Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:14, курсовая работа
В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
Показатели расходов население;
Статистическое изучение потребления населением материальных благ и услуг.
Статистические источники изучения потребления населения;
Расчётная часть курсовой работы включает решение четырёх задач по темам из варианта расчётного задания.
Введение. 3
Теоретическая часть 5
2. Система статистических показателей, характеризующих расходы населения. 10
2.1 Статистические показатели 10
2.2 Индекс потребительских цен 19
2.3. Показатели расходов и потребления материальных благ и услуг населением РФ 24
3. Статистический анализ с помощью рядов динамики 28
Расчётная часть 32
Аналитическая часть 44
Приложение 49
Список использованной литературы 55
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище — они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище и домашние услуги, производимые наёмными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.), и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жильё и т.п.)
Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.)
Основным показателем потребления служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определённых видов товаров и услуг на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объёма потребляемых товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий и т.д.
Этот
показатель нередко фигурирует в
международных сравнениях , хотя в
последнее время в
Сравнение
фактического потребления отдельных
товаров с нормативным
Коэффициент удовлетворения потребности в i-том товаре имеет вид:
,
где - фактическое потребление i-того товара в среднем на душу населения;
- нормативный уровень
Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам:
,
где р - цена товара;
q
– количество фактически
s
– количество фактически
t
– фактический тариф за
qн – норматив потребления определенного товара на душу населения;
sн – норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;
- средняя численность населения за период.
Разность
числителя и знаменателя этого
показателя определяет стоимость общего
недопотребления товаров и
Динамика
общего и среднедушевого потребления
изучается с помощью индексов.
По отдельным видам товаров
где , - объемы потребления i-того товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно.
Например, используя данные таблицы 11, рассчитаем индекс изменения общего потребления продовольственных товаров. За отчетный период возьмем данные 2009г, а за базисный – данные 2009г.
Подставляя данные в формулу (3), получим:
,
где , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах соответственно;
Используя данные таблицы 2, рассчитаем рассчитаем индекс изменения среднедушевого потребления продовольственных товаров. За отчетный период также возьмем данные 2009г, а за базисный – данные 2009г.
Подставляя данные в формулу (4), получим:
.
Используя данные, полученные выше, подставим их в формулу, и получим абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления продовольственных товаров:
.
Статистика услуг
позволяет определить как общее,
так и среднедушевое
Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов – t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.
Динамика общего потребления населением товаров и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:
где , , , - количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;
, - цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.
Для изучения динамики потребления отдельных групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физического объема следующего вида:
,
где - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.
Для изучения зависимости объема потребления от дохода на практике используется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1% (формула А. Маршалла):
,
где - начальные доход и потребление;
- их приращения за некоторый период (или при переходе от одной группы к другой.
Темпы повышения или снижения уровня жизни населения, и соответственно потребления товаров и услуг обусловленные изменениями зарплаты, пенсий и других денежных доходов, можно правильно оценивать лишь с учетом изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). С января 1992 г. динамика потребительских цен существенно изменилась, ускорились инфляционные процессы, что в свою очередь потребовало применения новых методов наблюдения и анализа цен на товары и услуги. Поэтому с этого же года по всей территории России осуществляется сбор ценовой информации на потребительском рынке для расчета ИПЦ – важнейшего показателя социально-экономического развития страны. На основе ИПЦ правительство корректирует внутреннюю политику в области финансов, денежного обращения, индексирует доходы различных социальных групп населения, оценивает уровень инфляции на потребительском рынке и др.
Наряду с информацией о ценах для расчета ИПЦ используется информация о доходах и расходах населения, получаемая статистикой бюджетных обследований домохозяйств.
Сбор ценовой информации проводится на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров (услуг) физическим лицам.
Набор товаров и услуг, по которым регистрируются цены, состоит из трех групп, охватывающих 382 вида товаров и услуг: продовольственные товары (100), непродовольственные товары (201) и платные услуги (81). Отметим, что за десятилетний опыт наблюдения за ценами этот набор увеличился почти на 100 позиций. Набор формируется по принципу важности товаров-представителей и устойчивости наличия в продаже с целью обеспечения сопоставимости ценовой информации. Регистрируются цены фактической реализации с учетом НДС, акцизов и других косвенных налогов.
Учет цен и тарифов проводится по выборочному кругу городов и других населенных пунктов, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения и степени насыщенности товарами потребительского рынка. Наблюдение за ценами осуществляется на потребительском рынке только городских поселений. Это связано с тем, что регистрация цен в сельской местности нецелесообразна, так как требует значительного увеличения материальных и трудовых затрат и сопряжена с большими трудностями. Кроме того, как показывают расчеты, динамика потребительских цен на селе мало чем отличается от динамики цен в городе.
По указанному выше набору товаров и услуг цены регистрируются еженедельно лишь в крупных городах, а по всем отобранным населенным пунктам — ежемесячно с 23-го по 25-е число. Кроме того, из всего набора товаров и услуг выделяют набор из 25 видов важнейших продуктов питания. Цены на эти продукты еженедельно регистрируются в Москве и Санкт-Петербурге, столицах республик в составе Российской Федерации, областных, краевых городах и центрах автономных округов.
Госкомстат
рассчитывает несколько ИПЦ - сводный
ИПЦ по полному фиксированному набору
потребительских товаров и
Порядок расчета ИПЦ выглядит так. Сначала определяют индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу или району:
где и - средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периода (месяца), рассчитанные по конкретному товару (услуге) по формуле простой средней арифметической, как отношение суммы зарегистрированных цен в разных торговых точках к числу зарегистрированных торговых точек.
Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу).
На
основе индивидуальных индексов цен
по городам, участвующим в наблюдении,
и территориальных весов
Расчет ИПЦ осуществляется ежемесячно к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Для получения ИПЦ за длительные периоды с сохранением характеристик данных товаров (за квартал, полугодие, период с начала года) используется цепной метод.
Таким
образом, ИПЦ рассчитывается путем
последовательного
Информация о работе Статистические методы анализа расходов населения