Социальный портрет предпринимателя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение российского предпринимателя как социальной группы. Для достижения главной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Уточнить содержание понятий «предприниматель» и «предпринимательство» как социального явления.
2.Рассмотреть предпринимателей в современном обществе.
3.Изучить предпринимателей как социальную группу.
4.Рассмотреть социальный портрет предпринимателей России
5.Проанализировать портрет предпринимателя в социологических исследованиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предприниматели в современном обществе…………………………………4
1.1.Социальные группы в современном обществе: понятие и виды…………..4
1.2.Предприниматели как социальная группа: Становление и формирование..........................................................................................................8
1.3. Роль и функции предпринимательства в современном обществе……….13
2. Предприниматели в современной России…………………………………..17
2.1.Становление предпринимательства в современной России……………....17
2.2.Портрет современного предпринимателя в социологических исследованиях……………………………………………………………………21
2.3. Современный предприниматель Якутии: социальный портрет………....24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...…29

Файлы: 1 файл

оригинал курсовая ЭС.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

    Итогом прошедших и провозглашенных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства стал принятый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства стали следующие: создание благоприятных условий для развития предпринимательства; участие предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в данной области; обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки и программам развития; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест.

С 1 января 2008 года закон вступил в силу, что говорит о начале нового этапа  развития малого и среднего предпринимательства. С выборами нового президента Дмитрия  Медведева продолжился прежний  курс построения экономически выверенного, стабильного государства, где немаловажной частью нашей экономики является малое и среднее предпринимательство15.

В последние  годы проявилась тенденция усиления присутствия государства в экономике  в качестве непосредственного собственника, в том числе в форме создания государственных холдингов и  государственных корпораций. Так, были созданы Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, Государственная корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация «Олимпстрой», госкорпорации «Ростехнологии»  и «Росатом». Создание государственных  корпораций было обусловлено необходимостью консолидации разрозненных предприятий и отраслей, представляющих стратегический интерес для страны, но это не приносит эффективность существующей системе государственного управления, но ставит бизнес в неравные условия.

   Мировой экономический кризис 2008 года продемонстрировал проблемы российской экономики и бизнеса. Правда, последние заседания правительства и выступления прежнего и избранного президентов внушают большой оптимизм предпринимателям, что государство вновь обращает свое внимание на малое и среднее предпринимательство. На Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете мер по поддержке малого и среднего бизнеса, направленных прежде всего на поддержку инновационных компаний16

Правительство с 1 января 2011 года увеличив процент  социального налога до 34% для бизнесменов, фактически перечеркнуло многие позитивные сдвиги по взаимодействию государства  и предпринимательства. Кроме того, предприниматели, успевшие вывести  свои активы в законные, легальные  схемы, уже сейчас сожалеют об этом. Обещанная на всю страну поддержка  вновь обернулась жестоким обманом  для законопослушного бизнеса17.

 

2.2.Портрет  современного предпринимателя в  социологических исследованиях.

 

Какими  представляют современного предпринимателя? Какие у него качества? Составление  социального портрета современного российского предпринимателя представляется возможным осуществить с помощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материалов социологического исследования

Молодой человек около 36 лет, с высшим образованием, но не всегда профильным, и с убеждением, что имеющихся знаний ему недостаточно для успеха, но хватит для постоянного  заработка. Таков портрет российского  начинающего предпринимателя. Рассмотрим более детальное описание предпринимателя  в отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011»,проведенный  специалистами Citi, Высшей школы менеджмента  СПбГУ и Высшей школы экономики.

По данным исследования, в России в 2011 году каждый 22-ой россиянин (4,6% населения) в трудоспособном возрасте является ранним предпринимателем. Потенциальных предпринимателей больше – 7,78%, но из них почти половина –  уже действующие предприниматели, планирующие открыть еще один бизнес. В среднем в странах  с близким уровнем экономического развития о своем намерении стать  предпринимателем заявил каждый четвертый. Портрет российского предпринимателя, который Slon составил на основе данных исследования, показывает, почему так происходит: культура предпринимательства в России невысока, а барьеры при ведении бизнеса значительны18.

Российский  предприниматель это оптимист, который  полагает, что сможет справиться с  препятствиями, связанными с начальным  этапом развития фирмы. О высоком  уровне оптимизма у предпринимателей говорит их оценка условий для  старта бизнеса в России. Около 37% из них назвали условия благоприятными. Доля таких респондентов, не являющихся предпринимателями, в два раза ниже – 19%. Но в среднем  российское население называет местные условия ведения бизнеса благоприятными в полтора раза реже, чем жители стран БРИКС.

Российский  предприниматель нередко романтик: четверть опрошенных предпринимателей осознает, что не обладает достаточными знаниями и опытом для осуществления предпринимательской деятельности. В итоге основной причиной закрытия бизнеса выступает его нерентабельность, что связано с неспособностью предпринимателей на начальном этапе объективно оценить перспективы своей деятельности. На финансовые причины ссылаются 58% закрывших свой бизнес (в 2010 году 73%). Большинство выбывших из бизнеса (58%) больше не планируют в дальнейшем связывать судьбу с предпринимательством.

Среди предпринимателей много неудачников: преодолеть препятствия, связанные  с начальным этапом, удается лишь немногим начинающим бизнесменам. В  России 4,6% населения в трудоспособном возрасте является ранними предпринимателями, при этом владельцев фирм, которые  действуют на рынке более 3,5 лет, существенно меньше – 2,8%. В результате жесткого отсева в России на 160 ранних предпринимателей приходится только 100 устоявшихся. В экономически развитых странах, наоборот, количество владельцев устоявшихся компаний превышает  количество ранних.

Предпринимательство часто связано с необходимостью выживания или сохранения уровня жизни. Большинство российских предпринимателей мотивированы на открытие собственного дела в основном желанием поддержать уровень своего дохода, а не его  увеличением или получением независимости. Самый большой сектор – потребительский (53%), на втором месте – сектор строительства  и переработки (33%). Доля российских предпринимателей в секторе оказания услуг бизнесу, в котором конкуренция  основывается на знаниях и технологии, мала (9% против 28% в экономически развитых странах).

Предпринимательство – серьезное и трудное занятие  для настоящих мужчин, среди владельцев вновь созданного бизнеса они  составляют практически 60%. При этом активность ранних предпринимателей-мужчин в 1,3 раза превышает активность женщин. Это может свидетельствовать  о том, что мужчины более склонны  к предпринимательскому старту, но менее успешны на стадии выживания  компании. Среди женщин, вовлеченных  в предпринимательскую деятельность, боязнь провала значительно выше, чем среди мужчин. Можно предположить, что, начав деятельность, женщины сталкиваются с большим сопротивлением.19.

Качества, которыми должен обладать предприниматель:

1.  Умением принимать  новаторские решения в стандартных  и нестандартных

ситуациях.

2.  Умением  генерировать  идеи,  превращать  их в новые  технологии с целью

получения дохода.

3.  Оперативно оценивать  все формы инноваций.

4.  Не бояться рисковать,  уметь управлять риском, быть  готовым принять

ответственность.

С нашей  точки зрения, портрет современного предпринимателя: в основном мужчина  среднего возраста, в строгом костюме, с высшим образованием, возможно и  с средним, серьезный, деловой. Предприниматель  должен быть культурным человеком, потому что заинтересован в постоянном успехе. Среди личных качеств ему  необходимы, во-первых, интуиция и чутье, требующиеся для обнаружения  новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы  отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических  и социальных процессов.

 

2.3.   Современный предприниматель Якутии: социальный портрет

 

Малому  и среднему предпринимательству  определяется важная роль в экономическом  развитии страны и формировании среднего класса.

Вопросы развития предпринимательства  и создания благоприятных условий  для малого и среднего бизнеса  являются приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года малое предпринимательство, а особенно наукоемкий, высокотехнологичный его сектор, рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода экономики субъектов федерации на инновационный путь развития.

Приоритетом в деятельности Правительства  Российской Федерации. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года малое предпринимательство, а особенно наукоемкий, высокотехнологичный  его сектор, рассматривается как  важнейший ресурс ускоренного перехода экономики субъектов федерации  на инновационный путь развития20.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в  течение последних лет имеют  положительную динамику, однако по ряду показателей развития малого и  среднего предпринимательства несколько  отстает от общероссийских значений. В первую очередь, это связано  с высокой долей крупного бизнеса, задействованного в разработке полезных ископаемых, энергетики, транспорта и  т.д.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) разработана на основе анализа социально-экономического развития республики за предшествующие периоды, сценарных условий развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) с учетом сложившихся тенденций в Российской Федерации.

В Республике Саха (Якутия) в течение 2008-2011 годов  наблюдается позитивная динамика развития малого и среднего предпринимательства. Свидетельством этому являются основные производственно-экономические показатели их деятельности, приведенные в таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблица2.

           

Динамика развития  малого и среднего предпринимательства  в Республике Саха (Якутия) за 2007-2011 годы и 1 квартал 2012 года

Наименование  показателя

2007г.

2008г.

2009г.

2010 г.

2011 г.

1 квартал 2012 года  оценка

1. Число субъектов малого  и среднего предпринимательства,  ед., в том числе:

36915

40361

45107

46976

47803

48667

малые и средние предприятия, ед.

3295

4487

5067

5127

5966

5957

малые предприятия, ед.

3295

4275

4952

5012

5863

5879

средние предприятия, ед.

х

212

115

115

103

78

индивидуальные предприниматели, ед.

33620

35874

40040

41849

42480

42710

2. Среднесписочная численность  работников малые и средние  предприятия, чел.

28175

49727

49833

53695

54825

49974

малые предприятия, ед.

28175

37995

42464

44536

45431

42784

средние предприятия, ед.

х

11732

7369

9159

9394

7190

3. Доля продукции, произведенной  малыми предприятиями в общем  объеме валового регионального  продукта, %

6,0

6,1

6,6

6,7

7,0

4

4. Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата  работников малых предприятий,  руб.

12227,8

14441

16127,4

18517,0

21097,5

22433

5. Инвестиции в основной  капитал, млн. руб.

505,1

1927,8

3232,2

1537,5

2741,4

734

6. Оборот организаций  (малые и средние предприятия), млн. руб., в том числе:

35066,0

67658,4

77998,8

99931,4

111361,9

23740

отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и  услуг собственными силами, млн. руб.

18844,3

37657,4

43539,3

61745,4

70103,7

12924


 

Исходя  из таблицы, можно сказать, что число субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом увеличивается. Исходя из этого можно сказать что предпринимательство в РС(Я) развивается.

Активному развитию предпринимательства во многом способствовали меры государственной  поддержки, предпринимаемые в последние  годы в Российской Федерации, в том  числе в Республике Саха (Якутия). 
Так, в 2008 году в Республике Саха (Якутия) был принят Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)», утверждены Комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2008-2009 годы и        Стратегия поддержки развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу. Основной целью указанной стратегии явилось создание дифференцированных условий, стимулирующих граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличение вклада малых и средних предприятий во внутренний региональный продукт, в налоговые доходы бюджета, в развитие занятости населения, что позволило бы малому и среднему бизнесу иметь важнейшую структурную роль в социально-экономическом развитии республики. 
            В 2009 году была скорректирована Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», а также внедрен ряд новых программных мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования и изучения предпринимательства  и социального портрета предпринимателя  России, мы пришли к таким выводам:

Предприниматели – естественные лидеры экономической  жизни и промышленного мира. Но настоящее лидерство невозможно без знания не только экономических  процессов и явлений, но и понимания  более широкого круга вопросов общественной жизни. Узкоспециализированные знания недостаточны для поддержания лидерства  в долгосрочной перспективе.

Конечной  целью и мерой эффективности  предпринимательской деятельности является полученная прибыль. Прибыль  предпринимателя составляет справедливое вознаграждение за его промышленный талант, за умение найти и практически  реализовать новые пути получения  выгоды. В силу закона справедливости, который предписывает каждому воздавать  свое, прибыль должна быть признана частной собственностью предпринимателя, которой он имеет полное право  распоряжаться по своему усмотрению

Информация о работе Социальный портрет предпринимателя России