Социальный портрет предпринимателя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение российского предпринимателя как социальной группы. Для достижения главной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Уточнить содержание понятий «предприниматель» и «предпринимательство» как социального явления.
2.Рассмотреть предпринимателей в современном обществе.
3.Изучить предпринимателей как социальную группу.
4.Рассмотреть социальный портрет предпринимателей России
5.Проанализировать портрет предпринимателя в социологических исследованиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предприниматели в современном обществе…………………………………4
1.1.Социальные группы в современном обществе: понятие и виды…………..4
1.2.Предприниматели как социальная группа: Становление и формирование..........................................................................................................8
1.3. Роль и функции предпринимательства в современном обществе……….13
2. Предприниматели в современной России…………………………………..17
2.1.Становление предпринимательства в современной России……………....17
2.2.Портрет современного предпринимателя в социологических исследованиях……………………………………………………………………21
2.3. Современный предприниматель Якутии: социальный портрет………....24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...…29

Файлы: 1 файл

оригинал курсовая ЭС.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

Статистика  по предпринимателям России.

Статистика  предпринимательства в России начала формироваться в конце 80-х –  начале 90-х годов ХХ века, в связи  с развитием кооперативов, затем  малых предприятий и осуществлением приватизации.

Статистические  сведения о предпринимательской  деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая  включает перечни прошедших государственную  регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.6  Таким образом, объектом статистического исследования является самостоятельный хозяйствующий субъект (предприятие), осуществляющий свою предпринимательскую деятельность на территории данного государства и подчиняющийся законам и подзаконным актам этого государства. Органы государственной статистики осуществляют отнесение предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства только для организации федеральных статистических наблюдений на основании имеющейся в органах государственной статистики информации, используя критерии, установленные Федеральным законом от  
24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Типизация организаций проводится на основании  данных государственной регистрации, статистической и бухгалтерской  отчетности (о средней численности  работников и выручке). В случае отсутствия необходимой информации типизация  отдельных предприятий носит  условный характер.

Для статистического исследования масштабов и структуры предпринимательства  проводятся статистические обследования всего массива субъектов предпринимательской  деятельности, которые включены в  генеральную совокупность. При этом крупные и средние субъекты обследуются  сплошным методом, а мелкие и индивидуальные – способом выборки.

Рассмотрим основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей Дальневосточного федерального округа за 2012 год7.

 

 

 

Таблица 1. Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей Дальневосточного федерального округа за 2012 год8.

 

Год

ФО

Субъект РФ

Объем выручки(с учетом налогов и аналогичных  обязательных платежей) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг по всем видам деятельности индивидуальных предпринимателей.млн.руб.

Численность индивидуальных предпринимателей,осуществляющих предпринимательскую деятельность, тыс.человек

Численность наемных работников,занятых в  сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица(значение показателя за год),человек

2012

ДФО

Приморский  край

99 736 637.860*

31*

48 534*

2012

ДФО

Хабаровский край

100 121 995.310

25*

30 803*

2012

ДФО

Амурская  область

59 469 379.400 *

13 *

16 569 *

2012

ДФО

Камчатский  край

28 365 361.920 *

8 *

7 803 *

2012

ДФО

Магаданская область

13 999 311.400 *

4 *

1 976 *

2012

ДФО

Сахалинская область

84 966 908.410 *

13 *

18 029 *

2012

ДФО

Чукотский автономный округ

1 055 020.000 *

1 *

735 *

2012

ДФО

Республика  Саха (Якутия)

116 151 115.690 *

28 *

20 342 *

2012

ДФО

Еврейская автономная область

12 966 249.400 *

5 *

3 764 *


 

         Исходя  из таблицы мы смотрим что  в Дальневосточном федеральном  округе Республика Саха(Якутия) по  численности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую  деятельность стоит на втором  месте после Приморского края. Относительно этого можно сказать  что в нашей республике предпринимательская  деятельность развивается с каждым  годом.

1.3. Роль и функции  предпринимательства в современном обществе

 
 Хорошо известно, что предприниматели  являются двигателем любой современной  развитой экономики, поскольку именно они создают большинство рабочих  мест, внедряют новшества, стимулируют  рост благосостояния среднего класса и закладывают основу гражданского общества и политической свободы. Именно поэтому развитие предпринимательства  является насущной экономической задачей  пост-советской России. Однако причины  того, что предпринимательство и  предприниматели пока не играют существенной роли в российской экономике, не чисто  экономического характера. Прочное  решение вопроса развития предпринимательства  предполагает не только создание благоприятной  внешней среды. Не менее важно  воссоздать разорванную связь между  личностью и экономической жизнью, связь, которая была нарушена во времена  советского правления. Цели и результаты предпринимательской деятельности переплетаются с личными целями и представлениями предпринимателя. В то время как целью советской  системы было систематическое подавление всех проявлений личной свободы, включая  свободу экономическую и политическую, истинная природа экономической  деятельности индивидуалистична и  предполагает свободное приложение частных сил и талантов в экономической сфере9.

  Наличие творческой деловой, практической мысли – это основной признак предпринимателя, который должен уметь не только увидеть рыночную возможность, нередко скрытую от большинства взоров, но и изыскать верные пути ее реализации. Иными словами, предприниматель – это

человек, который  умеет видеть перспективу (промышленную выгоду), сокрытую от взора других, и  имеет смелость и настойчивость  двигаться к ее достижению, зачастую невзирая на риски и временные  неудачи.

Конечной  целью и мерой эффективности  предпринимательской деятельности является полученная прибыль. Прибыль  предпринимателя составляет справедливое вознаграждение за его промышленный талант, за умение найти и практически реализовать новые пути получения выгоды. В силу закона справедливости, который предписывает каждому воздавать свое, прибыль должна быть признана частной собственностью предпринимателя, которой он имеет полное право распоряжаться по своему усмотрению. Поэтому несправедливая и непредсказуемая налоговая система, нестабильные законы о наследовании и защите прав собственности являются серьезнейшей угрозой для нормальной мотивации предпринимательства и в корне подрывают основы экономической системы10.

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство – это принципиально  новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце  концов добиться успеха. Однако риск риску  рознь. Предприниматель, прежде чем  решиться на создание собственного дела (об этом будет рассказано особо), должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной  интуицией.

Для развития предпринимательства  в России существенное значение имеет  понимание того, что не любое новое  дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь  связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

В развитой рыночной экономике предпринимательство  как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений  предпринимательских организаций  выполняет следующие функции11.

Определяющей  в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяиств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.

Важнейшей функцией предпринимательства  является ресурсная.  Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь это трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики  предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства12.

Таким образом, предприниматель- это человек, который создает прибыль, преобразовывает дешевые деньги в дорогие, делает деньги. Предпринимателем может стать тот человек который обладает теми качествами, которые в дальнейшем помогут ему создавать собственный. Предпринимательство в нашей стране существует с давних времен. Можно сказать наибольшее развитие предпринимательство относится к годам Петра I. Создавались мануфактуры, развивались отрасли промышленности и.т.д. С того времени предпринимательство в России развивается по сей день. Также надо отметить, что наша предпринимательская деятельность отстает от других стран, но по данным статистики с каждым годом увеличивается число людей, занимающейся бизнесом.

 

  1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

2.1. Становление предпринимательства  в современной России

 

   Государство и предприниматели - две главные силы, от которых сегодня зависит успех рыночной реформы в России и оздоровление ее экономики, что, несомненно, является актуальным вопросом. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития России во многом определяются характером отношений между государственными органами и возникшей социальной группой бизнесменов, предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, и конкретных действий представителей государственных органов в отношении предпринимателей, а также от того, как сами предприниматели воспринимают эти решения и действия, зависят характер реализации экономических реформ в стране и особенности формирования российского предпринимательства13.   

В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий  достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены  две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В России государство  к концу 90-х годов предприняло  определенные шаги по развитию малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Это позволяет  разделить данный промежуток времени  на три соответствующих периода.

  1. Период спада (1999-2001 гг.).
  2. Период подъема (2002 - август 2008 г.).
  3. Период спада (август 2008-2011 гг.).

В период спада (1999-2001 гг.) количество малых предприятий  снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. Августовский кризис 1998 г. негативно отразился  на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились  или пропали в банках, сократились  рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с  импортом сырья или товаров. В  результате число занятых в этом секторе экономики сократилось  на несколько сотен тысяч человек. Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства  в 1998 г. был упразднен. Государство  опять оставило малый бизнес на периферии  своего внимания.

  С приходом нового президента В.В. Путина в 2000 году произошла перемена в политике государства в отношении к малому и среднему предпринимательству. В 2002 г. создалась предпринимателями Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» для содействия консолидации предпринимателей и для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Они активно выступают за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей «из тени», снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности. Изменилось к этому времени и государственная политика по отношению к предпринимательству и предпринимателям. В период подъема (2002-2008 гг.) количество малых и средних предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч в год. Можно сказать, что 2002 стал переломным годом в развитии малого и среднего предпринимательства. На рост развития малого и среднего предпринимательства влияние оказали такие меры государственной политики, как реформа земельно-имущественных отношений; поправки в Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы; внедрение рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы14

Информация о работе Социальный портрет предпринимателя России