Статистическая отчетность о финансовом состоянии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы статистической отчетности о финансовом состоянии предприятия.
Финансовая отчетность фирмы и ее значение.
Особенности основных видов финансовой отчетности.
Аналитический баланс-нетто.
Отчет о прибылях и убытках.
Особенности отдельных статистических показателей о финансовом состоянии предприятия.
Показатели прибыли.
Показатели рентабельности.
Показатели оборачиваемости.
Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса.
Нормативная база статистической отчетности о финансовом состоянии предприятия.
Статистический анализ деятельности предприятия на примере ОАО «Транс».
Общие сведения о предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия.
4.Расчет отдельных финансовых показателей по предприятию.
4.1 Расчет показателей платежеспособности и ликвидности.
4.2 Расчет показателей финансовой устойчивости.
4.3 Расчет показателей деловой активности.
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

finansovoe_sostoyanie_predpriyatiya.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

  В сочетании с балансом «Отчет о прибылях и убытках» позволяет определить и проанализировать показатели рентабельности фирмы.

  В отчете о движении капитала приводится информация о собственном капитале, фондах потребления, резервах предстоящих платежей: остаток на начало года; поступило в отчетном году; израсходовано (использовано) в отчетном году; остаток на конец года.

  В странах с рыночной экономикой составляют «Отчет о прибыли» и «Отчет о накопленной прибыли».

«Отчет о прибыли» содержит информацию, показывающую формирование чистой прибыли отчетного периода. В отчете отражаются доходы, расходы, прочие прибыли и прочие убытки.

  Отчет об изменении финансового положения в некоторых странах называют «Отчетом о движении денежных средств». В этом документе финансовой отчетности содержится информация о поступлении, расходовании и изменениях денежных средств вследствие хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы за определенный период. По данным отчета анализируют текущие потоки денежных средств, оценивают будущие поступления денежных средств, способность предприятия погасить имеющуюся задолженность и выплатить дивиденды, а также определяют необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

1.3 Особенности отдельных статистических показателей о финансовом состоянии предприятия.

Статистика финансов предприятий на основе присущих ей статистических методов изучает  количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий.   

          Задачами статистики финансов предприятий являются:

  • Изучение состояния и развития финансовой деятельности предприятий;
  • анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности, оборачиваемости оборотных активов;
  • оценка финансовой устойчивости и платежеспособности организаций.

  Для расчета показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий, источниками информации являются бухгалтерская и статистическая отчетность: «Баланс предприятия» (форма №1), «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (форма № 2), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), статистическая отчетность (форма №10-ф годовая) «Отчет об основных показателях финансовой деятельности предприятия (организации)», форма №1-ф «Состояние расчетов на предприятиях (организациях)». Организации и предприятия, получающие финансирование из бюджета, заполняют форму №2-2 по ОКУД «Отчет об исполнении бюджетных ассигнований организаций, предприятий».

  Основными статистическими показателями, позволяющими оценить финансовое положение отраслей экономики и образующих их коммерческих организаций, т.е. организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: выручка от реализации (или близкий к нему показатель — объем продаж), прибыль, рентабельность, наличие и оборачиваемость оборотных активов, ликвидность и левераж. Первые четыре показателя в нашей стране широко известны и давно используются в статистических расчетах. Относительно новыми для российской экономики являются показатели ликвидности и левеража. Они также применяются для анализа финансового положения предприятий и организаций разных организационно-правовых форм.

1.3.1 Показатели прибыли

Выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг представляет собой важный индикатор финансовой деятельности предприятий, который является одним из основных при принятии финансовых решений. Значение показателя определяется тем, что он показывает стоимость реализации продукции (оказанных услуг) — объем основного источника финансовых ресурсов в действующих организациях.

  Прибыль в обобщенном виде отражает конечные финансовые результаты деятельности отраслей и коммерческих организаций и служит весьма значимой экономической характеристикой их работы. В зависимости от содержания, порядка расчета различают валовую, или балансовую, прибыль, прибыль от реализации, чистую прибыль, нераспределенную и облагаемую налогом прибыль.

  Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов (включая земельные участки), иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разность между выручкой от реализации и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

Доходы от внереализационных операций включают:

  • доходы от долевого участия в деятельности других организаций, дивиденды и доходы по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • прибыль от операций прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • доходы по операциям с иностранной валютой и положительные курсовые разницы по валютным счетам;
  • полученные пени, штрафы, неустойки, доходы от возмещения причиненного ущерба или упущенной выгоды;
  • доходы по операциям с тарой и другие виды санкций за нарушение хозяйственных обязательств и условий, присужденные должнику и признанные им;
  • средства, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;
  • доходы от дооценки производственных запасов и готовой

продукции.

Расходы, вызванные  внереализационными операциями, включают:

  • убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
  • убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;
  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям с валютой;
  • некомпенсированные потери, связанные с ликвидацией от стихийных бедствий, или затраты по их предотвращению;
  • убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • судебные и арбитражные издержки;
  • уплаченные штрафы, пени, неустойки;
  • убытки по операциям с тарой;
  • убытки от хищений, виновники которых не обнаружены и не установлены;
  • другие расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг.

  Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций при положительном его значении прибавляется к сумме результатов от реализации продукции, работ и услуг, а также иного имущества, а при отрицательном — вычитается.

  Балансовая прибыль выявляется за отчетный период на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций; в валюту баланса не входит.                                                                                     

  Прибыль от реализации продукции, работ и услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и полной себестоимостью.

  Ведущее место в изучении прибыли от реализации продукции, работ и услуг отводится факторному анализу. В качестве примера рассмотрим влияние средних цен реализации, себестоимости единицы продукции, объема и структуры реализованной продукции на динамику прибыли от реализации продукции.

  Роль каждого из этих факторов можно определить с помощью индексного метода. Используем для этого общепринятые обозначения:

p0, p1, - цена за единицу продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;

q0, q1,- количество продукции;

z0, z1 ,-себестоимость единицы продукции.

  Абсолютный размер прибыли по нескольким видам продукции можно выразить как разность между выручкой от реализации (∑pq) и затратами на производство продукции (∑zq).

Абсолютный прирост  прибыли можно представить следующим  образом:

(∑p1q1-∑z1q1}- (∑p0q0-∑z0q0)

  Установим степень влияния изменения средних цен реализации, себестоимости производства и объема реализации, а также структуры реализованной продукции на абсолютный прирост прибыли. Прирост прибыли за счет изменения средних цен реализации находят как разность между выручкой от реализации продукции отчетного периода и объемом реализованной в отчетном периоде продукции, рассчитанной по средним ценам базисного периода, т.е.

∑p1q1-∑p0q1

  Прирост прибыли в результате изменения себестоимости производства продукции — это разность между объемом реализованной в отчетном периоде продукции, пересчитанной по себестоимости базисного периода, и фактической себестоимостью этой продукции, т.е.

∑z0q1-∑p1q1

  Влияние изменения объема реализованной продукции на при-=1ль устанавливается сравнением прибыли базисного периода и прибыли от фактически реализованной продукции, пересчитанной по ценам и себестоимости базисного периода:

(∑p0q1-∑z0q1)-(∑p0q0-∑z0q0).

  Прирост прибыли в результате изменения объема реализации содержит и ту её часть, которая образуется за счет структурных сдвигов в ассортименте продукции. Рассчитывают её следующим образом:

где П=p-z

  Таким образом, отклонение суммы прибыли от реализации продукции можно рассматривать как результат изменения четырех вышеназванных факторов.

  Облагаемая налогом прибыль — это прибыль, определяемая для целей налогообложения. Для ее исчисления валовая прибыль уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам, а также увеличивается (уменьшается) на суммы доходов (затрат), установленных законодательством.

При распределении ее производятся отчисления в бюджет в виде различных налогов и сборов.

  Чистая прибыль — это прибыль, определенная как разница между балансовой прибылью и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

  Нераспределенная прибыль представляет ту часть балансовой прибыли, которая после использования последней в отчетном году на уплату налогов и другие платежи в бюджет остается в распоряжении организации и используется в следующем за отчетным году для стимулирования работников и финансирования затрат по созданию нового имущества, приобретения основных фондов, накопления оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг других организаций, на благотворительные нужды, текущие расходы по содержанию объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства и т.п. За счет нераспределенной прибыли осуществляются также платежи по основному долгу банка и уплата банковских процентов сверх ставок, установленных законодательством, оплата банковских процентов по ссудам, полученным на приобретение основных средств и нематериальных активов, а также по просроченным и отсроченным ссудам.

1.3.2 Показатели  рентабельности

  Наряду с абсолютным показателем — объем прибыли — статистика финансов широко применяет относительный показатель — рентабельность, который позволяет в общем виде охарактеризовать прибыльность работы организации. Этот показатель представляет собой результат действия различных экономических процессов — изменения объема производства, производительности труда, снижения себестоимости продукции и является важнейшим индикатором оценки финансово-экономической эффективности работы и уровня окупаемости производимых затрат.

В качестве показателя рентабельности (годовой и внутри-годовой) чаще рассчитывается общая рентабельность или, как ее еще называют, рентабельность организации, а также рентабельность реализованной продукции и рентабельность капитала.

Показатель общей рентабельности рассчитывается путем деления величины балансовой прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств, выражается в процентах и определяется по формуле:

где Rоб — уровень общей рентабельности;

Пбал — величина балансовой прибыли за период;

Фср — средняя годовая стоимость основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств за тот же период.

  По экономическому содержанию показатель общей рентабельности характеризует величину прибыли, получаемой на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

  В отличие от показателя общей рентабельности, отражающего эффективность авансируемых затрат, в рентабельности продукции отражается эффективность текущих затрат. При стабильных ценах, по которым реализуется продукция, рост рентабельности продукции означает повышение эффективности производства, улучшение использования материальных и трудовых ресурсов, снижение потерь.

  Рентабельность реализованной продукции определяется делением величины прибыли от реализации продукции на себестоимость продукции, выражается в процентах и рассчитывается по формуле:

где RРП — рентабельность реализованной продукции.

Рентабельность продукции  рассчитывают как по отдельным видам, так и по всей реализованной продукции в целом.

  Понижение уровня рентабельности продукции в отраслях экономики наряду с другими факторами обусловлено значительным уменьшением уровня инфляции в России.

Рентабельность реализованной  продукции зависит от себестоимости единицы продукции, цен реализации и сдвигов в ассортименте продукции. Динамика рентабельности реализованной продукции также определяется действием этих факторов. Установим влияние каждого из названных факторов на динамику рентабельности продукции.

  Для анализа прибыльности всего капитала используется показатель, характеризующий способность предприятия использовать активы с наибольшей отдачей (в зарубежной практике — return on assets). Уровень рентабельности активов рассчитывается делением величины прибыли на среднюю сумму стоимости активов и показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. всех затраченных средств вне зависимости от источников их формирования.

1.3.3 Показатели оборачиваемости

  Оборотные активы (оборотные средства) — это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения. К производственным оборотным фондам относятся сырье, материалы, топливо, затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов (затраты, произведенные в отчетном периоде, но погашаемые в следующих периодах), а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Фонды обращения складываются из готовой продукции и товаров отгруженных, средств в расчетах и денежных средств на счетах.

Информация о работе Статистическая отчетность о финансовом состоянии предприятия