Социальное развиитие СКФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – статистическое исследование уровня жизни населения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики. Исходя из цели, были выдвинуты задачи:
- определить основные понятия уровня жизни и социального обеспечения населения;
- выявить факторы, влияющие на уровень населения;
- провести статистический анализ уровня жизни в двух указанных регионах;
- разработать предложения, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Файлы: 1 файл

kurs_stat.docx

— 126.80 Кб (Скачать файл)

-  Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления

-  Объем и структура использования денежных доходов населения

-  Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения

-  Объем и состав денежных накоплений населения

-  Баланс денежных доходов и расходов населения

3.  Распределение доходов населения и социально-экономическая дифференциация населения

-  Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов

-  Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации

4.  Показатели социальной защиты населения

-  Основные показатели пенсионного обеспечения

-  Реализация мер социальной поддержки и социальной защиты населения

-  Основные показатели деятельности государственных внебюджетных фондов

5.  Жилищный фонд

-  Жилищный фонд

-  Благоустройство жилищного фонда

-  Предоставление жилых помещений

-  Предоставление социальной поддержки и субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

-  Коммунальное хозяйство [15]

Для более полной и достоверной  характеристики уровня жизни необходимо привлечение широкого круга показателей, охватывающих различные стороны  жизни населения:

1.  Демографических – продолжительность жизни, смертность и т.д.

2.  Здравоохранения – показатели лечебно-профилактической помощи, заболеваемости, инвалидности и т.д.

3.  Образования – дошкольное и среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование и т.д.

4.  Занятости – показатели занятости и безработицы, затрат на рабочую силу и заработной платы, условий труда

5.  Потребления – соотношение прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и потребительской корзины с уровнем денежных доходов населения, потребление продуктов питания на душу населения, доля расходов на продовольствие в структуре потребления.

6.  Показателей экологической и общественной безопасности.[11]

Понятие уровня жизни населения  очень разносторонне и включает в себя множество статистических показателей.

В заключении следует сказать, что  изучение и анализ уровня жизни населения  необходимы для осознания реальной картины состояния экономики  в стране и отдельных регионов, для определения направления  эффективной экономической политики на будущее.

 

    1. Социальное обеспечение и социальная защита населения

 

В настоящее время все большее признание и популярность, как на международном уровне, так и в России получает термин «социальная защита населения». В России этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения».[8]

Социальная защита населения в  сегодняшней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Прожиточный минимум – это стоимостная  оценка минимального набора важнейших  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности. [9] Прожиточный минимум должен обеспечивать условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков на минимально допустимом уровне. Понятие «прожиточный минимум» стало официально применяться в РФ с 1 января 1998 года. Прожиточный минимум используется в качестве обоснования минимальной заработной платы. В социальном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, признается бедным и имеет право на поддержку со стороны государства.[11]

К прожиточному минимуму привязываются  многие социальные гарантии: минимальная  заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, различные пособия. В России он пока не выполняет такой функции, но в Трудовом Кодексе записано положение о том, что минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум.

Рассчитывается несколько показателей  прожиточного минимума в зависимости  от размеров и предназначения потребительской  корзины. Отдельно рассчитываются показатели прожиточного минимума для работоспособных мужчин и женщин, детей, пенсионеров. Прожиточный минимум и его динамика являются важными, но не единственными показателями, применяемыми при оценке уровня жизни населения.

Следует четко разграничивать понятия  уровня жизни и прожиточного минимума, так как потребности человека гораздо обширнее того, что предусматривает прожиточный минимум. Для удовлетворения духовный потребностей нужны средства, порой большие, чем для удовлетворения физических. Они не отражены в прожиточном минимуме, но составляют существенную характеристику уровня жизни.[6]

Многофункциональность указанной  цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как универсальную систему поддержки населения,  ориентированную не только на классические социальные риски, но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с переходом России к рыночной экономике.

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.[3]

Понятие социальной защиты населения  на данном этапе является понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его  содержание отражает самые различные  стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы  социального обеспечения в нашей  стране в более широкую универсальную  социально-экономическую систему  социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для  такого вывода и, кроме того, возможности  систем социального обеспечения  обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».

Введение понятия «социальной  защиты населения» в оборот научных  понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методом  научной абстракции выделить из обширного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту. К числу первых, безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение – один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утверждением, признающим понятие социальной защиты научной категорией только права социального обеспечения. Эта категория представляет научную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является общеправовой научной категорией.[7]

Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может  привести к росту социальной напряженности. В настоящее время государство активно работает в области улучшения качества жизни населения, что свидетельствует о социальной направленности политики на современном этапе.[12]

Глава 2 Статистическая оценка уровня жизни населения на примере Северо-Кавказского федерального округа

 

2.1 Общая характеристика уровня жизни населения в СКФО

Северо-Кавказский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д.А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.

Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского  федерального округа, принадлежат к  числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации  в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся  высокой степенью безработицы, сложной  криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.[17]

По таким ключевым социально-экономическим  показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень  развития реального сектора экономики  и вовлеченность во внешнеэкономическую  деятельность, Северо-Кавказский федеральный  округ заметно отстает от других федеральных округов.

Кроме того, большинство субъектов  Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уже на протяжении многих лет продолжают демонстрировать крайне низкий уровень жизни населения.

По уровню социального развития СКФО занимает последнее место, имея всего 47% душевого производста ВВП от среднероссийского. Уровень жизни населения невысок, все отрасли социальной сферы находятся в упадке. Тяжелая социально- экономическая обстановка задерживает реформирование экономики, хотя должна подталкивать к ускорению. [15]

Основной социальной проблемой, присущей всем субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Кавказский федеральный  округ в равной степени, является низкий уровень обеспеченности жильем. Несмотря на низкие значения показателя обеспеченности жильем, доля ветхого  и аварийного жилья в субъектах  Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в основном ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Лишь в Республике Дагестан и Республике Ингушетия доля ветхого и аварийного жилья крайне высока - 20,6 процента и 20,4 процента соответственно. Не менее остро стоит проблема кадрового обеспечения. Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют высшее профессиональное образование. Вместе с тем достижение высоких показателей развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, невозможно без должного внимания к культурной составляющей как в части создания соответствующей инфраструктуры, так и в части кадрового обеспечения. Крайне неблагополучной является ситуация на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.[15]

По состоянию на 1 мая 2011 г. общее количество безработных граждан в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 75,6 тыс. человек или 18 процентов численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации - 8,2 процента). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 48 процента, Чеченской Республике - 35 процента и Республике Дагестан – 12,2 процента.[16]

Таким образом, ложный характер проблем в социально-экономической сфере Северо-Кавказского федерального округа определяет необходимость социально направленной политики государства по этому вопросу.

 

2.2 Статистическое исследование уровня жизни и социального обеспечения СКФО на примере Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики

 

Для того, чтобы представить общую картину уровня жизни и социальной обеспеченности, а затем и провести их структурный анализ по Северо-Кавказскому федеральному округу, были взяты два региона – Ставропольский край и республика Кабардино-Балкария.

Для анализа уровня жизни и социальной обеспеченности в Ставропольском крае и КБР использовались данные о денежных доходах и расходах населения, рассматриваемые в динамике ( 2011 год и период с января по июнь  2012года).

Данные о денежных доходах  и расходах населения в Ставропольском крае за период с 2011 по 2012 год представлены в Таблице 1.

Проанализировав данные, можно  сделать вывод, что, в общем, уровень  доходов в 2012 году значительно выше аналогичного показателя за 2011 год (учитывая тот факт, что имеются данные за первое полугодие 2012 года).

(см. Приложение 1, Таблица 1)

Данные о расходах населения  представлены в Таблице 2.

Аналогичный вывод можно  сделать и по расходам населения за период с 2011 по 2012 год, учитывая наличие данных по 2012 году лишь за 6 первых месяцев и делая прогноз на окончание года. В целом, расходы населения растут, что свидетельствует об увеличении уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 − Расходы населения Ставропольского края, млн.руб.

 

 

Расходы, млн.руб.

2011г.

Январь-июнь 2012г.

В% январь –июнь

 2011г.

1

2

3

4

Всего денежных расходов и  сбережений    

239661.0

283465.6

117.7

1.Покупка товаров и оплата услуг

189292.0

229664.8

120.6

в том числе:

     

-покупка товаров

151260.2

185535.3

122.7

-оплата услуг

38031.8

42219.0

110.9

2.Обязательные платежи и разнообразные взносы

15494.4

19194.8

123.9

в том числе:

     

-налоги и сборы

8911.6

9895.7

111.0

3.Сбережения во вкладах и ценных бумагах

935.2

9401.7

132.1

-прирост (уменьшение) вкладов в банках       

12345,7

7706.2

145.4

4.Расходы на покупку недвижимости

2003.6

2822.3

140.9

5.Приобретение иностранной валюты

10331.3

13585.6

131.5

6.Изменение средств на счетах физических лиц.

23857.0

24761.4

103.8

Информация о работе Социальное развиитие СКФО