Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – статистическое исследование уровня жизни населения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики. Исходя из цели, были выдвинуты задачи:
- определить основные понятия уровня жизни и социального обеспечения населения;
- выявить факторы, влияющие на уровень населения;
- провести статистический анализ уровня жизни в двух указанных регионах;
- разработать предложения, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.
- Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления
- Объем и структура использования денежных доходов населения
- Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения
- Объем и состав денежных накоплений населения
- Баланс денежных доходов и расходов населения
3. Распределение доходов населения и социально-экономическая дифференциация населения
- Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов
- Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации
4. Показатели социальной защиты населения
- Основные показатели пенсионного обеспечения
- Реализация мер социальной поддержки и социальной защиты населения
- Основные показатели деятельности государственных внебюджетных фондов
5. Жилищный фонд
- Жилищный фонд
- Благоустройство жилищного фонда
- Предоставление жилых помещений
- Предоставление социальной поддержки и субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
- Коммунальное хозяйство [15]
Для более полной и достоверной характеристики уровня жизни необходимо привлечение широкого круга показателей, охватывающих различные стороны жизни населения:
1. Демографических – продолжительность жизни, смертность и т.д.
2. Здравоохранения – показатели лечебно-профилактической помощи, заболеваемости, инвалидности и т.д.
3. Образования – дошкольное и среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование и т.д.
4. Занятости – показатели занятости и безработицы, затрат на рабочую силу и заработной платы, условий труда
5. Потребления – соотношение прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и потребительской корзины с уровнем денежных доходов населения, потребление продуктов питания на душу населения, доля расходов на продовольствие в структуре потребления.
6. Показателей экологической и общественной безопасности.[11]
Понятие уровня жизни населения очень разносторонне и включает в себя множество статистических показателей.
В заключении следует сказать, что изучение и анализ уровня жизни населения необходимы для осознания реальной картины состояния экономики в стране и отдельных регионов, для определения направления эффективной экономической политики на будущее.
В настоящее время все большее признание и популярность, как на международном уровне, так и в России получает термин «социальная защита населения». В России этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения».[8]
Социальная защита населения в сегодняшней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Прожиточный минимум – это стоимостная
оценка минимального набора важнейших
продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, необходимых
для сохранения здоровья человека и
обеспечения его
К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, различные пособия. В России он пока не выполняет такой функции, но в Трудовом Кодексе записано положение о том, что минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум.
Рассчитывается несколько
Следует четко разграничивать понятия уровня жизни и прожиточного минимума, так как потребности человека гораздо обширнее того, что предусматривает прожиточный минимум. Для удовлетворения духовный потребностей нужны средства, порой большие, чем для удовлетворения физических. Они не отражены в прожиточном минимуме, но составляют существенную характеристику уровня жизни.[6]
Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как универсальную систему поддержки населения, ориентированную не только на классические социальные риски, но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с переходом России к рыночной экономике.
Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.[3]
Понятие социальной защиты населения
на данном этапе является понятием
собирательным, используемым практиками,
учеными, политиками. При этом его
содержание отражает самые различные
стороны социальной политики государства.
Говорить о перерастании системы
социального обеспечения в
Введение понятия «социальной защиты населения» в оборот научных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методом научной абстракции выделить из обширного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту. К числу первых, безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение – один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утверждением, признающим понятие социальной защиты научной категорией только права социального обеспечения. Эта категория представляет научную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является общеправовой научной категорией.[7]
Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности. В настоящее время государство активно работает в области улучшения качества жизни населения, что свидетельствует о социальной направленности политики на современном этапе.[12]
Глава 2 Статистическая оценка уровня жизни населения на примере Северо-Кавказского федерального округа
2.1 Общая характеристика уровня жизни населения в СКФО
Северо-Кавказский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д.А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.
Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.[17]
По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.
Кроме того, большинство субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского
По уровню социального развития СКФО занимает последнее место, имея всего 47% душевого производста ВВП от среднероссийского. Уровень жизни населения невысок, все отрасли социальной сферы находятся в упадке. Тяжелая социально- экономическая обстановка задерживает реформирование экономики, хотя должна подталкивать к ускорению. [15]
Основной социальной проблемой, присущей всем субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Кавказский федеральный округ в равной степени, является низкий уровень обеспеченности жильем. Несмотря на низкие значения показателя обеспеченности жильем, доля ветхого и аварийного жилья в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в основном ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Лишь в Республике Дагестан и Республике Ингушетия доля ветхого и аварийного жилья крайне высока - 20,6 процента и 20,4 процента соответственно. Не менее остро стоит проблема кадрового обеспечения. Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют высшее профессиональное образование. Вместе с тем достижение высоких показателей развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, невозможно без должного внимания к культурной составляющей как в части создания соответствующей инфраструктуры, так и в части кадрового обеспечения. Крайне неблагополучной является ситуация на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.[15]
По состоянию на 1 мая 2011 г. общее количество безработных граждан в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 75,6 тыс. человек или 18 процентов численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации - 8,2 процента). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 48 процента, Чеченской Республике - 35 процента и Республике Дагестан – 12,2 процента.[16]
Таким образом, ложный характер проблем в социально-экономической сфере Северо-Кавказского федерального округа определяет необходимость социально направленной политики государства по этому вопросу.
2.2 Статистическое исследование уровня жизни и социального обеспечения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики
Для того, чтобы представить общую картину уровня жизни и социальной обеспеченности, а затем и провести их структурный анализ по Северо-Кавказскому федеральному округу, были взяты два региона – Ставропольский край и республика Кабардино-Балкария.
Для анализа уровня жизни и социальной обеспеченности в Ставропольском крае и КБР использовались данные о денежных доходах и расходах населения, рассматриваемые в динамике ( 2011 год и период с января по июнь 2012года).
Данные о денежных доходах и расходах населения в Ставропольском крае за период с 2011 по 2012 год представлены в Таблице 1.
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что, в общем, уровень доходов в 2012 году значительно выше аналогичного показателя за 2011 год (учитывая тот факт, что имеются данные за первое полугодие 2012 года).
(см. Приложение 1, Таблица 1)
Данные о расходах населения представлены в Таблице 2.
Аналогичный вывод можно сделать и по расходам населения за период с 2011 по 2012 год, учитывая наличие данных по 2012 году лишь за 6 первых месяцев и делая прогноз на окончание года. В целом, расходы населения растут, что свидетельствует об увеличении уровня жизни населения.
Таблица 2 − Расходы населения Ставропольского края, млн.руб.
Расходы, млн.руб. | |||
2011г. |
Январь-июнь 2012г. |
В% январь –июнь 2011г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего денежных расходов и сбережений |
239661.0 |
283465.6 |
117.7 |
1.Покупка товаров и оплата услуг |
189292.0 |
229664.8 |
120.6 |
в том числе: |
|||
-покупка товаров |
151260.2 |
185535.3 |
122.7 |
-оплата услуг |
38031.8 |
42219.0 |
110.9 |
2.Обязательные платежи и разнообразные взносы |
15494.4 |
19194.8 |
123.9 |
в том числе: |
|||
-налоги и сборы |
8911.6 |
9895.7 |
111.0 |
3.Сбережения во вкладах и ценных бумагах |
935.2 |
9401.7 |
132.1 |
-прирост (уменьшение) вкладов в банках |
12345,7 |
7706.2 |
145.4 |
4.Расходы на покупку недвижимости |
2003.6 |
2822.3 |
140.9 |
5.Приобретение иностранной валюты |
10331.3 |
13585.6 |
131.5 |
6.Изменение средств на счетах физических лиц. |
23857.0 |
24761.4 |
103.8 |