный  вывод: уровень жизни в обоих  регионов за последние 3 года увеличился, однако, Кабардино-Балкария отстает  от Ставропольского края по его основным показателям – доходам и расходам на душу населения.

Исходя из анализа уровня жизни  населения, можно сказать, что в  целом наметилась тенденция к  повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает  конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. Необходима смена стереотипов социальной политики. Политика, основанная исключительно на бюджетных ресурсах, исчерпала себя — она будет существовать только в секторе «самых бедных» или «минимальных гарантий».

С помощью эффективных национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Вывести СКФО из  «кризиса социальной структуры» — значит обеспечить максимально высокие темпы экономического роста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может  привести к росту социальной напряженности.

Финансирование данной сферы в настоящее время недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны, к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Целью курсовой работы было статистическое исследование уровня  жизни населения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики. Для достижения цели были поставлены задачи:

- определить основные понятия уровня жизни и социального обеспечения населения;

- выявить факторы, влияющие на  уровень населения;

- провести статистический анализ уровня жизни в двух указанных регионах;

- разработать предложения, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Цель исследования была достигнута с помощью статистических методов  сравнительного анализа, средних величин  и графического.

Исходя из анализа уровня жизни  населения в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии, можно сказать, что в целом наметилась тенденция  к повышению уровня жизни населения, хотя тенденции эти неодинаковы  и КБР демонстрирует более  низкие показатели (отстает от Ставрополья по уровню доходов населения в среднем на 46%, а по уровню расходов – на 17%).

 Государство все больше внимания  уделяет этому вопросу, принимает  конкретные меры по повышению  уровня жизни, и в этом направлении  достигнуты определенные положительные  результаты. С помощью эффективных  национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Возросшее внимание к проблемам  уровня жизни населения, более глубокий его анализ, а также более полное отображение системы показателей  уровня жизни в материалах государственной  статистики – это, с одной стороны, реакция на резкое падение уровня жизни значительной части населения, с другой стороны, осуществление  объективно реализуемого под влиянием происходящих преобразований процесса социализации рыночной экономики.

Информация о работе Социальное развиитие СКФО