Статистическая методология и основные статестические категории.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проведена определенная работа по реформированию российской статистики, В 1992 г. была разработана и утверждена «Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Итоги реализации первого этапа программы были подведены на Всероссийском совещании статистиков (1995 г.), ходе которого отмечено, что начальный этап реформирования российской статистики в нашей стране завершен, но проблема дальнейшего совершенствования статистической науки и практики стоит очень остро.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Основные направления реформирования социально-экономической статистики России………………………………………………………………...4
1.1 Статистическая методология………………………………………………4-5
1.2 Задачи федеральных и региональных статистических ведомств……….5-6
1.3 Разработка теоретических и методологических проблем статистической науки и практики………………………………………………………………7-15
2. Статистический анализ изменения потребительских цен в регионе…..16-17
3.Основные категории статистики…….…………………………………....18-19
Заключение………………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

statistikka.docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………2-3

1. Основные направления  реформирования социально-экономической  статистики России………………………………………………………………...4

1.1 Статистическая методология………………………………………………4-5

1.2 Задачи федеральных  и региональных статистических  ведомств……….5-6

1.3 Разработка теоретических  и методологических проблем статистической  науки и практики………………………………………………………………7-15

2. Статистический анализ  изменения потребительских цен  в регионе…..16-17

3.Основные категории статистики…….…………………………………....18-19

Заключение………………………………………………………………………20

Список используемой литературы……………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На каждом этапе развития перед социально-экономической статистикой  встают специфические задачи, обусловленные  характером самого этапа. В условиях перехода к рыночной экономике социально-экономическая  статистика призвана решать новые важные задачи. Для этого требуется повышение  ее качества и оперативности, совершенствование  отчетности, углубление социально-экономического анализа.

В последнее время проведена  определенная работа по реформированию российской статистики, В 1992 г. была разработана  и утверждена «Государственная программа  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Итоги реализации первого этапа  программы были подведены на Всероссийском  совещании статистиков (1995 г.), ходе которого отмечено, что начальный  этап реформирования российской статистики в нашей стране завершен, но проблема дальнейшего совершенствования  статистической науки и практики стоит очень остро.

В настоящее время особую значимость приобретает обеспечение  достоверности статистических данных и восстановление на этой основе доверия  к статистике. Десятилетиями ранее (да и сейчас) руководство государства  стремилось с помощью статистики показывать успехи и достижения, замалчивая и «маскируя» трудности и недостатки.

Важной предпосылкой обеспечения  объективности, точности и достоверности  статистических данных является совершенствование  методологии их исчисления, которую  пока еще иногда подстраивают под  волюнтаристские решения и конъюнктурные  политические задачи.

Существовавшая длительное время в России статистическая методология  во многом отличалась от принятой в мировой практике. Как следствие, круг сравнимых показателей был резко ограничен, что затрудняло объективную оценку уровня нашего социально-экономического и научно-технического развития в сравнении с передовыми капиталистическими странами. Необходимо привести систему показателей в соответствие с принятыми в международной практике подходами и стандартами, что позволит осуществлять прямые международные сопоставления.

Нуждается в расширении гласность  статистики; доступ к информации для  всех хозяйственных и общественных организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов должен быть открытым.

Следует поднять роль учета, статистики и контроля в обеспечении рационального и экономного использования ресурсов, в усилении борьбы с бесхозяйственностью и расточительством.

В совершенствовании нуждается  не только методология, но и организационная  структура управления статистики. Прежде всего, в рамках установленного законом  разграничения полномочий между  федеральными органами и субъектами Федерации необходимо четко определить функции статистических органов  в центре и на местах. Решение  этих проблем, безусловно, положительно скажется на объективности и достоверности  статистических данных.

Для успешного решения  перечисленных задач требуется  разработка и принятие концепции  коренной перестройки социально-экономической  статистики в условиях рынка и  закона о государственной статистике. В них должны быть четко сформулированы содержание статистической политики как составной части социально-экономической политики страны, а также цель и основные направления радикальной перестройки статистической науки и практики на всех уровнях.

 

1. Основные направления  реформирования социально-экономической  статистики России.

1.1 Статистическая  методология

Существовавшая длительное время в России статистическая методология  во многом отличалась от принятой в мировой практике. Как следствие, круг сравнимых показателей был резко ограничен, что затрудняло объективную оценку уровня нашего социально-экономического и научно-технического развития в сравнении с передовыми капиталистическими странами. Хотя сейчас уже введен показатель валового национального продукта, проводится двустороннее сопоставление показателей, тем не менее предстоит еще огромная работа по отработке методологии более широких международных сопоставлений.

Необходимо привести систему  показателей в соответствие с  принятыми в международной практике подходами и стандартами, что  позволит осуществлять прямые международные  сопоставления. Речь идет о широком  применении в макроэкономических расчетах системы национальных счетов (СНС), что требует коренного изменения  всей системы бухгалтерского учета. При этом нельзя согласиться с  утверждениями некоторых ученых, что следует отказаться от использования  баланса народного хозяйства. Его  разработка -- значительное достижение советской статистики, и многие экономисты, в том числе из капиталистических стран, придерживаются мнения, что баланс народного хозяйства очень важен для аналитических целей.

Сегодня по-иному надо подходить  и к статистике развитых капиталистических  стран. Все полезное (особенно это относится к практике проведения выборочных обследований, использованию статистических и математических методов, построению системы национальных счетов, методологии исчисления валового национального и валового внутреннего продукта, индексации доходов населения и т.д.) необходимо применять в отечественной практике, но при этом нельзя идти по пути слепого копирования и забывать о многочисленных особенностях экономики России.

Нуждается в расширении гласность  статистики; доступ к информации для  всех хозяйственных и общественных организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов должен быть открытым.

Для того чтобы статистика могла правильно отражать перемены, происходящие в экономике страны, необходимы существенные изменения  в области определения динамики экономического роста в условиях резких качественных изменений и структурных сдвигов, характеристики рыночных отношений и межрегиональных экономических связей, анализа инфляционных процессов и др. Большое значение в условиях рынка будут иметь разработка индексов цен, наблюдение за динамикой цен и тарифов в стране, определение влияния их изменения на жизненный уровень народа и потребительские бюджеты различных групп и слоев населения. Важно тщательно разработать механизм отбора товаров-представителей. Определенный опыт накоплен в этой области как в развитых капиталистических, так и в восточноевропейских странах. Зарубежный опыт надо использовать, помня, что от качества отбора товаров-представителей зависит точность расчета средних индексов цен на эти товары и многих других расчетов.

Следует поднять роль учета, статистики и контроля в обеспечении рационального и экономного использования ресурсов, в усилении борьбы с бесхозяйственностью и расточительством.

Далеко не на должном уровне ведется разработка комплексной  системы показателей социально-экономической  статистики, характеризующей экономическую, социальную и духовную стороны жизни  нашего общества. Не существует специальной  статистики по наблюдению за ходом  реализации законов, регулирующих экономические  отношения, и законов по социальной защите населения и повышению  мотивации труда, без чего невозможно изучать эффективность действия законов, анализировать результативность мер, осуществляемых на путях перехода к рыночной экономике.

1.2 Задачи федеральных  и региональных статистических  ведомств

В совершенствовании нуждается  не только методология, но и организационная  структура управления статистики. Решение  этих проблем, безусловно, положительно скажется на объективности и достоверности  статистических данных.

Для успешного решения  перечисленных задач требуется  разработка и принятие концепции  коренной перестройки социально-экономической  статистики в условиях рынка и  закона о государственной статистике. В них должны быть четко сформулированы содержание статистической политики как составной части социально-экономической политики страны, а также цель и основные направления радикальной перестройки статистической науки и практики на всех уровнях.

Прежде всего в рамках установленного законом разграничения полномочий между федеральными органами и субъектами Федерации необходимо четко определить функции статистических органов в центре и на местах.

Одной из главных задач  федеральных и региональных статистических ведомств, ученых-статистиков является обеспечение общности принципов  организации и методологического  единства государственной статистики на всех ее уровнях. На первый план выдвигается  статистика макроэкономических показателей. Но это не значит, что, как полагают некоторые экономисты, роль отраслевых статистик снизится. В условиях рынка их значение должно еще более возрасти, особенно тех, которые по своему характеру требуют единого в масштабе страны руководства, как-то: статистика топливно-энергетических ресурсов; железнодорожного, морского, авиационного и трубопроводного транспорта; атомной энергетики; космических систем; связи, информации и информатики; науки и научного обслуживания и т.д.

Нуждается и тщательной научной  проработке вопрос о формировании статистики экономических районов и территорий страны. Так как республики приняли  декларации о суверенитетах, предстоит  не только разработать новые принципы организации статистики, но и углубить статистическое изучение экономического и социального развития территорий, рационального размещения производительных сил, использования экономического потенциала регионов. Особое значение ныне приобретает анализ социально-экономических  хозяйственных связей, поскольку  они повсеместно нарушены, а заключение новых договоров идет крайне медленно.

Переход к рыночным отношениям принципиально меняет источники  получения информации. С ликвидацией  административно-командной системы, с помощью которой вышестоящие  органы властно управляли предприятиями, появилась возможность внести коренные изменения в организацию статистической отчетности.

Прежде всего изменились роль и значение выборочных наблюдений. Существенное сокращение массива государственной отчетности вызвало необходимость проведения отраслевыми органами управления статистических наблюдений на основе договоренности с предприятиями. Такие наблюдения должны проводиться по единой методологии, чтобы обеспечить получение качественной информации.

1.3 Разработка  теоретических и методологических  проблем статистической науки  и практики

На современном этапе  назрела необходимость разработки следующих важнейших теоретических  и методологических проблем статистической науки и практики.

Во-первых, -- это теоретические исследования сущности и научных основ социально-экономической статистики в условиях перехода на рыночные отношения. Коренные изменения в общественной и экономической жизни России вызвали необходимость реформирования статистики. Этому было посвящено Всероссийское совещание статистиков, прошедшее в Москве в ноябре 1995 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление «О Федеральной целевой программе реформирования статистики на 1997--2000 годы».

Говоря о реформировании статистики, необходимо иметь в виду, что развитие статистической науки, объективно обусловливаемое приоритетом  науки над практической деятельностью, основывается на изучении и обобщении  собственного (отечественного) и зарубежного  опыта в области статистики, исторического  прошлого и настоящего; что мероприятия  по реформированию статистики осуществляются во взаимной увязке.

Прежде всего необходимо научно обосновать сущность статистики и предмет ее изучения на современном этапе, поскольку некоторые ученые и практики по-прежнему определяют их исходя из решения научного совещания статистиков, проходившего в 1954 г. Дискуссия по этим вопросам так и осталась незавершенной.

Переход на рыночные отношения  требует углубленного исследования теоретических проблем социально-экономической  статистики. В настоящее время  в учебниках, монографиях и статьях  вновь появилась (как и в первые годы Советской власти, а также  в 20-е, 30-е и 50-е годы) разноголосица  даже в определении статистики.

Одни считают, что статистика -- это наука о стихийных, случайных явлениях природы и общества; другие утверждают, что статистика вообще не самостоятельная наука, поскольку у нее нет своего предмета исследования, что это лишь специфический метод; есть мнения о совпадении ее предмета с предметом политэкономии, поскольку статистика изучает только общественные явления и процессы. И наконец, некоторые ученые, признавая статистику наукой, относят к ее предмету не только общество, но и природу, т.е. весь мир явлений; статистика предстает у них какой-то всеобъемлющей, универсальной наукой, которая делает все остальные науки излишними.

В период перестройки, особенно в последние годы, отдельные ученые пытаются доказать, что статистика не является общественной наукой. Так, А. Орлов утверждает, что ошибочное  отнесение статистики к общественным наукам нанесло существенный вред развитию народного хозяйства, что тем  самым был поставлен барьер между  современной теоретической (математической) статистикой и органами статистики, деятельность которых была сведена  исключительно к учету.

Информация о работе Статистическая методология и основные статестические категории.