Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
Бурный процесс научно-технической революции и компьютеризации большей части деятельности общества особым образом выделяют некоторые понятия, казавшиеся еще несколько лет назад обыденными и тривиальными. Одним из таких понятий, занимающих в нашей повседневной жизни все более значимое место, становится информация. Практическое использование всеобъемлющей информации о тех или иных сторонах общественной жизни уже давно стало необходимостью при анализе и прогнозировании экономических процессов.
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Бурный процесс научно-технической революции и компьютеризации большей части деятельности общества особым образом выделяют некоторые понятия, казавшиеся еще несколько лет назад обыденными и тривиальными. Одним из таких понятий, занимающих в нашей повседневной жизни все более значимое место, становится информация. Практическое использование всеобъемлющей информации о тех или иных сторонах общественной жизни уже давно стало необходимостью при анализе и прогнозировании экономических процессов. В то же время, теоретическим обоснованием понятий "информация вообще" и "информация в экономике" уделялось недостаточно внимания.
Дать однозначное определение понятия “информация”
Итак, информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, и ту меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. С практической же точки зрения информацию можно определить как уменьшение неопределенности, вплоть до ее устранения вообще.
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, — вот только некоторые из таких способов проявления:
В то же время, отмечая очевидную значимость информации для экономической теории, проявление целого ряда ее аспектов являются необычными и даже парадоксальными.
Например, информация, являясь товаром, суть идеальна, поэтому в ходе акта купли-продажи из рук в руки передается только носитель информации, сама же она может быть продана еще множество раз. При этом потребление информации растягивается в пространстве, т.е. одну и ту же информацию могут одновременно использовать в совершенно различных географических точках, причем в абсолютно отличных друг от друга областях деятельности. Кроме того, потребление информации может происходит не одномоментно, а быть весьма растянутым и во времени. Более того, даже не нашедшая применения в данный момент времени информация не может считаться совершенно бесполезной, поскольку, не используемая в текущей практической деятельности информация превращается в знание — результат подготовительной деятельности человеческого интеллекта, являющийся всеобщим достоянием и служащий основой для всех научных и технологических открытий будущего.
Таким образом, можно говорить о наличии у информационных ресурсов не только собственного производственного, но и воспроизводственного процессов, поскольку информация, один раз родившись, может перетекать в знание, а затем опять в конкретную информацию и так до бесконечности.
Воздействие же информации на воспроизводственный процесс в целом носит двоякий характер. С одной стороны знание и информация выступают в качестве обязательного первоначального элемента научно-технологических изысканий, а с другой — информационный ресурс используется в экономической системе точно также как труд или капитал. Т.е. можно говорить о прямой зависимости между экономическими результатами и количеством информации, введенной в экономическую деятельность.
Вместе с тем информационный ресурс имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционных ресурсов:
Т.о., можно говорить о том, что именно информационный ресурс наряду с организационным способны значительно повысить эффективность экономической системы без какого-либо заметного увеличения потребления труда, земли и капитала.
Подобный вывод позволяет предположить, что информационный путь развития экономики станет своеобразным синтезом экстенсивной и интенсивной моделей экономического роста для постиндустриальных экономических систем.
Еще одним важным аспектом является превращение информации в один из наиболее важных факторов производства. Обычно исследователи выделяют только четыре производственных фактора: земля, труд, капитал и предпринимательская активность (последний фактор лучше трактовать как один из элементов понятия "организация"). Однако даже эти четыре фактора не всегда были общепринятыми. Так, марксистская политическая экономия долгое время не признавала предпринимательство, что в большой степени было обусловлено идеологическими мотивами. Однако, предприимчивость — как один из видов организации — сегодня, несомненно, играет ведущую роль в производственном процессе. Перемены, происходящие в России и странах Восточной Европы, с очевидностью доказали, что два родственных предприятия, приблизительно одинаково оснащенных землей, трудом и капиталом, могут полярно разойтись в полученном результате труда из-за различного уровня организации производственного процесса.
Вообще говоря, если рассматривать производственные факторы через призму исторического развития общества, то становится ясным, что мало-помалу одни факторы становятся менее значимыми, уступая приоритет более молодым. Так произошло с землей и трудом, уступившим дорогу капиталу, так произошло и с капиталом, уступившем под натиском организации. То же самое вполне возможно и для информации, играющей все более определяющую роль в успехе производственной деятельности.
Еще одним необычным явлением информационного рынка является то, что не всегда возможно однозначно определить оптимальный размер необходимой информации и ее предельную цену, исходя из привычных соотношений предельных издержек на получение информации и предельной выгоды от ее использования. Это возможно лишь в тех частных случаях, когда кривые предельной полезности от использования информации и предельных издержек на ее получение пересекаются.
1.Теоретическая часть.
Характеристика информации в экономических системах
Понятие экономической информации и её структура
В буквальном переводе с латинского слово informatio означает разъяснение, осведомление, сообщение о каком-то факте, событии и т.п.
В кибернетике информация обычно трактуется как степень устранения неопределенности знания у получателя.
Иными словами, информацией является не любое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты.
Информацию различают по отраслям знаний: техническая, экономическая, биологическая и т.п.
Экономическая информация относится к области экономических знаний. Она характеризует процессы снабжения, производства, распределения и потребления материальных благ.
Управление экономическими
объектами всегда связано с преобразованием
экономической информации. С кибернетических
позиций любой процесс
Реализация этих процессов и составляет основное содержание работы управленческих служб, включая и экономические. В современном информационном обществе информация является его стратегическим ресурсом. Поэтому важные такие ее потребительские свойства, как полнота, достоверность, актуальность и своевременность.
При работе с информацией имеется ее источник и получатель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника к потребителю, называются информационными коммуникациями.
Экономическая информация отражает состояние экономического объекта в пространстве и во времени, поэтому важным для пользователя является понятие адекватности информации или уровня соответствия создаваемого информационного образа реальному объекту.
Неделимой информационной совокупностью являются реквизиты - признаки и реквизиты — основания. Первые характеризуют качественные свойства отражаемых сущностей. Вторые представляют собой количественно-суммовые величины, характеризующие данную сущность. Примерами реквизитов-признаков могут быть такие простые информационные совокупности: наименование товара, его номенклатурный номер, единица измерения, номер склада, вид операции, корреспондирующий счет и др.
Реквизиты-основания — это количество, сумма, стоимость. Сочетания одного реквизита-основания с соответствующими ему реквизитами-признаками образуют экономический показатель. В документе содержится один или несколько показателей.
Информация одного документа составляет информационное сообщение. Совокупность однородных информационных сообщений составляет информационный массив (файл). Примером является файл поступления товаров на склад, состоящий из информационных сообщений, содержащихся в приходных ордерах.
Информация по какому-либо взаимосвязанному комплексу задач составляет информационный поток. Примером является информационный поток по учету заработной платы. Совокупность всех информационных потоков по той или иной функции управления составляет информационную подсистему. Примерами информационных подсистем управления промышленного предприятия являются следующие: бухгалтерский учет, техническая подготовка производства, управление кадрами, управление финансами и др. К информационным подсистемам управления коммерческим банком можно отнести следующие: операционный день банка, валюта и др. Совокупность информационных подсистем экономического объекта составляет его информационную систему.
Лекция № 1 |
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ |
1. Понятие экономической информации.
2. Структура экономической информации.
3. Классификация экономической информации.
4. Понятие информационных технологий в экономике.
5. Этапы развития информационных технологий.
6. Понятие компьютерной информационной системы предприятия.
7. Современные информационные системы предприятия.
& Литература
№1, с.5-13; №4, с.4-16.
1. Понятие экономической
Информация ( от лат. Information – разъяснение, доклад) – это новости, уведомление о каком-нибудь случае, деятельности и т.д.