Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:17, контрольная работа
В данной работе рассматривается второй этап статистического исследования – сводка и группировка. Описываются виды группировок и задачи, решаемые соответствующими видами группировок. Приводится алгоритм группировки по количественному признаку и на его основе пример группировки валового регионального продукта по субъектам России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Суть и виды статистических группировок 4
2. Выполнение группировки по количественному признаку 8
3. Ряды распределения, их виды и графическое изображение 11
Заключение 16
Список литературы 17
Задачи 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
Кафедра
«Менеджмент, маркетинг и организация
производства»
Контрольная работа
по курсу «Статистика»
Вариант
13
Тема:
статистическая сводка
и группировка и их использование
в анализе
Выполнил ст.гр. ММЗ-251с
Гуреев В.М.
№ зачетной книжки 20101585
Проверил Харитонова Т.А.
Волгоград
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Суть и виды статистических группировок 4
2. Выполнение группировки по количественному признаку 8
3. Ряды распределения, их виды и графическое изображение 11
Заключение 16
Список литературы 17
Задачи 18
Важнейшим этапом исследования социально-экономических явлений и процессов является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей.
В результате первой стадии статистического исследования (статистического наблюдения) получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследования (записи о каждом гражданине страны при переписи населения: пол, национальность, возраст, образование, род занятий и многие другие признаки). Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей совокупности фактов при помощи обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Это достигается в результате сводки – второй стадии статистического исследования.
В
сводке статистического материала
отдельные единицы
Таким
образом, группировка является одним
из первичных методов обработки
новой статистической информации, которая
позволяет проводить
В
данной работе рассматривается второй
этап статистического исследования
– сводка и группировка. Описываются
виды группировок и задачи, решаемые
соответствующими видами группировок.
Приводится алгоритм группировки по
количественному признаку и на его
основе пример группировки валового
регионального продукта по субъектам
России.
В
результате первой стадии статистических
исследований (статистического наблюдения)
получают статистическую информацию,
представляющую собой большое количество
первичных, разрозненных сведений об отдельных
единицах объекта исследования (например,
записи о каждом гражданине страны
при переписи населения: пол, национальность,
возраст, образование и др.).
Дальнейшая
задача статистики заключается в
этом, чтобы привести эти материалы
в определенный порядок, систематизировать
и на этой основе дать сводную характеристику
всей совокупности фактов для того,
чтобы изучить характерные
Статистическая сводка – это научно организованная обработка первичных данных в целях получения обобщающих характеристик изучаемого явления по ряду существенных для него признаков.
Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой. Например: чтобы узнать общую численность студентов высших учебных заведений Украины достаточно сложить количество студентов всех ВУЗов на определенную дату.
Статистическая сводка включает в себя такие составляющие элементы:
Объединение отдельных единиц статистической совокупности в группы осуществляется при помощи метода группировок.
Статистическая
группировка – это процесс
образования однородных групп по
ряду существенных признаков. Осуществляется
группировка либо путем деления
совокупности на отдельные части, которые
характеризуются внутренней однородностью
и отличаются рядом признаков, либо
путем объединения отдельных
единиц в группы по типовым признакам
(например, группировка промышленных
предприятий по форме собственности,
группировка населения по размеру
среднедушевого дохода, группировка
коммерческих банков по сумме актива
баланса и т.д.).
Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками или основанием группировки. Если группировка получена по количественному признаку, она называется количественной, по качественному – атрибутивной или качественной.
На группировку в статистическом анализе возлагаются следующие функции:
В соответствии с этими функциями различают типологические, структурные и аналитические (факторные) группировки.
Типологическая
группировка – это
Разделение однородной совокупности на группы с целью выявления ее внутренней структуры называется структурной группировкой. Она характеризует состав совокупности, объем (весомость) ее отдельных групп.
Таблица 1 – Группировка потребителей йогурта по возрасту
Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги, что отражает закономерности их развития.
Аналитические
группировки используются для исследования
наличия зависимости между
Таблица 2 – Группировка магазинов по численности работников (данные условные)
Данные показывают, что между размером предприятия и занятостью его работников существует связь: чем больше по количеству работающих магазин, тем короче рабочая неделя.
Если группы, образованные по одному признаку, делятся затем на группы по второму и т.д. признакам, то такая группировка называется комбинированной. Например, распределив группы потребителей йогурта по полу, получим комбинированную группировку.
Таблица 3 – Группировка потребителей йогурта по возрасту и полу
При
составлении структурных
Интервал – количественное значение, определяющее и отделяющее одну группу от другой, т.е. он очерчивает количественные границы групп.
Интервалы могут быть равные и неравные. Например: по численности работающих предприятия могут быть разбиты на группы: до 100, 100-200, 200-500, 500-1000, 1000 и более. Это объясняется тем, что изменение признака на 50-100 чел. имеет существенное значение для мелких предприятий, а для крупных – не имеет.
Для группировок с равными интервалами величина (длина, шаг) интервала определяется по формуле:
Где , - наибольшее и наименьшее значение признака;
к – число групп (интервалов), определяемое по формуле Стерджесса:
где N – число единиц совокупности.
Округление полученных в расчетах нецелых чисел производится в большую сторону.
Например: необходимо произвести группировку с равными интервалами 20 рабочих цеха по производительности их труда. Наибольшая производительность 180 деталей за смену, наименьшая – 60.
Количество групп:
Длина интервала:
ижняя граница 1-ой группы 60 деталей, верхняя 60+20=80 деталей. Вторая группа: нижняя граница 80, верхняя 80+20=100 и т.д. В результате получаем такой интервальный ряд (или такие группы рабочих), деталей:
1 группа: 60-80
2 группа: 80-100
3 группа: 100-120
4 группа: 120-140
5 группа: 140-160
6 группа: 160-180
В
этом распределении имеется
Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны верхняя и нижняя границы (как в примере), и открытыми, когда указана лишь одна из границ. Например, интервалы «менее 60» или «180 и выше» - открытые интервалы. Для расчета показателей статистической совокупности открытые интервалы необходимо «закрыть». Для этого используют величину интервала, соседнего с «открытым». В примере получим: 40-60 и 180-200.
Сказанное выше относится к группировкам, которые производятся на основе анализа первичного статистического материала. Но довольно часто приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые не удовлетворяют требованиям анализа. Например, группировки могут быть не сопоставимы из-за различного числа групп или неодинаковых границ интервалов. Для приведения группировок к сопоставимому виду используется метод вторичной группировки, который заключается в образовании новых групп на основе ранее осуществленной группировки. Эта перегруппировка возможна двумя способами: 1) объединением первоначальных интервалов (т.е. их укрупнением); 2) долевой перегруппировкой.
Рассмотрим пример, данные условные.
Таблица 3 – Группировка акционеров по размеру дивидендов на одну акцию.
Приведенные
данные не позволяют сравнить распределение
акционеров двух районов по размеру
дивидендов из-за различного числа
групп (5 и 4) и различной длины
интервала. Взяв за основу группировку
2-го района (как более крупную), произведем
вторичную группировку
Таблица
4 – Вторичная группировка
Анализ
сопоставимых данных вторичной группировки
позволяет сделать вывод: акционеры
второго района имеют более высокие
дивиденды: (12 и выше грн. получают 40+30=70
% акционеров, а в первой – только
30 %).
Информация о работе Статистическая сводка и группировка и их использование в анализе