Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:17, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение российского предпринимателя как социальной группы. Для достижения главной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Уточнить содержание понятий «предприниматель» и «предпринимательство» как социального явления.
2.Рассмотреть предпринимателей в современном обществе.
3.Изучить предпринимателей как социальную группу.
4.Рассмотреть социальный портрет предпринимателей России
5.Проанализировать портрет предпринимателя в социологических исследованиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предприниматели в современном обществе…………………………………4
1.1.Социальные группы в современном обществе: понятие и виды…………..4
1.2.Предприниматели как социальная группа: Становление и формирование..........................................................................................................8
1.3. Роль и функции предпринимательства в современном обществе……….13
2. Предприниматели в современной России…………………………………..17
2.1.Становление предпринимательства в современной России……………....17
2.2.Портрет современного предпринимателя в социологических исследованиях……………………………………………………………………21
2.3. Современный предприниматель Якутии: социальный портрет………....24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...…29
Итогом прошедших и провозглашенных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства стал принятый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства стали следующие: создание благоприятных условий для развития предпринимательства; участие предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в данной области; обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки и программам развития; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест.
С 1 января
2008 года закон вступил в силу,
что говорит о начале нового этапа
развития малого и среднего предпринимательства.
С выборами нового президента Дмитрия
Медведева продолжился прежний
курс построения экономически выверенного,
стабильного государства, где немаловажной
частью нашей экономики является
малое и среднее
В последние
годы проявилась тенденция усиления
присутствия государства в
Мировой экономический кризис 2008 года продемонстрировал проблемы российской экономики и бизнеса. Правда, последние заседания правительства и выступления прежнего и избранного президентов внушают большой оптимизм предпринимателям, что государство вновь обращает свое внимание на малое и среднее предпринимательство. На Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете мер по поддержке малого и среднего бизнеса, направленных прежде всего на поддержку инновационных компаний16.
Правительство с 1 января 2011 года увеличив процент социального налога до 34% для бизнесменов, фактически перечеркнуло многие позитивные сдвиги по взаимодействию государства и предпринимательства. Кроме того, предприниматели, успевшие вывести свои активы в законные, легальные схемы, уже сейчас сожалеют об этом. Обещанная на всю страну поддержка вновь обернулась жестоким обманом для законопослушного бизнеса17.
2.2.Портрет
современного предпринимателя
Какими представляют современного предпринимателя? Какие у него качества? Составление социального портрета современного российского предпринимателя представляется возможным осуществить с помощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материалов социологического исследования
Молодой человек около 36 лет, с высшим образованием, но не всегда профильным, и с убеждением, что имеющихся знаний ему недостаточно для успеха, но хватит для постоянного заработка. Таков портрет российского начинающего предпринимателя. Рассмотрим более детальное описание предпринимателя в отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011»,проведенный специалистами Citi, Высшей школы менеджмента СПбГУ и Высшей школы экономики.
По данным
исследования, в России в 2011 году каждый
22-ой россиянин (4,6% населения) в трудоспособном
возрасте является ранним предпринимателем.
Потенциальных предпринимателей больше
– 7,78%, но из них почти половина –
уже действующие
Российский
предприниматель это оптимист, который
полагает, что сможет справиться с
препятствиями, связанными с начальным
этапом развития фирмы. О высоком
уровне оптимизма у предпринимателей
говорит их оценка условий для
старта бизнеса в России. Около 37%
из них назвали условия
Российский
предприниматель нередко
Среди предпринимателей много неудачников: преодолеть препятствия, связанные с начальным этапом, удается лишь немногим начинающим бизнесменам. В России 4,6% населения в трудоспособном возрасте является ранними предпринимателями, при этом владельцев фирм, которые действуют на рынке более 3,5 лет, существенно меньше – 2,8%. В результате жесткого отсева в России на 160 ранних предпринимателей приходится только 100 устоявшихся. В экономически развитых странах, наоборот, количество владельцев устоявшихся компаний превышает количество ранних.
Предпринимательство часто связано с необходимостью выживания или сохранения уровня жизни. Большинство российских предпринимателей мотивированы на открытие собственного дела в основном желанием поддержать уровень своего дохода, а не его увеличением или получением независимости. Самый большой сектор – потребительский (53%), на втором месте – сектор строительства и переработки (33%). Доля российских предпринимателей в секторе оказания услуг бизнесу, в котором конкуренция основывается на знаниях и технологии, мала (9% против 28% в экономически развитых странах).
Предпринимательство – серьезное и трудное занятие для настоящих мужчин, среди владельцев вновь созданного бизнеса они составляют практически 60%. При этом активность ранних предпринимателей-мужчин в 1,3 раза превышает активность женщин. Это может свидетельствовать о том, что мужчины более склонны к предпринимательскому старту, но менее успешны на стадии выживания компании. Среди женщин, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, боязнь провала значительно выше, чем среди мужчин. Можно предположить, что, начав деятельность, женщины сталкиваются с большим сопротивлением.19.
Качества, которыми должен обладать предприниматель:
1. Умением принимать
новаторские решения в
ситуациях.
2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью
получения дохода.
3. Оперативно оценивать все формы инноваций.
4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять
ответственность.
С нашей точки зрения, портрет современного предпринимателя: в основном мужчина среднего возраста, в строгом костюме, с высшим образованием, возможно и с средним, серьезный, деловой. Предприниматель должен быть культурным человеком, потому что заинтересован в постоянном успехе. Среди личных качеств ему необходимы, во-первых, интуиция и чутье, требующиеся для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.
2.3. Современный предприниматель Якутии: социальный портрет
Малому и среднему предпринимательству определяется важная роль в экономическом развитии страны и формировании среднего класса.
Вопросы развития предпринимательства
и создания благоприятных условий
для малого и среднего бизнеса
являются приоритетом в деятельности
Правительства Российской Федерации.
В долгосрочной стратегии социально-
Приоритетом в деятельности Правительства
Российской Федерации. В долгосрочной
стратегии социально-
Основные показатели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в течение последних лет имеют положительную динамику, однако по ряду показателей развития малого и среднего предпринимательства несколько отстает от общероссийских значений. В первую очередь, это связано с высокой долей крупного бизнеса, задействованного в разработке полезных ископаемых, энергетики, транспорта и т.д.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) разработана на основе анализа социально-экономического развития республики за предшествующие периоды, сценарных условий развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) с учетом сложившихся тенденций в Российской Федерации.
В Республике
Саха (Якутия) в течение 2008-2011 годов
наблюдается позитивная динамика развития
малого и среднего предпринимательства.
Свидетельством этому являются основные
производственно-экономические
Таблица2. |
||||||
Динамика развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 2007-2011 годы и 1 квартал 2012 года | ||||||
Наименование показателя |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 квартал 2012 года оценка |
1. Число субъектов малого
и среднего |
36915 |
40361 |
45107 |
46976 |
47803 |
48667 |
малые и средние предприятия, ед. |
3295 |
4487 |
5067 |
5127 |
5966 |
5957 |
малые предприятия, ед. |
3295 |
4275 |
4952 |
5012 |
5863 |
5879 |
средние предприятия, ед. |
х |
212 |
115 |
115 |
103 |
78 |
индивидуальные |
33620 |
35874 |
40040 |
41849 |
42480 |
42710 |
2. Среднесписочная численность работников малые и средние предприятия, чел. |
28175 |
49727 |
49833 |
53695 |
54825 |
49974 |
малые предприятия, ед. |
28175 |
37995 |
42464 |
44536 |
45431 |
42784 |
средние предприятия, ед. |
х |
11732 |
7369 |
9159 |
9394 |
7190 |
3. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, % |
6,0 |
6,1 |
6,6 |
6,7 |
7,0 |
4 |
4. Номинальная начисленная
среднемесячная заработная |
12227,8 |
14441 |
16127,4 |
18517,0 |
21097,5 |
22433 |
5. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
505,1 |
1927,8 |
3232,2 |
1537,5 |
2741,4 |
734 |
6. Оборот организаций (малые и средние предприятия), млн. руб., в том числе: |
35066,0 |
67658,4 |
77998,8 |
99931,4 |
111361,9 |
23740 |
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. руб. |
18844,3 |
37657,4 |
43539,3 |
61745,4 |
70103,7 |
12924 |
Исходя из таблицы, можно сказать, что число субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом увеличивается. Исходя из этого можно сказать что предпринимательство в РС(Я) развивается.
Активному
развитию предпринимательства во многом
способствовали меры государственной
поддержки, предпринимаемые в последние
годы в Российской Федерации, в том
числе в Республике Саха (Якутия).
Так, в 2008 году в Республике Саха (Якутия)
был принят Закон «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Республике
Саха (Якутия)», утверждены Комплекс мер
по развитию малого и среднего предпринимательства
в Республике Саха (Якутия) на 2008-2009 годы
и Стратегия поддержки
развития малого и среднего предпринимательства
на среднесрочную перспективу. Основной
целью указанной стратегии явилось создание
дифференцированных условий, стимулирующих
граждан к осуществлению предпринимательской
деятельности, увеличение общего количества
действующих субъектов малого и среднего
предпринимательства и увеличение вклада
малых и средних предприятий во внутренний
региональный продукт, в налоговые доходы
бюджета, в развитие занятости населения,
что позволило бы малому и среднему бизнесу
иметь важнейшую структурную роль в социально-экономическом
развитии республики.
В
2009 году была скорректирована Республиканская
целевая программа «Развитие предпринимательства
и туризма в Республике Саха (Якутия) на
2009-2011 годы», а также внедрен ряд новых
программных мероприятий, направленных
на поддержку и развитие малого и среднего
предпринимательства в Республике Саха
(Якутия).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования и изучения предпринимательства и социального портрета предпринимателя России, мы пришли к таким выводам:
Предприниматели – естественные лидеры экономической жизни и промышленного мира. Но настоящее лидерство невозможно без знания не только экономических процессов и явлений, но и понимания более широкого круга вопросов общественной жизни. Узкоспециализированные знания недостаточны для поддержания лидерства в долгосрочной перспективе.
Конечной
целью и мерой эффективности
предпринимательской
Информация о работе Социальный портрет предпринимателя России