Социальный портрет предпринимателя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение российского предпринимателя как социальной группы. Для достижения главной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Уточнить содержание понятий «предприниматель» и «предпринимательство» как социального явления.
2.Рассмотреть предпринимателей в современном обществе.
3.Изучить предпринимателей как социальную группу.
4.Рассмотреть социальный портрет предпринимателей России
5.Проанализировать портрет предпринимателя в социологических исследованиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предприниматели в современном обществе…………………………………4
1.1.Социальные группы в современном обществе: понятие и виды…………..4
1.2.Предприниматели как социальная группа: Становление и формирование..........................................................................................................8
1.3. Роль и функции предпринимательства в современном обществе……….13
2. Предприниматели в современной России…………………………………..17
2.1.Становление предпринимательства в современной России……………....17
2.2.Портрет современного предпринимателя в социологических исследованиях……………………………………………………………………21
2.3. Современный предприниматель Якутии: социальный портрет………....24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...…29

Файлы: 1 файл

оригинал курсовая ЭС.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РФ

ФГАОУ ВПО “СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К.АММОСОВА”

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: экономическая  социология

         Социальный портрет предпринимателя  России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Выполнил: студент II курса гр.СБ-11

                  ФЭИ СВФУ Андросова Сардаана

   Проверил: Афанасьева Е.Л.,

                                                        К. филос.н., доцент кафедры СиУП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предприниматели в современном  обществе…………………………………4

1.1.Социальные группы в современном  обществе: понятие и виды…………..4

1.2.Предприниматели как социальная группа: Становление и формирование..........................................................................................................8

1.3. Роль и функции предпринимательства  в современном обществе……….13

2.  Предприниматели в современной  России…………………………………..17

2.1.Становление предпринимательства  в современной России……………....17

2.2.Портрет современного предпринимателя  в социологических исследованиях……………………………………………………………………21

2.3.  Современный предприниматель  Якутии: социальный портрет………....24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………...…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предприниматели представляют собой  достаточно специфичную профессиональную группу, исследование особенностей профессионального становления и профессионального самосознания которой представляется весьма актуальным. Специфика профессионального становления именно российских предпринимателей заключается, в частности, в отсутствии специального образования в области бизнеса. Таким образом, выявляется необходимость изучения внутренних, личностных предпосылок, психосоциальных паттернов выбора человеком предпринимательской деятельности, а также профессиональных и личностных ценностей представителей предпринимательства как нового социального слоя российского общества.

Актуальность данной работы заключается в том, что в период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность, что повлекло за собой формирование группы занимающихся ею людей, обладающие личными и профессиональными качествами и действующими в определенной социальной среде. Актуальной проблемой для нас является исследование новой для России социальной группы. 
 Основной целью курсовой работы является изучение российского предпринимателя как социальной группы. Для достижения главной цели предстоит решить следующие задачи:

1.Уточнить содержание понятий «предприниматель» и «предпринимательство» как социального явления.

2.Рассмотреть  предпринимателей в современном  обществе.

3.Изучить  предпринимателей как социальную  группу.

4.Рассмотреть  социальный портрет предпринимателей  России

5.Проанализировать  портрет предпринимателя в социологических  исследованиях.

Объектом данной работы являются российские предприниматели.

Предметом является социальный портрет предпринимателя России.

  1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

1.1. Социальные группы в современном  обществе: понятие и виды

Социальная  группа — своеобразный посредник  между отдельным человеком и  обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек  живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность  к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности.            

Под социальной группой принято понимать любую  совокупность людей, имеющих общий  социальный признак.

В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается  основа социальной жизни. Человек нуждается  в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном  обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных  охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ  жизни, передвигались по поверхности  планеты в поисках пищи1.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.

Социальные  группы делят на:

  • номинальные и реальные;
  • большие и малые;
  • формальные и неформальные;
  • первичные и вторичные.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и  пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так  и практических задач. Большие номинальные  группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

Реальная  группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи  и отношения между членами  и которая взаимодействует с  другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это  реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп2.

  Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

     В зависимости от размеров  выделяют большие и малые социальные  группы.

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой  непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся  в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

  Г.  Зиммель считал, что размер группы  тесно коррелирует со степенью  развития индивидуальности ее  представителей. Размер группы прямо  пропорционален степени свободы,  которой пользуются ее члены:  чем меньше группа, тем сплоченнее  она должна выступать, тем теснее  держать своих членов с целью  защиты собственной целостности  от враждебных воздействий внешней  среды. По мере количественного  роста группы расширяются допустимые  границы идентификации ее членов  как таковых, следовательно, возрастает  степень индивидуальной свободы.  Увеличение численности индивидов  в группе, сопровождающееся дифференциацией  ее элементов, порождает умственную  способность к ассоциации. Так  рождается интеллект, способность  сознания3

По характеру  внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые  отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются без личностными и функциональными, цель деятельности четко определена.         Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики»  — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в  рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

Социальные  группы выполняют важные для каждого  индивида социальные роли.

1.Инструментальная  роль группы: группы образуются  ради выполнения определенной работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает «синергетический эффект» — эффект умножения усилий.

2.Экспрессивная  роль группы: группы имеют возможности  удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Это компании друзей, совместно проводящих досуг. Инструментальные группы часто выполняют и экспрессивные функции, а экспрессивные группы в определенном смысле тоже можно считать инструментальными, так как они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения.

 

1.2 Предприниматели как социальная  группа: становление и формирование

 

Понятие «предприниматель» еще в XVIII в. ввел в науку английский экономист  Ричард Кантильон (1680-1734). Он замечал, что  в дополнение к земельным собственникам  и наемным работникам разного  рода появился новый слой людей, которые  на свой страх и риск устремляются к рыночному обмену с целью  извлечения прибыли. По Кантильону, предпринимателем является человек с неопределенными, нефиксированными доходами, который  покупает товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, сравнительно с затратами более  высокой, но ему пока неизвестной. Важнейшая  отличительная черта предпринимательской  деятельности — постоянная сопряженность  с риском.

А. Смит также характеризовал предпринимателя  как собственника, рискующего своими средствами ради получения прибыли: он сам планирует и организует производство, распоряжается его  результатами и т. п.

Классической формулой предпринимательства  признается определение Ж.-Б. Сэя. Он характеризовал предпринимателя как  лицо, которое берется за свой счет, на свой риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Само же предпринимательство  определялось как оперирование с  факторами производства — извлечение их в одном месте, где они дают малый доход, затем перемещение и новая их комбинация в другом месте, где они дают наибольший доход. Определение Сэя годится для любых форм предпринимательской деятельности: торговли, производства, финансовой, посреднической деятельности4.

Предприниматели – естественные лидеры экономической  жизни и промышленного мира. Но настоящее лидерство невозможно без знания не только экономических  процессов и явлений, но и понимания  более широкого круга вопросов общественной жизни. Узкоспециализированные знания недостаточны для поддержания лидерства  в долгосрочной перспективе. Как  писал русский эмигрантский философ  и социолог Федор Степун более  полувека назад, «во главе больших  предприятий, в частности в Америке, стоят специалисты по широкому кругозору  жизни, знатоки людей с хорошим  глазомером и жизненным опытом, т.е. личности». Мысль проф. Степуна состояла в том, что узкие специалисты  с односторонним образованием не могут с успехом руководить сложными предприятиями. Предприниматели, которые  стремятся к созданию прочного дела, должны видеть вдаль и вширь. Тем  более, что в современной быстроменяющейся ситуации необходимо по-новому осознать место и роль предпринимательства  в экономике и обществе. Это  позволит заложить прочный фундамент  практической деятельности, основанный на четких принципах и сформулированных собственных интересах.

В современном  российском обществе можно выделить 4 основных класса: правящий класс, средний  класс, рабочий класс и так  называемое «социальное дно». Рассматриваемая  нами группа предпринимателей относится  к среднему классу и изучается  в русле экономической социологии5
 Экономическая социология — молодое направление российской социальной науки, институционализировавшееся лишь в 90-х годах в связи с радикальными экономическими реформами. Поэтому она в концентрированной форме выражает новейшие тенденции социологической мысли в России. Формирующееся понятие «социальная группа предпринимателей» исключительно важно, поскольку оно не есть слепок или «отражение» содержания социального мира, а активно продуцирует само это содержание, исходя, в том числе, из социального опыта социолога. 
 Данное в социологическом опыте присутствие или «явление предпринимательства» определяется Т.И. Заславской как деятельность, выступающее основой возникновения и развития соответствующего социального слоя. Конституирующими признаками этого типа деятельности служат: а) целевая установка на получение прибыли; б) свобода и автономность принятия решений; в) самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности». 
 «Социальная группа предпринимателей» конституируется действием, обладающим внутренним смысловым единством и связанным с реализацией ненасильственного контроля над дефицитными ресурсами в целях производства товаров и услуг. Рабочий класс и так называемое «социальное дно».

Информация о работе Социальный портрет предпринимателя России