Статистические методы анализа расходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
Показатели расходов население;
Статистическое изучение потребления населением материальных благ и услуг.
Статистические источники изучения потребления населения;
Расчётная часть курсовой работы включает решение четырёх задач по темам из варианта расчётного задания.

Содержание работы

Введение. 3
Теоретическая часть 5
2. Система статистических показателей, характеризующих расходы населения. 10
2.1 Статистические показатели 10
2.2 Индекс потребительских цен 19
2.3. Показатели расходов и потребления материальных благ и услуг населением РФ 24
3. Статистический анализ с помощью рядов динамики 28
Расчётная часть 32
Аналитическая часть 44
Приложение 49
Список использованной литературы 55

Файлы: 1 файл

Курсач по стастистике (версия для интернета).doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

     Возрастающую  роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.

     В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются  два вида услуг: по проживанию в собственном жилище — они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище и домашние услуги, производимые наёмными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.), и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жильё и т.п.)

     Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов  бытового назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские  и др.)

     Основным  показателем потребления служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определённых видов товаров и услуг на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объёма потребляемых товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий и т.д.

     Этот  показатель нередко фигурирует в  международных сравнениях , хотя в  последнее время в статистических публикациях всё чаще указывается  показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

     Сравнение фактического потребления отдельных  товаров с нормативным позволяет  определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

     Коэффициент удовлетворения потребности в i-том  товаре имеет вид:

      ,                                                         (1)

     где - фактическое потребление i-того товара в среднем на душу населения;

      - нормативный уровень потребления  i-того товара в среднем на  душу населения;

     Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам:

      ,                                          (2)

     где р -  цена товара;

     q – количество фактически потребленных  товаров;

     s – количество фактически потребленных услуг;

     t – фактический тариф за определенную  услугу;

     qн – норматив потребления определенного товара на душу населения;

     sн – норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;

      - средняя численность населения  за период.

     Разность  числителя и знаменателя этого  показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг  по сравнению с нормативным его  уровнем.

     Динамика  общего и среднедушевого потребления  изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

  1. общего потребления i-того товара:

                                                               (3)

     где , - объемы потребления i-того товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно.

     Например, используя данные таблицы 11, рассчитаем индекс изменения общего потребления продовольственных товаров.  За отчетный период возьмем данные 2009г, а за базисный – данные 2009г.

     Подставляя  данные в формулу (3), получим:

       
 

                                                                                                                               Таблица 1

     

  1. среднедушевого  потребления i-того товара:

      ,                                    (4)

     где , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах соответственно;

     Используя данные таблицы 2, рассчитаем рассчитаем индекс изменения среднедушевого  потребления продовольственных товаров.  За отчетный период также возьмем данные 2009г, а за базисный – данные 2009г.

     Подставляя  данные в формулу (4), получим:

     

                                                                                                                               Таблица 2

     

       

     
  1. разница между  числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-того товара:

     

      .

     Используя  данные, полученные выше, подставим  их в формулу, и получим абсолютное изменение соответственно общего и  среднедушевого потребления продовольственных  товаров:

     

      . 

Статистика услуг  позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление  отдельных услуг населением, и  для этого чаще всего используется их стоимостная оценка (в первую очередь – рыночных услуг).

     Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов – t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.

     Динамика  общего потребления населением товаров и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:

                                                                                        (5)

     где , , , - количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

      , -  цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.

     Для изучения динамики потребления отдельных групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физического объема следующего вида:

      ,                                                  (6)

     где - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.

     Для изучения зависимости объема потребления  от дохода на практике используется коэффициент  эластичности потребления от изменения  дохода, который показывает, насколько  процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг  при росте дохода на 1% (формула А. Маршалла):

      ,                                           (7)

     где - начальные доход и потребление;

      - их приращения за некоторый  период (или при переходе от  одной группы к другой.

  1. Если коэффициент эластичности отрицательный, то с ростом доходов потребление «малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.
  2. Если коэффициент эластичности больше 1, то потребление растет быстрее доходов.
  3. Если коэффициент эластичности равен 1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость.
  4. Если коэффициент эластичности меньше единицы, то потребление увеличивается медленнее, чем доход.

 

2.2 Индекс потребительских цен

     Темпы повышения или снижения уровня жизни  населения, и соответственно потребления товаров и услуг обусловленные изменениями зарплаты, пенсий и других денежных доходов, можно правильно оценивать лишь с учетом изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). С января 1992 г. динамика потребительских цен существенно изменилась, ускорились инфляционные процессы, что в свою очередь потребовало применения новых методов наблюдения и анализа цен на товары и услуги. Поэтому с этого же года по всей территории России осуществляется сбор ценовой информации на потребительском рынке для расчета ИПЦ – важнейшего показателя социально-экономического развития страны. На основе ИПЦ правительство корректирует внутреннюю политику в области финансов, денежного обращения, индексирует доходы различных социальных групп населения, оценивает уровень инфляции на потребительском рынке и др.

     Наряду  с информацией о ценах для  расчета ИПЦ используется информация о доходах и расходах населения, получаемая статистикой бюджетных  обследований домохозяйств.

     Сбор  ценовой информации проводится на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров (услуг) физическим лицам.

     Набор товаров и услуг, по которым регистрируются цены, состоит из трех групп, охватывающих 382 вида товаров и услуг: продовольственные товары (100), непродовольственные товары (201) и платные услуги (81). Отметим, что за десятилетний опыт наблюдения за ценами этот набор увеличился почти на 100 позиций. Набор формируется по принципу важности товаров-представителей и устойчивости наличия в продаже с целью обеспечения сопоставимости ценовой информации. Регистрируются цены фактической реализации с учетом НДС, акцизов и других косвенных налогов.

     Учет  цен и тарифов проводится по выборочному  кругу городов и других населенных пунктов, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения и степени насыщенности товарами потребительского рынка. Наблюдение за ценами осуществляется на потребительском рынке только городских поселений. Это связано с тем, что регистрация цен в сельской местности нецелесообразна, так как требует значительного увеличения материальных и трудовых затрат и сопряжена с большими трудностями. Кроме того, как показывают расчеты, динамика потребительских цен на селе мало чем отличается от динамики цен в городе.

     По  указанному выше набору товаров и  услуг цены регистрируются еженедельно  лишь в крупных городах, а по всем отобранным населенным пунктам —  ежемесячно с 23-го по 25-е число. Кроме  того, из всего набора товаров и услуг выделяют набор из 25 видов важнейших продуктов питания. Цены на эти продукты еженедельно регистрируются в Москве и Санкт-Петербурге, столицах республик в составе Российской Федерации, областных, краевых городах и центрах автономных округов.

     Госкомстат  рассчитывает несколько ИПЦ - сводный  ИПЦ по полному фиксированному набору потребительских товаров и услуг  и по этому же набору без товаров  необязательного пользования (ювелирные  изделия, легковые автомобили и др.); ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения с различным уровнем доходов (10 децильных групп семей); индекс стоимости прожиточного минимума на региональном и федеральном уровнях и т.д.

     Порядок расчета ИПЦ выглядит так. Сначала  определяют индивидуальные индексы  цен товара (услуги) по городу или району:

                                                              (8)

     где и - средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периода (месяца), рассчитанные по конкретному товару (услуге) по формуле простой средней арифметической, как отношение суммы зарегистрированных цен в разных торговых точках к числу зарегистрированных торговых точек.

     Сопоставимой  считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии  торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу).

     На  основе индивидуальных индексов цен  по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных  товаров, товарных групп и услуг  в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации. В качестве территориальных весов используется удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения России на начало года.

     Расчет  ИПЦ осуществляется ежемесячно к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Для получения ИПЦ за длительные периоды с сохранением характеристик данных товаров (за квартал, полугодие, период с начала года) используется цепной метод.

     Таким образом, ИПЦ рассчитывается путем  последовательного агрегирования  данных. Сначала определяют потоварные индексы, охватывающие все виды торговли, затем — индексы по товарным группам, потом строится сводный ИПЦ.

Информация о работе Статистические методы анализа расходов населения